Что такое гитара студио

Бюджетная запись гитары в домашней студии

Рассмотрим способ дёшево записать гитару в домашних условиях

Для множества начинающих музыкантов на старте процесс записи своего инструмента (да, кстати, ниже пойдёт речь о записи электрогитары или баса; запись акустической гитары схожа с записью вокала, а о них на Nch-nch! есть отдельная статья) окутан множеством мифов и домыслов. Но на самом деле есть лишь 2 способа записать гитару дома: бюджетный и правильный. Сейчас максимально подробно рассмотрим именно бюджетный способ, а правильному посвящу отдельный материал. Но сначала позволю себе повторить самую важную вещь, которую часто игнорируют:

Любая цепь крепка ровно настолько, насколько крепко её самое слабое звено

Применительно к процессу записи это значит, что нет смысла покупать гитарный усилитель за 2500 долларов когда у тебя гитара за 4000 рублей или выбирать самый дорогой гитарный кабель, пользуясь встроенной аудиокартой и т.п. Это ключевой принцип и повторять его в каждом абзаце не будем. Итак,

Необходимый минимум для записи гитары дома

Начнём от обратного. Для того, чтобы записать гитару с минимумом затрат нам понадобится:

  1. Компьютер с установленной DAW (например, Ableton Live). Именно в DAW мы будем сохранять и впоследствии редактировать записываемый звук. Требования к компьютеру для записи минимальны: он не должен виснуть и иметь пару гигабайтов свободного места на диске;
  2. Аудиоинтерфейс с инструментальным входом. Требования к аудиоинтерфейсу по большому счёту тоже минимальны: достаточно одного входа jack или combo-jack, главное чтобы он был маркирован как Hi-z. В качестве такой звуковухи подойдут модели Focusrite Scarlett 2i2, MOTU M2, SSL 2+ и т.п.;
  3. Инструментальный кабель для подключения гитары. Требования к кабелю такие: он должен быть именно инструментальным (небалансным), 2-3 метров длиной, хорошо экранирован и иметь качественные коннекторы (jack на обоих концах). Вот таких моделей хватит за глаза: sommer cable, cordial и т.п.;
  4. Электрогитара. Здесь дело личного вкуса, опыта и музыкального жанра. Скажем, для блюза и фанка обычно выбирают telecaster, для рока и альтернативы лес полы и т.д. Могу лишь сказать, что в качестве реально хорошей бюджетной гитары можно смело брать инструмент фирмы Harley-Benton. В соотношении цена-качество это прекрасный вариант для дома. Что касается струн, то в подавляющем большинстве подойдут струны 10-го калибра, например, вот такие американские Ernie Ball.

Но есть и пятый элемент, без которого все эти гитары и аудиоинтерфейсы практически бесполезны, это — хороший гитарист. И я не шучу. В процессе записи вылезают все косяки музыканта: неумение попадать в ритм трека, отсутствие техники, слабые зажимы струн, звучание нескольких лишних нот вместо одной нужной и т.д.

Многие новички думают мол, сейчас куплю необходимое оборудование — и через полчаса все партии записаны. Но реальность такова, что даже ребята, которые хорошо владеют инструментом, записываются в несколько дублей, а уж для того, кто пару месяцев назад купил свою первую гитару, запись реально может превратиться в пытку. Конечно можно потом порезать-поклеить записанный материал, но это вариант не для слабонервных, поэтому всё таки рекомендую сначала подтянуть технику игры и тщательно отрепетировать партии перед записью.

Кстати, по поводу того как лучше писать партии: одним дублем (или тейком, что по сути одно и тоже) или отдельно интро/куплет/припев/кода с последующей их склейкой. Тут дело каждого. Я прошёл затяжной этап склеек (нервов не хватало переписывать заново из-за плохого владения инструментом), но сейчас мне больше нравится записываться в один тейк, даже если на это может уйти полдня. Так на мой взгляд лучше всего удаётся передать характер, настроение и индивидуальность трека

Ну окей, оборудование закуплено, партии отрепетированы, заварен чаёк. Начнём!

Процесс записи

Если ты уже имеешь опыт в записи вокала, можешь сразу переходить к итогам (запись гитары отличается лишь тем, что она должна быть подключена именно в инструментальный вход и активирован режим Hi-Z на этом входе).

Записывать гитару можно как для уже имеющегося проекта с прописанными барабанами и басом, так и наоборот — сначала записать гитару, а затем под неё добавлять другие инструменты. Разницы нет, у меня каждый раз происходит по-разному. Допустим, мы начинаем с гитары.

К моменту записи у тебя уже должна быть подключена и настроена аудиокарта, поэтому открываем DAW и создаём новый проект. Кнопкой TAP устанавливаем нужный темп и создаём новую аудиодорожку, на которую и будем записывать нашу гитару.

К слову о темпе. Если у тебя «хромает» техника игры, попробуй в качестве лайфхака перед записью понижать BPM до комфортных для правильной игры значений и после записи возвращать BPM в нужное значение, отварпив записанную партию в режиме complex pro

На созданной аудиодорожке в качестве источника (поле Audio From) сигнала выбираем пункт Ext. In (это внешний вход) и ниже указываем канал, в который подключена наша гитара. Значение поля Monitor нужно переключить в положение Auto чтобы слышать сигнал, уже пропущенный через DAW, и активируем кнопку Arm record (в самом низу дорожки слева от шкалы громкости красная):

Скорее всего, ты планируешь как-то обрабатывать звук гитары (GuitarRig или другими плагинами). Так вот, лучше сделать это сразу, так как при добавлении на гитару обработок может измениться характер игры на инструменте (сила ударов по струнам, шорохи от перемещения пальцев левой руки и прочее).

Ещё один важный момент: уровень громкости на гитаре и на аудиоинтерфейсе нужно выставить таким образом, чтобы при игре средние значения громкости на аудиодорожке были в районе -9/-12 dB. Это позволит избежать так называемого клиппинга, необратимого искажения цифрового сигнала. Добавить громкость уже записанного аудиофрагмента при необходимости можно будет и после записи, а вот избавиться от перегруза из записанного звука не удастся.

Наша программно-аппаратная часть готова, можно нажать плей и под метроном пару раз прогнать партию, которую будем писать. Это будет своего рода разминка для рук, адаптация к возможной задержке аудиоинтерфейса и оценка звука, который получим на выходе.

При необходимости добавь или убавь звук мониторов или наушников, чтобы было одинаково хорошо слышно и гитару и метроном. Всё устраивает? Отлично! Нажимаем кнопку записи и записываем нашу партию. После записи слушаем то, что у нас получилось. И если лажанули или не нравится звук, удаляем записанный аудиоклип и снова пишем. И так до тех пор, пока результат не станет отличным.

Вот в общем-то и всё. Если цель — запись бас-гитары, проводим её по точно такой схеме. Отличаться будет только обработка и уровень громкости.

Итоги

Подводя итоги, скажу следующее. Для записи гитары (тем более, если она у тебя играет не на переднем плане, а поддерживает ритм или просто уплотняет аранжировку) не нужно ехать в профессиональную студию. Общий бюджет на оборудование (кроме компьютера, DAW и плагинов) — около 20-25 тысяч рублей. Сумма, доступная даже студенту. А результат при этом раскладе будет очень достойный.

И ещё. Вопреки соблазнам, не спеши покупать дешёвые преампы, педали, комбики и микрофоны, о которых ты уже мог начитаться на форумах. Это пустая трата денег. Главная задача при бюджетной записи — максимально укоротить путь звука: гитара → аудиоинтерфейс. Всё.

А о качественном подходе расскажу чуть позже.

Источник

Как происходит запись электрогитары в студии?

Формирование звука электрогитары, которую мы слышим в студийных записях, происходит в последовательности, изложенной далее:

Электрогитара через цепь педалей эффектов или pedal-board (если эти эффекты нужны) подключается к усилителю. Чаще всего используется педаль “грелка”. Овердрайв эффект призванный “подогреть” усилитель. Усилитель используется, как правило ламповый, не из дешевых. Он придает эталонный тембр звучанию. Выбор усилителя должен соответствовать стилю музыки. Например, мощному модерновому звучанию таких команд как Trivium, Killswitch Engage, As I lay dying подходят усилители Peavey 5150, Mesa Boogie Rectifier и прочие. Собственно, их они благополучно и используют в своих записях. Выбор гитарного усилителя – это один из множества ключевых моментов, благодаря которым можно добиться отличного звучания.

Далее усилитель подключается к кабинету. Грубо говоря это акустическая колонка с одним или несколькими специальными динамиками вроде Celestion, габаритами корпуса для правильного объема. Кабинет – очень важная часть в цепи оборудования гитариста. По версии одного из популярных музыкальных журналов, он составляет 50% итогового тембра звучания. Следующий элемент в цепи – это микрофон. Как правило это специализированный высококачественный конденсаторный микрофон, например Shure SM58. Он подключается к компьютерному звуковому интерфейсу (звуковой карте). Важнейшим нюансом является расположение микрофона относительно кабинета, его позиция, удаленность от динамиков, направление. Также важно само окружение, т.е. помещение, в котором происходит запись. Как вы понимаете, результат записи в ванной комнате будет совсем не такой как, скажем, в комнате со звукоизолирующими панелями на стенах! 🙂

Звуковая карта, к которой подключен микрофон, естественно, не такая коими дополнены наши с вами материнские платы. Это специальное оборудование с функциями согласования сопротивлений и фантомным питанием. Эти карты имеют высококачественные аналого-цифровые (АЦП) и цифроаналоговые преобразователи (ЦАП) для достоверно точной оцифровки сигналов, поддерживающие режимы записи и воспроизведения с высокой битностью и частотой.

Студийный компьютер записывает звук с помощью программ типа DAW (от англ.Digital Audio Workstation – цифровая звуковая рабочая станция). Далее в этой же программе, как правило, полученные дорожки сводят и делают мастеринг готовой композиции. Таких программ множество: Reaper, Cubase, Nuendo, Adobe Audition и прочие. Они заменяю магнитофоны, на которые шла запись в доцифровую эпоху.

Схема последовательности студийного оборудования для записи электрогитар

Получить точно похожий звук , по всем нюансам идентичный звучанию выбранного исполнителя, практически невозможно по той причине, что обработка готовой гитарной записи производится разными приемами, разными программными модулями (VST плагины), разными режиссерами, наконец! Положение микрофонов, настройки педалей и усилителей… Как вы понимаете, количество всех возможных комбинаций стремится к бесконечности – поэтому звучание гитары в миксе всегда будет уникально!

Источник

Гитарный кабинет – что это? Назначение, виды и особенности устройства

В начале XX века у гитаристов по всему миру появился запрос на возможность звучать громче, ведь это бы очень помогло для организации живых выступлений и записи инструментов. Для полноценной игры на электрогитаре требуется специальная аппаратура: усилитель звука и гитарный кабинет (блок динамиков), которые увеличивают силу звука и меняют его тембр.

Уже в 1930е годы были разработаны первые версии гитарных усилителей, с появлением массовых версий которых началась эпоха экспериментов со звучанием усиленной гитары.

Гитара, подключенная к устройству усиления сигнала, обретала не просто более громкий звук, но и новый, интересный тембр. Гитарная музыка получила огромный толчок в развитии, и гитарные усилители, на волне своей популярности, активно дорабатывались и совершенствовались.

Что такое гитарный кабинет

Гитарный усилитель состоит из двух частей – из усилителя звука, раскачивающего относительно слабый сигнал с катушек звукоснимателей, и динамика, который этот сигнал преобразует в звуковые волны.

Разработчики таких устройств со временем пришли к выводу, что для хорошего студийного и концертного звучания гитары лучше всего работает отдельно стоящий усилитель звука, именуемый «головой», который соединяется с отдельным блоком динамиков — гитарным кабинетом.

Такая конфигурация устройства, называемая гитарным стеком, позволяет гибко изменять его, соединяя усилитель с кабинетами разных размеров – с одним, двумя или четырьмя динамиками в каждом.

Таким образом, в зависимости от того насколько мощный нужен звук, модульная конструкция стека позволяет реализовать любые задумки музыкантов.

Устройство гитарного кабинета

Количество и размер динамиков

Со временем музыканты и конструкторы усиливающего оборудования пришли к единому мнению – для лучшего раскрытия всех нюансов звучания гитарный кабинет должен быть оснащен динамиками размером 12 дюймов.

Этот размер стал своего рода золотым стандартом, ведь он хорошо раскрывает те частоты, на которых звучит гитара, а также создает необходимое звуковое давление, а значит и громкость. В небольших домашних гитарных кабинетах устанавливается один 12 дюймовый динамик, а в кабинетах, предназначенных для концертов – два или четыре динамика того же размера.

Конечно же вы можете встретить и более дешевые 10-ти, и 8-ми дюймовые динамики, но качество их звучания будет значительно проигрывать двенадцатидюймовым.

Влияет ли конструкция корпуса кабинета на звук

Корпус гитарного кабинета выполнен из толстой многослойной фанеры, которая достаточно тяжела и плотна, чтобы устройство не дребезжало и создавало звук без лишних искажений. Считается что размер короба влияет на тембр звучания – большой короб создает плотный бас, а маленький звучит более открыто, активно раскрывая высокие частоты.

Кроме того, на звучание влияет наличие или отсутствие задней крышки кабинета. Здесь все просто – чем больше динамики кабинета прикрыты с задней стороны, тем более сконцентрированным будет звук, и тем больше в тембре будут преобладать басовые частоты.

С другой стороны, открытые кабинеты можно записывать инструментальным микрофоном как спереди, так и сзади, да и стоят они дешевле. Однако, открытая конфигурация рассредоточивает звук, и делает его менее насыщенным.

Какой гитарный кабинет выбрать

Выбор во многом будет зависеть от целей и задач, которые вы перед собой ставите. Гитарные кабинеты для домашнего использования могут иметь один динамик, мощности которого будет вполне достаточно. Концертные кабинеты чаще всего обладают двумя или четырьмя динамиками.

Помимо количества динамиков в устройстве, критерием выбора станет фирма-производитель и модель конкретного кабинета. Все дело в том, что разные гитарные кабинеты имеют свой разный неповторимый тембр. Некоторые из них лучше работают на чистом звуке, некоторые – на перегруженном. Одни модели лучше раскрывают басовые частоты, а другие – высокие и средние.

Здесь нельзя выделить лучшее и худшее – каждый музыкант сам для себя определяет то звучание, которое ему больше нравится, не говоря уже о том, что такая характеристика как тембр по определению очень субъективна.

При покупке, делайте выбор в сторону известных брендов, не покупайте самодельные устройства, если не уверены в их качестве. Кроме того, обязательно послушайте кабинет перед покупкой на всех возможных громкостях. Прислушайтесь, нет ли посторонних шумов, треска и дребезжания.

Что такое импульсы гитарных кабинетов

Конечно же, прогресс не стоит на месте. На сегодняшний день цифровые технологии достигли небывалых высот, и этот факт не мог не повлиять на музыкальную индустрию. Все больше людей отдают предпочтение цифровой обработке сигнала, нежели классическому гитарному звуковому тракту.

Действительно, вместо того чтобы приносить на студию огромный гитарный стек, ставить рядом микрофон и записывать гитарные партии по-старинке, со всеми сложностями в виде шумов и наводок, сегодня можно просто подключить гитару напрямую к звуковой карте, и получить абсолютно такой же звук внутри цифрового секвенсора в компьютере.

Больше всего на конечное звучание гитариста влияет именно гитарный кабинет и микрофон, который его записывает. Каждый кабинет обладает своими собственными тембральными характеристиками, а еще на общее восприятие звучания влияет помещение, в котором звучит гитарный стек.

Математики-музыканты и инженеры-гитаристы долго ломали голову над тем, как можно учесть все нюансы аналогового звучания настоящих динамиков усилителя. Секрет оказался настолько же прост, насколько и сложен. Чтобы записать тембральную характеристику гитарного кабинета на него посылают особый короткий звуковой импульс, называемый импульсом Дирака. Записав этот импульс, который отражает всю линейную характеристику системы кабинета, можно, при помощи него, модулировать сырой гитарный сигнал, поступающий в звуковую карту.

Другими словами, импульс гитарного кабинета говорит компьютерной программе о том, как именно гитарный сигнал преобразуется в конкретном гитарном кабинете.

Импульсы кабинетов можно загружать как в цифровые кабсимы, так и в «железные», например в эмулятор кабинета AMT CP-100 FX Pangaea, в которой можно не только записать импульсы нужных устройств, но и применить цифровые эффекты к гитарному сигналу.

И все бы было просто замечательно, но всегда есть одно «но» — гитарный импульс является слепком звучания гитарного кабинета, снятого определенным микрофоном в определенных условиях. То есть, если вы поставите рядом с собой кабинет, импульс которого загружен в вашу DAW, и сравните звучание вживую и через компьютер, то вы услышите два разных звучания.

Тем не менее, компьютерное звучание этого усилителя будет таким же, как если бы вы снимали его при помощи того же микрофона и в том же помещении, в котором записывался импульс кабинета.

В общем и целом, можно сказать, что такой способ записи гитары работает весьма эффективно, экономя ваши силы и средства. Импульсы гитарных кабинетов широко распространены в сети, и представляют собой короткий WAV-файл, размером всего несколько десятков килобайт. Такой файл отправляется в специальную программу-загрузчик гитарных импульсов, а затем загруженный импульс применяется к сырому гитарному звуку внутри программы-секвенсора.

Источник

Оцените статью