LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1574)
- Симфоническая (548)
- Фортепианная (400)
- Камерная (298)
- Скрипичная (188)
- Духовная (113)
- Хоровая (95)
- Народная (56)
- Органная (41)
- Композиторы (1515)
- Музыкальные жанры и формы (729)
- Концерт (245)
- Симфония (172)
- Соната (108)
- Вальс (82)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (381)
- Певцы (359)
- Музыканты (355)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (112)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (247)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (203)
- Музыкальная культура народов мира (164)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкотерапия (111)
- Музыкальный словарь (103)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (37)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Музыка, в которой воплощается настроение. Прелюдии
Слово «прелюдия» в переводе означает «вступление». Сначала этим термином обозначали небольшой вступительный раздел перед главным изложением музыкального произведения. В XIX веке так стали называть маленькую самостоятельную пьесу, в которой воплощается настроение. Разнообразны прелюдии не только по содержанию (меланхоличные, певучие, бурно-стремительные, сосредоточенные, светлые, жизнерадостные), но и по форме. Несмотря на миниатюрность некоторых прелюдий, Ля-мажор, до-минор, эти произведения завершенные и совершенные. Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения. Это были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением. В XVII веке во Франции начали появляться клавишные прелюдии: в качестве вступлений к частям клавесинной сюиты использовались прелюдии. Первым композитором, использовавшим такой жанр, стал Луи Куперен, после него клавесинные прелюдии без обозначения длительностей писали многие композиторы до первой половины XVIII века.
В течение второй половины XVII века немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяя прелюдию с фугой в той же тональности. Одним из первых таких композиторов был Иоганн Пахельбель. Прелюдии и фуги писал И. С. Бах, они более многочисленны и пользуются большей известностью сегодня. Органные прелюдии Баха крайне разнообразны, в них прослеживается как северо немецкое, так и южнонемецкое влияние.
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер был одним из первых немецких композиторов, перенёсших французский музыкальный стиль конца XVII века на немецкую клавирную музыку, заменяя стандартную увертюру на прелюдию, Сборник Фишера «Ariadne musica» — это цикл клавирных произведений, состоящий из прелюдий с фугами. Этот цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха, «Хорошо темперированного клавира», состоящего из двух томов, содержащих по 24 прелюдии и фуги.
Бах. Прелюдия и фуга ми бимоль минор.
«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох, многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения.
Шопен. Прелюдия №4 in E minor/
Шопен первый кто создал цикл из 24 прелюдий. Они написаны во всех мажорных и минорных тональностях.
Антон Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами». В дальнейшем к жанру прелюдии обращались выдающиеся композиторы XIX и XX веков: Рахманинов и Лядов, Скрябин и Дебюсси.
Рахманинов. Прелюдия in G minor.
Шопен. Raindrop Prelude.
Рахманинов. Прелюдия №2 оп.3
Лядов. Прелюдия №1 оп.57.
Прелюдия №7 Ля-мажор – настоящая жемчужина среди фортепианных миниатюр, написанных в форме периода. В прелюдии всего 16 тактов, но музыкальный образ воплощен ярко и законченно. Светлый, мечтательный характер музыки соединяется с танцевальным ритмом мазурки.
Шопен. Прелюдия №7 оп28.
Бах. Прелюдия и фуга №12. Орган
Текст из разных источников.
Процитировано 36 раз
Понравилось: 44 пользователям
Источник
Что такое фортепиано прелюдия
Прелюдия, прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление; франц. prèlude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Vorspiel, — род инструментальной пьесы, чаще всего для одного инструмента, позволяющего исполнять многоголосную музыку.
Наиболее ранние образцы относятся к 15 в. Первоначально прелюдия представляла собой небольшое вступление к какой-нибудь пьесе, которое обычно импровизировалось, иногда сочинялось заранее и исполнялось на лютне, клавишном инструменте, органе. Такие прелюдии служили в качестве пробы инструмента, устанавливали тональность последующей пьесы, подготавливали её музыкально (в т.ч. и по контрасту), а в случаях, когда эта пьеса предназначалась для коллектива инструменталистов или вокалистов, облегчали вступление инструментов или голосов.
Прелюдии не свойственна какая-либо определённая форма; важнейшее значение в ней приобретают импровизационное начало, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала; порой находят применение и имитация, полифония, склад. Характерная черта многих прелюдий — применение от начала и до конца единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда. Подобного рода пьесы носили и др. названия, например преамбула, интрада, ричеркар, фантазия, каприччо, токката и т.п. В 17 в. П. нередко назывались также вступления во французской опере и сюите, исполнявшиеся ансамблем инструменталистов и даже целым оркестром.
В 18 в. прелюдии стали создаваться и как самостоятельные пьесы; в то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый цикл прелюдия — фуга, в котором обе составные части взаимно оттеняли друг друга — свободному развёртыванию в прелюдии противостоял строго упорядоченный принцип развития в фуге, близкий к гомофонному склад прелюдии — всецело полифоническому в фуге. Одновременно Бах утвердил тип большого цикла прелюдий и фуг, обнимающего все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома «Хорошо темперированного клавира»).
В 19-20 вв. создавались как малые «парные» циклы прелюдии и фуги, порой расширенные до трёхчастного цикла («Прелюд, хорал и фуга» для фортепиано Франка), так и большие циклы прелюдий и фуг, подобно баховским обнимающие все тональности («24 прелюдии и фуги» для фортепиано Шостаковича, Щедрина).
Возник и тип цикла одних только прелюдий, также во всех тональностях (произведения Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). Прелюдии создавались и в виде отдельных пьес, главным образом для фортепиано, а также в качестве оркестровых вступлений к операм и к отдельным их актам (Р. Вагнер, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.).
Литература: Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.
Источник
Прелюдия (музыка)
Прелюдия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, в целом прелюдии по стилю похожи на импровизацию. Прелюдия-вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.
История
Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения. Это были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением. В XVII веке во Франции начали появляться клавишные прелюдии: в качестве вступлений к частям клавесинной сюиты использовались прелюдии, в которых длительности нот оставались на усмотрение исполнителя. Первым композитором, использовавшим такой жанр, стал Луи Куперен, после него клавесинные прелюдии без обозначения длительностей писали многие композиторы до первой половины XVIII века. Среди них были Жан Анри Д’Англьберт, Элизабет Жаке де ля Герр, Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо, первое опубликованное произведение которого было именно прелюдией. Последние такие прелюдии датируются 1710-ми годами.
Развитие формы прелюдии в Германии XVII века привело к появлению многочастных прелюдий, похожих на клавирные токкаты Иоганна Якоба Фробергера или Джероламо Фрескобальди. В прелюдиях северо немецких композиторов, таких как Дитрих Букстехуде или Николай Брунс, сочетались свободная импровизация и части, написанные по строгим канонам контрапункта (обычно это были миниатюрные фуги). Вне Германии такую модель прелюдии использовал Авраам ван-дер-Керкховен, один из наиболее известных голландских композиторов той эпохи. Южно- и центрально немецкие композиторы не следовали такому способу построения прелюдий, и их произведения оставались импровизационными, включая лишь небольшие элементы контрапункта или вовсе обходясь без него.
В течение второй половины XVII века немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяя прелюдию (или токкату) с фугой в той же тональности. Одним из первых таких композиторов был Иоганн Пахельбель, хотя прелюдии и фуги И. С. Баха более многочисленны и пользуются большей известностью сегодня. Органные прелюдии Баха крайне разнообразны, в них прослеживается как северо немецкое, так и южнонемецкое влияние.
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (ум. 1746) был одним из первых немецких композиторов, перенёсших французский музыкальный стиль конца XVII века на немецкую клавирную музыку, заменяя стандартную увертюру на прелюдию без длительностей нот. Сборник Фишера «Ariadne musica» — это цикл клавирных произведений, состоящий из прелюдий с фугами; прелюдии здесь разнообразны и не подчиняются какой-то общей модели. Этот цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха, «Хорошо темперированного клавира», состоящего из двух томов, содержащих по 24 прелюдии и фуги. Прелюдии Баха также разнообразны, некоторые напоминают танцы эпохи Барокко, а некоторые содержат двух- или трёхголосный контрапункт.
«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох, многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг (Op. 28), освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения: особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.
Форму прелюдий использовали и некоторые композиторы XX века, когда сочиняли «сюиты», навеянные музыкой Барокко. Такими были прелюдии Мориса Равеля (цикл «Могила Куперена», 1914—1917) и Арнольда Шёнберга (сюита для фортепиано Op. 25, 1921—1923).
Источник
Что такое фортепиано прелюдия
Прелюдии Рахманинова
Сергей Васильевич Рахманинов славился не только умением сочинять превосходные классические композиции, но и виртуозным владением фортепиано. Так, фортепианная музыка занимает весомую часть его творчества. Отдельным выдающимся музыкальным пластом можно назвать прелюдии для фортепиано.
Историю создания Прелюдий Рахманинова, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Одна из знаменитейших прелюдий до-диез минор была написана композитором в 1892 году, спустя два года после сочинения грандиозного Первого концерта для фортепиано. Она входила в цикл «Пьесы-фантазии», обозначенный, как op.3. Рахманинов пишет о том, как создавалось сочинение:
«В один прекрасный день прелюдия просто пришла сама собой, и я её записал. Она явилась с такой силой, что я не мог от нее отделаться, несмотря на все мои усилия».
Впервые на крупной сцене композиция прозвучала в 1892 году, и сразу же завоевала сердца и умы слушателей. Даже спустя огромное количество лет, когда Рахманинов с семьей переехал жить в Соединенные Штаты Америки, прелюдия не теряла собственной актуальности и популярности. Каждое интервью, которое журналисты брали у Рахманинова, сопровождалось вопросом, связанным с прелюдией до-диез минор . Однажды, устав от постоянных допросов, Рахманинов ответил, что просто сочинил музыку, и не стоит искать в ней программный замысел.
Оp. 23 создается также как и op.3 спустя два года после сочинения Второго фортепианного концерта для фортепиано с оркестром . Именно поэтому многие отмечают чрезвычайное сходство тематизма и интонационную близость. Впервые исполнен в 1903 году, и хорошо был принят публикой.
Необходимость создания op. 32 связана с обновлением фортепианного репертуара Рахманинова. Так, к 1910 году было сочинено 13 прелюдий, которые создают с другими прелюдиями законченный цикл из 24 сочинений. Работа над произведениями была достаточно длительной, процесс сочинения стал сложным для Рахманинова. Но премьера прошла блестяще, все слушатели еще раз смогли оценить многогранность и совершенность рахманиновского пианизма.
Интересные факты
- На удивление, Рахманинов признавался, что ему сложно сочинять миниатюрные произведения. В собственных письмах к Морозову, он писал, что именно над миниатюрами работа всегда идет очень тяжело.
- Руки композитора могли спокойно охватить сложный интервал квинта через октаву. Данный интервал легко можно встретить в прелюдиях и концертах. Пианистам, не имеющим столь хороших природных данных, приходится делить аккорд или интервал на две руки, что не всегда удобно.
- Композитор любил тишину, поэтому при исполнении фортепианных миниатюр или вариаций при недостаточной тишине или излишнем шуме, великий композитор мог перестать играть продолжение нового сочинения. Он говорил слушателям, либо вы будете кашлять, либо я буду играть.
- Вместе с прелюдией cis-moll два опуса 23 и 32 образуют законченный цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Расположение композиций в данном цикле произвольное и не имеет чёткой систематичности, как это можно наблюдать в творчестве Баха или Шопена.
- Выступление композитора, которое знаменовалось презентацией до-диезной прелюдии, мгновенно сделало его знаменитым.
Содержание Прелюдий Рахманинова
Прелюдия op.3 №2 (до-диез минор)
Наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр. Сочинение относится к раннему творчеству композитора, но уже сочетает в себе характерные для стиля черты:
- Насыщенность и красочность звучания;
- Широта регистрового диапазона;
- Пронзительная «колокольность»;
- Продуманная динамичность развития;
- Монументальная кульминация.
Ритмическое движение неровное, что придает взволнованности и напряженности. Не случаен и выбор тональности. Томный до-диез минор создает особую колористическую атмосферу. Несмотря на сравнительно миниатюрные размеры произведение производит неизгладимое впечатление. Глубочайшая тоска и всепоглощающая лирика отличают и выделяют прелюдию из цикла «Пьесы-фантазии». Сочинение стало популярным достаточно быстро. Сегодня оно входит в число часто исполняемых композиций среди известных пианистов по всему миру.
Цикл фортепианных прелюдий op.23
10 прелюдий – 10 шедевров фортепианной музыки. Цикл не имеет законченной ладово-тональной структуры, тем не менее, можно проследить закономерность, связанную с чередованием минорных и мажорных пьес. Именно этот приём позволяет создать общую форму, объединяющую систему. Внутреннее единство подчеркивается постоянной сменой жанров, характеров и настроения музыки.
Открывает цикл необычайно вдумчивая и колористически тёмная фа-диез минорная прелюдия. Тема имеет явно выраженные сходства с протяжной русской песней. Волнообразная мелодия имеет кульминацию и спад. Одно мелодическое построение плавно перетекает в другое, все границы не чёткие, немного размытые, покрытые туманной дымкой. Развитие и стимул придают скорбные интонации, которые окрашивают мелодию в сумрачно-трагичные тона.
Волшебной и таинственной выступает четвёртая прелюдия, написанная в солнечной тональности Ре мажор. Скрытый жанр сочинения – это баркарола (народная песня Италии, известная как произведение, которое часто поют лодочники в Венеции). Укачивающий ритм аккомпанемента, фактурная объёмность, широкий охват пространства. Эстетический образ – это волны, качающие лодку. Тема словно парит над аккомпанементом, создавая ощущение лёгкости и непринужденности. Постепенно движение усиливается и приводит слушателя к динамической кульминации. Тема резко устремляется вверх к вершине, а затем не торопясь спадает. Вновь звучит первоначальный музыкальный материал.
Печально-скорбный характер носит соль минорная прелюдия №5. Душевное состояние, раскрывающееся в сочинении, носит сугубо лирический характер. Воинственная красота, сила воли человека – все это отражается в данной прелюдии.
Особую очаровательность и просветленность имеет прелюдия Es-dur №6, одно из выразительнейших произведений цикла. Именно это сочинение нередко сравнивают с одухотворенной побочной партией Второго фортепианного концерта. Ровное поступенное движение, длительная парящая над аккомпанементом мелодия создают ощущение легкости и спокойствия. Постепенно пространство расширяется, мелодический голос и бас волнообразно достигают новые музыкальные грани, увеличивая общий диапазон. Ясная и яркая кульминация сопровождается непрерывностью музыкального развития. Вторая часть композиции постепенно смягчает напряжение первой, постепенно все утихает и растворяется в безграничном океане красивой музыки.
При создании сочинений, входящих в данный цикл композитор использовал разнообразные приемы фактурного и мелодического изложения, позволяющие выразить широчайший спектр чувств и эмоций от грусти и скорби до ощущения полёта и радости.
Цикл фортепианных прелюдий op. 32
Цикл состоит из тринадцати разноплановых по настроению и строению композиций. Наряду с op. 33 и 36 олицетворяет композиторский расцвет в фортепианном творчестве. Циклическая композиция отличается внутренней законченностью. По сравнению с опусом 23, в строении преобладают не лирические оттенки, а более мужественные и эпические.
Прелюдия соль мажор №5 относится к тому небольшому числу лирических композиций в цикле. Заметна эволюция в стиле, появляются новые средства выразительности, в том числе и явно выраженная фактурная графичность. Гармония становится более ясная и прозрачная. Основной упор композитор возлагает на холодную мелодию, которая излагается на фоне квинтолей. Медленно она растворяется в фигурациях. Общее настроение напоминает пасторальную зарисовку. Чарующие туманные дали.
Интересна прелюдия №4 имеющая в основе дуэтный способ изложения музыкальной мысли. Две темы словно общаются между собой. Декламационность и речитативность преобладают в строении тем. Материал имеет стремление к многократному повторению, что постепенно укореняет главную музыкальную мысль произведения.
Как нарастающий гул бури можно определить прелюдию ля минор. Тема состоит из трех упорно повторяющихся звуков, которые излагаются в разных регистрах. Постоянно изменяющаяся динамика то держит в напряжении, то позволяет расслабиться и раствориться в звучащей тишине.
Прелюдия gis-moll №12 представляет собой популярнейшее произведение из цикла, вошедшее в репертуар многих пианистов мира. Музыка наполнена характерной для творчества Рахманинова лирикой. Безмятежность, атмосфера спокойствия и отрешенности в этом сочинении окрашены преимущественно печальные тона. Мелодия появляется сразу с вершины, что добавляет драматизма и тревожности. Постепенно драма лишь усиливается. В кульминации музыка звучит наиболее сильно и честно. Напряжение усиливается непрерывным движением, которое постепенно стихает и растворяется.
Образцом трагического и эпического служит прелюдия e-moll. Мятежная, склонная к порывам музыка неразрывно связана с чувством глубокой тревоги. Закрученные пассажи сочетаются с колокольным звучанием. Разворачивается борьба, суровая и беспощадная. Тема является утверждением воли, которая способна надломить происходящее.
Цикл из тринадцати прелюдий является энциклопедией выразительных средств Рахманинова в период расцвета его творчества. Каждая прелюдия заслушивает внимания слушателя, так как каждое произведение – это маленький мир.
Музыка Прелюдий Рахманинова в кинематографе
Музыка Рахманинова обладает необыкновенным действием на слушателя. Многие музыковеды сравнивают ее с необъятным океаном, волны которого подкрадываются вначале незаметно, но потом нарастают и приобретают мощь и силу. Монументальность музыки покрывает с головой. Возможно, именно благодаря подобному эффекту многие режиссеры используют музыку в кино.
Произведение | Фильм |
Прелюдия до-диез минор op. 3 №2 | «Области тьмы» (2011) |
«Шесть демонов Эмили Роуз» (2005) | |
«Блеск» (1996) | |
«Индийский шарф» (1963) | |
«Рай Деми» (1943) | |
«Бей по льду» (1943) | |
«День на скачках» (1937) | |
Прелюдии op.23 | «Анна Каренина» (1997) |
«Вечеринка окончена» (2015) | |
«Доктор Живаго» (1965) | |
«4014» (2014) | |
Прелюдии op.32 | «Мелкие мошенники» (2000) |
«Голос из камня» (2017) | |
«Опасная правда» (2001) |
Сергей Васильевич Рахманинов , несомненно, является мастером в создании фортепианной миниатюры. Прелюдии, выражающие как объективные, так и чисто субъективные образы прочно вошли в золотой фонд не только русской классической, но и мировой музыки.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Прелюдии Рахманинова
Источник