Что такое колокольчиковое пианино

Колокольчики (глокеншпиль)

Колокольчики – музыкальный инструмент, относящийся к категории ударных. Также может называться глокеншпилем.

Он дает светлое, звенящее звучание в пиано, и яркий, насыщенный тембр – в форте. Ноты для него пишут в скрипичном ключе, на пару октав ниже реального звука. В партитуре занимает место под колоколами и над ксилофоном.

Колокольчики относят к идиофонам: их звук исходит от материалов, из которых они изготовлены. Иногда звучание невозможно без дополнительных составляющих, например, струн или мембраны, но отношения к струнным и мембранофонам инструмент не имеет.

Существует два вида инструмента – простой и клавишный:

  • Простые колокольчики представляют собой пластинки из металла, расположенные в пару рядов на деревянной основе в форме трапеции. Они размещены по типу клавиш фортепиано. Представлены в разном диапазоне: количество октав обусловлено конструкцией и числом пластин. Для игры используется пара небольших молоточков или палочек: как правило, из металла или дерева.
  • В клавишных колокольчиках пластины располагаются в корпусе, похожем на пианино. Он создан на основе простого механизма, предающего удары от клавиши к пластинке. Этот вариант отличается технической простотой, но если говорить о чистоте тембра, то он проигрывает простой версии инструмента.

История относит колокольчики к числу первых музыкальных инструментов. Точной версии происхождения нет, но многие считают, что их родиной стал Китай. В Европе они появились в 17 веке.

Изначально они представляли собой набор маленьких колоколов с разной высотой звучания. Полноценную музыкальную роль инструмент приобрел в 19 веке, когда прежний внешний вид заменили на стальные пластины. Его начали использовать музыканты симфонического оркестра. До наших дней он дошел с тем же названием и не утратил популярности: его звук можно услышать в известных оркестровых произведениях.

Источник

Фортепиано (фортепьяно)

Популярные в конце XVII века клавесин и клавикорд претерпели ряд принципиальных конструктивных изменений. В результате произошло возникновение нового инструмента – фортепиано, обладающего великолепными техническими возможностями, обширным диапазоном звучания, тембровой выразительностью. В советские годы пианино было почти в каждом доме, игре на нем обучали в музыкальных школах, а умение играть на фортепиано считалось частью хорошего образования.

Что такое фортепиано

Музыкальный струнный ударно-клавишный инструмент – так классифицируется фортепиано. Он появился более трех столетий назад, по прошествии времени не теряет актуальность, используется, как сольно, так и в сопровождении оркестров.

Старинное название фортепиано – клавир. До изобретения инструмента существовали и другие ударно-клавишные струнные виды – клавесин и клавикорд. Объединяет их то, что все они состоят из корпуса и внутреннего ударно-струнного механизма. Клавесины и клавикорды утратили свое значение из-за негромкого затихающего звука, недостаточно динамичного звучания, невозможности менять громкость.

Устройство

В элегантном корпусе инструмента прячется «начинка», отвечающая за звукоизвлечение. На тяжелой чугунной раме располагаются колки. На них натягиваются струны. Под струнами располагаются штеги. Взаимодействуя с резонансной декой, они усиливают струнные колебания, звуки воспроизводятся громко с выразительным тембром.

Фортепьяно имеет клавиатуру из 88 клавиш-полутонов. Под ней располагаются две или три педали. При нажатии правой педали происходит неразрывное звучание «legato». При нажатии средней педали музыкант удерживает избранные демпферы, а левая педаль используется для ослабления звука.

Конструкция фортепиано сложная. Но, благодаря ей, инструмент имеет богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, ударяют по струнам. В нижнем регистре «работает» одна струна, в среднем и верхнем молоточки ударяют сразу по двум или трем.

Диапазон звучания инструмента семь с четвертью октав от «ля» субконтроктавы до ноты «до» пятой октавы. Наиболее популярны две основные октавы – малая и первая. Контроктава представлена тремя самыми низкими нотами, а пятая – всего одной самой высокой нотой.

Вес пианино внушительный – 250-350 килограммов. Некоторые концертные экземпляры весят около полтонны.

История

Далекий предок фортепиано – монохорд. Этот инструмент использовался в Древней Греции во времена Пифагора. Представлял собой узкий длинный деревянный ящик с натянутой над ним струной. При помощи специальной подставки, которую музыкант передвигал по длине, извлекался звук разной высоты, воспроизводимый молоточками.

Со временем струн стало больше, ящик увеличился в размерах, появилась клавиатура. Нажатием клавиш приводились в движение тангеты – пластинки из металла. Конструкция получила название клавикорд от сочетания латинских слов «clavis» и «chorde», которое означает «клавиша» и «струна». В 17 столетии он был украшением гостиных и музыкальных салонов, являлся роскошью, украшался позолотой, перламутром, драгоценными камнями.

В это же время происходило создание и развитие другого предшественника фортепиано – клавесина. От клавикорда он отличался длиной струн, вследствие чего и имел другую форму, которая позднее перешла к роялю. На струны воздействовали щипковые язычки из птичьих перышек. Звук, извлекаемый таким способом, был мощным, но невыразительным.

В начале 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент, в механизм которого заложил все составляющие современного фортепиано: демпфер, молоточек, шультер, шпиллер. Его создание стало началом происхождения пианино.

Первое фортепиано миру представил американский изобретатель Дж. Хаккинс в 1800 году. Через год конструкцию усовершенствовал другой мастер М. Мюллер, добавив к ней педали. Выглядело пианино не так, как сегодня. Фортепиано в том виде, в каком мы привыкли видеть его сегодня, появилось только в 19 веке. В это время он стал популярным и в России. В Петербурге работало несколько десятков мастеров, развивалось фабричное производство.

Разновидности фортепьяно

Пианино и рояль – два вида одного инструмента с разными конструкционными особенностями. Их строение отличается расположением струн. Пианино – разновидность фортепиано, у которой они лежат перпендикулярно клавиатуре, у рояля – в одной плоскости с ней. Поэтому размеры рояля больше, звук громче, насыщеннее.

Отличаются типы инструмента и количеством педалей – у пианино их две, а у более крупного представителя ударных струнно-клавишных – три. В семействе фортепиано эти инструменты называют «младшим» и «старшим» братьями.

Пианино имеет меньшие габариты, является инструментом для домашнего или камерного музицирования, «старший брат» – для концертного. В свою очередь пианино и рояль имеют разновидности, которые отличаются размерами.

Игра на инструменте

Овладение инструментом – сложный, долгий, кропотливый процесс. Поэтому обучение игре на фортепиано начинается с раннего возраста. Среди выдающихся пианистов прошлого века выделяются Артур Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер. В современной музыкальной культуре место непревзойденного виртуоза занимает Денис Мацуев.

Инструмент позволяет реализовать многогранные задачи в музыке. Он используется для аккомпанемента сольным вокальным исполнителям. Широко распространены концерты для фортепиано с оркестром. Используются рояль или пианино и в камерных ансамблях в сочетании со струнными или духовыми инструментами.

Интересные факты

  1. До 50-х годов прошлого века клавиши фортепьяно изготавливались исключительно из слоновой кости. Позднее их заменили на пластиковые и деревянные.
  2. Японская игрушечная корпорация выпустила мини-пианино шириной всего 25 сантиметров. Это полностью функциональная модель. Она выглядит реалистично, а строение конструктивно правильное, настрой точный. Клавиши пианино всего полсантиметра в ширину.
  3. В советское время фортепиано было признаком самодостаточности, статусности, особого отношения к культуре. Его дарили за заслуги перед государством. Такой подарок после полета в космос получил Юрий Гагарин.
  4. На одном из концертов пианист-виртуоз Денис Мацуев настолько рьяно играл на инструменте, что у рояля сломалась ножка, а сам музыкант повредил палец.
  5. Особое отношение к пианино проявляли техасские ковбои. Даже во время перестрелок, которые часто случались в салунах, пианист продолжал играть, а даже самые отъявленные негодяи не осмеливались стрелять в музыканта.
  6. Рояль «Challen» – самый габаритный концертный инструмент. Весит знаменитый экземпляр более полутоны, длина корпуса составляет 3 метра 30 сантиметров.
  7. В истории аукционов отмечен рояль, проданный за баснословную сумму – 2,1 миллиона долларов. Он принадлежал Джону Леннону.

Фортепиано – универсальный инструмент с беспрецедентной популярностью, открывающий многогранное звучание. Для него написано бессчетное количество произведений, а музыкальная литература по художественному значению и ценности граничит с симфонической. Пианино используется в концертах, написанных для фортепиано, но и находит применение в джазовой музыке, применяется для сопровождения вокальных партий.

Источник

Механическое пианино (пианола)

Задолго до появления механического пианино люди заслушивались музыкой, которую воспроизводила шарманка. Человек с ящиком ходил по улице, крутил рукоятку и вокруг собиралась толпа. Пройдут века, и принцип работы шарманки станет основой для создания механизма нового устройства, которое назовут пианола.

Устройство и принцип работы

Пианола – это музыкальный инструмент, воспроизводящий музыку по принципу фортепиано воздействием ударов молоточками на клавиши. Главное отличие пианолы от пианино и рояля в том, что для игры не нужно присутствие профессионального музыканта. Звучание воспроизводится автоматически.

Внутри приставки или встроенного устройства находится валик, на поверхности которого нанесены выступы. Их расположение соответствует последовательности нот исполняемого произведения. Валик приводится в действие при помощи рукоятки, выступы последовательно воздействуют на молоточки, и получается мелодия.

Другой вариант устройства, появившийся позднее, работал по такому же принципу, но партитура была закодирована на ленте бумаги. Через отверстия перфоленты нагнетался воздух, он воздействовал на молоточки, те в свою очередь на клавиши и струны.

История происхождения

Во второй половине XIX века мастер начали эксперименты с устройствами для пианолы, основанные на действии механического органа. Раньше пианолы появился гармоникорд, в котором стержни на штифтованной дощечке воздействовали на клавиши. Позднее французский изобретатель Ж.А. Тест представил миру картониум, где дощечка со стержнями была заменена перфокартой с пневматическим механизмом.

Изобретателем механического фортепиано считается Э. Вотей. Его pianola 1895 года выпуска работала за счет давления, создаваемого воздействием пианиста на педали внизу инструмента. Музыка воспроизводилась при помощи перфорированных бумажных рулонов. Отверстия в бумаге обозначали только ноты, не было динамических оттенков, темпа. Разница между пианолой и пианино тогда состояла в том, что первый не требовал присутствия музыканта, знающего особенности нотного стана.

Первые устройства имели небольшой диапазон, крупные габариты. Их приставляли к фортепиано, а вокруг усаживались слушатели. В начале XX века научили вставлять конструкцию в корпус пианино и применять электрический привод. Размеры устройства стали меньше.

Новым инструментом заинтересовались знаменитые композиторы. Они адаптировали свои произведения под пианолу, кодируя партитуры на рулонах бумаги. Среди самых известных авторов С. Рахманинов, И. Стравинский.

В 30-е годы популярными стали граммофоны. Они стали использоваться чаще и быстро вытеснили механическое пианино. Во время изобретения первых компьютеров интерес к нему возобновился. Появилось всем известное сегодня цифровое пианино, отличие которого в электронной обработке партитур и записи закодированных звуков на электронный носитель.

Использование пианолы

Расцвет механического инструмента пришелся на начало прошлого века. Слушателям хотелось выбрать больше произведений, и спрос родил предложение. Репертуар расширялся, стали доступны ноктюрны Шопена, симфонии Бетховена и даже джазовые композиции. Специально для пианолы «писали» произведения Мийо, Стравинский, Хиндемит.

Инструменту стали доступны скорость и исполнение сложнейших ритмических рисунков, что сложно было выполнить «живым» исполнителям. В пользу механического пианино сделал свой выбор Конлон Нанкарроу, написавший «Этюды для механического пианино».

Различие пианолы и пианино тогда могло бы полностью отодвинуть «живую» музыку на второй план. От пианолы фортепиано отличалось не только тем, что требовало присутствия грамотного музыканта. Некоторые произведения по сложности требовали долгого разучивания, технического мастерства исполнителя. Но с приходом граммофонов, радиол и магнитофонов об этом инструменте совсем забыли, он перестал использоваться, и увидеть его теперь можно только в музеях и в коллекциях антикваров.

Источник

Немного об инструментах. Фортепиано. Часть вторая. Как устроено фортепиано.

Первые фортепиано по звучанию были очень мало похожи на современные. Механизм звукоизвлечения в них был весьма несовершенным. И вначале фортепиано не могло успешно конкурировать с королем музыкальных инструментов того времени — клавесином. На протяжении XVIII века композиторы продолжали писать музыку для него. А тем временем новый инструмент улучшался. Усложнялось его устройство.

Сложный механизм фортепиано состоит почти из 10000 деталей, Они должны быть смонтированы и соединены между собой с профессиональной точностью.

В первую очередь изготовляют футор — прочную деревянную раму с распорками. Футор придает фортепиано прочность. К верхней части футора приклеивают вирбельбанк (колковую доску) — мощный деревянный брус из прочного дерева( бук, клен), в которую вбиты колки (вирбеля) .

Спереди на футор наклеена краями резонансная дека . Это большое полотно толщиною в один сантиметр. Дека склеена из сосновых дощечек. На обратную сторону деки ( ту, что у фортепиано смотрит наружу) наклеены еловые бруски — рипки . Дека и рипки отражают слабый звук струны и усиливают его.

На внутреннюю сторону резонансной деки устанавливают штеги . Штег — деревянный брусок идущий под углом. Сверху него будут проходить струны. Штег передает их вибрацию на резонансную деку.

По краям резонансной деки к футору привинчена чугунная рама. Это очень крепкая литая конструкция на которую натянуты струны. Она выдерживает силу натяжения, которая может достигать 20 тонн.

У фортепиано 220 струн, хотя клавиш 88. Почему так? Каждой клавише отвечает от одной до трех струн. Низкие — по одной струне, так как они толстые и длинные. Высокие струны короткие и тонкие. Их громкость не очень сильная. Поэтому они усиливаются добавлением таких же струн, настроенных в унисон. Такая группа струн называется хор струн.

В пианино применяется перекрестно-струнная система. Басовые струны идут почти по диагонали из верхнего левого угла в правый нижний угол корпуса. А струны верхнего регистра идут под ними в нижний левый угол.

Винты с помощью которых достигается и фиксируется нужное натяжение струн называются колками, или вирбелями . Их 220 как и струн. Расположены они в верхней части чугунной рамы, но вкручиваются не в нее, а в мощный деревянный брус, закрепленный позади — вирбельбанк.

Клавиатура — это цельная деревянная деталь, которую мастер распиливает на части. Как правило, пятьдесят две белые клавиши делают из липового дерева, а их верхний слой — из слоновой кости или синтетики. Черные клавиши производят из синтетического материала и покрывают черным деревом. Клавиши должны быть гладкими и находиться на одном уровне. Поэтому иногда к некоторым клавишам добавляют свинцовые грузы.

Клавиатура — это система рычагов, запускающая в действие ударный механизм молоточков . Когда пианист нажимает на клавишу, молоточек ударяет по струнам. В это же время от струны отскакивает войлочная подушечка — глушитель ( демпфер) . Струны от удара дрожат — вибрируют — и возникает звук. Если бы глушителя не было, то струны колебались бы дольше,чем нужно, и слышался бы сплошной гул. Отпустим клавишу — звук прекратиться. Это на место вернулся глушитель.

Важной частью фортепиано являются педали. Задача педалей — регулировать звучание некоторых нот и пассажей. При нажатии на левую педаль, молоточки сдвигаются вправо и ударяют не по центру струн (например из трех по одной), и звук получается слабее. Правая педаль отводит глушители от струн и звук тянется очень долго.

Все перечисленные детали заключены в корпус фортепиано. В зависимости от модели он может быть матовый — покрытый несколькими слоями нитроцеллюлозного лака, или блестящий — покрытый полиэстерным лаком и отполированный.

Ставьте «лайк»! Подписывайтесь на канал «Музыка праздника» — интересное и полезное чтение вам обеспечено!

Источник

Оцените статью