Что такое готовый аккомпанемент аккордеон

Мини-словарь баяниста

Повседневная практика показывает, что за долгий период развития баяна, ккордеона, гармони специалисты так и не пришли к общему мнению по поводу толкования и применения отдельных «народных» терминов, определений и дефиниций. Далее мы попытаемся внести ясность в некоторые довольно спорные вопросы, изложив уже существующие, но не всегда известные точки зрения.

Аккорд – «в классическом учении о гармонии под аккордом подразумевается сочетание 3 – 5 звуков, которые можно расположить по терциям» /5, стр. 22/. (Согласно нашему антинаучному мнению – это будут сочетание из 3 и более звуков. А кроме терций в аккордах могут встречаться секунды, кварты, квинты, сексты, септимы. Особенно это заметно, если звуки аккорда следуют друг за другом в так называемом широком расположении. )
Доминантсептаккорд – аккорд, построенный от пятой ступени лада, которая называется доминантой. Данная разновидность аккорда состоит из мажорного трезвучия и малой терции, расположенной сверху. Также в этом аккорде теоретики находят интервал септиму, который придаёт аккорду определённую особенность звучания. В отечественной баянной литературе в партии левой руки доминантсептаккорды обозначаются цифрой 7.
Мажор – в педагогической практике баянистов и аккордеонистов, а также среди мастеров по изготовлению музыкальных инструментов, так сокращённо называют мажорный аккорд (мажорное трезвучие, большое трезвучие). В отечественной баянной литературе в партии левой руки мажорные аккорды (мажоры) обозначаются буквой Б.
Минор – в педагогической практике баянистов и аккордеонистов, а также среди мастеров по изготовлению музыкальных инструментов, так сокращённо называют минорный аккорд (минорное трезвучие, малое трезвучие). В отечественной баянной литературе в партии левой руки минорные аккорды (миноры) обозначаются буквой М.

Читайте также:  Сколько весит фортепиано березка

Аккордеон – общее название ручных язычковых клавишно-пневматических гармоник, в которых при нажатии одной клавиши в левой клавиатуре звучит целый аккорд. Автором этого названия является Кирилл Демиан. Также в современной терминологии можно встретить упоминание «аккордеон с готовым аккомпанементом», а, исходя из этого, – «готовый аккордеон».

Аккордеон системы Кравцова – разновидность аккордеона, имеющая в правой клавиатуре клавиши шести и пятиугольной формы, сгруппированные в четыре вертикальные ряда и образующие систему, позволяющую не изменяя (или минимально изменяя) органно-фортепианную аппликатуру, приблизить исполнительские возможности инструмента к исполнительским возможностям баяна. Система разработана и внедряется в исполнительскую практику заслуженным деятелем искусств России, кандидатом искусствоведения, профессором Петербургского Государственного Университета культуры Кравцовым Николаем Александровичем . Левая клавиатура аккордеона системы Кравцова аналогична баянной.

Аккордеон с органно-фортепианной клавиатурой – разновидность аккордеона, имеющая правую клавиатуру, аналогичную строению клавиатуры органа или фортепиано и позволяющую исполнять произведения во всех возможных тональностях. В некоторых справочных изданиях подобная система клавиш именуется стандартной клавиатурой. Левая клавиатура данной конструкции музыкальных инструментов аналогична баянной, которая может иметь три разновидности: готовую клавиатуру, выборную клавиатуру и готово-выборную клавиатуру. Соответственно весь инструмент в целом будет именоваться аккордеоном с готовым аккомпанементом или – готовым аккордеоном, аккордеоном с выборным аккомпанементом или – выборным аккордеоном, аккордеоном с готово-выборным аккомпанементом или – готово-выборным аккордеоном.

Аппликатура – порядок следования пальцев при исполнении музыкального произведения, а также запись этого порядка в нотах.

Баян – это разновидность аккордеона, имеющая в правой клавиатуре клавиши круглой формы (форму кнопок) и предназначенная для исполнения произведений во всех возможных тональностях. Конструктивно баян отличается от всех видов, в том числе и хроматических, гармоней тем, что хроматическому звукоряду правой клавиатуры соответствует полный набор хроматического басового и аккордового аккомпанемента в левой. В Западной Европе первый подобный инструмент был изготовлен в Италии мастером Паоло Сопрани в 1897 году. В России первый баян был продемонстрирован тульским мастером и исполнителем Чулковым Павлом Леонтьевичем на кустарно-промышленной выставке, которая проходила в городе Туле в том же 1897 году. /Несколько подробнее познакомиться с историей развития отечественного баяна можно на странице Тула баянная /.

Читайте также:  Упрощенный вариант нот богемской рапсодии

Выборный баян, выборный аккордеон – в основу названия аккордеон положено свойство музыкального инструмента, заключающееся в том, что при нажатии одной клавиши левой клавиатуры звучит целый аккорд. Однако несколько позже появились инструменты, на которых конструкция левой клавиатуры позволяла извлекать единичные звуки, как это происходит при нажатии клавиши правой клавиатуры. В России первоначально такое строение клавиатуры называли «левая по правой». Впоследствии инструмент, имеющие такие свойства, стали именовать выборным баяном или выборным аккордеоном. В итоге левая клавиатура современного баяна (аккордеона) может иметь три разновидности: готовую клавиатуру, выборную клавиатуру и готово-выборную клавиатуру. Соответственно весь инструмент в целом будет именоваться баяном с готовым аккомпанементом или готовым баяном, баяном с выборным аккомпанементом или выборным баяном, баяном с готово-выборным аккомпанементом или готово-выборным баяном (выборно-готовым баяном). Инструмент с готово-выборным аккомпанементом имеет переключатель, который позволяет менять свойства левой клавиатуры с выборной на готовую и наоборот. Строение левой клавиатуры выборного аккордеона полностью идентично строению клавиатуры выборного баяна.
(Смотреть также определение понятия клавиатура).

Гармоника – «общее название большой группы инструментов, в которых звучит какое-то количество независимых друг от друга физических тел, не изменяющих высоту своего тона…
Фортепиано – типичная гармоника , потому что в нём для каждого звука есть собственная струна, вернее набор из двух или трёх струн. И ни одна струна фортепиано не изменяет высоты своего тона при игре…
Ксилофон – наглядный пример гармоники…
Гитара под определение гармоники не подходит…
Гармоники бывают ударные, щипковые, духовые» /3, стр. 37 – 38/.

Гармонь – это разновидность аккордеона, имеющая диатонический строй, и предназначенная для исполнения произведений в двух (в исключительных случаях – в трёх) тональностях. Для расширения исполнительских возможностей инструмента многие мастера изготовления музыкальных инструментов пытались и продолжают пытаться усовершенствовать гармонь, вводя в систему её правой клавиатуры хроматические полутона. Однако и в этом случае левая клавиатура музыкального инструмента, продолжает оставаться диатонической, что позволяет исполнять произведения только в одной мажорной и в параллельной минорной тональностях. Конструктором первой гармони является Кирилл Демиан. Первая отечественная гармонь изготовлена тульским оружейником Иваном Евстратьевичем Сизовым . /Несколько подробнее познакомиться с историей развития гармони можно на странице Тула баянная /.
Диатоника – «семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам» /5, стр. 172/. В подобной системе невозможно следование подряд двух «альтерированных» полутонов, например, ДО, ДО-диез.

Интервал – «соотношение двух музыкальных звуков по их высоте» /5, стр. 213/.
Прима – «(латинское prima – первая) один из простых интервалов, в котором основание и вершина совпадают по высоте» /2, 228/.
Секунда – «(латинское secunda – вторая) один из простых интервалов, вершина которого является соседней ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 254/.
Терция – «(латинское tertia – третья) один из простых интервалов, вершина которого является третьей ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 288/.
Кварта – «(латинское quarta – четвёртый) один из простых интервалов, вершина которого является IV ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 126/.
Квинта – «(латинское quinta – пятый) один из простых интервалов, вершина которого является V ступенью по отношению к его основанию» /2, стр. 128/.
Секста – «(латинское sexsta – шестая) один из простых интервалов, вершина которого является VI ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 253/.
Септима – «(латинское septima – седьмая) один из простых интервалов, вершина которого является VII ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 255/.

Клавиша – «пластина, приводящая в действие рычажковый механизм или электронное управление для извлечения звуков различной высоты на клавишных инструментах различного типа… Клавиши бывают в форме кнопок (пуговиц) или лопаточек» /5, стр. 252/.

Клавиатура – «система расположенных в определённом порядке клавиш» /5, стр. 252/.
Выборная клавиатура баяна или аккордеона – разновидность левой клавиатуры, в которой система расположения клавиш аналогична системе их расположения в правой клавиатуре баяна. При исполнении аккорда на выборной клавиатуре необходимо нажимать (набирать) все клавиши соответствующие звукам данного аккорда. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются баян или аккордеон с выборным аккомпанементом. В разговорной речи: выборный баян или выборный аккордеон.
Готовая клавиатура баяна или аккордеона – разновидность левой клавиатуры, в которой при нажатии одной клавиши звучит соответствующий аккорд. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются: баян или аккордеон с готовым аккомпанементом. В разговорной речи: готовый баян или готовый аккордеон.
Готово-выборная клавиатура баяна или аккордеона – это система из двух клавиатур, которые предназначены для игры левой рукой и которые используются поочередно по мере необходимости. Переключение с одной клавиатуры на другую происходит при помощи приспособления, которое мастера называют регистром, клавишей, переключателем. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются: баян или аккордеон с готово-выборным аккомпанементом. В разговорной речи: готово-выборный баян или готово-выборный аккордеон.

Пневматический – «(греческое pneumatos – воздушный) основанный на действии сжатого воздуха» /1, с. 518/.

Полутон – кратчайшее расстояние между двумя звуками в европейской музыкальной системе. Определение полутона «музыкальный интервал, наименьший в диатонических и хроматических звукорядах» некорректно, так как наименьшим музыкальным интервалом является секунда или даже прима. А так называемая целотонная гамма – всего лишь элемент европейской музыкальной системы.

Хроматический звукоряд (хроматическая гамма) – восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам.

Литература

1.Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю Москвин. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2003. – 816 с.;
2. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся.– 9-е изд., доп. – Л.: Музыка. – 344 с.;
3. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с. (Тираж 150 000 экз.);
4. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.;
5. Мирек А.М. Гармоника . Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – 534 с.;
6. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.

На фото изображена кларнетная гармонь «Баянъ», изготовленная в 1897 году. Фото скопировано с издания: Басурманов А.П. Справочник баяниста / Под общей ред. проф. Н.Я. Чайкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский композитор. – 1986. – Иллюстрации .

Источник

Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом

На левой стороне обычных аккордеона и баяна находится так называемая стандартная клавиатура басов и готовых аккордов — для ведения партии аккомпанемента.

Впервые идея применения готового аккордового аккомпанемента на ручной гармонике принадлежит Кириллу Демиану, создавшему такую гармонику в Вене в 1829 году и назвавшему ее аккордеоном (Accordion).

В России (при массовом изготовлении в кустарных мастерских и на домашних фабриках гармоник в 30 — 60-х годах прошлого столетия) на левой стороне инструментов употреблялся стандартный аккомпанемент, состоящий из двух кнопок (клапанов): баса и аккорда. При смене движения меха звуки были разные: бас, как и аккорд, звучал в одну сторону движения меха — тоника, в другую – доминанта. В этот же период стали выпускаться гармоники и с четырьмя кнопками (клапанами): две кнопки — басы, две — аккорды.

Вслед за аккордовым аккомпанементом, состоящим из мажорных аккордов, появляется минорный; кроме одного ряда басов (основного), появился и второй, вспомогательный. Наиболее ярко и полно развитие клавиатуры с басо-аккордовым готовым аккомпанементом происходило еще до появления баяна у елецкой рояльной гармоники, прямой предшественницы современного аккордеона. Русские народные умельцы довели левую клавиатуру на этой гармонике от простого мажорного аккомпанемента в 4 баса и 4 аккорда (70-е годы) до полного кварто-квинтового круга басов (основного и вспомогательного рядов) — и к ним мажорные, минорные и доминантсептаккорды всех тональностей (в начале XX века).

С появлением трехрядных и четырехрядных хроматических гармоник в России в начале XX века (получивших название баян — 1907 г.) левая клавиатура насчитывала сначала 36 кнопок (басы, мажорные и минорные аккорды). К концу первого десятилетия XX века клавиатура готового аккомпанемента была доведена до 100 кнопок (стандарт и принцип расположения сохранены и теперь).

За рубежом расширение комплекса готового аккомпанемента на кнопочном аккордеоне (баяне) происходило в 90-е годы прошлого и начале XX века, причем ведущая роль принадлежала итальянским и немецким мастерам.

Левая клавиатура с готовым аккомпанементом на современных аккордеонах и баянах по своему строению и расположению кнопок одинакова.

Схема расположения басов и аккордов на левой клавиатуре с готовым аккомпанементом

Счет рядов ведется от меха инструмента. 1 -й ряд — вспомогательные басы (чтобы «взять» бас, находящийся далеко в основном ряду); 2-й ряд, главный, — основные басы, основа для построения аккордов, находящихся в этом же поперечном ряду); 3-й ряд — мажорные трезвучия в различных обращениях; 4-й ряд – минорные трезвучия в различных обращениях; 5-й ряд — септаккорды, чаще всего в полном четырехзвучном изложении (на большинстве советских и итальянских инструментов септаккорды звучат с пропущенной квинтой, а на немецких – полностью), но в записи их принято обозначать тремя нотами (с пропущенной квинтой); б-й ряд — уменьшенные септаккорды (или трезвучия); в нотной записи принято их обозначать тремя звуками.

Чтобы облегчить прочтение аккордов при исполнении на аккордеоне или баяне, быстро ориентироваться, где брать те или иные аккорды, в нотах ставятся условные обозначения: буква «Б» обозначает, что данный аккорд находится в третьем вертикальном ряду — мажорных аккордов; буква «М» указывает на четвертый ряд — минорных аккордов; цифрой «7» обозначаются септаккорды (пятый ряд); буквой «У» — уменьшенные септаккорды (шестой ряд). Буква «В» ставится под (или над) нотой басов — значит, кнопка находится во вспомогательном ряду басов. На инструментах с такими клавиатурами в начальном периоде обучения употребляют четыре пальца (кроме большого), обозначение которых на баяне — 1, 2, 3, 4 (1 — указательный), на аккордеоне — 2, 3, 4, 5 (1 — большой). Однако при больших клавиатурах (120 кнопок и более) в профессиональной практике употребляются при игре все пять пальцев левой руки, как и правой. Пятипальцевое обозначение более удобно.

Эти обозначения только указывают, в каком вертикальном ряду находится та или иная кнопка аккордов или басов. Место же аккорда в поперечном ряду (по горизонтали) указывает бас, стоящий перед аккордом. Например, над аккордом буква «Б», а перед аккордом — бас соль, следовательно, нужно взять мажорный аккорд, находящийся в том же поперечном ряду, что и бас соль. Если аккорд берется не в том поперечном ряду, в котором находится обозначенный впереди него бас, около аккорда маленькой ноткой в скобках помечается, от какого именно баса основного ряда надо взять данный аккорд. Например:

Таковы расположение и система записи партии левой руки с готовым басо-аккордовым аккомпанементом. Практическое звучание басов и аккордов имеет различие с нотной записью.

На левой клавиатуре аккордеона и баяна, в отличие от правой, нет деления звукоряда на октавы.

И хотя на клавиатурах с большим количеством кнопок имеется несколько кнопок до, соль, ре, ля и т. д., при нажиме звучат они одинаково. Для создания сочного звучания басовых звуков нажим одной кнопки с помощью наборной левой механики вызывает одновременное звучание трех, чаще четырех или пяти звуков одного и того же названия, но в различных октавах. Звучание всех басовых звуков выглядит в нотах следующим образом:

Самой низкой нотой бывает фа или соль. При извлечении одновременно четырехзвучия отсутствуют верхние звуки.

Фактическое звучание аккордов, например соль-мажорный аккорд:

Устройство левой стороны баяна и аккордеона видно из приведенных схем здесь и здесь и объяснений к ним.

В начале XX века существовала и иная система. Принципиальная формула соотношения басов и аккордов была такая же, как и на общепризнанной системе, но расположены все кнопки басов и аккордов были в обратном порядке.

Такая система была предложена в Туле В. П. Хегстремом в 1901 году и долгое время имела распространение под названием «хегстремовской» (или «тульской») системы готового аккомпанемента. За рубежом она была известна как бельгийская система готового аккомпанемента — в отличие от общепризнанной, которая называлась итальянской.

Схема расположения звуков на левой клавиатуре по системе Хегстрема

По этой же системе ранее строился готовый басо-аккордовый аккомпанемент на русских рояльных елецких гармониках.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Источник

Оцените статью