Теоретические знания на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_teoreticheskieznaniya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Городской дворец детского (юношеского) творчества
на начальном этапе обучения игре на фортепиано»
педагог МХС «ВИТА»
Новокузнецк 2020 г.
Процесс обучения учащихся игре на фортепиано тесно связан с изучением и применением сведений по элементарной теории музыки, практически невозможно играть на музыкальном инструменте то, что не знаешь и не понимаешь теоретически. Осознанное восприятие музыки, а отсюда, грамотное исполнение музыкальных произведений — есть необходимое условие при обучении игре на музыкальном инструменте.
Учащиеся знакомятся с основами музыкальной грамоты и элементарной теории музыки на уроках сольфеджио, а на уроках индивидуального обучения игре на инструменте применяют эти знания. И задача преподавателей обязательно закреплять полученные знания с учащимися в процессе освоения музыкального инструмента.
Элементарная теория музыки включает в себя следующие основные разделы: звук, его свойства (высота, длительность, сила, тембр); метроритм; интервалы, аккорды; лад (тональность, гаммы); мелодика.
Приступая к обучению игре на фортепиано, преподаватель на первых этапах работы работает в 2-х направлениях:
а) работа над двигательным аппаратом (постановкой руки, кисти, пальцев)
б) ознакомление с элементами теории музыки (в первую очередь с такими понятиями как «нотоносец», «ключ», «нота», «длительность», «пауза»).
Игру по нотам следует начинать тогда, когда учащийся достаточно свободно ориентируется на клавиатуре, хорошо ознакомлен с нотоносцем, записью звуков и пауз, хорошо выучил ноты первоначально скрипичного ключа. Это — важная предпосылка к тому, чтобы учащийся в дальнейшем мог играть, не глядя на клавиатуру, смотря в нотный текст, а не на свои руки. Когда взрослого человека или ребенка, который никогда не занимался музыкой, начинают обучать нотам, обыкновенно эти занятия соединяют с тем, что его учат не только называть ноты и знать, где они располагаются, как пишутся, но и пытаются сразу учить играть. Это трудная задача. Обучая начинающего ученика нотам, с большим вниманием следует предлагать ему сразу играть по ним. На первых уроках большое внимание следует уделить устному прочитыванию нот с листа с их названием. С этой целью учащийся карандашом показывает соответствующую ноту и вслух называет ее.
Затем следует переходить к знаниям непосредственно по элементарной теории музыки (вопросы — что такое ключ? что он обозначает? какие вы знаете ключи? как они записываются? что такое звук? какие бывают звуки? чем определяется высота звука?). Таким образом закрепляется понятие такого качества звука, как высота .
Затем следует переходить к объяснению следующего свойства — длительность . Объяснять принцип деления длительности целой на половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые. Все эти понятия находить в нотах.
Понятие громкость , сила звука следует объяснять несколько позже, когда учащийся уже вплотную приступит непосредственно к игре на инструменте.
Следующий шаг — важнейший раздел в работе с начинающими: ритм .
Известно, что ритм — одно из важнейших выразительных элементов музыкальной речи. Часто учащиеся не могут в музыкальных пьесах создать образ именно из-за недостаточной ритмической тонкости исполнения. Ритм тесно связан с метром. И это важно в работе над пьесами, связанными с движением (марши, пляски, игры), где роль ритма при выявлении метрического начала становится особенно значительной. Нужно уметь выделять сильную долю в такте. Для этого очень хорошо использовать прием: тактирование. Ритмическое воспитание следует основывать на передаче ритма музыки в простых, доступных движениях: хлопки, приседания, ходьба, отстукивание, дирижирование. Ритмическое воспитание целесообразно начинать не с деталей, а с восприятия целостного музыкального произведения и, прежде всего, с темпа , как важного жанрового признака. Чувство темпа — есть не что иное, как чувство скорости чередования метрических пульсаций музыки. Хорошим приемом воспитания устойчивости темпа является просчитывание нескольких пустых тактов перед началом игры, а иногда и посреди игры, для чего делают искусственные остановки. Важно приучать учащихся время от времени сравнивать темп с первоначальным.
Наряду с темпом учащиеся знакомятся с размером и фразировкой . Для маршей и танцевальной музыки фразировка отступает на второй план, на первом же — ритмические акценты. Для песен, наоборот, на втором плане метрические акценты. Поэтому следует обращать внимание учащихся в маршах и танцах на чередование сильных и слабых долей в 2-х дольных и 3-х дольных размерах. А при разучивании песенных мелодий добиваться, чтобы учащиеся чувствовали смысловое расчленение мелодии на фразы. Полезно научить учащихся шагать под маршевую музыку четко в темпе, передавая в своих движениях настроение музыки. Важно, чтобы с самого начала учащиеся приучались ощущать размер пьесы, значение сильных долей, часто несущих функцию кульминаций внутри фраз.
Чувство ритма — сложное явление, комплексно включающее в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Зрительные образы углубляют и облегчают восприятие музыкального ритма (ученик видит, как учитель исполняет музыкальное произведение, видит наглядные пособия: схемы, рисунки, плакаты, да и сами ноты являются наглядным материалом).
Чувство ритма — это:
а) чувство метрических пульсаций (сильные доли)
б) чувство временных протяженностей (соразмеренность разных длительностей)
в) чувство формы произведения (мотивы, фразы, периоды)
г) чувство «рубато» (цезуры, ускорение, замедление).
Общеизвестным методом воспитания ритмического чувства, элементарной устойчивости ритма является счет вслух, который следует применять в случае надобности на всех ступенях развития музыкальных умений учащихся и который, естественно, применяют по мере необходимости. Счет вслух — особая сторона в работе над ритмом. Обязательно считать или нет? Существует много различных мнений: одни педагоги утверждают, что обязательно считать во время игры постоянно, от начала до конца, другие склонны к мнению, что не нужно считать, так как у ученика должно воспитываться чувство внутреннего ощущения ритма. Третьи утверждают, что считать должен педагог, а ученику счет мешает во время игры. Четвертые придерживаются иного мнения: считать до тех пор, пока ученик, играя, анализирует произведение, а как только начинается исполнение, счета вслух не должно быть. Все-таки вернее будет следующее: счет вслух полезен тогда, когда ученику легко с ним работать. Особенно счет полезен в ансамбле.
- ученик считает во время игры каждой рукой отдельно,
- играет педагог, а ученик считает,
- пропевание мелодии с одновременным дирижированием (можно с карандашом),
- измельчение либо укрупнение счета,
- счет вслух и про себя,
- счет с «и» и без «и».
Эти приемы приносят пользу, но нельзя ими злоупотреблять. Счет можно прекратить совсем или отказаться от использования «и», когда будут усвоены ритмические трудности. Необходимо запомнить, что считать (если звучит счет вслух) следует внятно, отчетливо и обязательно напевно. Во время счета не следует дублировать его отстукиванием ногой, так как в дальнейшем могут возникнуть трудности с педализацией.
Первые уроки по освоению ритма возможно начинать еще до ознакомления учащихся с клавиатурой, с устного счета. Именно тогда, когда учащиеся только-только усвоили длительности. Начинают с ознакомления с размером, подробно разбирают все, что касается размера: почему введен размер, где и как записывается, какие бывают размеры, что означают верхние и нижние цифры, что такое такт и т.д.
Когда теоретический материал разобран и подкреплен примерами из музыкальной литературы, тогда учащиеся приступают непосредственно к устному счету по тексту. Возможен такой способ: берутся два карандаша, каждая рука показывает свою строчку и просчитывается текст обеими руками сразу по вертикали (работа за столом).
Позже, когда учащиеся овладели определенными навыками игры на фортепиано, работа над ритмом приобретает более углубленный характер. Даются знания по группировке длительностей, по более сложным ритмическим рисункам. Наиболее трудные в ритмическом отношении места разбираются отдельно: какие ритмические фигуры встречаются в данном примере, одинаковые ли они, что такое нота с точкой, какой характер придает музыке пунктирный ритм, связан ли ритм с другими средствами музыкальной выразительности, как связан и т. д. И здесь используются самые различные приемы: вопросы, объяснение, показ, тактирование, прохлопывание, дирижирование, дробление крупных долей, простукивание, напевание мелодии, счет вслух нараспев, ритмичная ходьба под музыку, графическое изображение ритма на бумаге, проигрывание ритмических рисунков на инструменте на одной клавише и на различных, всевозможные вспомогательные упражнения.
В работе над темпом использую такие приемы как игра по фразам в разных темпах и игра в очень медленном темпе . Игра в разных темпах активизирует внимание, тренирует ритмическую выдержку и управляемость игры, а игра в медленном темпе помогает замечать всякого рода неточности и дает возможность лучше контролировать качество звучания. Если ученик не может сыграть пьесу в медленном темпе, значит, он ее не знает.
Изучение темы «Лад» следует начинать с того, что в мелодии есть устойчивые и не устойчивые звуки, что остановиться на неустойчивом звуке — это равно как не договорить слово и что неустои всегда тяготеют к устоям. Ладо-тональность лучше осознать предварительным просматриванием нотного текста перед разучиванием. Прием работы: определить тональность (по начальному и конечному басу, по ключевым знакам) и предложить сыграть гамму данной тональности. Учащиеся должны научиться хорошо слышать и различать мажор и минор. Прием: слушание музыки в разных ладах, определение характера исполняемых педагогом произведений. Учащихся с достаточно развитым ладотональным мышлением можно знакомить и с образцами атональной музыки.
Гаммы принято изучать по кварто-квинтовому кругу. Это обеспечивает учащимся теоретическое осмысление таких понятий, как «тональность», «параллельные гаммы», «родственные тональности».
О гармонии следует говорить с точки зрения неустойчивости (диссонансы) и покоя (консонансы). Можно говорить о простейших функциях Тоники, Субдоминанты, Доминанты и их последованиях (TDT, TST и т.д.), о протяженности их во времени, о большой напряженности звучностей доминантового наклонения и их разрешения в I ступень (TSDT). Важно, чтобы учащиеся в каждом произведении вслушивались в отдельные гармонии и их сочетания, стремились понять выразительный смысл гармонического развития.
В процессе работы следует сообщать сведения о строении аккордов , их функциональной зависимости (конечно, в общих чертах). Это приводит к осмысленному восприятию гармонического языка и выразительных средств музыкального произведения. Работу по разделу «Аккорды» полезно проводить с учащимися путем разбора созвучий по вертикали. Зачастую следует не просто указать учащемуся на ошибку, неверную ноту в тексте, а предложить самому найти эту ошибку: прислушаться к звучанию, сравнить высоту звуков в обеих руках, выяснить их идентичность, сделать простейший гармонический анализ, разобрать аккордовую основу мелодики. Важно не только разобрать структуру того или иного созвучия, а воспитывать слуховое ощущение этих созвучий.
Знания в области теории музыки, гармонии и полифонии помогают разбирать нотный текст более грамотно. Необходимо с первых уроков приучать учащихся к тщательному исполнению точных указаний в тексте.
Важно научить извлекать звук в самых различных силовых (динамических) уровнях: F, P, mF, mP, creschendo, diminuendo, sF, владеть плавной нюансировкой, уметь делать метрические акценты разной силы, уметь оформлять смысловые центры (кульминации) и мягкие окончания фраз.
Педагогу следует стараться чаще апеллировать на уроках терминами из теории музыки, чтобы такие термины как «тоника», «доминанта», «ступень», «лад», «интервалы», «мажор», «минор», «тональность», «динамика» и другие были учащимся близкими понятными и знакомыми.
Педагог должен уметь говорить о музыке увлекательно, образно, поэтично и трудные теоретические правила преподносить в доступной, понятной форме, с учетом уровня знаний, интересов учащихся, индивидуальных особенностей и характера. Желательно своим объяснением вызвать у учащихся художественную фантазию — это будет способствовать нужной выразительности и точности ритмического исполнения музыкального произведения.
Преподнесение учащимся знаний по всем разделам элементарной теории музыки должно быть подчинено одной основной цели — воспитание и развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, ладового), как основе всех музыкальных представлений и восприятия (способность различать и определять функциональность звуков, степень их тяготения друг к другу, способность восприятия, узнавания и воспроизведения музыкального произведения).
Основными элементами музыкального слуха являются: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство. Все они тесно взаимосвязаны и независимо друг от друга не существуют. Музыкальный слух развивается в процессе музыкального воспитания и обучения. Какими же способами (приемы, методы) мы воспитываем музыкальный слух на уроках фортепиано? Это прежде всего игра на инструменте (фактурное разнообразие изложения музыкального материала), сольфеджирование (пение по нотам), воспитание слуховой памяти, чистоты интонирования, чувство высоты звука, чтение нот с листа — развитие музыкального мышления, устное чтение музыкальных текстов без помощи инструмента («воображаемая игра»), работа за столом (просчитывание, прочитывание нотного текста, простейший структурный анализ) — формирование зрительных представлений, подбор мелодии (аккомпанемента) по слуху, игра в ансамбле.
Для музыкального слуха важно систематическое повторение в течение длительного времени одного и того же музыкального материала, особенно, если таким материалом являются всевозможные упражнения (на виды техники, на развитие игрового аппарата, пальцев, на звукоизвлечение). Ярким примером могут служить гаммы, аккорды, арпеджио.
Педагоги, использующие теоретические знания на уроках фортепиано, достигают лучших результатов по обучению игре на инструменте, способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их музыкального мышления, более прочному закреплению полученных на уроках знаний в области теории музыки, гармонии, анализа музыкальных форм. В этом огромное значение привносимых на уроках фортепиано теоретических знаний.
Источник