Что такое кристаллическую ноту

«Silentium» О. Мандельштам

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

Дата создания: 1910 г.

Анализ стихотворения Мандельштама «Silentium»

Стихотворение «Silentium» впервые было опубликовано в девятом номере знаменитого журнала «Аполлон» за 1910 год. Впоследствии Мандельштам включил его в свой дебютный сборник «Камень». По мнению большинства литературоведов, в этой книге соединяется «ребячество Верлена» с «суровостью Тютчева». Первая черта проявляется в легкости подачи тем. Вторая – в серьезности избранных для лирики мотивов. Слово Осип Эмильевич воспринимает в качестве камня. Поэт выступает в роли строителя, архитектора. На отношениях Мандельштама к Тютчеву стоит остановиться чуть подробнее. С творчеством великого предшественника гений века двадцатого был очень хорошо знаком. Многие стихотворения Осип Эмильевич знал наизусть, что отмечала в своих мемуарах его супруга. «Silentium» – явная отсылка к одноименному шедевру философской лирики Тютчева. Различие в названиях наблюдается только на уровне знаков препинания. У Федора Ивановича в конце заглавия поставлен восклицательный знак, у Осипа Эмильевича – ничего.

Читайте также:  Учить ноты для электрогитары

До сих пор ведутся споры, кто или что подразумевается под местоимением «она» в «Silentium» Мандельштама. Существует огромное количество версий, что для столь небольшого стихотворения – достаточно необычно. Один из вариантов – Осип Эмильевич вел речь о любви. Ключевой аргумент в пользу этого толкования – упоминание греческой богини Афродиты. По сей день ее образ остается едва ли не главным символом любви и красоты в мировой культуре. Следующий довод в пользу высказанной здесь версии – в произведении упомянута «первооснова жизни», что отсылает читателей к натурфилософии. Согласно ее положениям, Космос образуют две силы: Любовь как начало всеобщей связи и Вражда как начало разделения всего сущего. В качестве косвенного подтверждения может выступить другое стихотворение сборника «Камень» – «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Его главный мотив не вызывает вопросов – однозначно любовь. У этого произведения несколько пересечений с «Silentium». В частности, речь идет об античной теме и упоминании моря.

Интересна строка «она и музыка и слово». Мандельштам считал поэзию родственной музыке. По его мнению, настоящему композитору всегда по пути с истинным стихотворцем. Если принять во внимание версию, что в «Silentium» говорится о любви, получается, столь сильное чувство способно вобрать в себя поэзию и музыку, породить и объединить их.

Источник

Анализ стихотворения «Силентиум» (О. Э. Мандельштам)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.08.2020 · Обновлено 16.08.2020

Осип Мандельштам — мастер философской лирики и один из самых ярких представителей такого литературного направления как акмеизм. В своих стихотворениях он поднимает вечные вопросы жизни и говорит о законах мироздания. Подлинность чувств лирического героя, эстетические ассоциации и перекличка с более древними эпохами — всё это является неотъемлемой частью творчества поэта. Стихотворение «Силентиум» является одним из самых ярких произведений Мандельштама, хорошо отражающим творческие принципы акмеистов.

История создания

Стихотворение «Силентиум» было впервые опубликовано в журнале «Аполлон» в 1910 году, когда его автору было всего лишь девятнадцать лет. В то время Мандельштам был в самом начале своего творческого пути и уже публиковался в журналах, параллельно посещая лекции в Гейдельбергском университете в Германии.

В этот период своей жизни поэт много путешествовал по Европе, был в Италии, в Швейцарии и во Франции. В Париже Мандельштам впервые встретил Гумилева — основоположника акмеизма и впоследствии творил именно этом литературном направлении. Фундаментальное филологическое образование, полученное в университете, позволило поэту практически в каждом своем стихотворении оставлять отсылки к мировой культуре и литературе, что сделало его творчество уникальным, хоть и принадлежащим только к одному литературному течению.

В названии стихотворения «Силентиум» есть явная отсылка к философскому стихотворению Ф.Тютчева «Silentium!», написанному в 1830 году. В этом стихотворении Мандельштам поднимает те же философские темы, что и его предшественник, тем самым продолжая его путь и отдавая ему дань уважения.

Жанр, размер, направление

Лирическое стихотворение «Силентиум» относится к философской лирике, поэт обращается к вечным темам и размышляет о сущности «невыразимого» в жизни.

Размер стихотворения «Силентиум» — четырехстопный ямб. В нем используется кольцевая рифмовка (ABBA), и оно содержит четыре четверостишия.

Направление творчества поэта — акмеизм.

Композиция

Стихотворение «Силентиум» делится на несколько смысловых частей.

  1. В первом четверостишие поэт обращается к «ней», скорее всего, под этим местоимением он подразумевает богиню Афродиту и чувство любви, символом которого она является. Лирический герой предчувствует «ее» появление и говорит о том, что именно «она» является первородной всего — и музыки, и слова, и жизни в целом.
  2. Во втором четверостишии поэт противопоставляет спокойствие и тайну темной морской бездны и «бледной сирени» пены дню, который светит «как безумный», словно разрушая этим светом всю загадочность появления на свет Афродиты.
  3. В третьей части стихотворения лирический герой выражает желание вернуться к основам жизни и обрести ту «кристаллическую ноту» и чистоту, что дана ему и всему живому от рождения.
  4. В заключении произведения «Силентиум» поэт призывает Афродиту не рождаться, а так и остаться пеной, он хочет, чтобы всё в мире вернулось к первоосновам, ведь только так возможно обрести истину и познать жизнь.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Силентиум» — это отражение авторской личности в стихотворении. Лирический герой — это умный и мыслящий человек, глубоко чувствующий и склонный к рефлексии, в которой он пытается познать тайны мироздания и ответить на все волнующие его философские вопросы.

К образу Афродиты поэт не раз обращался в своих стихотворениях, эта богиня — символ любви, приход которой предчувствует лирический герой на протяжении всего стихотворения. Ее образ загадочный и чистый, ведь именно на любви, по мнению поэта, и стоит этот мир:

«Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь»

Море — часто используемый символ в философской лирике. В стихотворении «Silentium» море — это утроба, из которой должна выйти богиня любви. Это отсылает читателя и слушателя к мифу о рождении Афродиты, ведь по легенде она появилась на свет именно из морской пены.

Темы, проблемы, настроение

Тема невыразимого — основная в стихотворении «Силентиум», об этом говорит само название произведения, которое переводится с латинского как «тишина». Так же, как и Тютчев в практически одноименном стихотворении «Silentium!», Мандельштам говорит о том, что некоторые вещи можно познать лишь в их первоначальном виде. Тютчев призывает оставлять мысль лишь мыслью, не выражая её в словах, ведь только молчание говорит верно, и язык не может передать всех тонкостей человеческого сознания. Мандельштам же просит любовь не принимать какую-то конкретную форму, оставаясь пеной, ведь она красива и правильна именно в своем изначальном состоянии. Себя поэт тоже просит умолкнуть, ведь настоящая музыка может родиться только из молчания.

Тема любви — тоже одна из центральных в произведении «Силентиум». Поэт выражает мысль о том, что любовь — это начало всего в этом мире. Подобную идею он высказывал и в другом своем стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», в нем он «завязал» любовь, творчество и море в один «узел», показав прямую взаимосвязь между этими вещами: «И море, и Гомер — всё движется любовью…». Здесь же в самом первом четверостишие он говорит о том, что любовь служит основой и для творчества, и даже для самой жизни.

Проблема стихотворения «Силентиум» заключается в том, что не всё в мире может быть выражено в какой-то определенной форме. Истина всегда заключена в истоках и для того, чтобы ее познать, к ним нужно вернуться.

Настроение у стихотворения «Силентиум» философское и задумчивое, таким его делают мысли лирического героя, направленные на понимание сути своего творчества и жизни.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Силентиум» заключается в том, что слияние слов и музыки возможно лишь в молчании. Поэт пытается вернуться к началу, к тем временам, когда его уста ещё не могли говорить, но при этом его мысль уже была чиста и понятна. Он считает, что эта способность ясно выражать мысли, делая свои строки подобными нотам, дана ему от рождения, и он должен вернуть ее и, подобно Афродите, остаться в тишине «морской пены».

Смысл стихотворения «Силентиум» можно истолковать и так: идеал не должен воплощаться в конкретной форме, иначе он потеряет свое совершенство. Пусть он остается недосягаемым и эфемерным, как морская пена. Каждый представит свою Афродиту, выходящую из нее, и будет прав.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Силентиум» передают все богатство смысловой палитры поэта-художника:

  1. С помощью эпитетов поэт наполняет свое стихотворение яркими образами: черно-лазоревый сосуд, кристаллическая нота.
  2. Метафоры придают стихотворению скрытый смысл, выраженный в отдельных словосочетаниях: пены бледная сирень.
  3. Инверсия делает язык произведения необычным из-за изменения правильного порядка слов: дышат груди, обретут уста.
  4. В произведении также есть сравнения (как безумный, как ноту) и олицетворения: дышат моря груди.

Источник

Осип Мандельштам, «Силентиум»: анализ стихотворения

Одно из самых известных и в то же время самых спорных стихотворений, которые написал Осип Мандельштам — «Силентиум». В этой статье содержится анализ произведения: что повлияло на поэта, чем он был вдохновлен и как создавались эти знаменитые стихи.

Стихи Мандельштама «Силентиум»

Напомним текст произведения:

Она еще не родилась,

Она и музыка, и слово,

И потому всего живого

Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день,

И пены бледная сирень

В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,

И слово в музыку вернись,

И сердце сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито!

Ниже представим анализ данного произведения великого поэта.

История создания стихотворения и его анализ

«Силентиум» Мандельштам написал в 1910 году — стихи вошли в его дебютный сборник «Камень» и стали одним из самых ярких произведений тогда еще начинающего девятнадцатилетнего писателя. Во время написания «Силентиума» Осип проходил обучение в Сорбонне, где посещал лекции философа Анри Бергсона и филолога Жозефа Бедье. Возможно, именно под влиянием Бергсона Мандельштаму пришла идея написать это стихотворение, философской глубиной отличающееся от более ранних произведений автора. В это же время поэт увлекся творчеством Верлена и Бодлера, а также начал изучать старофранцузский эпос.

Произведение «Силентиум», переполненное восторженным и возвышенным настроением, относится к лирическому жанру в свободной форме и философской тематике. Лирический герой произведения повествует о «той, кто еще не родилась», но уже является музыкой и словом, нерушимо соединяя в себе все живое. Скорее всего, «она» Мандельштама — это гармония красоты, объединяющая в себе как поэзию, так и музыку и являющаяся апогеем всего совершенного, что есть в мире. Упоминание о море связано с богиней красоты и любви Афродитой, которая родилась из морской пены, соединив в себе красоту природы и высоту чувств души — она и есть гармония. Поэт просит Афродиту остаться пеной, подразумевая, что богиня являет собой слишком громкое совершенство.

Возможно, во втором четверостишье автор намекает на библейский сюжет создания мира: из моря появилась суша, и под светом, едва отделенным от тьмы, стали видны красивые оттенки среди общей черноты океана. Под днем, который «светел, как безумный», может подразумеваться какой-то момент озарения и вдохновения, испытанный автором.

Последнее четверостишье вновь отсылает к библейской теме: устыженные друг другом сердца скорее всего намекают на стыд, испытанный Адамом и Евой, после того как они вкусили плод с Дерева Познания. Здесь Мандельштам призывает вернуться к первоначальной гармонии — «первооснове жизни».

Название и выразительные средства

Анализировать «Силентиум» Мандельштама невозможно, не понимая, что означает название. Латинское слово silentium означает «молчание». В этом названии явная отсылка к стихам другого знаменитого поэта — Федора Тютчева. Однако у него произведение называется Silentium! — восклицательный знак придает форму повелительного наклонения, в связи с чем название правильнее всего переводится как «Молчи!». В этих стихах Тютчев призывает наслаждаться красотой внешнего мира природы и внутреннего мира души без лишних слов.

В своем стихотворении «Силентиум» Мандельштам вторит словам Тютчева, однако избегает прямого призыва. Из этого можно сделать вывод, что «молчание» или «тишина» — и есть гармония красоты, которая «еще не родилась», но вот-вот должна появиться в умах и сердцах людей, позволив им безмолвно, в «первоначальной немоте» наслаждаться окружающим жизнь великолепием естественных чувств и эмоций.

Основными выразительными средствами данного стихотворения являются синкретизм и циклические повторения («и музыка и слово — и слово в музыку вернись», «и пены бледная сирень — останься пеной, Афродита»). Также используются характерные для всей поэзии Мандельштама живописные образы, например «бледная сирень в черно-лазоревом сосуде».

Мандельштам использует четырехстопный ямб и свой излюбленный способ цикличной рифмовки.

Источники вдохновения

Написав «Силентиум», Мандельштам впервые раскрывается как серьезный самобытный поэт. Здесь он впервые использует образы, которые затем вновь и вновь будут возникать в его творчестве. Одним из таких образов является упоминание древнеримских и древнегреческих тематик — поэт не раз признавался, что именно в сюжетах мифов видит столь желанную для него гармонию, которую он постоянно ищет в окружающих его вещах. «Рождение Венеры» Боттичелли также натолкнуло Мандельштама на использование образа Афродиты.

Море стало главным явлением, которым вдохновился поэт. «Силентиум» Мандельштам окружил морской пеной, уподобив молчание Афродите. В структурном отношении стихотворение начинается с моря и морем заканчивается, а благодаря звуковой организации гармоничный плеск слышится в каждой строке. Поэт считал, что именно на морском берегу можно ощутить, насколько безмолвен и мал человек на фоне стихийности природы.

Источник

Оцените статью