Что такое фурнитура для гитары

Чертовски важные мелочи в гитарном звуке

Привет! Сегодня мы поговорим о мелочах, которые очень часто недооценивают гитаристы. Но, как известно, дьявол в деталях. Так что если вы все еще в поисках священного Грааля в гитарном звуке, эта статья для вас!

Первое, что делают многие гитаристы, которые хотят прокачать свой звук – это замена звукоснимателей и электроники. Но они забывают о таких вещах как порожек грифа, седла на струнодержателе, струны (!) и медиаторы (!!). Все эти вещи прямым образом сказываются на звуке электрогитары и их очень легко упустить из виду, т.к. на первый взгляд они кажутся несущественными.

Порожек на грифе

Этот маленький кусочек материала, через который проходят ваши струны перед попаданием в колки. В большинстве гитар используются искусственные материалы, как правило, это Micarta и Corian. Раньше самым популярным материалом для порожков была кость. Слоновая кость использовалась в дорогих гитарах.

Порожек очень важен, т.к. он отвечает за высоту струн над грифом, расстояние между струнами, стабильность строя гитары. Неправильно подготовленный порожек вызывает проблемы со строем гитары, струны могут дребезжать. Если у вас идеально настроена гитара, но дребезг остается, пора проверить порожек у мастера. Если после пары бендов строй плывет, возможно, проблема в порожке. Кроме того он очень сильно сказывается на самом звуке гитары.

Влияние порожка на звук отчетливо слышно при игре на открытых струнах. Мягкий материал типа черного дерева очень быстро изнашивается. Твердые материалы, такие как кость, лучше подчеркивают верха и служат дольше.

Дешевый пластик убивает сустейн, быстро изнашивается. Качественный пластик типа Micarta, Corian или TUSQ – это более плотный материал, по свойствам напоминает кость. Также в качестве материала для порожка гитары используется графит, особенно у гитар с тремоло бриджем. Трение струн о графит минимально. Поэтому все бенды проходят лучше и гитара строит лучше, т.к. после бенда струна возвращается в исходное положение более точно. Бывают гитары с бронзовым. Этот материал особенно тяжело изнашивается, звук гитар с таким порожком кажется немного верхастым, но на перегрузе это позволяет звучать более прозрачно.

Несмотря на технический прогресс, кость до сих пор считается лучшим материалом для порожка и именно кость используют мастера на дорогих инструментах. Кость даёт максимально сбалансированный звук, без лишних верхов, громкости и яркости на открытых струнных, отлично подходит для гитар с тремоло. Свежую слоновую кость больше не используют, т.к. слоны попали в красную книгу. Это запрещенный материал. Вы, конечно, можете попытаться найти ее где-нибудь, но это будет нелегально. Есть только один вариант со слоновой костью — использовать кость уже умерших животных. Такой материал используется в самых дорогих гитарах, считается, что звук более тёплый и мягкий.

Седло – это составная часть струнодержателя или бриджа, как мы его называем. Седло – это то, через что проходит струна, на чём она лежит. В акустических гитарах это обычно один кусочек материала, в качестве сырья для которого используются всё те же дерево, кость и пластик. Но т.к. порожек постоянно задействован в игре, то он оказывает влияние на звук гитары тоже постоянно, а не только на открытых струнах. Поэтому он принципиально важен!

В электрогитарах для кждой струны как правило отдельное седло (исключение – гитары типа телекастер, где на 2 струны 1 седло и различного рода wraparound бриджи). Практически всегда сёдла сделаны из металла. Вот список материалов, которые применяются в изотовлении седел для электрогитарных струнодержателей: нержавеющая сталь, латунь (медь), калёная сталь, титан, алюминий, графит. Точно так же как и в случае с порожком, эти материалы прямым образом сказываются на звуке гитары.

Латуные сёдла (brass) дают хорошо сбалансированый тон с равными порциями высоких, средних и низких частот.

Сталь холодной закатки ярче, чем латунь, придаёт звуку перкуссивность.

Нержавейка даёт более ярко выраженную середину, чем латунь. Термически обработанная сталь похожда по свойствам на нержавейку, но гитары с такими бриджами звучат теплее.

Титан очень похож на латунь, но отличается искристыми верхами.

Алюминий – самый яркий сплав. Много верха, хороший низ, но немного провалена середина.

Сёдла из графита «звучат» тепло, напоминают латунь, но лучше сустейн. Тем не менее за это приходится платить тем, что изнашиваются такие сёдла довольно быстро, т.к. материал мягкий по своей природе.

Спорим, вы ни разу не задумывались об угле наклона струны, проходящей через порожек или через седло? А это тоже имеет значение и сказывается на звуке гитары. Угло наклона прямым образом сказывается на уровне давления струны на порожек грифа и бридж, что соответственно отражается на сустейне и том, насколько долго может колебаться струна. Слишком маленький угол гасит вибрацию и ухудшает сустейн. Именно по этой причине на гитарах типа телекастер и стратокастер устанавливаются специальные «направляющие для струн», обычно через них пускаются 1-4 струны. Например у страта головка грифа параллельна поверхности грифа, так что угол наклона стрнцы после порожка минимален.

Эти самые направляющие позволяют получить более сильное давление струны на порожек и тем самым улучишть сустейн. Колки с утопленным центром работают по тому же принципу и в тех же целях. Взгляните на Gibson Les Paul, вы заметите, что головка грифа не параллельна поверхности самого грифа. Такой угол наклона является частью сустейна, за который эти инструменты до сизх пор считаются одними из самых лучших.

Один из самых популярных апгрейдов в гитаре – это замена стокового бриджа на более тяжелый бутиковый бридж. Вес имеет значение и прямым образом добавляет вам сустейна. Лёгкие материалы удобны в использовании, они недороги и поэтому производители ставят их на гитары в целях экономии. Плохой бридж тупо крадёт у вас сустейн.

Если гитара нравится, но не хватает мяса – попробуйте сменить бридж. Колки так же являются слабым местом в стоковых гитарах. Единственный легкий материал, который заслуживает внимания – титан.

В стратокастере меняется тремоло на более тяжелое, в телеке меняется стальная панель на корпусе, у гитар с тюноматиком меняется бридж. Покупая дорогой бридж и колки нужно понимать, что люди, которые их разработали, сильно запарились над тем, как улучшить конструкцию. Поэтому стоимость их более чем оправдана.

Прописная истина, про которую мало кто задумывается. Струны – один из самых важных элементов в формировании вашего звучания. Без струн гитара вообще никак не звучит. Само собой, разные струны звучат по-разному, добавляя к характеру инструмента свой окрас. Главное правило серьезного гитариста: хорошие струны – новые струны. Все остальное – детали.

Тонкие струны легче тянуть, но звучат они тише и расстраиваются легче. Толстые струны звучат громче, более стабильно держат строй. Но бенды на них делать тяжелее. Материал из которого сделаны струны, также имеет значение:

  • Чистый никель звучит мягко и округло.
  • Никелированная сталь имеет более интересную отдачу по верхам и лучше сустейн, чем к у чистого никеля.
  • Нержавейка самая яркая (не режет уши, а просто более верхастая

На звук влияет и сердцевина и оплётка струны. Струны с плоской оплёткой звучат теплее и более округло, чем струны с круглой оплёткой, эти звучат ярче, атака более перкуссивная. Полукруглая оплётка – это нечто среднее, хотя полукруглая оплётка чаще встречается у бас-гитарных струн, чем у гитарных.

Что касается сердцевины, бывает 2 типа серджцевины – шестигранный керн и круглая проволока. Шестигранник сейчас – стандарт индустрии. Круглая проволока используется довольно редко.

Как это отражается на звуке? Оплётка, обмотанная вокруг сердцевины, давит на нее. Соответственно если сердцевина имеет острые углы (шестигранник) сцепление лучше чем с круглым керном. Давление на керн распределяется неровно по всей длине струны. У струн с круглой сердцевиной давление ровное, благодаря чему напряжение менее сильно, струна колеблется лучше и это сказывается на сустейне. Струны с круглой сердцевиной лучше передают флажолеты, и в целом звучат более сладко, тепло, не так дерзко, как струны с шестигранным керном. Если вы еще не пробовали такие струны – самое время поэкспериментировать.

С одной стороны лады прежде всего отвечают за ваши ощущения при игре, но да, на звуке они тоже сказываются. Как правило на гитарах стоят лады из никелированной стали. Очень частый апгрейд и традиционная фишка у многих кастом шопов – лады из нержавеющей стали. Она более вынослива к трению. Такие лады могут прожить с гитарой всю ее жизнь. Никелированная сталь изнашивается быстрее и такие лады приходится менять.

Если вы играете на гитаре по выходным, вас, скорее всего, замена ладов не затронет. Но если вы постоянно играете на одной и той же любимой гитаре, рано или поздно этот момент наступит. Существует много споров насчет того, что круче – никелированная сталь или нержавейка. Многие гитаристы говорят, что сталь слишком резко звучит, слишком ярко. Другие говорят, что разницу не слышат. Все зависит от ушей играющего. Мне не приоходилось много играть на гитарах со стальными ладами. Но те, которые попадались, звучали вполне круто. Без излишнего верха.

Размер ладов сильно сказывается на играбельности инструмента. Низкие широкие лады позволяют легче делать бенды. Некоторые гитаристы считают, что благодаря своей массе такие лады увеличивают сустейн. Звук с такими ладами более размытые, менее четкий, чем с узкими ладами. Узкие лады дают более точный звук. Впрочем, разница микроскопическая. Если вы услышите разницу, у вас со слухом намного лучше, чем у меня 🙂

Высота ладов. Гитаристы с сильными пальцами, бывает, нажимают на струны так сильно, что гитара расстраивается. Те кто играет мягче, не имеют такой проблемы. В целом на гитарах с низкими ладами тяжелее делать вибрато, т.к. пальцы трутся о накладку. Бенды делать тоже непросто. Не зря Ингви Мальмстин скаллопировал свой гриф полностью. С другой стороны со склопированным грифом очень тудно управляться, т.к. нужно играть очень аккуратно, не передавливая струны, иначе звучать это будет как первое занятие на скрипке.

Кода вы покупаете гитару, смотрите на состояние ладов. Качественная замена ладов – дело не дешевое. Но если инструмент вам нравится, но звучит мутновато, возможно дело в ладах и стальные лады спасут ситуацию. Другие способы улучшить звук инструмента мы уже описали выше. Бывает так, что заменить гриф целиком проще, чем менять лады на старом.

Ну вот, теперь вы знаете о гитарном звуке больше, чем 99% гитаристов в этой стране 🙂 Как видите, прокачка звука не заканчивается на замене звукоснимателей. Какждая мельчайшая деатль имеет значение. Тюнинг гитары до идеального состояния – это очень увлекательное занятие. Очень круто, когда вы становитесь с гитарой одним целым. Нужно притереться, пообтесаться, заменить пару деталей, но на выходе вы получаете ваш родной инструмент.

Само собой, звук прежде всего в пальцах, так что если ваша гитара уже звучит очень хорошо, сделайте так, чтобы она зазвучала супер круто. В конце концов главное – это музыка, которую вы играете.

Источник

Аксессуары и инструменты для гитары

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

При покупке гитары новые владельцы часто не задумываются о том, какие аксессуары и инструменты могут понадобиться в процессе ее использования. Перечень этих компонентов довольно широк, но лучше заранее приобрести все необходимое, чем терпеть дискомфорт. Напальчники, фурнитуру и перчатки, ключи и капо, другие приспособления для игры стоит заранее изучить более детально.

Обзор необходимых инструментов

Комплект инструментов необходим каждому гитаристу. Без него не удастся отрегулировать положение грифа, заменить колки или струны. Вне зависимости от того, будет это электрическая гитара или акустический инструмент, в перечень обязательных компонентов такого набора должны войти следующие наименования.

Кусачки

Они необходимы при использовании стальных и других металлических струн, для укорачивания торчащих концов. Особенно важно иметь под рукой кусачки, если речь идет о толстых басовых элементах, которые сложно обрезать ножницами.

Отвертки

Они должны присутствовать в виде комплекта, поскольку гитарная фурнитура отличается большим разнообразием. Среди необходимых вариантов точно будет отвертка с крестовым наконечником. Отвертка с плоским жалом тоже понадобится.

Ключи

Их тоже стоит приобрести в виде комплекта. В зависимости от того, используется четырехгранный или шестигранный вариант фурнитуры, придется подготовить ключи соответствующего типа. На электрогитарах при помощи ключей производится настройка анкера и мензуры.

Для регулировки грифа придется приобрести специальные модели такого инструмента в желаемом диаметре.

Вращатели колков

Они бывают ручными и электрическими, существенно облегчают работу по разматыванию струны с крепления или ее намотке. Вращатели удобны в использовании, незаменимы в экстренных ситуациях. Ручной стоит гораздо дешевле, автоматический стоит покупать, только если предстоит обслуживать несколько инструментов сразу.

Не существует универсального набора инструментов для обслуживания гитары. Например, в некоторых случаях может пригодиться измеритель радиуса накладки и высоты струн, ограничитель глубины порожков.

Все эти компоненты окажутся полезны при реставрации или изготовлении гитар.

Полезные аксессуары

Перечень «необходимых штук» для игры на гитаре во многом зависит от того, насколько глубоко любитель музыки готов осваивать инструмент. Например, силиконовые напальчники пригодятся для защиты рук в период разучивания аккордов. Тем, кто пока не освоил изменение тональности, пригодится специальный фиксатор для струн. Перчатки или другая защита для пальцев на левую руку, которой играют, не менее важны, чем демпферы или стреплоки для самого инструмента.

Основной перечень обязательных к приобретению аксессуаров включает в себя следующие компоненты.

  • Комплект медиаторов. У опытных гитаристов собирается целая коллекция таких аксессуаров из самых разных материалов — от экзотических до обычного пластика. Можно попробовать изменять толщину и форму элементов, а концертирующие музыканты предпочитают использовать медиаторы с ребристой поверхностью.
  • Подставка под ногу. Она необходима тем, кто осваивает игру на классической гитаре. Аксессуар используется во время обучения, а также на выступлениях.
  • Стойка. Она просто необходима на студии или в доме, где есть более 2 инструментов. Стойка может быть рассчитана на 2-3 и более гитар. Для малогабаритных пространств пригодится настенный держатель. Такие можно увидеть в музыкальных магазинах, где одновременно хранится несколько сотен инструментов.
  • Ремень. Он будет полезен и для домашнего использования, и для концертных выступлений. Ремень должен быть регулируемым, достаточно широким и мягким, удобным для использования.
  • Держатель под медиаторы. Он крепится на корпусе гитары или микрофонной стойке. Аксессуар может иметь разную вместимость. Это удобное приспособление для тех, кто часто играет на улице, фестивалях, открытом воздухе.
  • Каподастр. Он интересен скорее опытным музыкантам, предпочитающим экспериментировать с изменением тональности инструмента. Он абсолютно необходим любителям фингерстайла. Кроме того, новички могут использовать каподастр, пока не освоят баррэ.
  • Тюнер. Оффлайн-электроника обеспечивает возможность для использования практически в любых условиях. Тюнер будет полезен для настройки, а также для освоения разных музыкальных стилей в процессе игры. Модели на прищепках особенно ценят концертирующие гитаристы.
  • Слайдер для акустической гитары. Он пригодится тем, кто предпочитает классическим видам строя альтернативные. Этот полый металлический цилиндр отлично проявляет себя при освоении блюзовой игры с ее богатством оттенков.
  • Заглушка для акустического инструмента. Она устанавливается на отверстие в центре корпуса, позволяет обеспечить снижение уровня шума при игре. Этот аксессуар также необходим для концертных выступлений с передачей звука через конденсаторный микрофон.
  • Пьезодатчик. Он подойдет для акустической гитары. Необходим для того, чтобы усиливать звучание.
  • Метроном. Этот элемент необходим начинающему гитаристу для освоения ритмичной игры, развития координации рук. Первоначально эти приборы были полностью механическими. Сегодня они электронные, чаще всего с разъемом для наушников.

Рассматривая различные комплектующие, не стоит забывать об уходе за корпусом. В число наиболее полезных аксессуаров входят следующие компоненты:

  • увлажнитель;
  • смазка для металла;
  • очистители грифа и струн;
  • масла;
  • мягкие салфетки для полировки.

При помощи этих компонентов можно с легкостью поддерживать в чистоте сам инструмент, а также его элементы. Корпус акустической гитары постепенно рассыхается, может растрескиваться. Своевременное увлажнение и защита обеспечит ему существенное продление срока службы, позволит дольше сохранять чистоту звучания.

Нанесение масла гарантирует предохранение поверхности от лишней влаги, помогает придать ей естественный блеск и лоск.

Что нужно для хранения?

Правильное хранение музыкального инструмента — еще одна задача, которую предстоит решить его владельцу. Гитара чувствительна к воздействию влаги и пыли, поэтому защищать ее придется на протяжении всего срока эксплуатации. В этом случае придется позаботиться о приобретении таких вещей.

  • Легкий чехол. Он будет полезен и для акустики, и для электрической модели. Чаще всего чехол применяют для транспортировки гитары, для защиты ее корпуса от непогоды.
  • Зимний утепленный чехол. Этот вариант чехла не имеет жесткого каркаса, но по-прежнему обеспечивает удобное хранение, транспортировку гитары. Он дополнен теплоизолирующими вставками, подходит для использования в различных климатических условиях. Чаще всего такие модели чехлов оснащаются наплечными ремнями, как на рюкзаках.
  • Кейс. Это чехол с жестким каркасом и текстильной или кожаной обшивкой. Он предназначается для перевозки и хранения классической гитары, обеспечивает надежную защиту ее корпуса и элементов от внешних угроз, повреждений.

Перевозить музыкальный инструмент без чехла категорически запрещено. Это может повлиять на целостность его конструкции, звучание, приведет к потере строя. Хранить гитару дома лучше на стойке или в подвесном держателе. Это позволит избежать сбоя в строе, даст возможность всегда иметь инструмент под рукой.

Другие приспособления для игры

Аксессуары для акустической или электрогитары иногда выглядят как полноценное инженерное оборудование. Для начинающих музыкантов нужны далеко не все виды таких приспособлений. Но опытным музыкантам без них точно не обойтись. Среди наиболее полезных компонентов можно выделить такие.

  • Демпфер. Этот аксессуар пригодится в процессе записи звука. Его использование дает возможность убрать все фоновые шумы, устраняет специфические для инструмента дефекты.
  • Потенциометр. Этот аксессуар представляет собой неотъемлемую часть конструкции самого инструмента. Меняют ее для улучшения плавности при регулировке громкости и тона инструмента. Технически это обычный резистор с переменными показателями сопротивления.
  • Компрессор. Он необходим для электрогитары. Это приспособление позволяет варьировать динамику игры, обеспечивает более длительное звучание каждой ноты. Звучание при этом становится несколько более сухим. Стоит обратить внимание на то, что самые распространенные варианты компрессоров изготавливаются в виде педалей.
  • Переходник-кабель со встроенным предусилителем. Он будет полезен профессиональным музыкантам. Звучание инструмента будет чище, передача сигнала пройдет без потерь.
  • Комбоусилитель. Выглядящий как небольшой прибор с кнопками и вращающимися регуляторами, он обеспечивает повышение громкости звучания электрогитары. Такая аппаратура портативна, оснащается перезаряжаемыми аккумуляторами. Ее можно взять с собой на выступление.
  • Бриджи. В конструкции электрогитары этим термином обозначаются все сменные материалы. Сюда относят колки, стреплоки, винты, другие блоки, принимающие на себя основную нагрузку.

Новые технологии успели дойти и до гитарной музыки. Все большее количество владельцев электрогитар меняет классические педали эффектов на тачпады с сенсорными экранами и напольные контроллеры. Кроме того, на рынке представлены целые комбо-панели, позволяющие легко управлять множеством эффектов. Они востребованы в профессиональных студиях, но для любительской игры слишком дороги и малоэффективны.

Источник

Оцените статью