- регистр пианино
- Тематики
- Обобщающие термины
- Смотреть что такое «регистр пианино» в других словарях:
- Скорый вызов
- Такие разные регистры. Урок по фортепиано в 1-м классе 7-летнего обучения в ДШИ
- Такие разные регистры. Урок по фортепиано в 1-м классе 7-летнего обучения в ДШИ
- Музыкальный словарь в рассказах. Буква Д
- Учебное пособие по музыкальной литературедля 3–4 классов ДМШ
- Первое знакомство с фортепиано
регистр пианино
регистр пианино
Часть музыкального диапазона пианино по высоте, отличающаяся характерной звуковой окраской.
Примечание
У пианино различают: басовый (нижний) регистр — субконтроктава, контроктава, большая октава, теноровый (средний) регистр — малая, 1 и 2 октавы, дискантовый (верхний) регистр — 3, 4 и 5 октавы.
[ГОСТ 24415-80]
Тематики
Обобщающие термины
- акустические показатели пианино
Справочник технического переводчика. – Интент . 2009-2013 .
Смотреть что такое «регистр пианино» в других словарях:
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера
ФОРТЕПИАНО — Зайдите в нотный магазин. На витрине, на полках лежат ноты: сборники фортепианных пьес и этюдов, сочинения для голоса или какого нибудь инструмента с фортепиано, фортепианные переложения оркестровых произведений. А скажите, задумывались ли вы… … Музыкальный словарь
Клавесин — Французский клавесин 17 го века Классификация … Википедия
Фабиан, Лара — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фабиан. Лара Фабиан фр. Lara Fabian … Википедия
ФОРТЕПИАНО — (нем. Klavier, Pianoforte, франц. piano) в настоящее время самый распространенный в цивилизованном мире инструмент. История его сравнительно коротка. В современном своем виде, с механизмом молоточков фп. существует неполных два столетия.… … Музыкальный словарь Римана
Фисгармония — (нем. Fisharmonium, от греч. pusa мехи, дутьё и armonia гармония) клавишный пневматич. муз. инструмент. Имеет свободно проскакивающие металлич. язычки, к рые приводятся в колебат. движение воздушной струёй, нагнетаемой мехами. Для этого… … Музыкальная энциклопедия
Сочетание клавиш — (синонимы: горячая клавиша, шорткат (англ. shortcut), клавиша быстрого доступа, клавиша быстрого вызова, клавиатурный ускоритель) (англ. keyboard shortcut, quick key, access key, hot key) (для программного обеспечения) разновидность… … Википедия
The Velvet Underground and Nico — The Velvet Underground and Nico … Википедия
The Velvet Underground & Nico — The Velvet Underground and Nico студийный альбом The Velvet Underground Нико Дата выпуска 1967 Записан апрель, май и ноябрь 1966 года … Википедия
Velvet Underground and Nico — The Velvet Underground and Nico студийный альбом The Velvet Underground Нико Дата выпуска 1967 Записан апрель, май и ноябрь 1966 года … Википедия
Источник
Скорый вызов
Такие разные регистры. Урок по фортепиано в 1-м классе 7-летнего обучения в ДШИ
В какой сказке? В середине- средний регистр. Выделяют три регистра: верхний, средний и нижний. Педагог: А еще в низком регистре есть контроктава и субконтроктава. Это как раз тот регистр, в котором мы поём и говорим. А верхний регистр, наоборот, как бы «уменьшает» то, что в нём звучит. А в среднем регистре есть вторая октава. В высоком регистре. Педагог: А вот в нижнем регистре живут Серый Волк и Медведь. Полетят высоко в небо — птицы подхватят их музыку и запоют (высокий регистр звучит).
Сайт, посвящен музыке для детей. Изучаем музыкальную грамоту. Читаем музыкальные рассказы для детей. Слушаем музыку, детские песни. Музыкальные уроки. Музыкальное образование детям и родителям. Рассказы о музыке и музыкантах. Изучаем регистры. У них были тоненькие ножки и они быстро побежали по пианино и спрятались в щелочках между клавишами. Клавиши на клавиатуре расположены в строгом порядке.
Фея подошла к пианино и дотронулась до клавиш слева на клавиатуре. Сколько в серединке клавиатуры красивых и интересных звуков спряталось.» — подумала Ася. А фея уже дотрагивается до клавиш самых высоких. Запомни Ася, слева на клавиатуре, там где ты слышишь очень низкие звуки — это нижний регистр.
Такие разные регистры. Урок по фортепиано в 1-м классе 7-летнего обучения в ДШИ
А справа — верхний регистр. Пролетают над горами и глубокими ущельями – даже камни начинают тихо напевать (низкий регистр). Пролетают над полянкой – цветы им подпевают (средний регистр).
Закружились нотки над ним, защебетали: — Ах, как много клавиш у этого инструмента, как много в нем звуков! У кого ещё может быть такая музыка? Перелетели нотки в другую сторону, на другие клавиши – послышались низкие звуки. Нотки сразу вспомнили: — Так пели горы и глубокие ущелья. Это наша песенка! Это мы так поем! Да, это учащиеся школы так поют. Ребята, вы помните, что мы с вами находимся в сказке?
Что же такое регистр?Регистр – обозначает участок, часть голоса или звуков, которые похожи по своему звучанию. А теперь поиграем в игру. Слушайте музыкальные произведения внимательно. 6)В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Есть в сказке несколько чудес. В опере Н. А. Римского – Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Музыкальный словарь в рассказах. Буква Д
А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского – Корсакова. Указательным пальцем погрозитьПроигрыш Пружинка с поворотом(4 т.), хлопки (4т.)А где же наши нотки? Они продолжают своё путешествие по стране регистров. Мы с вами должны им в этом помочь. 11. Исполнение песни «Урок музыкальный» муз. и сл. Н.ТананкоЯ благодарю вас за урок, в качестве музыкального подарка для всех нас прозвучит эта песня в исполнении девочек класса.
2 разаЛюбовь поселяется в них.(под музыку выходят из класса). Они чаще всего используются в музыке. И не потому, что их удобнее достать, а потому, что они богаче других по музыкальной выразительности. Но если нужно, например, изобразить грозу, то как же нам обойтись без грома в басах и сверкающих зигзагов молний в «птичьем» регистре?
Но давайте точно определим, что такое регистры, где их границы, а главное — какова их роль в системе музыкально-выразительных средств. Регистр — это такая звуковая область… Не очень понятно. Регистр — это часть клавиатуры… Но музыка звучит не только на фортепианных клавишах.
Учебное пособие по музыкальной литературедля 3–4 классов ДМШ
Значит, регистр — это часть звукоряда. Это правильно, но это ничего не говорит нам о самих регистрах — об их характере, особенностях. Да, мало мы ещё знаем о регистрах. Отсюда напрашивается вывод: тот, кто лучше и чище поёт, лучше слышит музыку и получает от неё больше удовольствия.
И когда мы слушаем музыку, написанную в этом регистре, то обращаем внимание не на сам регистр, а на другие подробности — мелодию, гармонию и прочие выразительные детали. А нижний и верхний регистры резко выделяются своей особой регистровой выразительностью. Нижний регистр напоминает «увеличительное стекло». Он и напугать может. И сказать: «тсс, это тайна». Конечно, тут дело не только в регистре, но и в медленном темпе, аккордовом складе, прерывистом, как бы «рваном» ритме. Но регистр имеет здесь большое значение, и это очень хорошо слышно.
В «Детском альбоме» Чайковского есть Марш деревянных солдатиков. Всё в нём как в настоящем военном марше, но маленькое, «игрушечное». Верхний регистр способен и к трагедии. Её молодая героиня в последнем действии умирает. Большую выразительную роль в этом примере играет и гармония. Познакомившись с этими отрывками, такими разными, мы можем услышать, что во всех примерах на один регистр есть что-то неуловимо общее. Особая регистровая краска.
Ну конечно же, в среднем. А теперь сравним её с верхним голосом (мелодией) нашего бетховенского примера, который звучит в нижнем регистре. Мелодия Бетховена начинается в той же первой октаве. Но наши уши говорят, что это нижний регистр. Выходит, нельзя сказать, что вот эта нота принадлежит нижнему регистру, а вон та — верхнему? Или среднему? Это не совсем так. Все звуки, например, четвёртой или пятой октавы, конечно же, относятся к верхнему и только верхнему регистру.
До сих пор я специально подбирал примеры, написанные в одном регистре. Но такой музыки немного. А часто композиторы используют сразу все регистры. Как, например, Григ в фортепианной пьесе Ноктюрн. В Норвегии, на родине Грига, летом такие же белые ночи, как и в Петербурге.
Регистровые краски играют важную роль в этой звуковой «живописи». 4.1 Закрепление- Я предлагаю вам поиграть в игру «Крещендо на ёлках». Давайте попробуем разложить рисунки так, чтобы в них наблюдалось крещендо и мы с вами увидим , путь по которому прошел медведь.
Итак, три регистра — три «республики» в составе музыкального «государства». Вот и нотки нам предложили поиграть в игру. Они сказали, что есть красивое слово – регистр. Но когда композитор использует 2 – 3 регистра, музыка звучит полнее, насыщеннее, в ней можно изобразить многое. Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.( сл.8, просмотр видеофрагмента).
Источник
Первое знакомство с фортепиано
Разделы: Музыка
Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.
Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.
Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.
Развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.
- Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой и регистрами.
- Развивать внимание и концентрацию.
- Способствовать накоплению игровых навыков non legato.
Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.
- Знакомство с инструментом – фортепиано.
- Знакомство с регистрами фортепиано.
- Знакомство с клавиатурой.
- Игра песенок-попевок на инструменте.
- Игры – загадки.
- Вывод, оценка занятия.
- Домашнее задание.
Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.
Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.
Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: “Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?”. Ребёнок отвечает: “Пианино”. Я добавляю, что он ещё называется “Фортепиано”. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте довольно больших отрывков из произведений, ярко характеризующих возможности фортепиано.
Тихое звучание произведения — фрагменты из произведений А. Лядова “Пастораль”, А. Гречанинова “Облака плывут”…
Яркое звучание произведения – фрагменты из произведений С. Геллера “Этюд” (ре мажор), В. Витлина “Страшилище”…
В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:
— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?
— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?
— Какая эта музыка быстрая или медленная?
-Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?
— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?
Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано, может “рассказать” обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.
Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.
Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре песенку медвежонка, или слонёнка, или динозаврика (например, пьесу Ю. Виноградова “Танец медвежат”, второй её раздел; или фрагмент пьесы И. Парфёнова “Бармалей”)…; в верхнем – песенки птичек, мышек, комариков (например, пьесу П. Чайковского “Песня жаворонка”, или С. Майкопара “Мотылёк”)…; а в среднем регистре, я объясняю малышу, “мы живём, и песенки свои поём…”. Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже “противный”; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе:
— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь ни кому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.
— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.
Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте), а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.
На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано “шагают” по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.
Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.
Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.
Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура. Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советам Льва Ароновича Боренбойма, прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – “по две” или “по три”, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.
Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.
Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке (по моей методике) более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз “от печки”, от клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки -“маночки”. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.
Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:
Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры
Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах.
Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.
Дальше мы должны построить забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.
У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.
Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа, а это – Соль,
Фасоль, фасоль.
— Теперь ты “посади” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.
-Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.
— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё ни кем не занято?
Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.
— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.
Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си?”
— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).
— Наверное, у мышки…
— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.
Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.
Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша — Ре.
Ре, Ре, Рекс в доме поживает,
Ре, Ре, Рекс домик охраняет.
Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.
Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.
Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:
-Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;
— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.
В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.
Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, “крылом”. Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс “лепки” руки весьма длительный процесс, но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.
-Педагог “берёт” любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.
-Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.
Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.
Оценка работы ребёнка на уроке:
В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.
Источник