Российский музыкант 2.0
Теория межтоновых отношений и кластерная техника Генри Кауэлла (по книге «New Musical Resources») // А. Маклыгина
Страницы: 1 2
Для «расщепленных звуков», производящих то или иное звуковое качество, Кауэлл предлагает следующие названия. Низкие частичные тоны способствуют «чистому» звучанию и взятый звук будет называться «чистым» («pure» tone). Следующие обертоны (от терции до ноны и децимы) производят «богатое» звуковое качество («rich» tones). «Если более высокие обертоны доминируют в звуке, то в этой пропорции качество будет звучать диссонантно или сверхдиссонантно (dissonant or discordant)». Образуется следующая многозвенная пропорция звуков: «чистые» — «богатые» — диссонантные.
Кроме этого, возможен вариант совмещения нескольких частичных тонов одновременно. «Звуковое качество может содержать в себе более двух обертонов. Его можно назвать „гармоническим“ качеством („harmonic“ quality)» (P. 34). При этом обертоны, производящие это качество, могут называться в зависимости от того, какую аккордовую структуру они производят.
Аккорды на деревянных духовых можно взять двумя способами. Первый предполагает взятие нескольких обертонов вместе на выдержанном фундаментальном тоне. Возможно, именно его имел в виду Кауэлл при объяснении понятия «гармоническое качество». Второй способ представляет собой комбинацию обертонов, взятых одновременно без звучания фундаментального тона. Эти два способа не имеют отдельных терминологических обозначений. Они известны под названием «мультифоники» 1 .
В результате, мы имеем несколько возможностей управления звуком с помощью обертонов. Визуально это можно представить в виде следующей схемы:
Звук (звуковое качество)
Примечание к схеме. Один и тот же обертон может быть взят от разных фундаментальных тонов и при этом звучать по-разному, то есть иметь разное звуковое качество. Например, если нужен обертон c, то его возможно взять с помощью фундаментального тона С или F. Качество звучания в конечном итоге будет различаться.
Кауэлл, как можно понять из текста, упоминает только о технике «расщепленных звуков». Отдельно взятые обертоны, возможно, уже имели распространенную практику. Такой вид техники, по утверждению Кауэлла, использовался современными ему композиторами.
Четвертый параграф — «Диссонантный контрапункт» (Dissonant Counterpoint). Основной акцент анализа Кауэлла здесь падает на принципы контрапунктирования в практике И. С. Баха и сравнение их с современными способами контрапунктирования.
Композитор задается вопросом о том, что бы произошло, если бы мы сменили центр «музыкального механизма» от консонанса к диссонансу. В этом правиле главенствующую роль будет играть диссонанс, как независимый интервал. Кауэлл предлагает систему, где большая септима, малая секунда и нона — основные интервалы; малая септима, большая секунда, и уменьшенная квинта используются как альтернатива (alternatives), то есть, как сказали бы мы, представляют собой диссонансы вторичного порядка (термин Ю. Н. Холопова). Остальные интервалы — терции, сексты, кварты, квинты — могут быть только проходящими или вспомогательными. Отдельно в этой системе находится октава, использование которой возможно в редких случаях. «В этом случае правила Баха изменяются, но не хаотичным образом, а с помощью новых законов» (Р. 39-40), то есть законов о диссонансах.
Можно заметить, что принцип систематизации интервалов, предлагаемый Кауэллом, во многом соответствует интервальному строению обертонового ряда, но в данном случае отсчет ведется не с начального интервала, то есть октавы, а с наименьшего в темперированной системе — малой секунды. Сама же интервальная вертикаль данной системы представляет собой последовательное соотношение интервалов от самых диссонантных к консонантным. Этот факт объясняет нежелательное применение октавы в данном случае, так как она является первым интервалом в ряду обертонов и, значит, последним в изложенной Кауэллом системе.
В последней главе Кауэлл вводит новый термин, который стал настолько популярен в ХХ веке, что им пользуются все. Он предлагает такие термины как тон-кластер и аккорд-кластер. Звуковые группы, или тон-кластеры 2 формируются из больших и малых секунд. Принцип построения схож с принципом построения трезвучий. Как в терцовой системе мы можем образовать четыре различных трезвучия, так и в секундовой системе мы имеем четыре различных структурных варианта, а именно: большая секунда + малая наверху и наоборот; а также две большие секунды вместе; две малые секунды вместе. Таким образом, эти группы, или тон-кластеры, являются основанием для образования больших групп или аккорд-кластеров. Вследствие различных вариантов сопоставлений малых кластерных групп, мы имеем множество разнообразных видов созвучий.
Кауэлл выделяет отдельно хроматические кластеры и пентатонные группы, которые можно было бы назвать пент-кластерами. Их можно легко сформировать по черным клавишам. Аналогично можно построить кластеры по белым клавишам.
Что касается интервального наименования кластеров, то здесь все зависит от структуры, образующейся между крайними звуками. Если звуковая группа состоит из двух полутонов и образует при этом большую секунду по краям, то его можно назвать большесекундовым кластером и т. д.
Кластер-аккорды можно расположить по функциональному принципу. В данных примерах изложена простейшая последовательность аккордов, функционально скрепленных между собой. Каждый голос такого аккорда может служить основным тоном для организации кластеров. Квартовые тон-кластеры являются главным организующим звеном. Именно они представляют собой «части» для формирования широкообъемного кластера.
Предлагая различные способы разработки кластеров, Кауэлл также рассматривает способы контрапунктирования в сфере кластеров, что можно было бы назвать контркластерной техникой, различные способы движений кластеров. Кауэлл предлагает специальные обозначения кластеров, точнее их нотацию. Такие плотные звуковые образования с различными типами исполнения имеют свою специфику и требуют собственного, специального нотного обозначения. Кауэлл пишет: «Для удобства чтения продолжительность звучания какого-либо звука могла бы быть представлена черной линией, которая будет пролегать по нотному стану до тех пор, пока звучит этот звук. Дополнительные звуки записываются как обычно. Такой способ устраняет потребность в залиговывании нот» (P. 126-127). Пример а (ниже) показывает способ исполнения кластера посредством известного обозначения. В примере b изложен аналогичный способ исполнения, но только в новой нотированной системе.
Такие кластеры названы Кауэллом «движущимися» (moving cluster). Возможно, что здесь под названием «движущиеся кластеры» Кауэлл подразумевал ряд кластеров, находящихся в полутоновом соотношении, то есть идущих по звукам хроматической гаммы. На русском языке было бы более точным называть такие кластеры «ползущими». Они, в свою очередь, отличаются от вышеперечисленных видов, так как здесь основополагающим является линейный принцип. Данный вид нотации Кауэлл представляет как сегменты геометрических фигур.
Кауэлл пишет: «Есть три способа „растяжения“ таких кластеров: первый — начинается с нижнего звука и увеличивается посредством наслоения звуков; второй — наоборот, начинается с верхнего звука этого кластера и тоже увеличивается посредством наслоения звуков, но только не вверх, а вниз; третий — начинается с серединного звука кластера и распространяется в противоположные стороны» (P. 127).
«Если мы рассматриваем движущиеся кластеры как единицы, то мы можем заметить, как они объединяются в большие единицы гармонии» (Р. 130), — пишет Кауэлл. В данном примере видно, что отправной точкой для наслоения звуков является интервал децимы. Этот интервал представляет собой основу для разработки кластеров таким образом: «От интервалов, построенных вверх, возможно образовать аккорды».
Один из интереснейших способов разработки кластеров заключается в постепенном «бросании» составных элементов кластер-аккорда. Этот способ может быть представлен в инверсионном виде, когда кластер-аккорд сооружается с помощью заполнения тон-кластеров. Наслоения тон-кластеров Кауэлл называет сложением (arpeggiation) 3 , а противоположный способ — вычитанием (subtraction).
В этом примере видно, что некоторые группы кластер-аккорда отслаиваются от общего целого, в результате, преобразуясь в другой структурный вид. Смена строения за счет «вычитания» или «сложения» — один из ярких эффектов, предназначенных для слухового восприятия.
В заключение стоит сказать, что труд Генри Кауэлла является поистине ценной находкой, особенно для практикующих композиторов. Отображение ярких звуковых экспериментов, инновационных ритмических программ в «Новых музыкальных ресурсах» захватывает внимание при чтении книги.
Научный руководитель — В. С. Ценова
Источник
Кластерный аккорд
Кластер (от англ. cluster — гроздь) в музыке — созвучие из звуков, тесно расположенных по малым и/или большим секундам, иногда по микроинтервалам [1] [2] . Термин Г. Коуэлла.
Как кластеры могут рассматриваться и пентаккорды (например, по чёрным клавишам в «ударном» фортепианном звучании). Ранний образец кластера — в оркестровой сюите «Стихии» барочного композитора Ж. Ф. Ребеля (1738), где с помощью кластера изображается первоначальный хаос. Техника кластеров получила развитие, главным образом, в музыке XX в., особенно в рамках сонорной техники (классический пример — четвертитоновый кластер в сочинении К. Пендерецкого «Плач по жертвам Хиросимы»).
В музыке XIX — начала XX веков кластеры использовались как колористическое средство, как в начале оперы Дж. Верди «Отелло», где с помощью кластеров изображается буря, и в сочинениях французских импрессионистов. Кластеры как выразительное (особой, повышенной экспрессии) или колористическое средство использовали многие композиторы XX века, в том числе С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, систематически — Д. Лигети, В. Лютославский, К. Пендерецкий.
Литературу см. при статье Сонорика.
Другие значения термина
В джазовом лексиконе кластером называют сочетание как минимум пяти звуков в рамках октавы.
Источник
кластерный аккорд
Универсальный русско-английский словарь . Академик.ру . 2011 .
Смотреть что такое «кластерный аккорд» в других словарях:
Кластерный аккорд — (от англ. cluster гроздь) многозвучие, дающее или сплошное заполнение акустического пространства, или образование шума. На фортепиано кластеры получаются с помощью нажатия кулаком, ладонью или локтем на клавиатуру. Кластерные… … Википедия
Аккорд — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккорд (значения). Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo согласовываю) созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к… … Википедия
Пауэр-аккорд — E5 play (инф.) … Википедия
Прометеев аккорд — Состав аккорда: большая секунда большая секста большая терция малая септима увеличенная кварта прима Прометеев аккорд (прометеевский аккорд, прометеевское … Википедия
Тристан-аккорд — аккорд f h dis1 gis1, выполняющий роль лейтгармонии в опере Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Тристан аккорд визитная карточка гармонического стиля Вагнера и символ позднеромантической гармонии в целом. Содержание 1 Краткая характеристика … Википедия
Сонорика — Сонорика, сонорная техника (лат. sonorus звонкий, звучный) теоретическая концепция в отечественном музыковедении, рассматривающая ряд изначально (по композиторскому их пониманию) различных по методам и техникам сочинения… … Википедия
Кластер — (англ. cluster скопление) объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. В информационных технологиях: Кластер как подмножество… … Википедия
Септаккорд — Септаккорд аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название. С точки зрения классической музыки, добавление… … Википедия
Буквенно-цифровое обозначение аккорда — Буквенно цифровое обозначение аккорда метод упрощённой записи музыкальных композиций, исполняемых в определённых музыкальных стилях, чаще всего использующийся для записи партий ритм гитары или других аккомпанирующих инструментов[1].… … Википедия
Трезвучие — Трезвучие аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Содержание 1 Строение трезвучия 2 Обращения трезвучия 3 … Википедия
Мажорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта большая терция прима Мажорное (большое) трезвучие трезвучие, состоящее из большой терц … Википедия
Источник
Кластерный аккорд
Кластер (от англ. cluster — гроздь) в музыке — созвучие из звуков, тесно расположенных по малым и/или большим секундам, иногда по микроинтервалам [1] [2] . Термин Г. Коуэлла.
Как кластеры могут рассматриваться и пентаккорды (например, по чёрным клавишам в «ударном» фортепианном звучании). Ранний образец кластера — в оркестровой сюите «Стихии» барочного композитора Ж. Ф. Ребеля (1738), где с помощью кластера изображается первоначальный хаос. Техника кластеров получила развитие, главным образом, в музыке XX в., особенно в рамках сонорной техники (классический пример — четвертитоновый кластер в сочинении К. Пендерецкого «Плач по жертвам Хиросимы»).
В музыке XIX — начала XX веков кластеры использовались как колористическое средство, как в начале оперы Дж. Верди «Отелло», где с помощью кластеров изображается буря, и в сочинениях французских импрессионистов. Кластеры как выразительное (особой, повышенной экспрессии) или колористическое средство использовали многие композиторы XX века, в том числе С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, систематически — Д. Лигети, В. Лютославский, К. Пендерецкий.
Литературу см. при статье Сонорика.
Другие значения термина [ | ]
В джазовом лексиконе кластером называют сочетание как минимум пяти звуков в рамках октавы.
Источник