Что такое фуз для гитары

Фузз

Фузз (Фус, Фуз; максимально точный перевод с английского Fuzz: Фаз) — это разновидность гитарного эффекта, в основе которого лежит принцип нелинейного искажения аудиосигнала от инструмента с абсолютной потерей его огибающей. Поначалу для достижения эффекта применялись приборы на транзисторах, позже — на цифровых схемах.

Принцип Фуза

Фузз возник как следствие попыток получения «перегруженного» звука на начальных моделях транзисторных усилителей для электрогитар. В последующем для получения эффекта использовали 2 способа:

  • подачу превышенного уровня входного сигнала на усилитель. Это приводит к ограничению различной степени жёсткости и существенному искажению звука (эффект перегрузки, характерный для дисторшна и овердрайва);
  • применение транзисторных приборов для предобработки поступающего на усилитель сигнала. Такие устройства жёстко ограничивают сигнал, что обуславливает почти абсолютную потерю первоначального тембра и получение им выразительного «органного» или «кларнетного» звучания (в чём и выражается эффект фуз).

Схема устройства

Устройство простейшего типа включает в себя двухтранзисторный усилитель с ПОС. Подобная схема, являющаяся основой фуса, получила название триггер Шмитта.

Её особенностью является то, что входящий аудиосигнал на выходе приобретает форму прямоугольного. На фоне других эффектов нелинейного типа фузз отличается резкостью и выразительностью звучания. В многополосных устройствах используется отдельный звукосниматель с индивидуальным каналом обработки для каждой струны. Недостаток шестиканальной схемы заключается в её громоздкости, сложности и дороговизне. Однако, любая из других схем не способна обеспечить всю выразительность и необычность звучания, характерные для многоканального фузза.

Читайте также:  Пресет рамштайн для гитар риг

Основанный на простых схемах эффект не способен обеспечить красоту и чистоту звучания. Впрочем, как овердрайв, дисторшн и многие другие эффекты. Проблема в том, что фузз отличается высокой чувствительностью к качеству входного аудиосигнала: при появлении помех и наводок одновременно с полезным сигналом возникает треск с аналогичным уровнем, а характерные искажения формы аудиосигнала становятся причиной потери выходящим сигналом основного тона. В защиту фузза стоит отметить, что шумы в паузе у эффекта отсутствуют, и это дополнительно сочетается с невосприимчивостью к низкоуровневым помехам. Чтобы получить качественный звук на выходе, нужно подготовить входящий аудиосигнал: отфильтровать его (нередко даже выделяется первая гармоника), наложить компрессию, выставить ограничения. Нередко музыкантами применяется целая последовательность устройств с различными эффектами (эквалайзера—компрессора—дисторшна—фузза—эквалайзера).

В отличие от базирующихся на перегруженных усилительных устройствах схем, фуз отличается малой чувствительностью к элементарной базе. Соответственно, эффекты, базирующиеся на схемах с применением ламп и транзисторов, не отличаются своим звучанием.

Источник

Фузз (Fuzz)

Фузз (Fuzz ). Что это за эффект? Как он изменяет сигнал? Плюсы и минусы эффекта? Как узнать на слух? А также известные исполнители, примеры устройств.

Фузз (Fuzz)

Фузз (он же Фус, Фуз, с английского Fuzz — Фаз) — популярный гитарный эффект, который является самым старым из дисторшинов. Расцвет этого эффекта пришёлся на 60-е годы прошлого века с появлением стиля называемого психоделическим роком.

Как изменяет fuzz сигнал?

Развитие электроакустической схемотехники породило целый класс устройств, намеренно вносящих в звуковой сигнал нелинейные искажения и таким образом насыщая спектр новыми компонентами, которые впоследствии прозвали словом drive.

Как уже говорилось самым ранним эффектом стал fuzz. А появился он благодаря инженерам-электроакустикам, предложившим устройство — триггерный преобразователь, которое превращало сигнал, близкий к однотональному, в меандр, колебание прямоугольной формы с той же частотой. При желании была возможность использовать фильтр нижних частот для смягчения звука, тогда форма сигнала приближалась уже к треугольной, а в спектре заметно снижался уровень высших гармоник.

Поясним рисунком ниже:

Протяжённые звуки электрогитары становились при использование эффекта зудяще-скрипящими, как бы покрытыми какой-то шумовой оболочкой. И может именно поэтому тембральное качество, которое ассоциировалось с некой оболочкой в виде плотных слоёв пушинок, застилающих взгляд и появилось английское название такого специфичного звучания как fuzz (пух).

Плюсы и минусы эффекта.

Триггерные устройства обеспечивали стабильную амплитуду выходного сигнала, даже если входной в некоторых пределах затухал, что свойственно гитарной струне. Таким образов fuzz «продлевал жизнь» струнного звука, что и было главной задачей гитаристов. Для этого следовало сильнее прижимать струну к ладовым порожкам гитарного грифа, чтобы снижать её демпфирование; использовать вибрато , самовозбуждение при положительной акустической обратной связи, держа инструмент около громкоговорителя, и т. п. Применяя эффект на гитаре можно было добиться звучаний, напоминавших, в зависимости от регистра, виолончель, трубу, скрипку, конечно, в нюансе не ниже fortissimo (очень громко).

Частоту сигналов прямоугольной формы с помощью несложной схемотехники можно было удваивать или делить пополам. Получалось простое октавное транспонирование, что способствовало ещё большому распространению триггерных устройств.

А теперь о минусах.

Упомянутое звукоизвлечение приходилось постоянно контролировать и на стадии перезаписи обращаться к такой обработке часто было нецелесообразно, если сказать безрезультатно.

Среди ещё важных неудобств для музыкантов было то, что невозможность применения обработки к уже записанному материалу (перезапись), обязывало артистов точно продумывать свои действия и много репетировать. Также сигнал, которых поступал от гитары на вход триггера, должен был обладать известной стерильностью. Неосторожные перемещения руки по грифу, небрежные снятия звука, случайные задевания соседних струн, — всё это немедленно превращалось в звуковую «грязь», равногромкую с исполняемой мелодической линией. Попытки применять fuzz к аккордовым звучаниям оказывались успешными только тогда, когда задумывалось создать ощущение ужаса и катастрофы. Даже октавные интервалы, столь характерные для гитарных партий, требовали при данной обработке идеальной звуковысотной настройки.

Как же узнать эффект fuzz?

По звучанию он больше напоминает колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, что-то наподобие рыхлого и колючего дисторшна.

Известным исполнителям, применявшим этот эффект является Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) с его известной примочкой Fuzz Face.

Примеры устройств:

Гитарная педаль эффекта «фузз» с классическими и современными вариантами звучания, позаимствованными у педалей Maestro FZ-1A, Fuzz Face и Octavia с соответственно тремя выбираемыми режимами звучания. Моделирование звука осуществляется по технологии COSM.

Педаль эффекта фуз для электрогитары. Аналоговая схема на кремниевых транзисторах. Регуляторы Fuzz, Tone и Volume. Входные и выходные разъемы сверху прочного металлического корпуса. Мягкий ножной переключатель, холодный тип байпаса (True Bypass).

Педаль эффекта фуз для электрогитары. Схема на кремниевых транзисторах, регулятор Fuzz отвечает за уровень искажений, Bloom за атаку звука. 3-позиционный свитч Mid для настройки средних частот, тумблер Thick добавляет низких частот. Подсветка всех ручек, светодиод Jawel.

Педаль эффекта фуз для электрогитары. Основан на Foxx Tone Machine, схема на германиевых транзисторах. Ручки Volume, EQ, Fuzz и Octave, отключаемая аналоговая октава вверх. Холодный тип байпаса (True Bypass), металлический корпус.

Спасибо, что читаете New Style Sound . Подписывайтесь по почте или RSS-ленте и делитесь статьями с друзьями. Подробнее что такое RSS здесь ⇒ ( читать ).

Источник

Overdrive, Distortion, Fuzz: чем отличаются эти гитарные эффекты?

Введение

В начале 40-х годов прошлого столетия блюзовые гитаристы практически выворачивали наизнанку свои усилители, заставляя их работать на пределе для того, чтобы получить мощное искаженное звучание. И хотя первые попытки исказить звук были открыты во время попыток играть так громко, насколько это возможно, иногда без всякой логичной причины, а иногда – вынужденно, чтобы быть слышным в шумной аудитории и среди других членов ансамбля, благодаря таким джазовым легендам, как Чак Берри, «музыкальный» перегруз получил международное развитие и стал использоваться опытными гитаристами, как элемент музыкального искусства.

С увеличением популярности рок-музыки в начале 60-х увеличился и спрос на усиление, так как в этот период искажение звука было адаптировано и для рок-сцены. Такие гитаристы как Эрик Клэптон (Eric Clapton) со своим фендеровским усилителем, Рори Галахер (Rory Gallagher) с Vox и Джефф Бэк (Jeff Beck) со своим Marshall и многие другие повлияли на развитие и создание мощных примочек и эффектов для гитары.

Сегодня существует огромное множество устройств для обработки звука, а гитаристы комплектуют целые, так называемые, педалборды, в которых собирают все свои самые любимые эффекты. С появлением новых более мощных и удобных педалей эффектов появилось больше возможностей «музыкального» искажения звука, нежели родной перегруз усилителя. Overdrive, Distortion, Fuzz – это классические варианты гейновых эффектов, которые по сути преследуют одну и ту же цель искажения звучания электрогитары, однако имеют значимые отличия.

Предлагаем более подробно рассмотреть отличия этих гитарных эффектов, ведь каждая из них имеет свой уникальный музыкальный оттенок.

Overdrive

Если добавить мощности, гейна (gain) ламповому усилителю, то получится перегруженный, но естественный звук с теплыми обертонами. Простыми словами — эффект овердрайва имитирует перегруз лампового усилителя. Но если раньше такой эффект достигался за счет увеличения громкости и перегруза, то сейчас овердрайвовые педали позволяют искажать звук на приемлемом уровне громкости, добавляя лишь классические «хрустящие» оттенки, мягкие и натуральные.

Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) был хорошо известен использованием классического овердрайва Ibanez Tube Screamer в создании своего фирменного звучания. Эдди Ван Хален (Edward van Halen) использовал Boss SD-1, который дает звук характерно-лампового эффекта Overdrive.

Еще один вариант естественного перегруза – использование бустеров (booster). По сути, это тот же эффект overdrive, однако, если овердрайв вносит изменения в исходное звучание гитары, то бустер сохраняют исходный характер звучания усилителя и гитары, делая его лишь громче и нагруженнее. Поэтому многие музыканты используют бустеры для того, чтобы “подогреть”, выделить отдельные фрагменты композиции.

Это хороший вариант для тех, кто не любит примочки и потратил много времени и денег в поисках усилителя своей мечты, поэтому просто хочет усилить и подчеркнуть то, что в нём уже есть. К примеру педаль Spark Mini Booster даёт возможность увеличения уровня выходного сигнала на 20 дБ.

Distortion

Педали дисторшена имитируют звук сильно перегруженного лампового усилителя. При этом звучание получается более плотным и менее естественным, сустейн становится дольше. В сравнении с овердрайвом, амплитуда звуковых волн при дисторшне обрезается силнее и оттенок сигнала получается более четким. Такое звучание характерно для рок-музыки и металла.

На схеме видны отличия в амплитуде звуковых волн при эффекте овердрайва и дисторшна. Как видно из графика, происходит так называемый клиппинг сигнала, синусоида обрезается, из-за этого звук приобретает характерную резкость. Только в случае с овердрайвом эффект достигается его «мягким» ограничением по амплитуде, а в дисторшне более резким. Синим показан оригинальный сигнал, красным — дисторшн, желтым — овердрайв.

Например, Рэнди Роадс (Rhandy Rhoads) и Даймбэг Даррел (Dimebag Darrel) использовали педали MXR Distortion Plus. Несмотря на то, что это дисторшн, она больше напоминает овердрайвовую педаль. Стив Вэй (Steve Vai), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джо Сатриани (Joe Satriani) предпочитают Boss DS-1.

Фузз педали являются одними из самых старых среди дисторшнов и стали популярны в расцвете психоделического рока в 60-х годах. По звучанию педали больше напоминают колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, которые в результате дают такой рыхлый и колючий дисторшн. По-другому описать Fuzz очень сложно, поэтому лучше один раз его услышать.

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) был известен использованием примочки Fuzz Face, которая является одной из самых популярных.

Источник

Фузз (эффект)

Фузз (он же Фус, Фуз; более точная транскрипция с английского FuzzФаз) — гитарный эффект, основанный на нелинейном искажении звука электрогитары транзисторными (впоследствии, также цифровыми) устройствами с полной потерей огибающей сигнала. Фузз появился при попытках получить «перегруженный» звук на первых транзисторных гитарных усилителях. Основой эффекта является нелинейное искажение формы сигнала электрогитары. В дальнейшем, звуковой эффект искажения сигнала начал осуществляться двумя путями: подачей слишком высокого уровня сигнала на вход усилительного устройства, которое с разной степенью жёсткости ограничивает и потому сильно искажает сигнал («овердрайв» и «дисторшн»), или использованием для обработки сигнала транзисторных устройств, жёстко ограничивающих сигнал с практически полной потерей исходного тембра сигнала и ярко выраженным «органным» или «кларнетным» звучанием (собственно это и есть фузз).

В простейшем варианте схема состоит из двухтранзисторного усилителя с положительной обратной связью — эта схема называется триггер Шмитта. Триггер Шмитта и есть основа фуза. Особенностью схемы является преобразование входного сигнала в прямоугольный выходной. Из всех нелинейных гитарных эффектов, фузз звучит наиболее резко и выразительно. Основной неприятной особенностью является его одноголосность — невозможно играть аккордами и даже двузвучиями. Для многоголосных приставок используют отдельный звукосниматель и канал обработки сигнала на каждую струну. Шестиканальная схема получается очень дорогой, громоздкой и сложной в настройке (хотя ни одна из схем не смогла дать такой выразительный и необычный звук, как многоканальный фузз).

Для получения красивого и чистого звука простые схемы фуза малопригодны (что, впрочем, справедливо для дисторшена с овердрайвом, да и для многих остальных эффектов), так как фузз очень чувствителен к параметрам входного сигнала: помехи и наводки проявляются в виде треска с таким же уровнем, как и полезный сигнал, а искажения формы приводят к потере основного тона на выходе. Положительной стороной эффекта является отсутствие шума в паузе и нечувствительность к помехам низкого уровня. Для достижения качественного звука необходима предварительная подготовка входного сигнала: фильтрация (вплоть до выделения первой гармоники), компрессия, ограничение. Очень часто используется цепочка эффектов «эквалайзер-компрессор-дисторшн-фуз-эквалайзер».

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.
Звуковые эффекты и устройства
Модуляция Хорус | Фланжер | Фэйзер | Амплитудное вибрато | Частотное вибрато | Дилэй | Кольцевая модуляция
Сдвиг частоты Октавер | Питч-шифтер | Гармонайзер | Арпеджиатор
Искажение Фузз | Овердрайв | Дисторшн
Преобразование амплитуды Эквалайзер | Компрессор | Лимитер | Экспандер | Автопаннер | Нормализация
Другое Вау-вау | Реверберация | Шумоподавитель | Ток-бокс | Вокодер | Эксайтер

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Фузз (эффект)» в других словарях:

Фузз — Fuzz: Fuzz гитарный эффект, разновидность перегруза. Журнал Fuzz русский ежемесячный журнал о музыке … Википедия

Звуковой эффект — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Хорус (эффект) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хорус. Хорус (англ. chorus) звуковой эффект или соответствующее устройство. Имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путём добавления к исходному сигналу… … Википедия

Эхо (эффект) — Дилэй (англ. delay) или эхо (англ. echo) звуковой эффект или соответствующее устройство имитирующее чёткие затухающие повторы (эхо) исходного сигнала. Эффект реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных … Википедия

Овердрайв (звуковой эффект) — У этого термина существуют и другие значения, см. Овердрайв. Овердрайв педаль Ibanez Tube Screamer (англ.) Овердрайв (англ. overdrive) звуковой эффект, достигаемый ис … Википедия

Fuzz — Fuzz: Фузз (эффект) гитарный эффект, разновидность перегруза. Fuzz (журнал) русский ежемесячный журнал о музыке … Википедия

Olympic Studios — Olympic Studios … Википедия

Дисторшн — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Фэйзер — Пример синтезаторного фэйзера … Википедия

Флэнжер — Пример синтезаторного флэнжера … Википедия

Источник

Оцените статью