Что такое концерт для фортепиано с оркестром 4 класс

Урок музыки: «Концерт – жанр инструментальной музыки»
методическая разработка по музыке (4 класс) на тему

За окном весна и у нас хорошее настроение. А что нам может создать это хорошее настроение?

Скачать:

Вложение Размер
urok_koncert_-_zhanr_muzyki.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовила и провела учитель музыки

Дубровина Любовь Анатольевна

МОУ СОШ №17 г. Камышина

Концерт – жанр инструментальной музыки

За окном весна и у нас хорошее настроение. А что нам может создать это хорошее настроение?

— Ответы детей (Ярко светит солнце, журчат ручьи, весело щебечут птицы…)

— «Вслушайся, весь мир поет (слайд №2)

Шорох, свист и щебет

Музыка во всем живет

Мир ее волшебен».

(Фрагмент видео о природе) (слайд №3,4,5)

— Ребята, вы знаете, что такое концерт?

— Ответы детей (Это представление, на котором выступают артисты…)

— Правильно. Но в конце урока мы сможем дать еще одно определение понятия концерт. (слайд №6)

Концерт в переводе с латинского языка означает состязаться, а с итальянского – согласие. В чем же здесь секрет? Исполняя концерт, солист, как бы соревнуется с оркестром , и в то же время он согласует с ним свою игру для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора. Концерты для разных инструментов писали Бах, Моцарт, Бетховен, Григ, Прокофьев и многие другие композиторы в различное время года. А у нас весна. Все кругом оживает, на деревьях набухают почки, и, конечно же, распускаются первые весенние цветы. И сегодня на уроке мы с вами будем составлять букет весенних цветов из музыкальных жанров. Ребята, вы знаете, что такое жанр ? (слайд №7)

— Ответы детей (Вид музыки)

— Правильно, ребята, молодцы! Какие же жанры музыки вы знаете?

— Ответы детей (Песня, танец, марш, романс былина, ария, кантата, кант, симфония, пьеса… ) (слайд №8)

(учащиеся называют жанры, а учитель ставит в вазу заранее приготовленные цветы с названиями жанров).

— Вот какой замечательный букет получился у нас! И сейчас мы его постараемся разделить на два букета. (Учитель показывает заранее сделанные корзины) В одну корзинку мы будем складывать цветы с названиями инструментальных жанров, а в другую с названием вокальных жанров.

(Учащиеся классифицируют цветы по жанрам) Все вместе проверяем. Все правильно. Молодцы!

На экране портрет П.И. Чайковского. (слайд №9)

— Кто узнал этого композитора?

— Ответы детей (Чайковский)

— какие произведения Петра Ильича Чайковского вы слушали?

— Пианистам всего мира известен Первый концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Именно это произведение звучит на Международном конкурсе исполнителей в Москве, который носит его имя.

Вспомните, пожалуйста, как звучит главная тема первой части концерта Чайковского? (слайд № 10)

Прослушивание фрагмента главной темы концерта.

— Можно сказать, что это произведение инструментальное?

— Звучание каких инструментов вы услышали?

— Ответы детей (Перечисление инструментов)

— Молодцы ребята. (слайд № 11)

(Детям раздаются фрагменты инструментов в виде мозаики, и они должны правильно сложить их и определить какой инструмент лишний, объяснив при этом почему. Например, на карточках изображены инструменты симфонического оркестра и баян — лишний)

— Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с этим заданием. А сейчас

садитесь поудобней для вокальной работы.

Исполняем попевку ручья.

— сегодня мы с вами разучим украинскую песню-закличку «Веснянка»

(Слова на экране «Выйди, выйди Иванку,

Заспивай нам веснянку

Зимували, не спивали

Весну дожидали») (слайд № 12)

— Скажите, пожалуйста, к жанру какой музыки относится песня-закличка вокальной или иструментальной?

Разучиваем песню, затем, если позволяет место, водим хоровод.

— Молодцы, ребята, и с этим заданием вы успешно справились.

А сейчас мы послушаем третью часть концерта (Финал) П.И.Чайковского. И когда вы будете слушать фрагмент, обратите, пожалуйста, внимание, может он вам напомнит что нибудь. На какое произведение похожа эта музыка?

— Правильно. В третью часть концерта – финал – Чайковский включил украинскую народную песню – закличку «Веснянка».

Давайте исполним ее.

Дети исполняют «Веснянку»

— А теперь послушайте, как она звучит в концерте П. Чайковского. Изменяется ли ее характер при повторениях?

Как «Веснянка» звучит в партии фортепиано?

Как она звучит у симфонического оркестра?

Так что же такое концерт?

Правильно! (слайд № 13)

Концерт – жанр инструментальной музыки

— Запишите, пожалуйста, это определение в словарь.

Заполните карту самооценки. (Раздаются карты самооценки ребят)

Украсьте дерево цветами. (слайд № 14)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по кубановедению «Жанры кубанского фольклора».

Разработка урока музыки для учащихся 1-х классов, которая позволяет познакомится с малыми жанрами музыки.Целью урока является — расширение у детей представления о жанрах музыки и способнос.

Технологическая карта урока «Знакомство с жанром «Марш».

Материал для внеклассной и внеурочной работы.

Конспект урока русского языка с образцом раздаточного материала.

Конспект урока ИЗО( по теме: Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм) разработан для 3-го класса по ОС «Школа 2100&quot.

Материал для изучения педагогам и родителям.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром — Piano concerto

Концерт для фортепиано представляет собой тип концерта , соло композиция в классической музыке жанре , который состоит на фортепиано плеер, который , как правило , в сопровождении оркестра или другим большим ансамблем . Фортепианные концерты, как правило, представляют собой виртуозные представления, требующие продвинутого уровня владения инструментом, включая мелодические линии, перемежающиеся с быстрыми гаммами, арпеджио, аккордами, сложными контрапунктическими партиями и другим сложным материалом. Когда фортепианные концерты проводятся профессиональным пианистом, большой рояль почти всегда используется, как рояль имеет более полный тон и больше , чем проекцию на пианино . Фортепианные концерты обычно записываются в нотной записи , включая ноты для пианиста (которые они обычно запоминают, чтобы играть концерт без нот), оркестровые партии для членов оркестра и полную партитуру для дирижера , который ведет оркестр в сопровождении солиста.

В зависимости от эпохи, в которую был составлен фортепианный концерт, оркестровые партии могут обеспечивать довольно второстепенную роль аккомпанемента , определяя басовую линию и последовательность аккордов, по которым фортепиано играет сольные партии (более типично для эпохи музыки барокко , с 1600 по 1750 год. и классический период , с 1730 по 1800), или оркестру может быть отведена почти такая же роль, как и солисту фортепиано, с оркестровыми инструментами и секциями, представляющими ключевые музыкальные темы и играющими виртуозные партии для своих инструментов, и в которых есть «диалог» «или» разговор «между пианистом-солистом и оркестром. Когда студенты-музыкальные студенты и слушатели музыкальных конкурсов играют фортепианные концерты, оркестровая партия может исполняться в оркестровой редукции , преобразовании оркестровых партий в партию для аккомпаниатора, играющего на фортепиано или органе , так как нанимать полный оркестр очень дорого. . Клавиатурные концерты были обычным явлением во времена Иоганна Себастьяна Баха в эпоху музыки барокко, в классический период и в эпоху романтической музыки (1800–1910). Клавишные концерты также написаны современными композиторами классической музыки . Фортепианные концерты XX и XXI веков могут включать экспериментальные или необычные техники исполнения. В XX и XXI веках концерты для клавесина И. С. Баха иногда исполняются на фортепиано. Существуют различные типы фортепианных концертов, в том числе двойные фортепианные концерты для двух сольных пианистов и оркестра, а также двойные или тройные (или более крупные сольные группы) концерты, в которых к солисту на фортепиано присоединяется скрипач, виолончелист или другой инструменталист.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Самые ранние фортепианные концерты были написаны в Лондоне. Вдохновленные мастером инструментов Йоханнесом Цумпе , такие композиторы, как Иоганн Христиан Бах и Карл Фридрих Абель, начали писать концерты для фортепиано и струнного ансамбля примерно в 1770 году.

В классическую эпоху форма быстро распространилась по всей Европе, особенно в Германии и Австрии, закрепившись благодаря работам, особенно Моцарта , наряду с менее известными примерами Гайдна , Карла Стамица и Йозефа Вельфля . В период раннего романтизма репертуар фортепианных концертов пополнился, прежде всего, Бетховеном , Шуманом , Мендельсоном , Шопеном , Хаммелем , Фердинандом Рисом и Джоном Филдом .

Хорошо известные примеры эпохи среднего и позднего романтизма включают концерты Эдварда Грига , Иоганнеса Брамса , Камиллы Сен-Санса , Ференца Листа , Петра Ильича Чайковского и Сергея Рахманинова . Александр Скрябин , Антонин Дворжак , Эдвард МакДауэлл и Франц Ксавер Шарвенка написали в это время несколько менее известных концертов. В 1899 году Эми Бич завершила свой фортепианный концерт до-диез минор , первый концерт для фортепиано с оркестром, составленный американской композиторкой. Эдвард Элгар делал наброски для фортепианного концерта, но так и не завершил его. В 19 веке Генри Литольф размыл границу между фортепианным концертом и симфонией в своих пяти произведениях, озаглавленных « Симфонический концерт» , а Ферруччо Бузони добавил мужской хор в последнюю часть своего часового концерта . Вильгельм Фуртвенглер написал свой Симфонический концерт для фортепиано с оркестром , который длится более одного часа, в 1924–1937 годах. В более общем смысле, термин «концерт для фортепиано» может распространяться на многочисленные часто программные совместные произведения для фортепиано с оркестром из эпохи — Бетховен Хоровой фантазия , Лист Totentanz и Руины Афин Вариации и Рихард Штраус «s Burleske лишь таких работ мало из сотни. Немногочисленные известные фортепианные концерты, преобладающие в концертных программах и дискографиях 20-го и 21-го веков, составляют лишь небольшую часть репертуара, который распространился на европейской музыкальной сцене в 19 веке.

20 век и современность

Произведения для левой руки с оркестром

Австриец Пауль Витгенштейн потерял правую руку во время Первой мировой войны и, возобновив свою музыкальную карьеру, попросил ряд композиторов написать для него пьесы, для которых требовалась только левая рука. Чех Отакар Холлманн , правая рука которого была повреждена на войне, поступил так же, но в меньшей степени. Результаты этих комиссий включают Концертной пьесы для оркестра и фортепиано левой рукой по Борткевичем , Бриттена , Хиндемита , Яначека , Корнголд , Мартину , Прокофьева , Равеля , Франца Шмидта , Рихарда Штрауса и других.

Работает для двух и более пианистов и оркестра.

Концерты и концертные произведения для двух сольных фортепиано были написаны Бахом (от двух до четырех фортепиано, BWV 1060–65 , на самом деле концерты для клавесина, но часто исполнялись на фортепиано), Моцартом (два, K 242 (первоначально для трех фортепиано и оркестра) и К. 365 ), Мендельсон (два, 1823-4), Брух (1912), Бела Барток (1927/1932, переработка его Сонаты для двух фортепиано и ударных), Пуленк (1932), Артур Блисс (1924), Артур Бенджамин ( 1938), Питер Миг (1939–41), Дариус Мийо (1941 и 1951), Богуслав Мартину (1943), Ральф Воан Уильямс (ок. 1946), Рой Харрис (1946), Джан Франческо Малипьеро (две работы, обе 1957) , Уолтер Пистон (1959), Лучано Берио (1973) и Харальд Гензмер (1990). Помимо примеров Баха и Моцарта, сочинения для более чем двух фортепиано и оркестра встречаются значительно реже, но были написаны Мортоном Гулдом ( Изобретения для четырех фортепиано и оркестра, 1954), Питером Расином Фрикером ( Концерт для трех фортепиано, литавры и струнные, 1951), Вольфганг Фортнер ( Triplum для трех фортепиано и оркестра, 1966) и Георг Фридрих Хаас ( ограниченное приближение для шести микротонно настроенных фортепиано и оркестра, 2010).

Концерт для фортепиано в четыре руки — редкий жанр, но Леопольд Кожелух (1747-1818) написал один (си-бемоль мажор, P IV: 8), а Альфред Шнитке (1934-1998) написал другой (в 1988 году).

Характеристики

Форма

Классический фортепианный концерт часто состоит из трех частей.

  1. Умеренно быстрая вступительная часть в форме сонатного аллегро, часто включающая виртуозную каденцию (которая может быть импровизирована солистом).
  2. Медленная часть, более свободная, выразительная и лиричная. Обычно в троичной форме .
  3. Более быстрое рондо .

Примеры Моцарта и Бетховена следуют этой модели, но многие другие нет. Бетховена для фортепиано с оркестром № 4 включает в себя каденцию последнего движения, и многие другие композиторы введены новшества. Например, Листа второй и третий концерты воспроизводятся без перерывов между различными секциями, Брамса концерт для фортепиано № 2 и Листа Концерт для фортепиано № 1 имеют 4 движения и Чайковского Концерт для фортепиано № 3 в Е-бемоль мажор имеет только один ( Аллегро блестящее ).

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром — Piano concerto

Концерт для фортепиано представляет собой тип концерта , соло композиция в классической музыке жанре , который состоит на фортепиано плеер, который , как правило , в сопровождении оркестра или другим большим ансамблем . Фортепианные концерты, как правило, представляют собой виртуозные представления, требующие продвинутого уровня владения инструментом, включая мелодические линии, перемежающиеся с быстрыми гаммами, арпеджио, аккордами, сложными контрапунктическими партиями и другим сложным материалом. Когда фортепианные концерты проводятся профессиональным пианистом, большой рояль почти всегда используется, как рояль имеет более полный тон и больше , чем проекцию на пианино . Фортепианные концерты обычно записываются в нотной записи , включая ноты для пианиста (которые они обычно запоминают, чтобы играть концерт без нот), оркестровые партии для членов оркестра и полную партитуру для дирижера , который ведет оркестр в сопровождении солиста.

В зависимости от эпохи, в которую был составлен фортепианный концерт, оркестровые партии могут обеспечивать довольно второстепенную роль аккомпанемента , определяя басовую линию и последовательность аккордов, по которым фортепиано играет сольные партии (более типично для эпохи музыки барокко , с 1600 по 1750 год. и классический период , с 1730 по 1800), или оркестру может быть отведена почти такая же роль, как и солисту фортепиано, с оркестровыми инструментами и секциями, представляющими ключевые музыкальные темы и играющими виртуозные партии для своих инструментов, и в которых есть «диалог» «или» разговор «между пианистом-солистом и оркестром. Когда студенты-музыкальные студенты и слушатели музыкальных конкурсов играют фортепианные концерты, оркестровая партия может исполняться в оркестровой редукции , преобразовании оркестровых партий в партию для аккомпаниатора, играющего на фортепиано или органе , так как нанимать полный оркестр очень дорого. . Клавиатурные концерты были обычным явлением во времена Иоганна Себастьяна Баха в эпоху музыки барокко, в классический период и в эпоху романтической музыки (1800–1910). Клавишные концерты также написаны современными композиторами классической музыки . Фортепианные концерты XX и XXI веков могут включать экспериментальные или необычные техники исполнения. В XX и XXI веках концерты для клавесина И. С. Баха иногда исполняются на фортепиано. Существуют различные типы фортепианных концертов, в том числе двойные фортепианные концерты для двух сольных пианистов и оркестра, а также двойные или тройные (или более крупные сольные группы) концерты, в которых к солисту на фортепиано присоединяется скрипач, виолончелист или другой инструменталист.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Самые ранние фортепианные концерты были написаны в Лондоне. Вдохновленные мастером инструментов Йоханнесом Цумпе , такие композиторы, как Иоганн Христиан Бах и Карл Фридрих Абель, начали писать концерты для фортепиано и струнного ансамбля примерно в 1770 году.

В классическую эпоху форма быстро распространилась по всей Европе, особенно в Германии и Австрии, закрепившись благодаря работам, особенно Моцарта , наряду с менее известными примерами Гайдна , Карла Стамица и Йозефа Вельфля . В период раннего романтизма репертуар фортепианных концертов пополнился, прежде всего, Бетховеном , Шуманом , Мендельсоном , Шопеном , Хаммелем , Фердинандом Рисом и Джоном Филдом .

Хорошо известные примеры эпохи среднего и позднего романтизма включают концерты Эдварда Грига , Иоганнеса Брамса , Камиллы Сен-Санса , Ференца Листа , Петра Ильича Чайковского и Сергея Рахманинова . Александр Скрябин , Антонин Дворжак , Эдвард МакДауэлл и Франц Ксавер Шарвенка написали в это время несколько менее известных концертов. В 1899 году Эми Бич завершила свой фортепианный концерт до-диез минор , первый концерт для фортепиано с оркестром, составленный американской композиторкой. Эдвард Элгар делал наброски для фортепианного концерта, но так и не завершил его. В 19 веке Генри Литольф размыл границу между фортепианным концертом и симфонией в своих пяти произведениях, озаглавленных « Симфонический концерт» , а Ферруччо Бузони добавил мужской хор в последнюю часть своего часового концерта . Вильгельм Фуртвенглер написал свой Симфонический концерт для фортепиано с оркестром , который длится более одного часа, в 1924–1937 годах. В более общем смысле, термин «концерт для фортепиано» может распространяться на многочисленные часто программные совместные произведения для фортепиано с оркестром из эпохи — Бетховен Хоровой фантазия , Лист Totentanz и Руины Афин Вариации и Рихард Штраус «s Burleske лишь таких работ мало из сотни. Немногочисленные известные фортепианные концерты, преобладающие в концертных программах и дискографиях 20-го и 21-го веков, составляют лишь небольшую часть репертуара, который распространился на европейской музыкальной сцене в 19 веке.

20 век и современность

Произведения для левой руки с оркестром

Австриец Пауль Витгенштейн потерял правую руку во время Первой мировой войны и, возобновив свою музыкальную карьеру, попросил ряд композиторов написать для него пьесы, для которых требовалась только левая рука. Чех Отакар Холлманн , правая рука которого была повреждена на войне, поступил так же, но в меньшей степени. Результаты этих комиссий включают Концертной пьесы для оркестра и фортепиано левой рукой по Борткевичем , Бриттена , Хиндемита , Яначека , Корнголд , Мартину , Прокофьева , Равеля , Франца Шмидта , Рихарда Штрауса и других.

Работает для двух и более пианистов и оркестра.

Концерты и концертные произведения для двух сольных фортепиано были написаны Бахом (от двух до четырех фортепиано, BWV 1060–65 , на самом деле концерты для клавесина, но часто исполнялись на фортепиано), Моцартом (два, K 242 (первоначально для трех фортепиано и оркестра) и К. 365 ), Мендельсон (два, 1823-4), Брух (1912), Бела Барток (1927/1932, переработка его Сонаты для двух фортепиано и ударных), Пуленк (1932), Артур Блисс (1924), Артур Бенджамин ( 1938), Питер Миг (1939–41), Дариус Мийо (1941 и 1951), Богуслав Мартину (1943), Ральф Воан Уильямс (ок. 1946), Рой Харрис (1946), Джан Франческо Малипьеро (две работы, обе 1957) , Уолтер Пистон (1959), Лучано Берио (1973) и Харальд Гензмер (1990). Помимо примеров Баха и Моцарта, сочинения для более чем двух фортепиано и оркестра встречаются значительно реже, но были написаны Мортоном Гулдом ( Изобретения для четырех фортепиано и оркестра, 1954), Питером Расином Фрикером ( Концерт для трех фортепиано, литавры и струнные, 1951), Вольфганг Фортнер ( Triplum для трех фортепиано и оркестра, 1966) и Георг Фридрих Хаас ( ограниченное приближение для шести микротонно настроенных фортепиано и оркестра, 2010).

Концерт для фортепиано в четыре руки — редкий жанр, но Леопольд Кожелух (1747-1818) написал один (си-бемоль мажор, P IV: 8), а Альфред Шнитке (1934-1998) написал другой (в 1988 году).

Характеристики

Форма

Классический фортепианный концерт часто состоит из трех частей.

  1. Умеренно быстрая вступительная часть в форме сонатного аллегро, часто включающая виртуозную каденцию (которая может быть импровизирована солистом).
  2. Медленная часть, более свободная, выразительная и лиричная. Обычно в троичной форме .
  3. Более быстрое рондо .

Примеры Моцарта и Бетховена следуют этой модели, но многие другие нет. Бетховена для фортепиано с оркестром № 4 включает в себя каденцию последнего движения, и многие другие композиторы введены новшества. Например, Листа второй и третий концерты воспроизводятся без перерывов между различными секциями, Брамса концерт для фортепиано № 2 и Листа Концерт для фортепиано № 1 имеют 4 движения и Чайковского Концерт для фортепиано № 3 в Е-бемоль мажор имеет только один ( Аллегро блестящее ).

Источник

Оцените статью