Что такое гамма джаз ноты

Обозначения

Совсем коротко, чтобы не растягивать эту и без того «унылую» тему на длительные рассуждения, давайте пробежимся по основным обозначениям. Тем более, что очень подробно разобрать и качественно проработать все необходимые музыкальные знания вы можете здесь.

В тексте школы вы встретите несколько англоязычных слов, которым я не смог найти достойного перевода без искажения смысла. Некоторые термины достаточно новы и в русском языке нет ёмкого слова достоверно передающего подлинный смысл, поэтому я решил оставить как есть. Если вы опытный музыкант и у вас есть идеи как можно заменить эти англоязычные термины русскими словами – поделитесь пожалуйста со мной.

Обозначения

Давайте договоримся, для удобства и эффективности общения, ноты я буду записывать так:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си

Аккордовые обозначения будут заглавными английскими буквами C D E F G A B.

В джазовой среде не пользуются классическими обозначениями H и B, как Си и Си-бемоль. Ровно как и другими, типа: Fis, Des, moll, dur и т.п. Если нам нужна нота Си – мы используем букву B. Если нужна Си-бемоль, тогда просто добавляем бемоль – Bb.

Важно отметить, что иногда теоретически верно будет использовать ноты Фа-бемоль, Ми-диез или Ля-дубль диез. Но это совершенно неудобно для прочтения, поэтому есть устоявшийся набор наиболее употребляемых нот, аккордов и тональностей, даже если это не очень верно с точки зрения гармонии. Например, навряд ли в джазовой музыке вы встретите тональности Си-диез мажор, вместо нее гораздо логичнее использовать До мажор. Кстати говоря Прокофьев делал тоже самое😉

Другое важное замечание, которое нужно сделать, касается параллельных гамм. В классической школе параллельными гаммами называются гаммы с одинаковым звуковым набором, но с разными тональными центрами. Как например До мажорная гамма и Ля минорная гамма. Звуки те же, но центры отстоят друг от друга на малую терцию.

В джазовом образовании на американском континенте параллельными называются гаммы от одной ноты, но с разным звуковым составом, как например До мажор и До минор.

На это есть очень веские причины, но к сожалению, в силу наших реалий я не пытаюсь идти против общественности. Подавляющее большинство музыкантов-соотечественников будет называть такие гаммы одноименными. Связанно это в первую очередь с привилегированностью классического образования, и раз большинство привыкли говорить и думать таким образом, не вижу смысла пытаться это изменить. Но когда мы дойдем до модальной музыки, я дам более подробное объяснение.

Интервалы

Здесь нет ничего необычного, интервалы обозначаются и называются так как нас учили в школе.

Обозначения аккордовых тонов.

Чтобы раз и навсегда положить конец непорядкам в номенклатуре, давайте посмотрим, что обозначают все эти циферки:

  • 1 = тоника аккорда
  • 2 = большая секунда поверх тоники
  • b3 = малая терция поверх тоники аккорда
  • 3 = большая терция поверх тоники аккорда
  • 4 = чистая кварта поверх тоники аккорда
  • b5 = уменьшенная квинта поверх тоники аккорда
  • 5 = чистая квинта поверх тоники аккорда
  • #5 = увеличенная квинта поверх тоники аккорда
  • 6 = большая секста поверх тоники аккорда
  • o7 = уменьшенная септима (=большая секста) поверх тоники аккорда
  • b7 = малая септима поверх тоники аккорда
  • 7 = большая септима поверх тоники аккорда

Трезвучия

Здесь тоже всё достаточно просто. У нас есть 4 вида трезвучий: мажорное, минорное уменьшенное, увеличенное. Где:

  • Буква обозначает тонику аккорда
  • Буква сама по себе обозначает мажорное трезвучие (C: 1,3,5)
  • Буква со знаком «-» или маленькой буковой «m» обозначает минорное трезвучие (Cm: 1,b3,5)
  • Буква со знаком «o» обозначает уменьшенное трезвучие (Co: 1,b3,b5)
  • Буква со знаком «+» обозначает увеличенное трезвучие (C+: 1,3,#5)

Время идет, и от классической трактовки аккордов, как созвучий из 3-х и более звуков, расположенных по терциям, приходится отказываться или делать сноски. Как например, аккорды с задержанием, или в простонародье, «сус-аккорды».

Получаются они путем взятия большой секунды по отношению к тонике вместо терции, так образуется sus2 (Csus2: 1,2,5); или чистой кварты вместо терции, так получается sus4 (Csus4: 1,4,5).

Если во времена Баха или Моцарта это были сугубо проходящие созвучия, получающиеся «случайным» образом, то в современном мире это самостоятельные аккорды со своим особым шармом.

Септаккорды и секстаккорды

С септаккордами придется побыть чуть подольше. Всё-таки это основные аккорды в джазовой музыке и имеет смысл разбираться в них досконально.

Здесь мне кажется проще зайти со стороны того, что обозначает каждый значок.

  • Maj7 добавляет к трезвучию большую септиму. Соответственно, если трезвучие мажорное, то мы получаем Большой Мажорный Септаккорд (Cmaj7: 1,3,5,7). Если трезвучие минорное, то получим Большой Минорный Септаккорд (C-maj7: 1,b3,5,7). Далее по аналогии Comaj7: 1,b3,b5,7 и C+maj7: 1,3,#5,7. Хотя надо сказать что в музыкальной среде не принято говорить: «Большой Уменьшенный Септаккорд» или «Большой Увеличенный Септаккорд», но по логике всё получается достойно.

  • 7 – простая цифра семь справа от обозначения трезвучия обозначает добавление малой септимы к трезвучию. C7 – будет обозначать мажорное трезвучие с малой септимой, что логично называть Малым Мажорным Септаккордом, но у него есть и другие названия: «доминантовый», «доминантсептаккорд». Об этом чуть позднее. Аналогично, если к минорному трезвучию добавить цифру «7», то получим Малый Минорный Септаккорд (Cm7).

  • Непростые вариации составляют так называемые Малые Вводные Аккорды. По своей природе это уменьшенное трезвучие с добавленной малой септимой и должно оно по логике обозначаться вот так: Co7, но не тут-то было! Ога, думали, все просто? «Джазовики» всё путают специально, чтобы никто не мог подобраться к их тайному знанию :D. На самом деле обозначения инертны и никто их особо не систематизировал, просто они так сложились и Co7 обозначает Уменьшенный Септаккорд, тот самый в котором все терции малые (Co7: 1,b3,b5,o7). А чтобы получить Малый Вводный Септаккорд, нужно написать Cm7b5: 1,b3,b5,b Разница в септиме, она либо уменьшенная, либо малая.

  • Пара слов про sus-аккорды. Все также, как описано выше, только в другом порядке. Если приписать к sus-аккорду «Maj7», то получим сус-аккорд с большой септимой: Cmaj7sus2: 1,2,5,7; Cmaj7sus4: 1,4,5,7. А если добавить «7», то получим сус-аккорд с малой септимой: C7sus2: 1,2,5,b7; C7sus4: 1,4,5,b7

  • Теперь когда дело дошло до септаккордов, появляется гораздо больше возможностей для альтераций ступеней. Так мы можем получить достаточно распространенные аккорды C7b5: 1,3,b5,b7 и C+7: 1,3,#5,b Соответственно, это Малый Мажорный Септаккорд с пониженной квинтой (низкой) и Малый Увеличенный Септаккорд (увеличенное трезвучие с малой септимой)

  • Вы часто будете встречать т.к. называемые «секстаккорды». Но есть нюанс! В классической гармонии секстаккорд – это первое обращение трезвучия. В джазовой гармонии это трезвучие с большой секстой. Например, C6: 1,3,5,6 или C-6: 1,b3,5,6. При чем акцентирую ваше внимание, секста всегда большая!

Вот в принципе и всё. Если вам это пока трудно, то ничего страшного с практикой станет более понятно. Но если вам совсем трудно и ничего не понятно – тогда вам сюда.

Далее мы поговорим о так называемых звуках Tensions («Теншионс» — Растяжение, Напряжение, Расширение аккорда)

Источник

Джазовая гамма — Jazz scale

Джаз шкала любая музыкальная гамма используется в джазе . Многие «джаз» весы общие весы нарисованных от западноевропейской классической музыки , в том числе диатонического , всего-тон , octatonic (или уменьшались), и режимы восходящего мелодического минора . Все эти гаммы обычно использовались композиторами конца девятнадцатого и начала двадцатого века, такими как Римский-Корсаков , Дебюсси , Равель и Стравинский , часто таким образом, который прямо предвосхищал джазовую практику. Некоторые джазовые гаммы, такие как бибоп , добавляют дополнительные хроматические проходящие тона к знакомым диатоническим гаммам.

СОДЕРЖАНИЕ

Теория

Одной из важных особенностей джаза является то, что теоретики называют «принципами совместимости аккордов и гамм»: идея о том, что последовательность аккордов порождает последовательность совместимых гамм. В классической гармонии мажорного режима аккорды обычно принадлежат одной и той же гамме. Например, прогрессия II-VI до мажор обычно использует только ноты диатонической коллекции C. В джазе четырехаккордовая прогрессия может использовать четыре разных гаммы, часто в результате аккордовых изменений.

Например, до мажор джазовый музыкант может изменить аккорд V, G 7 (G – B – D – F), на сглаженную квинту , создав аккорд G 7 ♭ 5 (G – B – D ♭ –F). . Импровизатор может затем выбрать шкалу , содержащую эти четыре ноты, например, весь тон шкалы G, лада G, либо в режиме либо D или А ♭ мелодического несовершеннолетнего по возрастанию. В каждом случае шкала содержит аккорд тона G-B-D ♭ -F и , как говорят , чтобы быть совместимым с ним. Это понятие «совместимости аккордов» отмечает фундаментальное различие между джазовой гармонией и традиционной классической практикой.

Избежать примечания записки в джазовом масштабе , который считается, в теории и практике джаза, слишком диссонирует , чтобы играть против базового аккорда, и поэтому либо избежать или хроматического изменен. Например, в гармонии мажорной тональности 4-я, а значит, и 11-я нота — это нота избегания и поэтому либо обрабатывается как проходящий тон, либо увеличивается (повышается на полутон). Избегайте нот, часто на второстепенную секунду (или минорную девятку) выше тон аккорда или на чистую четверть выше основного тона аккорда.

[Можно] понять разницу между классической и неклассической гармонией, посмотрев, как они справляются с диссонансами. Классика рассматривает все ноты, которые не принадлежат аккорду (т. Е. Трезвучию), как потенциальные диссонансы, которые необходимо разрешить. . Неклассическая гармония просто говорит вам, какую ноту в гамме следует избегать [«то, что иногда называют нотой избегания»] (потому что это действительно диссонанс), что означает, что все остальные в порядке.

Режимы большого масштаба

Количество гамм, доступных музыкантам-импровизаторам, продолжает расширяться. По мере появления современных техник и музыкальных конструкций джазовые исполнители находят те, которые они могут использовать в композициях или использовать в качестве материала для исследования мелодии. Яркие примеры являются семью режимами этих диатонических основного масштаба и добавленной нота шкал.

Режимы большого масштаба

Режим Имя Масштаб по C Связанный аккорд
я Ионический C – D – E – F – G – A – B – C До мажор 7 (9, 13)
II Дориан C – D – E ♭ –F – G – A – B ♭ –C До минор 6 или до минор 7 (9, 11, 13)
III Фригийский C – D ♭ –E ♭ –F – G – A ♭ –B ♭ –C C7sus (b9)
IV Лидийский C – D – E – F ♯ –G – A – B – C До мажор 7 # 11 (9, 13)
V Миксолидийский C – D – E – F – G – A – B ♭ –C C7 (9, 13)
VI Эолийский C – D – E ♭ –F – G – A ♭ –B ♭ –C До минор 7 (9, 11)
VII Локрийский C – D ♭ –E ♭ –F – G ♭ –A ♭ –B ♭ –C Минор 7 ♭ 5 или С ø 7 (11, ♭ 13)

Сравните каждый из режимов с основной шкалой, чтобы понять тонкие различия между ними. Ионический язык основан на 1-й ступени мажорной гаммы, дорийский — на 2-й, фригийский — на 3-й и т. Д.

Режимы гаммы до мажор (гаммы белых нот)

Имя Шкала Связанный аккорд
C Ионический C – D – E – F – G – A – B – C До мажор 7 (9, 13)
Д Дориан D – E – F – G – A – B – C – D Ре минор 6 или Ре минор 7 (9, 11, 13)
E фригийский E – F – G – A – B – C – D – E E7sus (b9)
F Lydian F – G – A – B – C – D – E – F Фа мажор 7 # 11 (9, 13)
G миксолидийский G – A – B – C – D – E – F – G G7 (9, 13)
Эолийский A – B – C – D – E – F – G – A Ля минор 7 (9, 11)
B Локрийский B – C – D – E – F – G – A – B Си минор 7 ♭ 5 или Б ø 7 (11, ♭ 13)

Весы бибопа

Весы бибопа добавляют один проходящий хроматический тон к семи нотам мажорной гаммы (ионический и миксолидийский режимы). Добавленный проходящий тон создает восьми нотную шкалу, которая ритмически равномерно вписывается в 4
4 такт 8 восьмых нот, что делает его полезным в практике. Когда восьмая нота Bebop шкала пробег начинается на такт от хорды тона (то есть корень , третий , пятый или седьмой ) остальные ноты аккорда будет также падать на такт. В результате все неаккордовые тона попадут на оптимистичные доли .

Обычно используются два типа гамм бибопа:

    Доминирующая гамма бибопа, которая добавляет хроматический проходящий тон между седьмой и основной тональностью .

Источник

Оцените статью