Что такое квинтовые ноты

Что такое квинтовые ноты

Из таблицы видно, что тоновая величина чистой квинты – 3,5 тона, чистой кварты – 2,5 тона. С помощью этих интервалов строится кварто-квинтовый круг тональностей.

Мы проверим это в соответствующем разделе статьи.

Объяснение магии кварто-квинтового круга заключается в том, что чистая квинта – это обращение чистой кварты, т.е. если переместить основание чистой квинты на октаву вниз – получится чистая кварта.

Для закрепления информации стоит запомнить аппликатуры этих интервалов на гитаре и фортепиано.

Тональность – это высотное положение лада, построенного от определенной ноты. Другими словами: тональность – это высота звучания музыкального произведения, которая определяется тоникой.

Параллельные тональности – это мажорная и минорная тональность, которые имеют разную тонику, но содержат одинаковый набор нот и ключевых знаков.

Знаки альтерации – это знаки, которые используются при нотном письме и обозначают повышение или понижение высотности звука без изменения его названия. Эта тема частично затрагивалась в статье «Как быстро научиться играть на гитаре с нуля».

# – диез – повышает звук на полутон, b – бемоль – понижает. Также существуют дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают или понижают звук на целый тон.

Теперь мы знаем всю необходимую теорию, чтобы построить кварто-квинтовый круг тональностей. На картинке видно, что начальной точкой отсчета служит нота До. От неё и будем строить наш круг.

Мы уже знаем, что чистая квинта имеет тоновую величину 3,5 тона. Отложим этот интервал по восходящему звукоряду от ноты До.

Первая чистая квинта по восходящему звукоряду от ноты До привела к ноте Соль. Следующая чистая квинта от ноты Соль – нота Ре. Если продолжить откладывать чистые квинты по восходящему звукоряду – мы снова вернемся к ноте До.

Теперь проделаем то же самое с чистыми квартами.

Первая чистая кварта по восходящему звукоряду от ноты До – нота Фа. Следующая чистая кварта от ноты Фа – нота Си-бемоль. Здесь действует такое же правило. Если мы продолжим последовательно откладывать чистые кварты по восходящему звукоряду – мы вернемся к ноте До.

Для лучшего понимания теории и схемы построения кварто-квинтового круга тональностей – взгляните на ступени по которым он строится на восходящем звукоряде. Для удобства чистые кварты обозначены красным цветом, чистые квинты – синим.

Проверяем эту теорию по нашему квинтовому кругу.

Из всего этого можно сделать вывод о том, как построить кварто-квинтовый круг:

  • по часовой стрелке – квинтами вверх;
  • против часовой стрелки – квартами вверх.

Раз чистая квинта – это обращением чистой кварты, то если идти по часовой стрелке квартами вниз или против часовой стрелки квинтами вниз – мы получим совершенно идентичный набор нот.

Самое очевидное применение кварто-квинтового круга – транспозиция. Может возникнуть ситуация, когда вы хотите спеть какую-нибудь лёгкую песню, но её тональность не подходит под ваш голосовой диапазон. В таком случае мы представляем, что наш кварто-квинтовый круг – это довольно понятная схема аккордов и их последовательностей, а не схема тональностей.

Поворачиваем квинтовый круг по часовой стрелке или против – получаем другую тональность. Аккорды изменятся, но их функции сохранятся.

Пробуем петь в новой тональности и радуемся. Если тональность не подошла – снова вращаем наш круг до тех пор, пока не найдём комфортную тональность.

Теперь разберем эти манипуляции на живом примере. Будем делать транспозицию для песни группы Кино «Кукушка».

В оригинале эта песня исполняется в тональности Ля минор. Находим на квинтовом круге эту тональность, внимательно смотрим на то, как расположены аккорды песни на квинтовом круге и поворачиваем его.

Мы транспонировали песню из тональности Ля минор в Ми минор. Осталось попробовать спеть в новой тональности и определить подходит она или нет.

Если не можете запомнить как располагаются аккорды песни на квинтовом круге – можно записать результаты транспонирования в виде таблицы.

В предыдущем разделе статьи мы уже говорили, что можно воспринимать кварто-квинтовый круг не как схему тональностей, а как схему аккордов для гитары.

Это даёт нам возможность не задумываться каждый раз, когда мы хотим сочинить гитарный аккомпанемент к своей песне и не тратить время на бесконечное перебирание базовых аккордов и их последовательностей. Всё что нужно – уже есть в кварто-квинтовом круге тональностей.

Тоника, доминанта и субдоминанта – это основные устойчивые ступени лада и квинтовый круг позволяет сразу найти доминанту и субдоминанту для любой тональности.

Доминанта и субдоминанта создают основное движение в музыкальном произведении.

Доминанта имеет максимальное напряжение и стремится разрешиться в тонику. Субдоминанта уводит нас в противоположную сторону, поэтому субдоминанту часто используют для модуляции.

Если посмотреть на любую тональность на квинтовом круге, то доминанта всегда будет следующей нотой после тоники по часовой стрелке, а субдоминанта – следующей нотой против часовой стрелки.

Например, для тональности До мажор доминантой будет Соль, субдоминантой – Фа.

То же правило справедливо для минорных тональностей, с одной оговоркой – минорный аккорд не может быть полноценной доминантой и следует использовать мажорный аккорд в тех случаях, когда он должен разрешиться в тонику. Таким образом, в тональности Ля минор субдоминантой будет Ре минор, а доминантой Ми мажор.

Давайте рассмотрим несколько тональностей на квинтовом круге и разберемся в этом.

Мы видим, что в тональности До мажор и её параллельной тональности Ля минор самыми логичными и ожидаемыми будут аккорды C, G, F, Am, Dm, Em. К этим аккордам добавится Ми мажор, если речь идет о минорной тональности.

Подавляющее большинство популярной музыки написано по такой схеме, не выходя за рамки тональности в квинтовом круге. Именно эти аккорды стоит использовать в первую очередь при написании гитарного аккомпанемента.

Если такой подход кажется вам скучным и вы хотите как-то разнообразить аккомпанемент – можете позаимствовать аккорды из соседних тональностей.

Источник

Квинта

Квинта (переводится, как пятая) — интервал равный 7 полутонам и 5 ступеням. Один из самых важных интервалов в музыке.

В теории музыки интервал квинты (чистой квинты) рассматривается, как соотношение двух звуков вида 3:2 в чистом строе и близкое к нему соотношение в темперированном строе.

Квинта имеет важнейшее значение в теории музыки, так как на основе нее выстраивается ряд тональностей, ключевых знаков и что немаловажно, вся диатоническая шкала современной музыки основана на квинтах. Именно движение по квинтам лежащее в основе обертонового ряда дает нам все 7 нот современной гаммы.

Также чистая квинта наряду с октавой является основой пифагорейского строя.

Чистая квинта (обозначается как Ч5) равна 7 полутонам и 5 ступеням, то есть 5 шагам от исходной ноты. Двигаясь на 7 полутонов от ноты C получим G. 6 полутонов дадут нам уменьшенную квинту, 8 полутонов увеличенную квинту. Также вы может просто назвать 5 нот подряд крайние ноты будут является квинтой (чистой или уменьшенной). Например, D (1) E (2) F (3) G (4) A (5) — квинта DA. Расстояние между DA равно 7 полутонам, значит это чистая квинта.

В натуральном звукоряде квинта образуется между 2 и 3 обертонами, то есть является первым интервалом, который возникает после октавы в ряду обертонов.

После октавы и унисона, квинта является третьим максимально консонантным интервалом и входит в состав мажорного и минорного трезвучия и аккордов на их основе, являясь важным маркером их звучания.

Мелодически квинта является ярко выраженным скачком, с характерным пустым звучанием. С квинты начинается известная мелодия My Favorite Things или припев песни До свидания Земфиры.

Волчья квинта

Термин чистая, подразумевает, что мы относим квинты к совершенным консонансам, которые, как известно получаются путем простого соотношения типа 2:1, 3:2, 4:3 и имеют максимальную согласованность в гармоническом виде.

При настройке инструмента в строе Пифагора — 12 звуков хроматической гаммы получаются путем умножения исходной частоты на 1,5 (то есть соотношение 3:2) до замыкания в октаву, однако последняя нота не замыкает октаву и создает звучание так называемой волчьей квинты.

Чтобы найти эту разницу нам нужно умножить частоту любого исходного звука до получения замыкания (B#) — для этого нам нужно пройти 7 октав.

Представим для удобства, что C равна 16Hz ( в темперированном строе 16,35) строим квинты до получения полной хроматики:

Сверху подписаны получившиеся частоты. Теперь переносим эти частоты в одну октаву путем простого деления или умножения на два (так как октавы равна 2:1). Например, в малую октаву. Получаем:

Как вы могли заметить из квинтового ряда невозможно получить ноту F путем движения вверх, поэтому здесь я выписал частоту для ноты E#, хотя конечно же проще построить квинту вниз от ноты F. Очевидно, что ноты полученные более долгим дроблением сильнее отстают по частотам от нот в нижнем диапазоне. Сравним например ноты D# и A#:

230.65/153.77 дает нам соотношение 1,4999756 эта разница между 1,5 и 1.49 и дает нам звучание волчьей квинты.

Квинты в тональности

Для построения квинты в тональности мы двигаемся от любой ступени на 4 ступени вверх. В мажоре 6 чистых квинты и одна уменьшенная (тритон) на 7 ступени мажора и 2 и 7 высокой ступени минора.

Увеличенная квинта строиться в гармонических видах мажора и минора:

Квинтовый круг

Графическая система для обозначения различных соотношений звуков в тональной системе. Квинтовый круг (а точнее спираль) обозначает систему соотношения тональностей, систему ключевых знаков, а также функциональные соотношения аккордов. Движение по квинтам заложено в природе тональности, о чем нам говорит расположение ключевых знаков (FCGDAEB есть ни что иное как движение по квинтам), а также система тональностей, в которое увеличение на одни ключевой знак связано со смещением тоники новой тональности на квинту относительно предыдущей. Например, C мажор 0 знаков, квинта вверх G dur 1 диез, квинта вниз 1 бемоль итд

Powerchord или пустые квинты

Со времен древней Греции квинтовый интервал использовался, как замена аккорду. Многие композиторы заканчивали свои произведения квинтовым интервалом, как бы позволяя слушателю домыслить звучание аккорда на основе обертонов.

В современной музыке, при игре на гитаре используются так называемые PowerChords — по сути, это не аккорды, а интервалы квинты или квинты плюс октавы. Но в сочетании с эффектом дисторшн они создают звучание неопределенного аккорда, который может быть идентифицирован как мажор или минор только в зависимости от ступеневого состава мелодии.

Популярность этих аккордов связана с тем, что квинта и кварта единственные интервалы, которые звучат максимально близко к натуральному строю на гитаре и не создают биений при игре с дисторшином. Также они просты в исполнении и не требуют владения навыками гармонизации для подбора интервалов к мелодии. Образно говоря любая квинта внутри лада, подойдет к любому движению в мелодии.

Квинтаккорды

Подобно квартам, квинты выступают в роли строительного материала для аккордов, однако основа это аккорд из 3 нот, так как аккорд из 4х нот расположенных по квинтам занимает диапазон почти 2 октавы и с трудом может быть использован для гармонизации. Однако 3х нотные квинтаккорды достаточно часто встречаются в современной музыке:

5 квинтаккордов на основе C ионийского

Источник

Кварто-квинтовый круг – самый лёгкий способ запомнить тональности

Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг — это удобная схема, которая позволяет быстро запомнить ключевые знаки в тональностях.

Из статьи « Тональности в музыке » мы узнали, что теоретически может быть 30 тональностей, но используются музыкантами только 24.

Профессиональный музыкант хорошо ориентируется в тональностях и знает, сколько знаков в каждой из них. Но стоит ли держать все эти знания в голове, или достаточно иметь шпаргалку, которая всегда будет под рукой?

Ответ – ни то и не другое. Лучше иметь шпаргалку, которая останется в вашей памяти и в случае необходимости поможет. Название этой шпаргалки – Квинтовый круг. Неосведомленные называют его «квинтовый круг аккордов», но давайте сразу запомним, что правильное и полное название — Кварто-квинтовый круг тональностей.

Кварто-квинтовый круг

Полное название этой схемы Кварто-квинтовый круг. Он позволяет легко и быстро запомнить знаки альтерации в тональностях. Вся прелесть квинтового круга состоит в том, что его принцип очень прост, и совсем скоро вы сможете пользоваться им самостоятельно.

Забегая вперед скажу, что на схеме использованы буквенные названия нот. Если вы не знакомы с ними, рекомендую прочитать фрагмент этой статьи.

Красным цветом обозначены тональности, в которых используются диезы (#) — диезные тональности.

Синим цветом обозначены бемольные тональности.

На данном круге отражены только мажорные тональности.

Не все понятно 4

Диезные тональности

Точка отсчета для мажорных тональностей – тональность C-dur в верхней точке круга. Двигаясь по часовой стрелке от неё, мы увидим цепочку мажорных диезных тональностей, обозначенных заглавными латинскими буквами ( C – G – D – A – E – B – F# — C# ). Напомню, что нота «СИ» обозначается по-разному: в классической гармонии латинской буквой «H», а в американской — буквой «B». На рисунке ниже вы можете увидеть, как расположены тоники этих тональностей на клавиатуре пианино:

Интервал, который разделяет две ближайшие тоники называется квинтой. Потому круг и получил название «Квинотвый».

Как мы уже сказали, точка отсчета – тональность C-dur, в которой отсутствуют знаки альтерации. Теперь от ноты C построим квинту – получим ноту G. Эта нота будет тоникой нашей новой тональности G-dur , в которой появится 1 знак – фа#. От ноты G строим квинту и находим следующую тонику – ноту D. Тональность D-dur имеет 2 диеза — фа# и до#.

Таким образом, каждая новая квинта будет открывать новую диезную тональность, в которой на 1 диез больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество диезов не достигнет 7.

Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты До: Соль мажор (1 диез) => Ре мажор (2 диеза) => Ля мажор (3 диеза) => Ми мажор (4 диеза) => Си мажор (5 диезов) => Фа-диез мажор (6 диезов) => До-диез мажор (7 диезов). Дальше цепочка не может продолжаться, потому что все ступени уже повышены.

Пока понятно 25

Совсем запутался 18

Для минорных тональностей ориентиром будет тональность a–moll , которая также находится в верхней точке круга. По часовой стрелке от нее расположена цепочка параллельных минорных тональностей. Минорные тональности принято записывать маленькими латинскими буквами ( a – e – h – f# — с# — g# — d# — a# ).

А сейчас, давайте воспользуемся квинтовым кругом и определим сколько знаков в минорных тональностях. За точку отсчета берем тональность a–moll и прибавляем квинту. Получаем ноту e , которая служит тоникой в тональности e–moll (1 диез). Дальше строим квинту от ноты e, получаем тональность h-moll (2 диеза) и так дальше, пока не окажемся в тональности a#-moll, в которой все 7 нот будут повышены.

Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты Ля: Ми минор (1 диез) => Си минор (2 диеза) => Фа# минор (3 диеза) => До# минор (4 диеза) => Соль# минор (5 диезов) => Ре# минор (6 диезов) => Ля# минор (7 диезов).

Бемольные тональности

Теперь от ноты До пойдем в другую сторону – против часовой стрелки. Тоники бемольных мажорных тональностей также расположены по квинтам. Вот как их найти на клавиатуре:

Принцип тот же: в тональности С нет знаков альтерации. Отсчитываем квинту, получаем ноту F – тональность F-dur — один бемоль при ключе. От ноты F строим квинту, получаем тональность B-dur , в которой 2 бемоля и так далее.

С каждой новой квинтой, мы будем получать следующую бемольную тональность, в которой на 1 бемоль больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество бемолей не достигнет 7. Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты С в сторону противоположную ходу часовой стрелки: Фа мажор (1 бемоль) => Си-бемоль мажор (2 бемоля) => Ми-бемоль мажор (3 бемоля) => Ля-бемоль мажор (4 бемоля) => Ре-бемоль мажор (5 бемолей) => Соль-бемоль мажор (6 бемолей) => До-бемоль мажор (7 бемолей).

Думаю, вы уже догадались как считать минорные бемольные тональности. Точкой отсчета будет тональность a–moll, а квинты мы прибавляем в сторону противоположную ходу часовой стрелки. Вот какая цепочка тональностей получится: Ре минор (1 бемоль) => Соль минор (2 бемоля) => До минор (3 бемоля) => Фа минор (4 бемоля) => Си-бемоль минор (5 бемолей) => Ми-бемоль минор (6 бемолей) => Ля-бемоль минор (7 бемолей).

Как видите, совсем не обязательно заучивать количество знаков в каждой тональности. Достаточно запомнить следующее:

  • Тональности считаем по квинтам
  • Вверх – диезные, вниз – бемольные
  • От ноты До – мажоры, от ноты Ля – миноры
  • Каждая следующая тональность будет иметь на один знак больше

Как считать квартами

Вы вправе задать вопрос, почему круг называется Кварто-квинтовым, ведь о квартах мы не сказали ни слова. Ответ очень простой, взгляните на изображение:

Интервал, где в основании лежит нота До, а вершиной является нота Соль – называется Квинтой.

Если поменять ноты местами — в основание положим ноту Соль, а его вершиной сделаем ноту До, то получится интервал, который называется квартой.

На клавишах пианино — это еще более наглядно:

Как вы уже поняли, звуки одни и те же (До и Соль), но от их местоположения относительно друг друга, меняется величина интервала. Отсюда следует, что перемещаться по кварто-квинтовому кругу можно не только квинтами, но и квартами. Бемольные тональности мы считали квинтами в левую сторону, а можем считать их квартами, но в правую сторону:

На изображении ниже, вы увидите тоники диезных и бемольных тональностей. Красным цветом отмечены диезные тональности — они расположены по квинтам. Синим цветом отмечены бемольные тональности, расположенные по квартам:

Тоже самое и с диезными тональностями – их можно считать квартами в левую сторону:

Я не рекомендую вам использовать оба метода если вы новичок. Выберите наиболее удобный и пользуйтесь им, иначе велика вероятность запутаться.

Родственные тональности

Как вы догадались из названия, тональности могут быть родственными. При чем среди них есть как близкие, так и далекие родственники. Чем больше у тональностей общего – тем они ближе.

Выделить какой-то универсальный способ определения родственных тональностей довольно трудно, потому что каждый композитор определяет, чувствует и обосновывает взаимосвязь тональностей по-своему. Тем не менее, большинство музыкантов чаще всего пользуются системой Римского-Корсакова, которая делит тональности на 3 степени родства. Ее мы и рассмотрим.

Первая степень родства

В первую степень родства включены тональности, у которых больше всего общего – трезвучий и ключевых знаков. Однако ключевые знаки не являются основным признаком родства, это скорее внешний признак, на который не стоит полагаться.

Первую степень родства составляют 6 тональностей:

  • Тональность параллельная тонике
  • Тональность субдоминанты
  • Тональность параллельная субдоминанте
  • Тональность доминанты
  • Тональность параллельная доминанте
  • В мажоре — тональность субдоминанты, но в гармоническом (минорном) виде. В миноре — тональность доминанты, в гармоническом (мажорном) виде.

А теперь подробнее об этом на примере тональностей До мажор и Ля минор. Начнем с мажора:

  • Тональность параллельная До мажору – Ля минор. У этих тональностей отсутствуют ключевые знаки, а значит все звуки у них общие.
  • Тональность субдоминанты для До мажора – Фа мажор. Различаются эти тональности одним звуком – Си бемолем, который присутствует в тональности Фа мажор. Остальные звуки у этих тональностей общие.
  • Тональность параллельная субдоминанте (Фа мажору) – Ре минор. Она также имеет ключевой знак — Си бемоль, который и делает разницу между До мажором и Ре минором.
  • Тональность доминанты для До мажора – Соль мажор. Они обе имеют 6 общих звуков, как и вышеупомянутые тональности, за исключением Фа диеза, который присутствует в тональности Соль мажор.
  • Тональность параллельная доминанте – Ми минор. Как и в случае с доминантой, между До мажором и Ми минором все звуки кроме Фа диеза будут общими.
  • Под номером 6 находится тональность, которая будет исключением, и его нужно просто запомнить. Это тональность субдоминанты, но взятая в гармоническом виде, то есть в миноре. Получается, шестой тональностью для До мажора, станет Фа минор.

Теперь обратимся к минору. Принцип определения тональностей тот же:

  • Параллель – До мажор
  • Субдоминанта — Ре минор
  • Параллель субдоминанты — Фа мажор
  • Доминанта – Ми минор (натур. Вид)
  • Параллель Доминанты – Соль мажор
  • Шестой тональностью в миноре, будет доминанта в гармоническом виде, то есть мажорная доминанта – тональность Ми мажор.

Еще один способ определения ТПР

Для примера, как обычно, берем гамму без знаков альтерации – До мажор, и вспомним тональности, которые имеют первую степень родства к ней:

Возьмем их тоники и выстроим в ряд по принципу повышения ступеней:

А теперь вспомним как выглядит гамма До мажор:

Как видите, тоники тональностей первой степени родства лежат на ступенях гаммы исходной тональности. От каждой из этих нот, мы можем построить трезвучие (учитывая знаки альтерации или их отсутствие). Мы получим 6 трезвучий, которые также помогут определить первую степень родства. Тоника трезвучия обозначит название тональности, а окрас трезвучия (мажорный или минорный) обозначит лад тональности. В До мажоре получатся следующие трезвучия:

Вы уже заметили, что в тональностях До мажор и Ля минор, мы не использовали трезвучие от ноты Си. Это трезвучие уменьшенное и оно не имеет мажорной или минорной окраски. Соответственно, тональности Си мажор/Си минор также не используются.

Отсюда вытекает следующая закономерность:

Статья понравилась 20

Статья не понравилась 4

Вторая степень родства

Подробно рассматривать вторую и третью степень родства мы не будем, но коротко поясню что это такое.

В группе второй степени родства 12 тональностей. Их определяют следующим образом: для исходной тональности находят 6 тональностей первой степени, затем для каждой из них находят родственников первой степени. У 6 тональностей по 6 родственников, должно получиться 36 тональностей, но выделяют только 12 – тех, что появляются впервые — не повторяются.

Третья степень родства

Алгоритм поиска родственных тональностей един, поэтому вы могли догадаться, что тональности третьей степени родства, это тональности первой степени родства для тональностей 2-й степени родства. Короче говоря, все как в сетевом маркетинге.

Если вам интересно узнать об этом подробнее, читайте учебник гармонии авторами которого являются И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин.

Заключение:

Думаю, теперь вы согласны со мной – кварто-квинтовый круг – это самый быстрый способ вычислять знаки в тональностях.

Если у вас остались вопросы – пишите в комментариях, постараюсь ответить. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Оцените статью