- Колок (музыка)
- Примечания
- Смотреть что такое «Колок (музыка)» в других словарях:
- Поиск
- Модернизированное пианино «Sonette»
- Рубрики
- Выбираем пианино — смотрим колки (вирбели)
- Что такое колок
- Принцип работы колка
- Почему колок перестает работать?
- Износ вирбельбанка
- Разрушение вирбельбанка
- Низкое качество вирбелей (колков)
- Заключение
- Выбираем пианино: рассматриваем вирбели (колки)
- Что такое колки пианино
- Словарь терминов
Колок (музыка)
Коло́к — небольшой стержень для натяжения и настройки струн в музыкальных инструментах. При вращении колка струна либо натягивается туже, либо ослабляется, вследствие чего звук становится выше или ниже. Для смычковых инструментов изготавливаются деревянные колки; у арфы, фп., цимбал колки металлические. [1]
Современный скрипичный колок
Крепление струн при помощи колков в колковой коробке
Колки в пианино
Примечания
- ↑[1] // Краткий музыкальный словарь
- ↑[2] // Видеоролик youtube.com — замена колков в пианино
- Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Колок (музыка)» в других словарях:
Гитара — Классификация • Хордофон • Щипковый струнный инструмент Диапазо … Википедия
Электрическое фортепиано — Не следует путать с электронное фортепиано. Нео Бехштейн (1929)[1] … Википедия
Кеменче — (турк.),Понтиаки лира (греч.) (варианты произношения и синонимы: кемендже, кеменджеси, кеменча, кеманча, кьяманча, кемендзес, кементсия, кеман, лира) народный струнный смычковый музыкальный инструмент, сродни арабскому ребабу,… … Википедия
Кяманча — Кеменче (варианты произношения и синонимы: кемендже, кеменджеси, кеменча, кеманча, кьяманча, кемендзес, кементсия, кеман, лира, понтиаки лира) народный струнный смычковый музыкальный инструмент, сродни арабскому ребабу, средневековому… … Википедия
Кеманча — Персидская кеманча. Фрагмент миниатюры Мир Сеида Али «Музыкальный меджлис» (Тебриз, XVI век) Кеманча (от древнеперсидского kamānča; локальные разновидности: понтийская лира, кеменче, кемендже, кеменджеси, кеменча … Википедия
Кямянча — Кеменче (варианты произношения и синонимы: кемендже, кеменджеси, кеменча, кеманча, кьяманча, кемендзес, кементсия, кеман, лира, понтиаки лира) народный струнный смычковый музыкальный инструмент, сродни арабскому ребабу, средневековому… … Википедия
Кямяча — Кеменче (варианты произношения и синонимы: кемендже, кеменджеси, кеменча, кеманча, кьяманча, кемендзес, кементсия, кеман, лира, понтиаки лира) народный струнный смычковый музыкальный инструмент, сродни арабскому ребабу, средневековому… … Википедия
Интерны — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Чонгури — 1) Груз. 4 струн. щипковый муз. инструмент. Корпус клеёный из тутового дерева (составлен из отд. клёпок), грушевидной формы, внизу усечённый. Общая дл. ок. 1000 мм. На верхней деке имеются мелкие резонаторные отверстия. Ч. бывают с ладами … Музыкальная энциклопедия
Клавикорд — Классификация Клавишны … Википедия
Источник
Пианино и рояли для Вас
дорогие и дешевые
роскошные и строгие
старинные и современные
Поиск
Модернизированное пианино «Sonette»
Рубрики
Выбираем пианино — смотрим колки (вирбели)
Для того чтобы правильно оценить состояние колков на пианино, прежде всего, необходимо знать что это за детали и какую функцию они несут в инструменте.
Что такое колок
Колок или вирбель, это деталь пианино или рояля с помощью которой натягивается и остается в натянутом состоянии струна инструмента.
Количество вирбелей (колков) в фортепиано зависит от модели инструмента и количества струн на нем.
Принцип работы колка
Диаметр колка немного больше чем диаметр отверстия в которое он запрессовывается, за счет этой разницы в дереве он сидит очень плотно. Настолько плотно, что исправное фортепиано расстраивается не столько из за ослабления самих колков, сколько из за изменения влажности в помещении.
Изменение влажности в летний и зимний (отопительный) период влияет на деку (деталь фортепиано отвечающюу за передачу звука). Ее гигроскопичность (свойство позволяющее принимать в себя и отдавать влагу) и является основной причиной расстраивания инструмента.
Почему колок перестает работать?
Однако со временем и сам колок перестает справляться с нагрузкой. Сочетание этих двух факторов (изменение купола деки и потеря работоспособности колков) приводит к тому, что инструмент перестает держать строй, то есть расстраивается во первых не равномерно, а во вторых очень быстро.
Причин, почему колки перестают держать строй, несколько
Износ вирбельбанка
Первая, и самая распространенная причина, это износ вирбельбанка. Как и дека, вирбельбанк сделан из дерева, а значит способен, хоть и в меньшей степени чем дека, реагировать на изменение влажности.
Дерево рассыхается и со временем отверстие в которое запрессован колок становится немного больше. На глаз это совершенно не заметно, но этого достаточно для того чтобы колок перестал справляться со своей нагрузкой.
Конечно, это не значит, что инструмент совсем не пригоден. Достаточно заменить колки на ремонтные, диаметр которых немного больше, чем у тех что стояли прежде и фортепиано снова будет в рабочем состоянии, но такая работа достаточно обременительна и стоит сравнительно дорого.
Разрушение вирбельбанка
Причин разрушения вирбельбанка, тоже несколько. Это может быть и фабричный брак, и неквалифицированный ремонт (чаще всего на роялях), и несоблюдение условий хранения фортепиано.
Низкое качество вирбелей (колков)
Колки, несмотря на кажущуюся простоту конструкции, в изготовлении сложны. Они должны быть идеального размера по всей своей длине, причем речь идет и о диаметре, и о размере резьбы. Разница в несколько микрон уже скажется на его качестве.
Если колок имеет даже небольшие расхождения от своих характеристик, при настройке (повороте колка в вирбельбанке) он изнашивает дерево неравномерно, что приводит к более быстрому износу отверстия.
Заключение
Нюансов влияющих на работоспособность колков много, и определить причины по которым он не работает может только мастер.
Однако есть несколько признаков, по которым вы можете самостоятельно, в той или иной степени, судить о состоянии этих деталей.
1. Инструмент может быть расстроен, но расстроен равномерно. Попробуйте поиграть на нем. Если две или три клавиши звучат грязно (очень сильно отличаются от общего строя), то страшного в этом нет, замена двух трех колков не будет стоить дорого, но если таких клавиш больше, то есть вероятность проблем со строем.
2.Расстояние от деревянного вирбельбанка до витков струн должно быть 3-5 мм.
Одним из способов укрепления строя является подбивка колков. Запресовывая колки глубже в вирбельбанк можно продлить их работоспособность на срок от 3-х до 10-и лет (если конечно не разрушен вирбельбанк).
Если Вы встретите инструмент у которого колки забиты и расстояния между деревом и витками струн нет совсем, можно быть уверенным, что у него были проблемы со строем.
Смотреть надо внимательно. Часто настройщики подбивают только те колки которые вызывают у них подозрение и общий вид может быть привлекательным, но присмотревшись Вы можете обнаружить значительное количество забитых колков.
Вряд ли Вы сможете узнать когда была проведена эта работа, поэтому, несмотря на то, что его ресурс может быть значительным, определить это сможет только мастер.
Покупка такого инструмента, это риск, кроме того в таком случае нужно смотреть в каких условиях хранится данное фортепиано.
В теме выбора пианино планируются и опубликованы следующие статьи:
Выбор пианино — износ и ресурс молотков
Дека — как влияет состояние деки на звук
Механика — возраст, износ и обслуживание
Выбираем пианино по внешнему виду
Этаж, возраст и условия хранения пианино — немного о хранении и перевозке
Источник
Выбираем пианино: рассматриваем вирбели (колки)
Прежде чем оценить состояние вирбелей (колок), нужно иметь понимание того, что эти детали собой представляют.
Вирбель (колок) – деталь фортепиано, с помощью которой его струна натягивается и остается в натянутом состоянии. Количество этих деталей зависит от конкретного инструмента и количество его струн.
Как работает вирбель?
Диаметр вирбеля чуть больше отверстия, в которое он вбит, поэтому «сидит» в нем он очень прочно. Настолько, что инструмент в отличном состоянии расстраивается не столько из-за ослабления вирбелей, сколько из-за изменения влажности воздуха окружающей среды. Кстати, перепады влажности в разные сезоны года оказывает негативное влияние на деку фортепиано, которая вследствие своей сильной гигроскопичности, является основной причиной расстраивания инструмента.
Причины, по которым вирбель перестает работать
Когда вирбель перестает справляться с нагрузкой, инструмент перестает держать строй, в результате чего он расстраивается очень быстро и, при этом, неравномерно.
Вибрели перестают держать строй по следующим причинам.
Это самая распространенная причина. Вирбельбанк, как и дека, изготовлен из дерева, поэтому подвержен разрушающему действию влаги.
С течением времени дерево рассыхается, отверстие, в которое вбит вирбель, расширяется, и он перестает справляться с нагрузкой. Это, конечно, не значит, что инструмент окончательно вышел из строя. Достаточно заменить колки, на те, диаметр которых будет больше прежних, и фортепиано вновь окажется в рабочем состоянии. Правда, такая работа достаточно трудоемка и сдоить недешево.
Причин этому может быть несколько. Среди наиболее распространенных – заводской брак, некачественный ремонт, несоблюдение условий ухода за инструментом.
Некачественные вирбели (колки)
Вирбели очень сложны в изготовлении. Они должны быть идеальными и по диаметру, и по размеру резьбы. Даже разница в несколько микрон сказывается на их качестве. Любые расхождения в характеристиках вирбелей приводит к неравномерному изнашиванию дерева, а значит, и, к более быстрому износу отверстия для него.
Причин, по которым вирбели выходят из строя множество, с точностью их может определить только специалист.
Но есть несколько признаков, по которым вы самостоятельно сможете определить состояние деталей.
- Инструмент расстроен неравномерно. Если при игре на фортепиано вы услышите, что звучание нескольких клавиш заметно выбивается из общего строя, то страшного ничего в этом нет. Если же таких клавиш много, то у фортепиано большие проблемы со строем.
- Расстояние от вирбельбанка до завитков струн должно составлять 3-5 мм.
Удачным способом укрепления строя инструмента может быть забивка вирбелей. Прочно забивая их в вирбельбанк можно существенно продлить их работу (до десяти лет).
Если же вам встретиться фортепиано, у которого забиты вирбели, а расстояния между завитками струн и деревом практически нет, то можете быть уверенными, что в прошлом у инструмента были проблемы со строем.
Приобретение такого инструмента – определенный риск. Если вы все же решились купить это фортепиано, обратите серьезное внимание на то, в каких условиях оно хранилось.
Наш салон осуществляет замену колков в случае необходимости, что намного лучше чем их подбивка.
Источник
Что такое колки пианино
Игра на фортепиано приносит массу удовольствия, но при соблюдении определённых условий. Одним из таких условий является содержание самого инструмента в порядке. Настройте ваше фортепиано, и Вы увидите, что на настроенном инструменте играть намного приятнее!
Словарь терминов
Вагебанк — средний брусок клавиатурной рамы, на штифты которого надеваются клавиши.
Верхняя панель/рамка — деревянный щит, закрывающий верхнюю часть пианино, находящуюся над клавиатурой.
Вирбель/колок — металлический стержень, предназначенный для закрепления и натяжения струны.
Вирбельбанк/колковая доска/колковый щит — многослойный деревянный щит, состоящий из нескольких слоёв прочных и вязких пород дерева (бук, клён), в который вбиваются металлические колки (вирбели), служащие для закрепления и натяжения струн.
Гаммербанк — прочная деревянная или алюминиевая горизонтальная планка , на которой монтируются все узлы молоточкового механизма.
Гаммерштиль — деревянный стержень, несущий на себе молоток.
Дека — резонансный щит в пианино (рояле), изготовленный из специально отобранной резонансной ели. На обратной стороне деки, перпендикулярно волокнам дерева, расположены так называемые рипки — бруски из качественной ели. Задача деки — усилить звук фортепиано. Дека своими краями наклеивается на переднюю сторону футора.
Демпфер (нем. dämpfer — глушитель от dämpfen — заглушать) — устройство для гашения и предотвращения колебаний струн; проще говоря — глушитель струн.
Демпфергальтер — основная часть демпферного узла, предназначенная для крепления демпферов.
Друк клавиатурный — глубина опускания передней части клавиши от исходного положения до упора в суконную друкшайбу штульрамы.
Друкклётц — шаблон для измерения друка клавиш.
Друкшайба — деталь в виде шайбы с отверстием по центру, располагающаяся на переднем штифте клавиатуры. Имеется 2 вида друкшайб: суконные (из толстого сукна) и бумажные — для тонкой регулировки .
Интонировка — процесс изменения тембра (окраски) звука и его качества путём обработки молоточковых головок.
Канитель — навивка из медной проволоки на струнах в басовом и, частично, среднем регистрах.
Клавиатура — механизм, состоящий из 85 или 88 белых и чёрных клавиш, расположенных на деревянном щите — штульраме. Клавиатура большинства современных пианино и роялей состоит из 88 клавиш. Встречаются рояли и с бОльшим количеством клавиш: к лавиатура роялей «Bösendorfer» состоит из 97 клавиш; расширенная клавиатура роялей «Stuart and Sons» имеет 102 клавиши.
Клавиша — часть клавиатуры фортепиано, предназначенная для передачи энергии пальцев пианиста механике фортепиано. Чаще всего к лавиатура фортепиано содержит 52 белые и 36 чёрных клавиш («полутона», или «диезы»). Клавиши фортепиано изготавливаются исключительно из дерева. На деревянную основу клавиш приклеиваются соответствующие накладки белого или чёрного цвета.
Клап (клавиатурная крышка) — откидная крышка, закрывающая клавиатуру.
Консоль пианино — вертикальная фигурная стойка в корпусе пианино, соединяющаяся вверху с бачкой, а снизу — с ножкой пианино. Консоли не являются обязательным конструктивным элементом и присутствуют не во всех моделях пианино .
Контрфенгер — тормозной башмачок — часть молоточкового узла в механизме фортепиано, взаимодействующая с фенгером .
Молоток ( ч асть механики фортепиано ) — деталь из плотного войлока, закрепленного на деревянной основе, предназначенная для извлечения звука путём удара по струне .
Мостик басового штега — часть басового штега, которая служит для передачи звуковых колебаний струн на штег и далее — на деку.
Настройка фортепиано — установление заданной высоты для каждого тона звукоряда пианино (рояля) . В широком (точнее сказать, народном) значении слова под настройкой понимают комплекс работ по обслуживании фортепиано, включающий в себя собственно настройку, а также, мелкий ремонт, регулировку, интонировку и т.д.
Накладка клавиши — внешняя часть клавиши белого или чёрного цвета. Отличаясь по цвету и высоте, накладки обеспечивают пианисту необходимые визуальные и тактильные ощущения. Белые накладки изготавливаются из пластика либо слоновой кости. Для изготовления чёрных накладок (полутонов) используется пластик, либо чёрное дерево, либо (редко) другие сорта твёрдой древесины, окрашенные в чёрный цвет. В связи с запретом на торговлю слоновьей костью в современных пианино и роялях для белых клавиш используют только пластик. Некоторые фирмы в качестве компромисса используют с добавлением органических веществ.
Нахдрук — дополнительный ход клавиши после вывода толкающего рычага шпилера из-под молоточкового узла (иными словами, после момента срыва ауслезера). Нормальный нахдрук должен составлять ровно 2 мм.
Нижняя панель/рамка — деревянный щит, закрывающий нижнюю часть пианино, находящуюся под клавиатурой .
Обвязка рамы футора — часть рамы футора, расположенная горизонтально и служащая для соединения со шпрейцами.
Панцирь — часть металлической рамы, закрывающая вирбельбанк.
Педаль, педальный механизм — одна из важных систем в устройстве фортепиано, состоящая из 2 или 3 педалей, штоков, педальных цуг и регулировочных винтов.
Правая педаль отодвигает демпферы от всех струн одновременно , вследствие чего звук всех нажатых клавиш «тянется» и гаснет только после отпускания педали.
Левая педаль приближает все молоточки к струнам, чем уменьшает силу удара молотков. Как следствие, при нажатой левой педали звук пианино становится более тихим. В рояле левая педаль работает по другому принципу, но достигая той же цели — уменьшения силы звука: механика сдвигается в сторону, вследствие чего молоточки начинают бить по двум струнам вместо трёх.
Средняя педаль пианино (её часто называют третьей педалью) располагается между правой и левой педалями. Средняя педаль пианино опускает так называемый модератор, вследствие чего сила звука во много раз уменьшается. В роялях средняя педаль имеет совершенно иное назначение и служит для задержания отдельных демпферов в поднятом состоянии.
Источник