Что такое интервал гитара

Интервалы

На прошлом уроке мы рассмотрели знаки альтерации.

Соотношение двух звуков по высоте, а также расстояние между ними называется интервалом (от лат. intervallum — промежуток). Два звука, следующие один за другим, образуют мелодический интервал (а). Два звука, звучащие одновременно, образуют гармонический интервал (б).

В пределах одной октавы имеется восемь интервалов, по числу ступеней звукоряда. Названия интервалов — это латинские порядковые числительные: прима первая), секунда (secunda — вторая), терция (tertia — третья), кварта — четвёртая), квинта (quinta — пятая), секста (sexta — шестая), септима (septima — седьмая) и октава (octava — восьмая). Эти названия указывают на количество ступеней звукоряда, заключённых в интервале.

От любого звука можно построить любой интервал как вверх, так и вниз. Но мы пока будем строить интервалы исключительно вверх. Для этого исходный звук принимаем за приму (1 ступень), затем поднимаемся вверх по нотам (ступеням) звукоряда до нужной ступени. Например, построим секунду (2) вверх от ноты ре. Принимая ноту ре за 1 -ю ступень (приму), определяем по звукоряду 2-ю ступень как ми. Ре-ми — интервал секунда. Теперь находим кварту (4) от ноты ре. Ре-1-я ступень, ми — 2-я, фа — 3-я, соль — 4-я ступень, или кварта. Итак, ре-соль — интервал кварта.

Величина интервала определяется не только количеством ступеней, выражающих его название (число), но и количеством тонов-полутонов, заключённых в нём. Таблица интервалов показывает нам, сколько тонов содержится в каждом интервале. Рассмотрим Таблицу и Примеры интервалов, построенных от ноты до. Для лаконизма записи используются краткие обозначения интервалов. Например: ч. 1 — чистая прима, м. 2 — малая секунда, б. 3 — большая терция, ув. 4 — увеличенная кварта, ум. 5 — уменьшенная квинта и т. д. При построении интервалов мы используем все 12 нот темперированной октавы. Построение интервала происходит в три этапа:

  1. Сначала мы находим верхнюю ноту интервала. Для этого принимаем нижнюю ноту за приму (1) и поднимаемся по «лесенке» звукоряда вверх на то число ступенек, которое содержит интервал в своём названии. Ступень, на которой мы остановились, и есть верхняя нота интервала.
  2. Затем считаем в тонах-полутонах построенную заготовку. При подсчёте интервала пользуйтесь «Схемой однооктавной клавиатуры» (раздел Теория).
  3. Корректируем интервал с помощью знаков альтерации в соответствии с Таблицей интервалов. Помните, что изменять по высоте (альтерировать) мы можем только верхнюю ноту интервала.

В качестве примера давайте построим увеличенную кварту (ув. 4) от ноты до. Четвёртой ступенью от до по звукоряду вверх будет фа. Итак, верхняя нота найдена. Теперь просчитаем расстояние между нотами до и фа. От до до ре — один тон, от ре до ми — тоже один, итого два. От ми до фа — полутон. Всего в сумме получается 2,5 тона. Сверяемся с Таблицей интервалов. Увеличенная кварта включает в себя 3 тона, а у нас 2,5, поэтому нам следует расширить интервал на полутон. Для этого мы ставим диез перед верхней нотой фа, повышая её на полутон, и тем самым расширяем интервал до трёх тонов. Интервал построен правильно: до-фа-диез — увеличенная кварта, или тритон (греч. Tpnovov, от Tpi- в сложных словах — три и tovoc — тон) (см. Примеры интервалов).

По своему звучанию интервалы делятся на благозвучные, или консонирующие (от лат. consonus -согласный, созвучный, стройный), и неблагозвучные, или диссонирующие (от лат. dissonus — несогласный, нестройный). В свою очередь, консонирующие интервалы подразделяются на интервалы совершенного консонанса (ч. 1, ч. 8, ч. 4 и ч. 5) и несовершенного консонанса (м. 3, б. 3, м. б, б. 6). Диссонирующие интервалы — м. 2, б. 2, м. 7, б. 7, а также тритоны (ув. 4 и ум. 5). Эти особенности звучания интервалов сказываются в конкретном музыкальном материале: в мелодических построениях, в аккордах, в соединении голосов (полифонии) и других фактурных образованиях.

Интервалы шире октавы называются составными, или сложными. Секунда через октаву называется нона (9-я ступень), терция через октаву — децима (10-я ступень), кварта через октаву — ундецима (11-я ступень), квинта — дуодецима (12-я ступень), секста — терцдецима (13-я ступень), септима — квартдецима (14-я ступень). Интервал квинтдецима (15-я ступень) включает в себя две октавы.

Источник

Интервалы в музыке. Расположение интервалов на грифе гитары

Интервалы в музыке. Общая информация

Музыкальные интервалы – одна из ключевых основ теории, которую необходимо выучить и знать любому начинающему композитору. Именно из них выстраиваются все композиции в целом и их отдельные элементы. В данной статье мы подробно расскажем, что такое интервалы в музыке, как найти их на гитарном грифе и как они звучат.

Что такое музыкальные интервалы

Интервалами называют созвучие, которое образуется от одновременной игры двух любых нот. Зажмите любые две струны на двух любых ладах и сыграйте их одновременно – это будет интервал. Ноты, из которых состоит интервал, могут находиться в одной или разных октавах – от этого меняется их звучание и функция, которую они выполняют внутри композиции

Европейская музыкальная теория разделяет интервалы на консонирующие и диссонирующие. Первые – те, которые дают приятный человеческому уху звук, вторые – те, которые вместе не звучат и режут слух. Раньше диссонансы почти не применялись внутри музыкальной гармонии, однако со временем все больше и больше композиторов начали использовать их, и сейчас неблагозвучные интервалы плотно вошли в музыкальный обиход.

Как найти интервалы на гитаре

Самый простой интервал, который можно сыграть на гитаре берется просто ударом по двум открытым струнам, к примеру, по 4-ой и 5-ой. Это – кварта, она считается консонирующим звуком.

Благодаря специфике и схеме настройки этого инструмента, вы можете взять на нем один и тот же интервал разными способами, однако аппликатуры этих интервалов будут схожими для всех струн.

Самое простое расположение интервалов выглядит так.

Прима

Зажмите 5-ую струну на пятом ладу и сыграйте ее вместе с открытой струной выше.

Малая секунда

Зажмите 5-ую струну на пятом ладу, а соседнюю выше на первом; или зажмите на этой же струне шестой лад.

Большая секунда

То же самое, но соседняя зажимается на втором ладу или седьмом этой же струны.

Малая терция

Струна на пятом, соседняя выше на третьем.

Большая терция

То же самое, но соседняя зажимается на четвертом ладу

Чистая к варта

Обе струны зажимаются на одном и том же ладу

Увеличенная кварта/уменьшенная квинта

Зажмите любую струну на пятом ладу, соседняя выше на шестом.

Чистая квинта

5-ая струна на пятом ладу, соседняя выше на седьмом.

Малая секста

То же самое, но соседняя выше зажимается на восьмом ладу

Большая секста

То же самое, соседняя выше зажимается на девятом; или же вторая нота берется четвертом ладу через одну струну выше.

Малая септима

5-ая струна на пятом ладу, струна выше через одну зажимается так же на пятом.

Большая септима

То же самое, струна выше через одну зажимается на шестом.

Октава

То же самое, струна выше через одну зажимается на седьмом.

Как только вы найдете все интервалы таким способом, вы одновременно с этим найдете и их формы. Таким образом, вам не придется каждый раз вспоминать, как выстраивать их от разных нот – даже если зажмете не пятый, а девятый лад, и через струну вверх возьмете ноту на одиннадцатом – это все равно будет октава.

Стоит отметить, что если в качестве второго звука берется нота на второй струне, то на ней вся схема сдвигается на один лад выше.

Классификация

Как уже было сказано выше, интервалы в музыке по-разному классифицируются. В этом разделе мы расскажем, каким именно образом.

Простые

Стандартный тип интервалов – два звука, звучащие вместе на расстоянии какого-то количества полутонов. Из простых интервалов выстраиваются простые аккорды – из большой и малой терций строятся мажорные трезвучия , а малая и большая, построенные подряд, дают минорные трезвучия .

Кроме этого, существует понятие качества интервала, и оно определяется количеством ступеней второй ноты относительно тоники. Обозначается эта классификация терминами «большая», «малая», «дважды большая» и «дважды малая».

Составные

Составными интервалами называют простые, в которых вторая нота выходит за пределы одной октавы. Если обе ноты находятся в соседних октавах, то эти интервалы приобретают свои собственные названия и музыкальные краски.

К ним относятся:

  1. Нона – секунда, взятая через октаву от тоники.
  2. Децима – терция через октаву.
  3. Ундецима – кварта.
  4. Дуодецима – квинта.
  5. Трецдецима – секста.
  6. Квартдецима – септима.
  7. Квинтдецима – двойная октава от тоники.

Благозвучные

Как уже было сказано выше, благозвучные интервалы – те, которые приятны человеческому уху. Эти интервалы разделяются на «весьма совершенные», «совершенные» и «несовершенные». Каждый из этих типов обладает своим настроением и музыкальной краской.

Весьма совершенные интервалы – это чистая прима и чистая октава. Они не имеют какого-то настроения и могут украшать или дополнять музыкальное полотно.

Совершенные интервалы – это чистая квинта и кварта. Квинта нейтральна по настроению, а кварта обладает торжественной краской.

Несовершенные интервалы – это малая и большая терции и сексты. Они имеют минорное и мажорное настроение, служат для построения аккордов и выстраивания настроения общей гармонии.

Неблагозвучные

Неблагозвучные, или диссонирующие интервалы – те, которые неприятны человеческому слуху. К ним относятся секунды и септимы. Они обладают напряженным звучанием, и могут служить добавочными интервалами в аккорды, а также создавать мрачное и недружелюбное настроение.

Таблица интервалов в музыке

Ниже представлена таблица, в которой находятся названия интервалов в музыке, количество ступеней, их виды и как они звучат.

Простые интервалы

Название Количество тонов Возможные виды Звучание
Прима 0 Чистая Плотное, нейтральное
Секунда 0,5; 1 Малая (0,5 тонов)

Большая (1 тон) Колючее, жалобное, напряженное Терция 1,5; 2 Малая (1,5 тонов)

Большая (2 тона) Малая – грустное, мягкое

Большая – мажорное, радостное, мягкое Кварта 2,5; 3 Чистая (2,5 тона)

Увеличенная (3 тона) Чистая – уверенное, торжественное

Увеличенная – диссонирующее, напряженное Квинта 3; 3,5 Уменьшенная (3 тона)

Чистая (3,5 тона) Уменьшенная – диссонирующее, напряженное

Чистая – пустое, нейтральное Секста 4; 4,5 Малая (4 тона)

Большая (4,5 тона) Малая – певучее, грустное, широкое

Большая – торжественное, веселое, размашистое Септима 5; 5,5 Малая (5 тонов)

Большая (5,5 тонов) Малая – напряженно, неблагозвучно

Большая – напряженное, кричащее Октава 6 Чистая Нейтральное, более плотное

Составные интервалы

Название Количество тонов Возможные виды Как звучит
Нона 6,5; 7 Малая (6,5 тонов)

Большая (7 тонов) Почти аналогично секундам Децима 7,5; 8 Малая (7,5 тонов)

Большая (8 тонов) Почти аналогично терциям Ундецима 8,5; 9 Чистая (8,5 тонов)

Увеличенная (9 тонов) Почти аналогично квартам Дуодецима 9; 9,5 Уменьшенная (9 тонов)

Увеличенная (9,5 тонов) Почти аналогично квинтам Терцдецима 10; 10,5 Малая (10 тонов)

Большая (10,5 тонов) Почти аналогично секстам Квартдецима 11; 11,5 Малая (11 тонов)

Большая (11,5 тонов) Почти аналогично септимам Квинтдецима 12 Чистая Аналогично октавам

Как использовать музыкальные интервалы

В первую очередь – построение аккордов. В зависимости от того, как вы расположите терции относительно друг друга, можно получить минорное или мажорное трезвучие. Добавляя к уже готовым аккордам новые интервалы, вы можете изменять его звук и настроение.

Квинты – стандартный инструмент рок-музыки, которая почти вся построена на использовании этого интервала. Не обладая серьезным перекосом в сторону настроения, с его помощью можно задавать тональность и текстуру композиции, а комбинируя вместе с другими интервалами – и создавать мелодику и движение.

При помощи октав вы можете дополнить свою сольную партию, выстраивая ноты по гамме. Благодаря тому, что одновременно играют сразу два звука, данная партия будет звучать плотнее обычного соло.

Кроме этого, вы можете выстраивать партии других инструментов в соответствии с тональностью и интервалами внутри нее. Например, чтобы бэк-вокалы пели партии в терцию основному голосу. Благодаря таким дополнениям и раскладыванию того, что играют отдельные инструменты, можно добиться красочного и мелодичного музыкального полотна.

Не стесняйтесь так же пользоваться диссонирующими интервалами. С их помощью можно создать напряженное, зловещее настроение, которое может подойти некоторым композициям.

Обращение

Обращением называется прием, когда тоника интервала переносится на октаву вверх относительного второго звука. В этом случае интервал инвертируется, и мы получаем другое настроение и другой окрас всей мелодии.

Ниже приведена таблица обращений интервалов

Основной Обращенный
Прима Октава
Секунда Септима
Терция Секста
Кварта Квинта
Квинта Кварта
Секста Терция
Септима Секунда
Октава Прима
Нона Септима
Децима Секста
Ундецима Квинта
Дуодецима Кварта
Терцдецима Терция
Квартдецима Секунда
Квинтдецима Октава

Обращения можно использовать для того, чтобы поменять гармонию или настроение отдельного куска композиции. Особенно это помогает, если вы не можете придумать, как развить или продолжить ее.

Как научиться слышать интервалы

Мало того, чтобы выучить расположение интервалов – очень полезно научиться слышать их. Понимая то, как звучит то или иное сочетание, вы сможете более подробно разбирать чужие песни, а также лучше понимать, как сочинять свои. Кроме этого, это положительно скажется на ваших музыкальных навыках солирования.

В целом, это отличное упражнение для тренировки слуха. Для начала возьмите каждый интервал и сыграйте его. Запомните, как он звучит, какое у него настроение, как ноты сочетаются относительно друг друга.

После этого запишите эти интервалы на диктофон, или же скачайте простейший секвенсор вроде Fruity Loops и там выстройте все интересующие вас на данный момент интервалы.

Запустите запись и отвернитесь от компьютера. На слух попробуйте угадать, какой из них сейчас звучит. Помните про их свойства – секунда звучит очень напряженно и неприятно, а малая терция – грустным, «минорным» звуком.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день – сначала играйте интервалы сами и слушайте их, а потом пытайтесь услышать в готовой записи.

Источник

Оцените статью