Что такое хорус для гитары

Что такое хорус (chorus)

Данная статья является частью цикла статей «Что такое»

Хорус (chorus) — это эффект, имитирующий многоголосое исполнения с помощью копирования и небольшого изменения исходного звука. Хорус просто несколько раз воспроизводит поданный на вход звук с разной задержкой, панорамой, громкостью и питчем.

Хорус создаёт эффект хора, т.е. на эффект подаётся к примеру 1 звук гитары из которого получается некое подобие того, что звучит не одна гитара а несколько сразу. Представьте себе ситуацию когда к примеру 3 гитариста играют одну и туже мелодию одновременно. В следствии того, что гитары немного отличаются по своему звучанию получается эффект хора. Примерно по такому же принципу работает и эффект хорус. Хорус копирует звук гитары, к примеру 3 раза (зависит от количества заданных вами голосов), и немного изменяет у каждой копии звучание. Потому что 3 разные гитары не могут звучать одинаково, хорус немого панорамирует, изменяет громкость, модулирует (немного изменят питч (тон) звука) и задерживает голоса (копии). В результате чего звук получается мягче.

Эффект хорус очень часто используется для небольшого утепления и расширения звука, не совершенство эффекта в том, что сымитировать полноценное многоголосое звучание, как правило, не удается. Но всё ровно эффект получил очень широкое распространение и очень часто применяться для вокальных, гитарных, синтезированных партий и т.п.

Устройство хоруса [ править ]

Рассмотрим устройство хоруса на примере не сложного эффекта (Fruity Chorus) программы Fl Studio.

В большинстве хорусов присутствует параметр задающий количество голосов и называется он чаще всего Voice или Order. В эффекте Fruity Chorus такого параметра нет, в этом эффекте изначально присутствует 3 голоса и настраиваются они этими параметрами:

Т.е. Fruity Chorus 3 раза копирует оригинал и в результате получается 4 голоса (оригинал и 3 копии).

Параметры хоруса [ править ]

В любом хорусе присутствует такой параметр как Delay(1) (задержка), обычно данный параметр устанавливается в пределах 10-30 миллисекунд. Откройте паттерн 1 и у данного звука покрутите параметр Delay(1), в результате вы услышите как звук рассыпается и становится более мягким. Данный параметр устанавливает время на сколько копии (голоса) задержатся от оригинального звука. Данный параметр как бы смягчает звук, но если ему дать слишком большое значение, то звук может получиться жидким или появится эффект реверберации.

Также как и задержка в каждом хорусе присутствует параметр Depth(2) (глубина), он определяет на сколько сильно копии модулируются (изменяют питч). Как уже было сказано выше при хоровом (одновременном) звучании нескольких инструментов их звучание отличается друг от друга. А именно они не могут быть одинаковой высоты звучания. Параметр Depth(2) определяет на сколько сильно у голосов различается питч. Откройте паттерн 2 и и задайте звучащему звуку максимальное значение параметра Depth(2), в результате вы услышите как начнёт модулироваться один из голосов. На данном звуке хорус настроен специально так чтобы модулировался именно 1 голос. Чем больше значение параметра Depth(2) тем сильнее модулируются голоса. Высокое значение параметра приводит к тому, что звук звучит действительно расстроенно (что обычно нежелательно), а низкое значение дает приятный эффект хоруса.

Обычно в эффекте хоруса не присутствует параметров LFO Wave(3), но в плагине Fruity Chorus они есть, причём для каждого голоса свой. Данный параметр определяет форму огибающей LFO по которой будет проходить модуляция данного голоса. Рассмотрим действие данного параметра также на одном голосе. Откройте паттерн 3 и попробуйте у звучащего звука поменять значение параметра LFO 1 Wave(3), в результате вы услышите как модуляция немного изменит свою форму.

Также в каждом хорусе присутствует параметр Rate, но в плагине Fruity Chorus он называется LFO Frec(4). Параметр определяет скорость изменения модуляции. Рассмотрим действие данного параметра также на одном голосе. Откройте паттерн 4 и у поменяйте у данного звука значение параметра LFO 1 Frec(4), в результате вы услышите как изменится скорость модуляции голоса.

Три рассмотренных параметра (Depth, LFO Wave, LFO Frec) связаны между собой. Depth задаёт силу модуляции, LFO Wave определяет форму по которой эта модуляция будет изменятся, а LFO Frec скорость изменения модуляции. Параметр Depth определяет силу модуляции для всех трёх голосов, в то время как у каждого голоса свои параметры (LFO Wave, LFO Frec). Попробуйте поэкспериментировать с этими параметрами на паттерне 5.

Во многих хорусах присутствует параметр Stereo(5), он определяет на сколько сильным будет разброс голосов по панораме, в результате чем больше значение данного параметра тем шире звук. Опробуйте этот параметр на паттерне 6.

Также в хорусах присутствует фильтр (эквалайзер). Фильтр в хорусе срезает частоты у дополнительных голосов, оставляя оригинал не тронутым. В плагине Fruity Chorus присутствует параметр Cross Type(6), он определяет что будет срезать параметр Cross Cutoff(7). Если у Cross Type(6) задано значение:

  • Process HF — то параметр Cross Cutoff(7) будет срезать низкие частоты у голосов. Данный параметр полезен когда хорус применяется к басу;
  • Process LF — то параметр Cross Cutoff(7) будет срезать высокие частоты у голосов.

В Fruity Chorus присутствует параметр Wet only(8). Если у данного параметра задано значение:

  • No — то вы слышите оригинал и 3 голоса;
  • Yes — то вы слышите только 3 голоса (оригинал удаляется);

Источник

Хорус (Chorus).

Хорус (Chorus)

Chorus (хорус) от англ. хор. Это эффект, который с помощью добавления к исходному сигналу немного изменённых его копий, создаёт имитацию многоголосного исполнения, наподобие хорового звучание.

Само название появилось из-за того, что изначально данный эффект разрабатывался для имитации «хорового» исполнения при игре одного звука или мелодии. Что в реальности: во-первых, позволяло бы получать плотное, мощное звучание; во-вторых, существенно сэкономить, так как не нужно тратиться на дополнительных исполнителей (капитализм…)

Однако, реализовав этот эффект путём повторения копий сигнала и изменения их времени задержки, это не дало полноценной замены реальному хору. Звук «пропущенный» через хорус практически всегда можно было отличить от звучание живых нескольких вокалистов или музыкальных инструментов.

Почему мы слышим разницу между акустикой и звуком «пропущенным» через хорус?

Всё зависит от длительности задержки, которая искажает сигнал. Генератор низкой частоты (LFO) влияет на повышение или понижение входного сигнала. Это зависит от фазы его колебания . Всё это приводит к изменению pitch (высоты тона). В итоге звук «плавает», как на аналоговых магнитофонах. Иногда можно даже отчётливо услышать изменение (периодичность) задержки. При этом чем выше частота генератора низкой частоты, тем искажения сильнее.

В итоге цель: замена нескольких исполнителей одним, обработанным эффектом хорус, не была достигнута. Но специфическая окраска звука, после такой обработки сделала хорус популярным эффектом. Он не только стал применятся к вокалу, но и к любым музыкальным инструментам.

Суть эффекта Хорус (Chorus)

Допустим у вас имеется записанная партия гитары, которую нужно «расширить».

Если бы эту же партию в живую исполняли одновременно, например, 3 гитариста, то естественно, что звучание каждой из них немного отличалось бы от другой. Ведь исполнители не роботы и идеально совпадать вместе они не могут, хотя и стараются.

Вот эти микро изменения или точнее неодинаковые колебания называемые биениями и улавливает наш слух, что создаёт ощущение объёмного звучание (хора).

Хорус как раз и имитирует эти микро изменения, касающиеся панорамы, громкости, высоты тона (pitch), а также небольшой задержки ( delay ). В результате кажется, что это играет не одна гитара, а несколько.

Хотя следует сказать, что хорус не призван заменить реальное исполнение 3-ми гитаристами партии. Он довольно не совершенен и вы практически всегда отличите живое исполнение 3-мя гитаристами и одну партию гитары, обработанную этим эффектом.

Поэтому следует понимать, что применять хорус лучше как эффект, а не как полноценную замену хоровому (многоголосному) звучанию.

Как работает Хорус?

При обработке хорусом происходит копирование оригинального звука и воспроизведение этой копии с задержкой (копий может быть несколько, зависит от количества голосов в плагине, называемых Voice или Order). После чего оригинал и копии смешиваются. Копии модулированы обычно простым синусоидальным сигналом генератором низкой частоты (изменён pitch), при этом задержка колеблется в районе 20-30 мс. Также в хорусе отсутствует feedback (обратная связь), то есть обработанный сигнал не поступает обратно на вход эффекта с временной задержкой.

В хорусах обычно всегда имеется изменение количества голосов, регулирование скорости генератора низкой частоты, а также параметр dry/wet — соотношение обработанного и оригинального сигнала.

Стереохорус

Это устройство состоит из двух монофонических хорусов, сигналы которых разнесены по фазе на 90 градусов в обоих каналах. Задержка фазы зависит от LFO. Стереохорус звучит более объёмно, так как звуки приходят из колонок попеременно.

Параметры Хоруса

Покажем их на примере простого штатного плагина от Cubase Chorus

  • Rate или Speed — изменяет скорость «плавания» звука и зависит от частоты LFO
  • Width — устанавливается максимальное изменение высоты тона
  • Spatial — ширина стереобазы
  • Mix, balance, dry/wet — соотношение необработанного и обработанного сигналов.
  • sync — эффект становиться ритмизирован
  • LFO waveform — форма волны генератора низкой частоты (LFO). В этом плагине: (sin) синусоидальная, (triangle) треугольная. В других плагинах ещё часто можете встретить (log) логарифмическая.
  • Delay — регулирует уровень рассогласования между голосами
  • Lo и Hi — это фильтры, которые определяют верхнюю и нижнюю границы частоты фильтра.

Также часто можно встретить такой параметр как:

  • Depth (глубина) — диапазон изменения времени задержки.

Применение в проектах

  • Хорус лучше применять как эффект, как своеобразную краску в музыке. Нет смысла его использовать как полноценную замену «хоровому, многоголосному» звучанию акустических музыкальных инструментов или вокалу.
  • Часто хорус применяется для вокальных, гитарных, различных синтезированных партий
  • При обработке этим эффектом звук становиться более плотным, сочным. Создаётся ощущение расширения звука и его небольшого утепления.
  • Хорус применяется как дополнение к другим звуковым эффектам
  • Увлекаться этим эффектом не стоит, так как это может привести к ухудшению разборчивости голосов в треке и к общему «засорению» атмосферы фонограммы (прозрачности).

Примеры устройств

Хорусы бывают аналоговые и цифровые (в железе и VST).

Вот несколько популярных моделей:

Педаль эффектов TC Electronic Afterglow Chorus

Педаль эффектов TC Electronic Corona Chorus

Педаль эффектов TC Electronic Corona Mini Chorus

Педаль эффектов BOSS CE-5

Педаль эффектов BOSS CEB-3

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Источник

10 крутых Chorus педалей

Немного про Chorus (хорус) и список из 10 действительно крутых Chorus педалей для гитары.

Педали хоруса принадлежат к семейству педалей «модуляции». Это делает их похожими на педали фэйзера и фленджера с точки зрения звука, которые окрашивают ваш тон с помощью обработки сигналов. Трудно сформулировать отчетливые тональные качества педали хоруса, но мы постараемся.

Если вы никогда раньше не слышали эффект хоруса, его можно услышать в таких классических рок-композициях, как «Come As You Are». (Нирвана) и Run to You (Брайан Адамс). И мы уверены, что вы слышали хотя бы об одном из них!

Так что, если вы новичок в педалях хоруса, мы собираемся объяснить, как именно они работают, и опишем лучшие способы их использования в вашей настройке. Не только это, но мы также рассмотрим 10 крутых педалей хоруса.

Немного про сам эффект Chorus.

Эффект хоруса придает вашему тону великолепное богатство, звучащее так, будто оно удваивает то, что вы играете. Если вы когда-либо слышали 12-струнную гитару, эффект хоруса звучит очень похоже на это. Педали хоруса придают звуку несколько синтетического, ангельского характера, который особенно хорошо работает на чистых тонах, особенно с арпеджированными аккордовыми прогрессиями.

Хорус может звучать как эффект вибрато / тремоло с экстремальными настройками скорости. Это связано с тем, что педаль хоруса по сути воспринимает сигнал вашей гитары и разделяет его на две части. В то время как один из этих сигналов разделения останется неизменным, чтобы сохранить некоторые из ваших чистых незатронутых тонов, другой сигнал будет слегка задержан и модулирован по высоте / отстройке. Это достигается с помощью «низкочастотного генератора» (LFO), на котором также работают педали флэнджера, чтобы издавать свои звуки.

Педали хоруса были невероятно популярны в 80-х, их часто слышали в радио-дружественном роке и в более тяжелых стилях. Металлисты, такие как Metallica и Testament, использовали хорус почти всегда на своих чистых тонах, как огромный контраст по сравнению с их высокочастотными тонами с высоким усилением.

Как использовать педаль Chorus?

Педаль хоруса традиционно используется в петле эффектов гитарного усилителя. Это не обязательно правильно или неправильно, так как они могут отлично звучать и напрямую в ваш усилитель. Тем не менее, использование одного из этих способов может повысить громкость при нажатии на педаль, что может раздражать, если вам нужен только постоянный и ровный сигнал. Включение в петлю эффектов обычно устраняет эту проблему и позволяет получить немного более прозрачный звук, чтобы вы могли сохранить часть своего необработанного тона.

Что касается того, куда вы должны поместить педаль хоруса в ваш педалборд, то педали в стиле модуляции обычно следует ставить перед вашим дилеем и реверберации. Это почему? Что ж, если вы поместите хорус или педаль модуляции после задержки или реверберации, то вы раскрасите и несколько замаскируете след дилея / реверберации. Иногда это может звучать круто и непонятно, но в конечном итоге вы не захотите мешать или ставить под угрозу звуки от педалей реверберации / дилея. Поэтому размещение хоруса перед ними даст вам самый чистый, а в большинстве случаев и лучший звук.

Топ из 10 педалей, которые стоит посмотреть:

Electro-harmonix Nano Clone — Педаль эффектов аналоговый хорус, регулятор Rate, 1 вход, 1 выход, гнездо для блока питания, литой корпус, питание 9В.

Electro-harmonix Stereo Clone Theory — Педаль эффектов Analog Chorus/Vibrato, регуляторы Mod, Depth, Rate, кнопки вкл/выкл, 1 вход, 2 выхода, гнездо для блока питания, литой корпус, питание 9В.

Boss CH-1 Super Chorus — Педаль эффектов для электрогитары/клавишных, эффект хорус, управление Effect Level, EQ, Rate, Depth, 1 вход, 2 выхода, питание от блока питания 9В или от батареи.

Boss CE-2W Waza Craft Chorus — Педаль эффектов для электрогитары, эффект хорус, управление RATE, DEPTH, переключатель режимов, 1 вход, 2 выхода, питание от блока питания или от батареи (в комплекте).

Dunlop MXR M134 Stereo Chorus — Педаль эффектов для электрогитары, эффект Chorus, Buffered Bypass, 1 вход, 2 выхода, управление INTENSITY, WIDTH, RATE, 2-полосный EQ, переключатель BASS FILTER, металлический корпус, питание от блока питания 18В или от 2 батарей 9В.

Dunlop MXR M234 Analog Chorus — Педаль эффектов для электрогитары, эффект Chorus, Buffered Bypass, управление LEVEL, RATE, DEPTH, 2-полосный EQ, 1 вход, 2 выхода, металлический корпус, питание от блока питания 9В или от батареи.

Dunlop MXR M68 Uni-Vibe Chorus/Vibrato — Педаль эффектов для электрогитары, эффект Chorus/Vibrato, True Hardwire Bypass, управление SPEED, LEVEL, DEPTH, кнопка VIBE, металлический корпус, питание от блока питания 9В или от батареи.

Dunlop Way Huge WM61 Blue Hippo Analog Chorus MkIII — Педаль эффектов для электрогитары, эффект Chorus, байпас True Hardwire Relay, управление SPEED, DEPTH, переключатель вибрато VIBE, металлический корпус, питание от блока питания 9В или от батареи.

TC Electronic Corona Chorus — Педаль эффектов хорус, 2 входа, 2 выхода, переключатель режимов Regulat/Tri-Chorus/TonePrint, True Bypass, Mini USB Type B, металлический корпус, питание от блока питания 9В или от батареи, USB кабель в комплекте.

FENDER Bubbler Analog Chorus — Педаль эффектов для электрогитары, эффект хорус, стереовыход, ножной переключатель Slow/Fast, переключатель смены волны синус/треугольник, индикация регуляторов, магнитная крышка для батареи, питание от блока питания или от батареи.

Источник

Оцените статью