Что такое гриф для гитары

Гриф гитары: виды и конструкция

Нет ни одного человека, который бы не слышал о существовании такого инструмента, как гитара. Но представляете ли вы, что такое гриф и для чего он нужен? Для людей, желающих освоить искусство игры, это знать необходимо!

Гитара и ее история

Гитара — музыкальный инструмент, относящийся к струнным щипковым и являющийся самым распространенным в мире.

История его возникновения уходит во II тысячелетия до н. э. Еще в Месопотамии были найдены раскопки прародителей современной гитары — кинноры. Кроме того:

  • в Индии и Египте существовали аналогичные инструменты: нефер, винта, набла, цитра, ситар;
  • кифара — в Греции и Риме;
  • жуань и юэцинь — в Китае.

В начале тысячелетия появляется лютня. Она имеет 4 или 5 парных струн. В эпоху барокко количество могло достигать 19.

В XV веке в Испании рождается 5-струнный музыкальный инструмент, который получает всемирное название — испанская гитара. Кроме количества струн он отличается от современного варианта вытянутым корпусом и мензурой небольшого размера.

Мензура — расстояние между порогами звучащих частей струн.

К концу XVIII века к пятой струне добавляется еще и шестая. Такой вид инструмента носит название классической гитары и до сих пор пользуется популярностью. В это же время испанскую гитару привозят в Россию, где она претерпевает некоторые изменения:

  • присоединяется 7 струна;
  • обновляется строй.

В связи с подобными реформами корректируется и имя инструмента — теперь это русская семиструнная гитара.

Гриф и его роль

Гриф — компонент музыкальных инструментов в виде длинной пластины из дерева. Гитарист зажимает струны, контролируя интонацию звука.

На гитаре (а также на мандолине и балалайке) есть характерные стенки, идущие поперек — лады. С их помощью у музыканта есть возможность точнее брать аккорды.

Гриф — сложная часть струнных инструментов, который изготавливается из древесины достаточной твердости: кедра, льна или клена.

Строение

Гриф — важнейший прибор в конструкции гитары. Он состоит из:

  • головы с механическими колками;
  • анкерного стержня;
  • накладок;
  • верхнего порога;
  • металлических ладов;
  • пяты.

Грифы классической, эстрадной и электрогитары имеют примерно одинаковое строение.

Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Акустическая классическая гитара

На основе классической гитары стали изготавливать все остальные разновидности.

  1. Гриф классической гитары достаточно широкий и плоский. Начинающие музыканты, особенно обладающие небольшими кистями рук, часто сталкиваются с неудобством освоения инструмента.
  2. Обозначения ладов указаны на боку грифа.
  3. От головки до корпуса расположено 12 ладов.
  4. Используются нейлоновые струны, чтобы снизить действующую силу изгиба.
  5. Отсутствует пластина для защиты, находящаяся под отверстием резонатора. Она устанавливается на акустических гитарах. В классическом варианте медиатр не используется, потому вероятности поцарапать корпус нет.
  6. Ширина грифа составляет 5.2 сантиметра.

Акустическая эстрадная гитара

Эстрадная гитара в наше время является самым распространенным видом среди своих родственников, по-другому зовется фолк-гитарой.

  1. Чаще всего гриф акустической гитары составляет 4.3 сантиметра.
  2. Он уже и намного длиннее.
  3. В сумме состоит из 14 ладов.
  4. Обязательно наличие анкерного стержня, благодаря которому не происходит деформация из-за натяжения струн.
  5. Используются струны из металла.
  6. Под отверстием резонатора находится накладка из пластика с целью защиты. Она предотвращает возникновение царапин в случае перебирания струн медиатором.
  7. Метки ладов располагаются на передней плоскости грифа.

Бас-гитара

Электрогитара — вариант гитары, звук которой образуется благодаря звукоснимателям. Они преобразуют струны из металла в вибрации тока. Название «электрогитара» образовалось из словосочетания «электрическая гитара».

Первые инструменты, появившиеся на рынке, относят к 30-ым годам XX столетия.

Для изготовления используют материалы из красного дерева, клена, ольхи и ясеня. Накладкой на гриф служат детали из черного дерева, льна, палисандра.

Бас-гитара — подвид электрогитары. До ее возникновения в качестве аналога использовался инструмент контрабас. Электро создана для игры только в басовом диапазоне.

  1. Внушительные размеры.
  2. Более длинное расстояние от верхнего порога до мензуры — 864 мм (длина классической гитары — 650 мм).
  3. Наличие утолщенных струн.
  4. Чаще всего состоит из 4 струн (но бывают случаи из 5, 6 и даже большего количества).
  5. Имеет 24 (порой и выше) лада.

В 1970 году был предложен вариант грифа из графита. Он является более редким и дорогим, но главный его плюс заключается в том, что нет необходимости в систематической настройке струн.

Расположение нот на грифе гитары

Отсчет всегда начинается с низа. В акустическом варианте звуки на открытых (не прижатых) струнах выставляются в следующем порядке:

  • 1 — ми (Е) 1-ой октавы — интервал между звуками в 8 ступеней;
  • 2 — си октавы м-малой (В);
  • 3 — соль октавы м (G);
  • 4 — ре октавы м (D);
  • 5 — ля октавы м (А);
  • 6 — ми октавы м (Е),

в случае бас-гитары со стандартным набором из 4 струн дело обстоит так:

  • 1 — ми (Е);
  • 2 — ля (А);
  • 3 — ре (D);
  • 4 — соль (G).

Чаще всего музыканты пользуются аналогичным с акустикой строем, но стоит отметить, что его можно изменить, перенастроив высоту струны.

Система ладов

Нужно сразу запомнить главное правило: каждый лад — это расстояние в полутон.

Для того чтобы лучше ориентироваться в звуках и их расположении, изучение музыкальной грамоты следует начать с освоения фортепианной клавиатуры. На ней наглядно можно рассмотреть все существующие ноты и отрезки между ними.

Например, на рисунке указано расстояние между белой и соседней черной клавишей, что и является полутоном.

Полное его определение — наименьший интервал между двумя близлежащими звуками.

Так, на грифе гитары это будет считаться за один лад.

Обратите внимание! На чертеже кроме латинских букв находятся отметки # и b. В музыке они носят название «диез» и «бемоль». Эти знаки используется для повышения (#) и понижения (b) звука на один полутон.

Например, если 3-я струна в открытом виде является нотой соль (G), то, зажав ее на 1-ом ладу, она будет звучать уже иначе. Нота G повысится на полтона, соответственно, по интонации станет выше и в записи будет указываться так — G#. Если же со 2-го лада перейти на 1-ый, то звук А спустится на полтона, в итоге получится Ab.

Исключение составляют ноты ми (Е) и си (В). В случае их повышения на полутон диез не требуется, так как они переходят уже в существующие и без знаков звуки — в чистые фа (F) и до (С). Проще говоря, между ними нет черных клавиш, что является характерным для данного интервала.

С бас-гитарой аналогичная система — каждый лад равен полутону. Разница лишь в том, что расположение нот на открытых струнах изначально идет в другом порядке и в количестве четырех.

Для того чтобы полностью разбираться в теории сольфеджио, уметь считывать табулатуры и свободно пользоваться нотными очерками, стоит начинать обучение с самых базовых навыков. Грамота, которую изучают в музыкальных школах, прекрасно подходит на роль преподавателя или репетитора.

Владение игрой на пианино благотворно влияет на технику гитариста, все профессионалы в обязательном порядке проходят общий курс фортепиано (ОКФ).

Теперь вы имеете краткое теоретическое представление о самой главной детали – грифе гитары, и можете продолжать изучение, постепенно переходя к ее практическому освоению.

Источник

Все о гитарных грифах

Гитарный гриф – это одна из главных частей музыкального инструмента. Музыкант всё время контактирует с ним, зажимая струны. Получается, что это определяет и технику, и комфорт, и даже окончательный звук музыкального инструмента. Гриф – это главный элемент гитары, который выглядит как длинная рукоятка из дерева вытянутой формы. К ней прижимают струны. В результате этого действия длина струны уменьшается, а натяжение увеличивается, что ведёт к изменению высоты получаемого звучания. Гриф для гитары включает в себя: головку, накладку, анкерный стержень, верхний порожек, металлические лады и пятки. На отдельных моделях в центре есть место, в котором закреплён анкер (специальный болт), он помогает задавать кривизну грифа. Голову (перо) грифа можно найти вверху гитары, там же и колки (с их помощью натягивают, закрепляют струны и регулируют высоту звука).

Материал грифа и его распил

На качество грифа влияет материал, который использовали при изготовлении инструмента. Основная часть бывает кленовой, вишневой или бубинговой. Наиболее популярной древесиной для грифа является клён. Для его изготовления также используют композитные материалы, например, графит или люцит. Если гриф всё же выполнен из дерева, то его заливают лаком, чтобы справиться с изгибами, высыханием, трещинами и другие проблемы, а также защитить руки музыканта. На свойства грифа влияет не только дерево, из которого его изготавливали, но еще и распил. От последнего зависит еще и красота инструмента. Наиболее популярными способами распила являются радиальный и тангенциальный.

Если распил радиальный, основа разреза находится в середине ствола. Дерево получается одинаковым и в своём оттенке, и в текстуре. А гриф, изготовленный указанным способом, очень надёжный и легко справляется с внешним воздействием. Он способен служить вам верой и правдой на протяжении многих лет, не теряя своей первоначальной формы и поражая своей износостойкостью. Зачастую такие модели достаточно подстроить лишь один раз, дальше они не будут менять своего положения. Гриф сохраняет одинаковый угол долгое время, спокойно справляясь с любыми нагрузками. Если говорить о звуковых характеристиках, то радиальный распил грифа делает акустику ярче, а низкие частоты чётче.

При тангенциальном распиле разрез совершают на каком-то расстоянии от центра древесины. Гриф, который делают из такой древесины, поражает своей выраженной текстурой, а также рисунком годовых колец в форме волны. Они намного дешевле радиальных, а ещё они более гибкие, лучше откликаются на толщину, изменения температуры и влажности, их нужно чаще подстраивать.

Помимо этого, есть еще и грифы, состоящие из нескольких слоёв. Они объединяют в себя свойства обоих предыдущих распилов, но по звуку больше похоже на радиальные. Для того, чтобы сделать такую модель, несколько кусков дерева (можно различных пород) тангенциального распила приклеивают друг к другу. Это даёт возможность получить большую жесткость и уменьшить затраты на производство, а также добиться уникального звука.

Внешний вид грифа гитары.

При выборе гитары нельзя оставлять без внимания параметры толщины и ширины. Именно они определяют удобство при взятии разнообразных аккордов, что позволит исполнять музыку самых разных стилей. Сейчас в зависимости от формы выделяют три различных типа грифов для гитары:

— Классические округлые, например, — это идеальный вариант для тех, кто играет классический рок и блюз. Они удобны при игре и в бой, и в перебор. Но развить серьёзную динамику будет трудновато, для этого понадобятся тренировки. Такие модели грифов встречаются в большинстве гитар от фирм GIBSON и FENDER.

— Тонкие и широкие намного удобнее для любителей либо быстрой, либо тяжёлой музыки (например, , альтернатива, грайндкор и прочее). Их можно встретить в модельном ряду у гитар IBANEZ серии RG, JACKSON серии SOLOIST и YAMAHA.

Средним вариантом между парой предыдущих видов считаются грифы с меняющейся формой. Он округляется по направлению от деки к головке. Такие варианты будут стоить много по сравнению с классическими, из-за этого их используют при изготовлении только очень крутых гитар от известных производителей. Например, GIBSON назвал такую модель 60’slim taper.

Крепление грифа

Итоговый звук инструмента во время игры зависит еще и от того, каким образом гриф прикрепили к основной части гитары. При этом, каждый способ является уникальным. Их нельзя сравнивать друг с другом, потому что все они преследуют разные цели. Один способ позволяет получить такой звук, а второй способ – совершенно другой. Все зависит от потребностей производителя и музыканта.

Сейчас выделяют четыре способа прикрепить гриф:

— Болтовоепридумали ещё в 1940-х годах Фендером просто для того, чтобы сделать гитару удобнее. Он полагал, что при повреждениях грифа не стоит выбрасывать весь музыкальный инструмент, поэтому нашёл способ заменить только гриф. Чаще всего в наше время этот вид крепления используется при производстве обычных дешевых инструментов. Это крепление легко узнать по яркой атаке, чётким нотам, но довольно слабой продолжительностью. Если вы берёте гитару, на которую гриф прикреплён болтом, то проверьте, насколько плотно он прилегает к основанию, так как любые зазоры приведут к проблемам. Часто для лучшей плотности крепят больше болтов. Электрические гитары, при изготовлении которых использовался этот метод крепления, подойдут для любой музыки, но рок будет предпочтительнее.

— Вклеенный – это способ, который чаще всего применяют в электрических гитарах. В корпусе гитары делают выемку, в которую и помещают гриф, где фиксируют с помощью специального клейкого элемента — эпоксидной смолы. Благодаря чему удаётся раскрывать акустические способности материала, что выражается в тёплом и приятном звуке, а также качественном сустейне, но атака станет хуже, чем у предыдущего варианта. Если вы хотите играть джаз, то такие гитары станут лучшим вариантом из-за тёплого и мягкого звука (правда, придётся потратиться чуть больше).

— Сквозное считается одним из самых дорогих способов. Его в основном используют при производстве бас-гитар. Сквозное крепление лучше всего передаёт истинный звук дерева, что выливается в первоклассный сустейн и небольшое уменьшение резонанса внизу. А это значит, что на протяжении всей игры звук будет ровным. Из-за отсутствия пятки, вы сможете легко исполнить соло-партию любой сложности. Главная проблема этого варианта проявляется в том, что и сам инструмент будет стоить много, и его ремонт. Да ещё и восстановить повреждённый гриф сможет не каждый мастер.

— Полусквозное. Часть гитарных мастеров стали применять его в конце 1980-х годов, но до сегодняшнего дня этот способ не считается популярным. По своему звуку такой метод очень похож на прошлый. Но по креплению ближе к варианту с болтом.

Накладка на гриф гитары

У любого грифа есть еще один важный элемент – накладка. Именно сюда приходится нагрузка от струн, после чего передаётся по грифу дальше. Накладка — это небольшой брусочек дерева, который крепится на гриф от деки до головки, именно к ней прижимаются струны. Где-то её делают с ладами (подавляющее большинство моделей), где-то – без них (в безладовых бас гитарах), ещё на них могут иметься специальные метки, позволяющие музыкантам лучше ориентироваться на грифе. Накладки обязаны быть прочными, поэтому для их изготовления используют твердую древесину. Чаще всего они бывают кленовыми или палисандровыми. Также можно встретить модели из черного дерева и углеродного волокна. От формы накладки зависит тембр гитары. Сейчас популярны четыре основных типа, которые определяют по радиусу: плоская, в виде конуса или цилиндра, а также смешанная.

Анкерный стержень

Анкер – это специальный стержень, который производят с помощью прочного железа. Он нужен, чтобы гриф был более жестким и износостойким. При этом, его толщина равна всего лишь 4-6 миллиметрам. Анкер устанавливают прямо внутри грифа. Еще одно предназначение этой детали заключается в регулировке кривизны грифа. Специальный болт из железа на конце анкера даёт такую возможность. Его можно найти либо в верхней части грифа, либо у его пятки. Анкер даёт возможность грифу не сгибаться даже под механическим воздействием натянутых струн, чаще всего он применяется на акустике и других моделях, где струны выполнены из железа.

Сейчас анкер устанавливают по одной из двух популярных технологий

— Сзади грифа, что требует приложения большого количества усилий во время производства, а это сказывается уже на цене инструмента. Чаще всего им пользуются производители электрогитар FENDER.

— Под накладку – максимально простой и дешёвый метод. Однако, он не слишком надежный. Дело в том, что при таком способе установки накладка менее плотно прилегает к грифу. В результате она может просто отлететь.

Гитарные лады

А ещё на протяжении всего грифа приделаны лады. Это специальные порожки, расположенные на таком расстоянии, чтобы иметь возможность регулировать натяжение в пределах полутона. С их помощью можно взять конкретную ноту (если инструмент настроен). Ещё ладом называют дистанцию между ближайшими порожками. Да и не забываем про специальные модели без ладов. Брать на них какие-либо аккорды весьма проблематично.

Число ладов на разнообразных моделях будет отличается в пределах от 19 (классика) до 27 (электрическая гитара). На сегодняшний момент есть специальная классификация ладов по необычным свойствам:

— высота, это отражается и на высоте струн. С низкими ладами очень легко прижимать струну к накладке, но если вы захотите сделать подтяжку (или как её ещё называют бенд), то вам придётся попотеть. А на высоких ладах ситуация меняется с точность наоборот: прижимать струны трудно, зато подтяжки делать легко.

— ширина, позволяет определить время, которые они прослужат: если у гитары узкие лады, то они будут быстрее изнашиваться, что приведёт к более частой шлифовке.

— материалы, из которых выполняют лады. Сейчас самые популярные из них: нержавеющая сталь, серебро и никель. Понять, какой будет лучше для вас можно будет только на личном опыте. Об одном и том же материале различные музыканты говорят по-разному. Одни полагают, что струны из нержавеющей стали служат дольше, но при этом звук у них хуже, чем у моделей из серебра или никеля.

— профиль и форма отвечают за изменение внешности гитары. Также они немного изменяют звук и, конечно же, обеспечивают долговечность.

Угол наклона головки

Сейчас головка либо плоская (без наклона к основанию грифа) или же иметь хоть какой-то наклон. Для первых моделей придумали специальные струнные направляющие, это позволяет увеличить угол наклона от головки до ладов, чтобы струна надёжно фиксировалась в пазике порога. Чаще всего они встречаются на Stratocaster и Telecaster. Если же вы купили гитару с наклонными головками, то знайте, что производители не ставили никаких направляющих деталей. Просто потому что струны итак достаточно жёстко фиксированы в пазике.

ИТОГ

Итак, вот мы и разобрали из чего состоит гриф для гитары, его поговорили о ключевых моментах в использовании, а также о том, как они влияют на итоговый звук. Но выбирать всё равно придётся вам! Помните, что самый классный инструмент – тот, который звучит так, как вы мечтали.

Источник

Оцените статью