10 фактов про гитару Урал
В мире интернета шуток про гитару Урал больше чем про телефон Nokia 3310. Но помимо того, что на ней можно жарить мясо и ей забивать гвозди, гитара Урал была самой известной и массово выпускаемой электрогитарой в Советском Союзе.
На ней были записаны ранние «Посевские» альбомы Гражданской Обороны, а про её прочность ходили легенды (кроме шуток). Даже сейчас данный инструмент часто используется ценителями и коллекционерами совковых гитар, а Сергей Маврин с успехом записывает на ней соло.
Факт № 1
Гитара Урал — реверсивная копия японской Yamaha SG-5, выпущенная на отечественный рынок Свердловской фабрикой клавишных инструментов в конце 1975 года и получившая имя этой самой фабрики – Урал.
Несмотря на принцип «обратного инжиниринга», Урал не стал копией Ямахи — даже визуально. Чтобы не было явного плагиата, наши конструкторы корпус «отзеркалили» по горизонтали (у японской гитары «рог» внизу, а у нашей — сверху). Это, кстати, пошло Уралу в плюс: он намного красивее своей «мамы». Да и эргономика явно улучшилась.
Факт № 2
Гитара Урал являлась самой массово выпускаемой электрогитарой в Советском Союзе – их было выпущено более 100000 экземпляров и это только на Свердловском заводе!
А если учесть, что Урал выпускался еще и на Ростовской, Орджоникидзе (ныне – Владикавказ), Борисовской фабриках, то становится понятно, что электрогитар Урал было выпущено примерно столько же, сколько Fender выпустил стратокастеров (а более подробно про Fender и его стратокастеры можно узнать тут). И это при том, что стоила гитара довольно дорого — 185 рублей, то есть на 30 процентов больше средней месячной зарплаты советских граждан.
Факт № 3
Байкой является утверждение, что музыка, играемая на гитаре Урал, автоматически становится тяжелым роком, потому что гитара очень тяжелая. На самом деле «Урал» весит 3.5 кг. Для сравнения: вес легендарного «Фендера стратокастера» сделанного из ольхи – 3,7 кг. А не менее легендарный «Гибсон Лес Пол Костом» весит целых 5 кг!
Факт № 4
Корпус и гриф гитары Урал сделан из бука. Не обладая нужной механической прочностью, либо из-за некачественной древесины, со временем, под воздействием натянутых струн, гриф изрядно деформируется. Исправить эту оказию не в силах даже анкер.
В итоге играть получится в пределах первых девяти ладов, ибо дальше пойдёт мучение — потребуется значительное усилие пальцев, дабы прижать струны к грифу (стоит забыть про игру тэппингом или искусственные флажолеты, они вам не понадобятся).
Факт № 5
Урал не является инструментом для использования с перегрузом. В перегруженном состоянии он теряет четкость. Предположительно все по общей для всех советских электрогитар проблеме – слабый выходной сигнал.
В итоге, «благая идея» советских инженеров сделать гитару, тембр которой можно было бы менять «лёгким движением руки» привела к тому, что и без того слабый сигнал звучков изрядно ослабляется массивными коммутацией и фильтрами. К тому же, вся эта конструкция весьма восприимчива к наводкам.
На чистом звуке это ещё терпимо (особенно, если аппарат заземлён); но как только вы попытаетесь подключить Урал к дисторшену (да ещё и на большом гейне), слабый фон может перерасти в мрачный 50-герцовый РЫК, убрать или «задавить» который у вас вряд ли получится.
Факт № 6
Заводские струны для гитары Урал были не родные, они поставлялись ленинградским объединением «Светлана». Большая часть претензий к звучанию Урала — это претензии именно к струнам. Они были реально плохи.
Струны были с плоской обмоткой и звук давали такой же плоский, однозначный какой-то, — рассказывал в своем интервью лидер екатеринбургской группы Смысловые галлюцинации Сергей Бобунец. Поэтому, при первой же возможности, струны у гитары заменялись на покупные.
Факт № 7
В 1997г., к 60-летию Великой Октябрьской Революции была выпущена юбилейная серия гитар Урал. Для всех гитар этой серии жестко регламентирован дизайн: гитара идейно верного черно-красного берста, со стилизованным изображением крейсера Аврора на пластике над звукоснимателями.
Факт № 8
Тремоло на Урале выполнено в духе vintage tremolo, по системе своей напоминающее Fender Jaguar. В отличие от классического Fender vintage tremolo, которое работает на понижение звука с помощью рычага, на Урале тремоло работает как на повышение, так и на понижение тональности звука, но из-за тугой, маленькой пружины попасть в полутон рычагом невозможно.
А при возвращении рычага в исходное положение строй гитары уже не возвращается. ( про все виды тремоло вы можете узнать в нашей статье: Виды тремоло бриджей для электрогитары: от винтажа до современности)
Факт № 9
На Урале играет басист джаз-квартета Култрейн, который аккомпанирует аргентинской певице Карен Соуза. А гитарист знаменитой американской группы Red hot chili peppers Джош Клингхофер даже снялся с Уралом в клипе Монархия роз(Monarchy of Roses).
Факт № 10
В наше время, средняя ценя гитары Урал — 3000 руб., без торга. Но если очень постараться, то можно найти инструмент за 1000р., и даже за 500р.!
Сейчас, конечно, эти инструменты представляют разве только коллекционный интерес — качественного звука от гитары Урал добиться невозможно. (Ну, если ты не Бог или не Сергей Маврин).
Увы, конкуренцию с западными инструментами советские электрогитары едва ли были способны выдержать, так что в начале 1990-х их производство довольно быстро вымерло.
Источник
Легендарные свердловские бренды: гитара «Урал»
Кадр из клипа «Монархия роз» группы «Ред хот чилли пепперз». В руках гитариста Джоша Клингхофера — «Урал».
- Содержание цикла:пиво «Исетское» (29 августа 2015 года) / Стиральная машина «Малютка» (12 сентября 2015 года) / Мотоциклы «Урал» (26 сентября 2015 года) / Кекс «Свердловский» (10 октября)/Гитара «Урал» (21 ноября 2015 года) / пылесос «Урал» (17 декабря 2015 года) / Конфеты «Рыжик» (30 декабря 2015 года)/ Велосипеды «Атиг» (4 февраля 2016 года)/шина «Снежинка», «Диск здоровья» (31 марта 2016 года)/синтезатор «Поливокс» (25 мая 2016)
Когда говорят о советских электрогитарах, то всегда вспоминают «Урал». Между тем модельный ряд электрогитар, производившихся в СССР, включал в себя более сорока наименований! Почему же символом эпохи стал именно свердловский инструмент? Потому, что он был самым массовым: его произвели больше 200 тысяч. А самым массовым он стал потому, что был лучшим… А почему же ещё?
Свердловская фирма «Урал» и по названию, и по основному назначению была фабрикой КЛАВИШНЫХ инструментов. Гитары здесь начали делать только в 1969 году. Сначала это были реплики ленинградской гитары «Ритм-Соло», которая у нас получила название «Тоника». Когда свердловчане, что называется, набили на ней руку, перед ними была поставлена задача наладить выпуск собственной модели. Как следует из хранящейся в Государственном архиве Свердловской области справки «Выполнение социалистических обязательств», предприятие должно было «освоить новый вид электрогитары «соло» «Урал» к 30-летию Победы над Германией и в честь XXV съезда КПСС». То есть — к маю 1975 года.
«Разберите. И разберитесь»
Поскольку опыта проектирования гитар ни у кого из работающих на фабрике «Урал» не было, решено было сделать то, что теперь называется «обратный инжиниринг» — то есть скопировать какой-то зарубежный образец.
Закупку поручили осуществить Свердловской железной дороге — одной из самых богатых структур области, которая была в состоянии осуществить валютные траты. СвЖД тогда (как, впрочем, и сейчас) курировала техникум железнодорожного транспорта — вот как бы для ансамбля этого учебного заведения и были закуплены электрогитары японской фирмы «Ямаха» (серия SG). Но в техникум инструменты тогда, разумеется, не попали. Их привезли на фабрику, дали конструкторам и сказали: «Разберите, разберитесь и сделайте похожее». Ну наши и сделали…
Участники гитарных интернет-форумов считают, что по красоте, эргономике и удобству игры «Урал» вчистую обыгрывает свою японскую «маму»
Никого из людей, участвовавших в запуске «Урала», «ОГ» найти не смогла — по полученной нами информации, их уже нет в живых. Но удалось установить имя главного создателя: по воспоминаниям Олега Холуева (мастера экспериментального участка внедрения новой продукции с 1980 по 1981 год), которые мы нашли на сайте Общества коллекционеров советских электрогитар, чертежи для первого, сигнального, образца разрабатывал начальник конструкторского бюро Иван Козленко.
В общем, задача была выполнена. И точно в срок — в 1975 году фабрика выпустила первые 240 гитар.
В отсутствие технологий
Несмотря на принцип «обратного инжиниринга», «Урал» не стал копией «Ямахи» — даже визуально. Чтобы не было явного плагиата, наши конструкторы корпус «отзеркалили» по горизонтали (у японской гитары «рог» внизу, а у нашей — сверху). Это, кстати, пошло «Уралу» в плюс: он намного красивее своей «мамы». Да и эргономика явно улучшилась.
Комментарий
Юрий Мишков, гитарист екатеринбургских групп «Апрельский марш», «Banga Jazz» и «Stambulchik brothers»:
— Я играл на «Урале». Это хороший инструмент начального уровня.
Говорят, что самым большим недостатком этой гитары являются струны. Если их поменять, то она звучит гораздо лучше… Струны вообще не являются частью гитары. Их надо ставить на свой вкус — под свои пальцы и привычки. Это общее правило: купил гитару — смени заводские струны на те, которые тебе нравятся. Так что ругать гитару «Урал» за струны — это последнее дело.
Я не горю желанием что-то в «Урале» критиковать. Да, наверное, это было плохое дерево. Колки слабые… Но это было не важно тогда. Эта гитара дала нам возможность поучиться в детстве и юности. За это ей спасибо. И я преисполнен благодарности к тем, кто всё это дело продвинул.
Хуже получилось с «начинкой»: как рассказал «ОГ» мастер экспериментального участка Эдуард Соколов, который работал на фирме с середины 80-х по 1991 год, у нашего предприятия в 70-х просто не было таких материалов и технологий, как у «Ямахи».
— Первая проблема заключалась в несовершенстве наших станков: изначально они предназначались для обработки деталей танков, а на них делали гитары. Это были фрезерные станки, которые весят несколько тонн, с мощнейшими моторами. А на Западе те же операции уже давно выполняют фрезерные машинки, которые весят несколько сот граммов, — объяснил Эдуард Соколов.
Кроме того, по словам мастера, для производства инструмента применялось неподходящее дерево — на шейку грифа вместо хорошего клёна, дефицита которого в СССР, вроде бы, не наблюдалось, почему-то ставили бук (он гнётся, чего с грифом быть не должно), а для деки использовали ель (при этом в паспорте гитары было написано: «использована высококачественная древесина лиственных пород» ). Для сравнения: у знаменитых американских электрогитар «Фендер» корпус сделан из ясеня или ольхи.
— Но основная проблема была даже не в дереве, а в электронике: она была очень примитивная, — говорит Эдуард Соколов.
Здесь надо заметить, что электронику производила сторонняя организация — военный завод, находившийся в закрытом городе Снежинске (Челябинская область). Звукосниматели и темброблоки приходили оттуда в готовом виде. Как-то повлиять на улучшение их параметров свердловчане не могли.
Не уральскими были и струны — они поставлялись ленинградским объединением «Светлана». Большая часть претензий к звучанию «Урала» — это претензии именно к струнам. Они были реально плохи.
— Струны были с плоской обмоткой и звук давали такой же плоский, однозначный какой-то, — рассказал «ОГ» лидер екатеринбургской группы «Смысловые галлюцинации» Сергей Бобунец. — Поэтому я как-то решил заняться доморощенным апгрейдом: снял обмотку у струн, а под обмоткой оказались рояльные струны, которые вообще не приспособлены для игры руками!
Те же, кто менял ленинградские струны на более качественные, получали звук, который Александр Пантыкин (сам поигравший на «Уралах») назвал в разговоре с «ОГ» «чистым, прозрачным и неповторимым по тембру». Дедушке уральского рока вторит сайт ru-guitar.livejournal.com: «Урал» обладает собственным — и достаточно интересным — звучанием».
Их было две
Под словами «гитара «Урал» обычно понимают шестиструнную соло/ритм-гитару, которая выпускалась в двух версиях — 650 и 650а. Но кроме них, в Свердловске делали и четырёхструнный бас (тоже в двух модификациях — 510г и 510л). Первый из них был очень несбалансированным (один из авторов статьи сам в юности поиграл на таком инструменте): гриф гитары сильно перевешивал, и басистам приходилось левой рукой не только играть, но и удерживать гриф в нужном положении. Рука очень уставала. В модели 510л этот недостаток исправили.
Миф о тяжести «Урала»
МИФ. «Музыка, играемая на «Урале», автоматически становится тяжёлым роком, потому что гитара невероятно тяжёлая».
НА САМОМ ДЕЛЕ. «Урал» весит всего 3,5 кг. Для сравнения: вес легендарного «Фендера стратокастера», сделанного из ольхи, — 3,7 кг. А не менее легендарный «Гибсон Лес Пол Кастом» весит аж 5 кг!
Вне конкуренции
Получить по-настоящему крутой инструмент на уровне мировых стандартов свердловчанам не удалось. Профессиональные музыканты, игравшие в ресторанах и многочисленных советских ВИА, предпочитали «Уралам» выходцев из социалистических стран (чехословацкие «Йоланы», гэдээровские «Музимы»), а группы, показываемые по телевидению, уже тогда обзаводились лучшими западными инструментами — «Гибсонами» да «Фендерами»…
В популярной пародийной интернет-энциклопедии «Луркоморье» есть статья об «Урале», где в качестве доказательства «убожества» свердловской гитары приводится такой пассаж: (лучший, по мнению многих критиков, рок-гитарист России, участник групп «Чёрный кофе» и «Ария») «Сергей Маврин не играет на гитаре «Урал» только потому, что услышав ТАКОГО гитариста с ТАКОЙ гитарой, все музыканты мира повесятся». Самое смешное в этой фразе то, что Сергей Маврин на гитаре «Урал» играет! Более того: для рекламы возможностей российского усилителя «R&R (SOLO)» Маврин использовал отнюдь не «Гибсон» или «Фендер» (которые у него, конечно же, есть), а именно «Урал»! Фото: stukalin.ru
Однако «Урал» оказался настоящей находкой для различных музыкальных кружков при школах и Домах культуры, а их по стране были тысячи. Не будучи абсолютно лучшей советской гитарой в каком-то одном компоненте, по совокупности признаков «свердловчанка» оказалась вне конкуренции. За двадцать с небольшим лет было выпущено — и продано! — более 200 тысяч «Уралов» (примерно столько же реализовали за тот же период лучшие гитарные бренды Запада)! И это при том, что стоила гитара довольно дорого — 185 рублей, то есть на 30 процентов больше средней месячной зарплаты советских граждан.
Последние аккорды
Крах Советского Союза стал крахом и для гитары «Урал». В ноябре 1992 года фабрика стала собственностью коллектива и была преобразована в ТОО «Фирма музыкальных инструментов «Этюд-Урал». Коллектив решил сделать ставку не на музыкальные инструменты, а на производство мебели. Гитары по инерции ещё некоторое время выпускались, но в гораздо более скромных масштабах, а в 1998 году их производство было прекращено. Впрочем, фабрику переориентация не спасла: в 2007 году фирма «Урал-Этюд» прекратила своё существование.
…В этом году гитаре «Урал» исполняется 40 лет. Это давно уже не самая массовая электрогитара страны. Да и вообще не массовая… Интерес к ней сохранился у очень небольшого количества людей, в основном у коллекционеров. Хотя есть и удивительные исключения.
Именно в последние годы «Урал» добился того, о чём в советское время не мог даже мечтать: он пробился не то что на всероссийскую — на мировую сцену! На «Урале», например, играет басист джаз-квартета «Култрейн», который аккомпанирует аргентинской певице Карен Соуза. А гитарист знаменитой американской группы «Ред хот чилли пепперз» Джош Клингхофер три года назад даже снялся с «Уралом» в клипе «Монархия роз» («Monarchy of Roses»). Так что, как написал некто Дмитрий Морозов в комментарии к ролику какого-то заокеанского энтузиаста, который потрясающе красиво играет на «Урале»: «Проходят годы, и понимаешь, что НАШИ тоже умели делать ВЕЩИ. »
Источник