Что такое каданс аккорд

Что такое каданс аккорд

См. также решение задач

Бригадный — Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов 99 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Абызова 131 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Алексеев №№35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44

Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций

Период — простейшая форма, выражающая относительно развитую и относительно законченную музыкальную мысль.

В тональном отношении периоды делятся на однотональные — оканчивающиеся в основной тональности, и модулирующие — оканчивающиеся в новой, иной тональности по сравнению с начальной.

В тематическом отношении разделяются периоды повторного строения (начала их предложений хотя бы отчасти тематически сходны) и неповторного строения (в них тематического сходства начал нет).

Строение периода может быть различно.

П. может быть построен из отдельных составных частей — предложений, к-рые отделены друг от друга каденциями, причём функциональная зависимость каденций скрепляет форму. Период может не иметь составных частей.

Виды периодов:

из 2 предложений (П. повторного строения — Ф. Шопен, Прелюдия A-dur); Нормативная продолжительность такого П. — 8 или 16 тактов

из 3 предложений (хор «Лель таинственный» из финала 1-го д. «Руслана и Людмилы»);

из 4 предложений (сложный П.: повторенный с разными каденциями П. из 2 предложений — Ф. Шуберт, Вальс h-moll op. 18 №6, начальные 16 тактов);

не делящийся на предложения (П. единого строения — Л. Бетховен, «32 вариации» для фп., тема);

особый П. типа развёртывания (см. Старинная двухчастная форма).

П. из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2: 4 + 4, 8 + 8 и т. п.) и неквадратными (5+5, 6+6, 4+6 и т.п.).

Распространены нарушения квадратности

при расширении (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т. п. — М.И. Глинка, «В крови горит огонь желанья»,
такты 18—21),

реже сжатии («досрочная» каденция, напр, в «Колыбельной песне» ор. 16 № 1 Чайковского),

усечении (внезапное прекращение, напр., в прелюдии Des-dur Шопена),

при наличии дополнения (послекаденционное закрепляющее построение),

вводного построения (Л. Бетховен, соната Es-dur для фп. ор. 7, начало 1-й части).

Каденциями или кадансами называются гармонические обороты, заключающие отдельное музыкальное построение и завершающие изложение музыкальной мысли. Виды каденций

1. По местоположению в периоде каденции бывают серединные (конец первого предложения) и заключительные (конец второго предложения, общее заключение периода), дополнительные (завершают дополнение к периоду). Серединные каденции могут заканчиваться D,S или T. Заключительные каденции всегда заканчиваются T.

После автентического заключения периода могут вводиться дополнительные заключения в виде плагальных каденций. Это делается для расширения масштаба периода или для более полного закрепления тональности (тоники). Например, 1-е предл. (4 такта), 2-е предл. (4 такта) + дополнительная плагальная каденция (2 такта). Всё вместе — 10-ти тактовый период.

2. По аккордовому составу каденции делятся на автентические (из аккордов D и T), плагальные (из аккордов S и T) и полные (из аккордов S, D и T). Полные каденции — разновидность автентических.

3. По степени завершенности, функциональной устойчивости каденции разделяются на половинные, полные, прерванные.

Половинной называется каденция на неустойчивой ладовой функции (D или S). Серединная каденция чаще всего бывает половинной автентической (редко— половинной плагальной).

Полной называется каденция, завершающая построение на тонике. Различаются:

полные совершенные каденции, полные несовершенные каденции.

Полной совершенной каденция называется в том случае, если 1) заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие), 2) T53 звучит в мелодическом положении основного тона (примы), 3) тоническому трезвучию предшествует основной вид доминанты (консонирующей — D53 или диссонирующей — D7, D9). 4) T53 звучит на сильной доле такта. Если хотя бы один из этих признаков в каденции отсутствует, каденция называется полной несовершенной.

Прерванной называется каденция, содержащая переход доминанты в трезвучие VI ступени.

Кадансовый квартсекстаккорд

В кадансах доминанта очень часто появляется непосредственно после созвучия, которое имеет внешнее сходство со вторым обращением тонического трезвучия. По местоположению в музыкальном построении и по интервалам от доминантового баса это созвучие получило название кадансового квартсекстаккорда. Обозначается оно буквой K (кадансовый) и цифровкой, соответствующей интервалам от баса — K64.

Бифункциональность и разрешение K64. Хотя K64 имеет внешнее сходство с T64, по своей функции он принадлежит D гармонии, являясь двойным задержанием к D. Поскольку K64 имеет D бас и верхние звуки, входящие в T53, его называют бифункциональным. K64 звучит напряженно и неустойчиво, он задерживает вступление D, а потом обязательно переходит в неё. Этот переход называется разрешение.

Голосоведение. В K64 обычно удваивается звук D. При разрешении K64 в D основной звук доминанты и его удвоение остаются на месте, а тонические звуки, как правило, переходят поступенным нисходящим движением в терцию и квинту последующей D.

Для половинной каденции такой плавный переход обязателен. В заключительных же каденциях при разрешении K64 в D нередко применяется скачок в верхнем голосе к терции или квинте D. При разрешении K64 в D бас его или остаётся на месте, или же делает октавный скачок, чаще нисходящий.

Метрические условия. В простых тактах K64 приходится на сильную (первую) долю, в сложных 4-хдольных или 6-тидольных K64 возможен на сильной или относительно сильной доле. В размере 3/4 K64 возможен и на второй доле.

Аккордовая подготовка. Перед K64 могут быть S,( II), T.

Перемещение. Как и все аккорды, K64 допускает перемещение.

Значение K64. K64 вносит в каденции новое звучание, дополнительное напряжение. В заключительной каденции периода K64 максимально отодвигает вступление тоники, чем увеличивает тяготение к ней и тем самым напряженность всей каденции. В половинной каденции K64 своим напряжением усиливает временную устойчивость D, являющейся его разрешением.

Для серединных каденций типичен переход K64 в консонирующую D (D53), которая затем может перейти в диссонирующую (D2). В заключительных каденциях после K64 употребляется диссонирующая D (D7, D9).

Источник

Каданс

Каданс

Када́нс (фр. cadence , от итал. cadenza — «падение») — гармонический оборот, завершающий какое-либо музыкальное произведение и сопровождаемый ритмической остановкой. Также иногда называется каденцией, но этот термин чаще используется в значении сольной каденции.

Каданс — важнейшее композиционное средство не только для завершения, но и членения музыкального произведения на разделы. По различным признакам кадансы делятся на:

    • Совершенный, содержащий аккорды в основном виде и завершающийся тоническим трезвучием первой ступени в мелодическом положении основного тона;
    • Несовершенный, не отвечающий какому-либо из условий совершенного;
    • Полный, завершающийся тоническим трезвучием;
    • Половинный (полукаданс), завершающийся доминантовым или (реже) субдоминантовым аккордом.
    • Прерванный, завершающийся переходом аккорда доминантовой функции не в тоническое трезвучие, а в какой-либо другой аккорд, чаще всего в трезвучие VI ступени;
    • Простой автентический, содержащий аккорды только доминантовой и тонической функции;
    • Простой плагальный, содержащий аккорды только субдоминантовой и тонической функции;
    • Сложный, содержащий аккорды доминантовой и субдоминантовой функции, а также кадансовый квартсекстаккорд;

Литература

  • Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Каданс» в других словарях:

каданс — а, м. cadence f. 1. Ритмическая последовательность звуков; ритм. БАС 1. Держаться надобно каданса в стихах, подобно инструментальному такту. 1785. Суворов Письма 107. Cadence. Каданс. Есть наблюдение тех самых мер, каковыя делаются в танцах,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КАДАНС — (фр. cadence, от лат. cadere падать). 1) в музыке, знак: ? требующий выдержки. 2) Размер, мера времени, равновесие в движениях относительно времени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАДАНС 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

КАДАНС — муж., франц. размер, мера во времени, равновесие в движениях, относительно времени. Наблюдай каданс в пляске, блюди меру, такт. Он переваливается по кадансу, мерно. В стихе этом кадансу нет, стопы не верны. | Нотный знак требующий выдержки.… … Толковый словарь Даля

каданс — см. ритм 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. каданс сущ., кол во синонимов: 4 • … Словарь синонимов

КАДАНС — см. Каденция … Большой Энциклопедический словарь

КАДАНС — КАДАНС, каданса, муж. (франц. cadence) (устар.). 1. То же, что каденция (муз.). 2. Ритм в танце (муз.). 3. Ритм в стихе (лит.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

каданс — а; м. [франц. cadence] 1. Муз. = Каденция (1 зн.). 2. Ритмическая последовательность звуков; ритм. 3. Лит. Ритм в стихе, в прозе. * * * каданс см. Каденция. * * * КАДАНС КАДАНС, см. Каденция (см. КАДЕНЦИЯ) … Энциклопедический словарь

каданс — муз., гармонический оборот, завершающий какое л. музыкальное построение и сопровождаемый ритмической остановкой , впервые у Порошина, 1764 г. Из франц. саdеnсе; см. Христиани, 57 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Каданс — (франц. cadence) см. Каденция … Большая советская энциклопедия

Каданс * — или каденция (cadenza итал., cadence франц., Schlussfall, Tonschluss нем.) остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Каданс и кадансовый оборот (правила переписать в тетрадь для правил, принести ее на проверку)

Каданс и кадансовый оборот (правила переписать в тетрадь для правил, принести ее на проверку).

1. Каданс и кадансовый оборот (правила переписать в тетрадь для правил, принести ее на проверку).

Само слово «каданс» означает заключение, завершение. Кадансовый оборот — это гармонический оборот, завершающий предложение, период или все произведение.

Кадансовый оборот — это устойчивый оборот, со своим особым строением. Последовательность аккордов в нем нужно понять и выучить.

Кадансовый оборот не является чем-то совершенно новым — это особая разновидность полного оборота (S-D-T). Но между S и D в нем появляется еще один аккорд — тонический квартсекстаккорд, который, как нам уже известно, строится на V ступени. Именно эта V ступень в басу T64 готовит появление заключительной D (которая, как мы знаем, тоже строится на V ступени) и продлевает, нагнетает напряжение, увеличивая время перед заключительной Тоникой.

Таким образом, кадансовый оборот строится следующим образом:

S (обычно в виде S6) — K64 — D7 — T3.

Т64, когда он находится в кадансовом обороте (и только в нем!), тоже называется кадансовым и обозначается K64.

Построить письменно, петь и играть кадансовые обороты в мажорах и минорах до 5#:

S6 — K64-D7-T3. (В миноре D7 строим с VII# ступенью, в гармоническом виде минора!)

2. D7 с разрешением петь и играть (стараться в максимально быстром темпе) во всех мажорах и минорах до 5 # и бемолей, петь попевку на D7 с разрешением в мажоре «Нам Дед Мороз елку принес», в миноре — «Наш Дед Мороз елку унес».

3. № 80, 81 из двухголосия — проучить отдельно оба голоса (играть и петь), затем петь с инструментом (один голос играть, другой — петь, затем наоборот).

4. Гармонические обороты (автентический, плагальный, полный), в которых соединять T6 и Т64 с S и D, — петь и играть во всех мажорах и минорах до 3-х знаков.

Источник

Кадансы

Видеоурок посвященный обзору основных видов кадансов.

Классические каденции различаются по гармоническому строе­нию и местоположению в музыкальной форме.

I. По гармоническому строению каденции различаются по ха­рактеру заключения (основной критерий деления); по функциональ­ному составу (отношение нетонических аккордов к тонике: автентическая каденция или плагальная).

Основные типы каденций (по гармоническому строению).

1. Полная (то есть дающая наиболее полное заключение) — за­канчивается на тоническом трезвучии. Полная каденция может быть совершенной и несовершенной. С точки зрения функционально­го состава, различаются полная автентическая (D-T; также S-D-T и т. п.) и полная плагальная (S-T; ).

2. Половинная — заканчивающаяся на доминантовой (или — редко — субдоминантовой) гармонии (встречаются и иные половинные каденции — см., например, в начальном предложении финала сонаты Бетховена ор. 2 № 3 каденцию на гармонии DD).

3. Прерванная (или ложная) — нарушенная полная автентиче­ская каденция путем подмены тоники каким-либо другим аккордом побочной доминантой и т. п.(в этом уроке не рассматривается)

II. По положению в форме различают каденции: заключитель­ные (чаще наиболее совершенные заключения); срединные (в середине построения, например в конце первого предложения периода); дополнительные (повторные кадансы после заключительного — чаще всего используются плагальные кадансы); втор­гающаяся (при наложении — когда окончание каденции совпадает с началом следующего построения).

Источник

Оцените статью