- S o l F a theory
- 5. Группировка
- Группировка в инструментальной музыке
- Группировка в вокальной музыке
- Группировка длительностей
- Группировка в инструментальной музыке.
- Сложные смешанные размеры
- Группировка длительностей в вокальных произведениях.
- Группировка нот
- Знакомство с нотами на бумаге. Оформление и группировка.
- Принцип группировки нот в инструментальной музыке:
- Что делать, если под «крышу» нужно записать ноты разной высоты? В какую сторону тогда пишутся штили?
- Вокальная группировка
S o l F a theory
5. Группировка
Группировка – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.
Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.
Группировка в инструментальной музыке
- количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счётных долей в такте, т.е. числителю показателя размера.
- Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой
- При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).
- Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях
- Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой; длительности, выраженные одной нотой и переходящие из одной группы в другую (или из такта в такт) разбивают на две и объединяют лигой; исключение – ноты с точкой (реже с 2 или 3), но если в долевой группе больше, чем одна нота, то точка у последней ноты этой группы, заимствующая часть из следующей доли, не рекомендуется из-за недостаточной наглядности.
Столько групп, сколько простых размеров, входящих в состав данного сложного, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки те же, что и в простых размерах. Широкоупотребительны длительности, охватывающие целое число простых тактов.
Сложные смешанные размеры: группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но т.к. здесь сочетаются разнообразные такты, то группы могут быть не равны между собой.
Иногда внутренняя структуру смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, при этом структура их может быть и переменной. В более простых случаях (т.е. когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров обычно не указывается.
Порой встречаются отклонения от описанных выше правил группировки из-за стремления подчеркнуть или специфический характер (например, синкопы), или особенности фразировки, или появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (в этом случае ребра, объединяющие группы нот, иногда проходят даже через тактовую черту).
Группировка в вокальной музыке
- Если на один слог текста приходится лишь один звук, то эта нота не группируется с соседними нотами
- Если один слог текста распевается на двух и более звуках, то соответствующие им ноты подчиняются правилам группировки в инструментальной музыке. Все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются лигой
- Распевание слогов на нескольких (трёх и более) звуках особенно характерно для русских народных протяжных песен, но присущи так и итальянским колоратурным ариям.
Группировка в вокализах, которые распеваются на один гласный звук, подчиняется общим правилам.
Источник
Группировка длительностей
ГРУППИРОВКА – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.
Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.
Группировка в инструментальной музыке.
— количество групп в такте = количеству счётных долей в такте.
Рассмотрим с вами приведенный ниже пример. Размеры 2/4 и 2/2. Числители размеров говорят нам о том, что в одном такте будет две группы длительностей, каждая из которых будет равна : в размере 2/4 – четверти, в размере 2/2 – половинной.
-Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой. Ниже приведены примеры музыкальных длительностей, длительность которых равна длительности одного такта в этом размере. Так, например, в размере 3/4 самая крупная длительность, которая может занимать один такт- это половинная с точкой (т.к. половинка с точкой = трем четвертям).
-При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).
-Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях.
-Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой;
Здесь нужно напомнить о функции точки, стоящей рядом с нотой. Точка подразумевает длительность, которая в два раза короче ноты после которой она стоит. Если мы видим четверть с точкой, то сразу понимаем, что это нота будет длится одну четверть + восьмая (или три восьмых).
Соответственно, если после ноты стоят две точки, это значит, что первая точка будет обозначать длительность в два раза короче, чем та длительность после которой она стоит, а вторая точка подразумевает длительность в два раза короче, чем длительность первой точки. Запутались? Ничего страшного, давайте рассмотрим пример . Половинная с двумя точками – первая точка= четверть (в два раза короче половинки), вторая точка = восьмая ( в два раза короче четверти).
Сложные смешанные размеры
( то есть размеры, которые образуются путем сложения двух разных простых размеров. Например 5/4= 2/4+ 3/4).
Группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, при этом группы могут быть не равны между собой.
Структуру смешанного размера можно трактовать по-разному. Для этого в некоторых музыкальных произведениях композиторы после размера пишут структуру размера в скобках или разделяют внутри такта группы длительностей пунктирными тактовыми черточками.
Группировка длительностей в вокальных произведениях.
Группировка вокальных произведений немного отличается от группировки инструментальной музыки, т.к. здесь добавляется один важный компонент, отличающий вокальные произведения от любых других – текст.
В нотном письме для человеческих голосов приняты следующие правила группировки:
- Если один слог текста приходится на один звук, то соответствующая ему нота не группируется с соседними нотами:
- Если один слог текста приходится на несколько (два или больше) звуков, то соответствующие им ноты подчиняются общим правилам группировки, изложенным в предыдущих параграфах Все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются одной общей лигой:
- Группировка в вокализах, поющихся на один гласный звук, полностью подчиняется общим правилам.
- Общие правила группировки иногда нарушаются для того, чтобы указать желательную фразировку, тем самым композитор показывает певцу, куда нужно вести мелодическую линию, где начинается музыкальная мысль, и где она заканчивается. В этих целях нормальная группа разрывается на части, а длительности, относящиеся к разным группам, связываются общим ребром (в том числе через тактовую черту):
Источник
Группировка нот
Как уже упоминалось в уроке про длительность нот, чтобы объединить ноты в группы, используют особые вязки или ребра вместо флажков. В группы могут объединяться только ноты, длительность которых равна или меньше одной восьмой. Группировка нот одной длительности помогает сделать чтение нотной записи намного удобней, так как при ней лучше выявляются сильные и слабые доли такта. Найти их легче благодаря тому, что любая группа нот всегда равна всего лишь одной или нескольким долям одного и того же такта.
В нотной записи для вокала (песен) ноты группируются немного иначе. Если одна буква или один слог слова поется на всего одной ноте, то эта нота не объединяется с другими в группу.
Если же слог слова поется на протяжении звучания нескольких нот, то данные ноты на нотоносце необходимо сгруппировать. Также в нотной записи песен между такой группой нот может быть нарисована дуга, в музыке называемая лигой. Лига показывает исполнителю песни, что он должен спеть все ноты, заключенные в ней, на данный слог слова.
В случае, когда на музыкальном инструменте, в том числе и на гитаре, последовательно исполняют только по одному звуку, такая игра называется одноголосой. Если же одновременно звучат несколько звуков, то – многоголосой. При многоголосом звучании ноты на нотоносце записываются друг под другом. Звучание самой нижней ноты в таких случаях называется нижним или басовым голосом, а звук верхней ноты – верхним голосом.
Очень часто ноты, которые нужно сыграть одновременно, имеют разную длительность. На нотном стане ноты, извлекающиеся одновременно, с одной длительностью записываются со штилем вниз, а с другой – со штилем вверх. Для более качественного исполнения композиции крайне важно соблюдать правильную длительность каждой ноты. На рисунке ниже показан пример нотной записи одновременно исполняемых нот с разной длительностью и пример их счета.
Во многих случаях вместо нот, штили которых направлены вверх или вниз, может быть поставлена пауза. К примеру, можно привести рисунок ниже, на котором изображен нотный стан. При счете “раз”, звучит только целая нота со штилем вниз, так как вместо половинных нот там стоит пауза (и по этой же причине ведется счет), при счете “два” – звучат только половинные и т.д.
Если одновременно звучащие ноты имеют одну и ту же длительность, то их штили могут быть общими или раздельными. Тут уж как нравится. Единственное, что в одном такте разрешено использовать только один вариант записи, чтобы исключить путаницу.
При записи одновременно звучащих нот с общим штилем, выбор, в какую сторону будет направлен этот штиль, подчиняется правилам и не может быть произвольным. В общем и целом, направление штиля зависит от положения нот на нотном стане, к которым он добавляется.
Источник
Знакомство с нотами на бумаге. Оформление и группировка.
Когда мы познакомились со звуковысотностью и освоили ритм , осталось сделать последний штрих — разобраться в том, как грамотно оформить запись.
Неотъемлемым элементом всех длительностей, кроме целых нот, является штиль. Штиль — это вертикальная линия, которая записывается справа от высоких и слева — от низких нот. В данном случае «высокими» я называю все ноты, расположенные выше третьей линейки, включая ноты на дополнительных линейках. «Низкими» — соответственно те, которые расположены ниже третьей линейки. Нота «Си», которая собственно находится на третьей линейке может быть записана любым из этих способов.
Принцип группировки нот в инструментальной музыке:
В инструментальной музыке ноты группируются по долям. Все мелкие длительности, которые в сумме составляют долю, записываются под «общей крышей». Это делается для удобства восприятия мелких длительностей. Под долей понимают длительность, которая указана в знаменателе размера. Например размер 2/4 означает, что такт состоит из двух четвертных долей (четвертей). Мы так же знаем, что одну четверть можно разделить на две восьмые, или на четыре шестнадцатые. Таким образом, все более мелкие длительности, которые могут входить в состав четверти, объединяются крышей. Крыша несет информацию о длительности нот. Одиночная крыша означает, что перед нами восьмые ноты, двойная — шестнадцатые, тройная — тридцать вторые, и так далее.
Что делать, если под «крышу» нужно записать ноты разной высоты? В какую сторону тогда пишутся штили?
Если в группе шестнадцатых присутствуют только ноты, расположенные ниже третьей линейки, то понятно, что все их штили будут направлены вверх(пример 1). Если все ноты в группе выше третьей линейки, — штили всей группы будут внизу (пример 2). Если три шестнадцатых будут низкими, а одна нота окажется написана вверху, или наоборот, то штили всей группы пишем по направлению большинства (пример 4). Если ситуация складывается пятьдесят на пятьдесят, то есть мы имеем две ноты, расположенные ниже и две — выше третьей линейки, написать можно в любую сторону (пример 3). Но советую смотреть по контексту. Если вокруг все другие группы имеют штили, смотрящие вверх, тоже пишите вверх. В данном конкретном примере возможны оба варианта.
Вокальная группировка
Вокальную группировку имеют ноты в вокальных партитурах, и в партитурах для сольного инструментального исполнения (скрипки, флейты). Такая группировка дает свои преимущества:
- позволяет записать вокальный текст над нотами, которые наглядно демонстрируют распевы слогов
- позволяет отметить штрихи и акценты — то есть указать музыканту способ звукоизвлечения, как эти ноты должны быть исполнены (связно, отрывисто и др.)
Принцип направления штилей общий, как для инструментальной, так и для вокальной группировки. Отличие в записи вокальной группировки состоит в том, что ноты не собираются под крыши, каждая из них выписывается отдельно. Чтобы мы могли отличать разные длительности, начиная с восьмых, к штилям добавляется «хвостик». Восьмые ноты имеют один хвостик, шестнадцатые — два, тридцатьвторые — три и т.д. Независимо от того, куда смотрит штиль,»хвостики» всегда пишутся справа от штиля.
Поздравляю вас с завершением большой и сложной темы! Мы изучили все основное вопросы, касающиеся нотного письма на начальном этапе обучения. Теперь можно смело приступать к практике! Желаю удачи в ваших начинаниях!
Источник