Что такое легато пианино

Средства выразительности музыкального произведения

Стаккато и легато

Наверняка вы обращали внимание, что каждое фортепианное произведение, в зависимости от его жанра, темпа и характера звучит по-разному. Например, пьеса, изображающая картинку легкого летнего дождика, звучит весело, каждая нота будто «подпрыгивает» под руками пианиста, помогая нам создавать в воображении нужный образ. А нежная колыбельная звучит плавно и протяжно, каждая ее нота будто выливается из предыдущей. Каким образом достигается такое разное звучание на одном и том же инструменте?

Стаккато

Секрет заключается в разных способах звукоизвлечения. Если мы резко нажмем на клавишу и тут же уберем палец, звук будет резким и отрывистым. Такое исполнение называется «стаккато», в нотах оно обозначается точкой, расположенной над или под той нотой, которую нужно сыграть отрывисто. Чаще всего стаккато используется при исполнении ярких, быстрых, произведений: зажигательных народных танцев, веселых детских песенок и пьес.

Легато

Противоположностью стаккато является другой прием – легато. При этом звуки представляют собой одну непрерывную плавную линию, мелодия как будто льется сплошным потоком. Достигается такое звучание следующим образом: каждая предыдущая клавиша отпускается одновременно с нажатием следующей. Таким образом, звучание мелодии становится непрерывным. В нотном письме существует специальный значок – дуга, которая называется лигой. Лига ставится как над нотами, так и под ними и может объединять две и более ноты и даже сразу несколько тактов. Прием легато украшает медленные, спокойные, произведения, делая их звучание еще более нежным и душевным.

Тремоло

Есть и еще один интересный способ извлечения звука, когда звук, в зависимости от регистра, напоминает то переливы колокольчика, то барабанную дробь или раскат грома. Такой эффект достигается путем быстрого чередования двух нот. Называется этот прием исполнения «тремоло», а на письме обозначается следующим образом: под двумя нотами пишется значок «tr». По длительности эти две ноты звучат как одна. Такими выразительными штрихами могут быть украшены и классические фортепианные произведения, и народные песни, и аккомпанемент к вокальным партиям.

Нередко легато, стаккато и тремоло можно встретить в одном произведении, эти приемы заметно обогащают звучание, делая его ярким и выразительным.

Источник

Связное исполнение мелодий (Легато)

Ноты, объединенные лигой, надо играть связно, не отрывая руки от клавиши. Связное исполнение называется LEGATO (ЛЕГАТО).

Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. Вместе с тем кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой. Полезно учиться этому навыку на упражнениях:


При исполнении двух звуков legato первый из них извлекается при плавном опускании руки и «погружении» пальца в клавишу, а второй — при небольшом подъеме кисти, уменьшающем вес руки и, следовательно, силу ее давления на клавишу. Такого же плавного движения надо добиваться и при игре нескольких слигованных звуков и целых фраз.


Послушайте


Послушайте

Маленький совет для исполнения legato. Как бы немного увеличивайте длительность нот. Еще звучит предыдущая нота (по-крайней мере, заканчивает звучать), а Вы уже нажимаете следующую ноту.

Продолжаем работу над звуком, соблюдая все динамические оттенки (громче-тише). Представьте, как «коровушка» идет домой, сытая, усталая, ноги заплетаются. шутка, конечно, но все равно мелодию исполняйте связно (legato). Напоминаю, что при ключе стоит си-бемоль, других знаков не наблюдается. Следим за осанкой и за аппликатурой.

Неполный такт в начале пьесы называется затактом. Желающие могут подробнее просмотреть этот материал в разделе «Теория музыки». Затакт вместе с последним тактом пьесы составляет полный такт (то есть в последнем такте до указанного при ключе размера не хватает именно столько длительностей, сколько находится в первом такте). Посмотрите внимательно на следующий музыкальный пример, и Вы увидите. Долго его не разглядывайте (чего на него любоваться!), а давайте разучим. Как обычно, обращаю Ваше внимание на ключевой знак (фа-диез). Ну, а про аппликатуру я на этот раз промолчу, надеюсь, что Вы это и так запомнили (да-да, за аппликатурой надо следить).


Послушаем

Пора понемногу начинать играть одновременно двумя руками. Если возникнут трудности (а это в общем-то бывает, и ничего страшного в этом нет), сыграйте сначала раздельно правой и левой рукой, а потом пробуйте соединять. Упражнение совсем легкое, должно получиться. Только просьба не забывать играть legato, соблюдать динимические оттенки.


Послушать

Возьму на себя смелость утверждать, что ни один начинающий музыкант не прошел мимо этой польки. Легкая приятная пьеска. Легко усваивается на слух. Рекомендую не просто разучить, а и пропеть названиями нот. Следите за левой рукой. Конечно, поначалу непривычно: все-таки приходится исполнять (вести) основную мелодию. Сначала послушайте. Правая рука выделяет слабую долю такта, поэтому прошу не переусердствовать.

Источник

Виды штрихов. Как играть стаккато, легато и нон легато

В предыдущих уроках вы уже научились правильно сидеть за фортепиано и познакомились с его устройством. Теперь осталась самая приятная часть — это контакт с клавиатурой.

На первый взгляд, нет ничего сложного в том, чтобы поставить руку на фортепиано. Но на самом деле, даже на этом этапе могут возникать ошибки, которые лучше сразу искоренять. Чтобы избежать прогиба пальцев,поставьте ручку в центр ладони, таким образом образуя купол руки. Это самое правильное и естественное положение руки, чтобы играть на фортепиано. По нашей природе нам свойственно использовать пальцы либо прямыми, либо совсем согнутыми, но при игре на фортепиано важно, чтобы каждый палец представлял собой мостик из трех фаланг. Также необходимо, чтобы пальцы хорошо упирались в клавиши, чтобы вы не могли моментально убрать руки с клавиатуры.

Очень частая ошибка при постановке большого пальца — пытаться играть им при помощи фаланги. Первый палец должен устанавливаться прямо на подушечку и производить звукоизвлечение маленькой ее частью.

Теперь поговорим о штрихах. Самые популярные штрихи на фортепиано это:

легато (legato) — связно
Играя этот штрих, важно контролировать, чтобы одна нота перетекала в другую плавно, без дыр. Важнейшим приемом легато является подкладывание, которое позволяет нам играть в легато, например, гаммы, где нот больше, чем пальцев.

нон легато (non legato) — не связно
Как правило, в начале обучения ученики играют именно non legato. Этот штрих более подчеркнутый и менее связный, поэтому поначалу он дается немного легче, чем легато. Клавиши при этом нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы между нотами были совсем небольшие паузы. Обратите внимание, чтобы клавиши на были слишком отрывистыми.

стаккато (staccato) — отрывисто
Этот штрих подразумевает собой то, что каждую ноту вы должны играть четко, отрывисто и остро. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. На этом приеме полезно играть различные этюды, гаммы и штрихи.

4 сентября 2020г. — Джем саундтреков

3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)

12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)

Источник

Что такое легато? Особенности исполнения

Одним из самых популярных приемов, с которым можно столкнуться во время музыкального обучения, является легато. Его довольно сложно освоить и еще сложнее использовать. Итак, что такое легато? Есть много терминов в музыке, которые происходят из итальянского языка. «Легато» – один из них. Согласно словарю музыкальных терминов это связное исполнение звуков, когда один как бы переходит в другой без перерыва между ними.

Воспроизведение музыки в стиле легато означает, что каждая отдельная нота имеет некоторую возможность слияния со следующей. В нотном письме есть символы, которые показывают музыканту, что он должен сыграть определенный музыкальный пассаж особым приемом исполнения. Знак легато обозначается в нотном письме в виде дугообразной черты, которая соединяет соответствующие ноты, протягиваясь над либо под ними. Этот знак может тянуться через короткие или длинные отрезки в музыкальном произведении.

Исторически сложилось так, что легато как стиль игры начал завоевывать популярность в начале XIX века, когда романтический период вступил в полную силу. Одной из теорий, лежавших в основе ее растущей популярности в этот период, стало появление новых клавишных деревянных инструментов, таких как гобой и кларнет, на которых гораздо легче играть в плавном стиле легато, так как остановка и начало воспроизведения музыки на них требовали значительных усилий.

Особенности исполнения легато на различных музыкальных инструментах

На каждом музыкальном инструменте исполнение легато достигается по-разному. При игре на духовых инструментах, например, на флейте, чтобы создать легато, музыкант будет играть все ноты одним дыханием. На струнном инструменте ноты будут воспроизводиться на одном движении смычка. На гитаре легато достигается путем использования таких техник, как hammer on и pull off.

Легато – это что-то вроде зонтичного термина, использующего несколько разных коннотаций в зависимости от контекста и типа воспроизводимого инструмента.

Как играть легато на гитаре?

Техника включает в себя использование звука с длинным сустейном (продолжительность звучания извлеченной ноты) и избежание чрезмерного выщипывания струн правой рукой. Вместо этого используются hammer on для создания плавного хода взаимосвязанных нот. Хаммер исполняется не путем оттягивания струны, а нажимая на нее или как бы «забивая» дополнительный палец ведущей руки. Пулл оф – это обратное действие, когда нужно сильно оттянуть струну, чтобы создать звук.

Многие обучающиеся игре на гитаре задаются вопросом, как научиться владению данными техниками. Секрет состоит в том, чтобы как можно больше практиковаться для достижения чистого исполнения.

Легато в игре на фортепиано

Между тем, следует понимать, что такое легато на фортепиано, как оно достигается. Происходит это благодаря комбинированному использованию техники с плавной аппликатурой и педалью сустейна, которая увеличивает длительность звучания нот, когда руки перемещаются, чтобы воспроизвести следующую ноту или аккорд, после чего нога может быть снята с педали, так что переход происходит с минимально заметным промежутком.

По мере того, как одна клавиша освобождается, следующая в последовательности нажимается так, чтобы не оставлять промежутка между звуками. Для этого требуются очень тщательно подобранные аппликатуры, а в некоторых видах переходов координация запястья и мышечных групп верхней части руки.

Легато в игре на классических струнных инструментах

Легато особенно эффективен при игре на струнных инструментах, когда смычок позволяет скользить между нотами в комбинации легато и портаменто (сдвигаясь от одного шага к другому). Понять, что такое легато при игре на струнных инструментах, можно с помощью изучения следующих способов исполнения:

  • Несколько нот на одной и той же струне захватываются одним движением смычка, останавливая струну разными пальцами.
  • Смычок меняет направление между двумя нотами с минимальным промежутком.
  • Смычок меняет угол, чтобы воспроизвести следующую ноту на соседней струне.

Когда требуется легато?

Теперь, когда стало понятно, что такое легато, следует разобраться, когда же требуется его использовать. Это сложный вопрос. Иногда это часть стилистически подходящей практики исполнения определенного типа пьесы, и никаких специальных указаний в музыке не требуется. Иногда это обозначается итальянским словом «легато» или наличием маркировки slur.

Непрекращающееся красивое легато чрезвычайно трудно достичь на фортепиано. Этому обучаются всю жизнь. Хороший учитель будет неустанно трудиться, чтобы научить и помочь справиться с исполнением легато с самых ранних этапов обучения, практикуя физические движения и развитие критического слуха, необходимых для этой цели.

Источник

Что такое легато пианино

Данный приём исполнения подразумевает связное исполнение звуков (один звук как бы плавно «перетекает» в другой). Классическое обозначение легато — дуга: . Знак ставится либо над нотами (которые надо исполнить связно), либо — под нотами.

Легато

Рисунок 1. Пример обозначения легато

Дальше информация будет больше интересна музыкантам, играющим на струнных инструментах. В связи со спецификой инструмента, приём легато делят на четыре вида:

  1. Восходящее легато
  2. Нисходящее легато
  3. Смешанное легато
  4. Легато на разных струнах

Рассмотрим каждый вариант легато.

Восходящее легато

Это случай, когда каждый следующий звук, попадающий под действие знака легато, выше предыдущего:

Восходящее легато

Рисунок 2. Пример восходящего легато

Музыканты струнных инструментов исполняют данный приём следующим образом: правая рука извлекает только первый звук. Остальные звуки извлекает левая рука, с силой ударяя по струне пальцем. Если звуков несколько, то всё равно правая рука извлекает только первый звук, а остальные — левая рука. Гитаристы такой приём игры называют «Hammer On» и обозначают «H»

Нисходящее легато

Это случай, когда каждый следующий звук, попадающий под действие знака легато, ниже предыдущего:

Нисходящее легато

Рисунок 3. Пример нисходящего легато

Всё получается по аналогии с восходящим легато: музыканты струнных инструметов исполняют нисходящее легато так: правая рука опять извлекает только первый звук, а остальные звуки извлекает левая рука, с силой снимая пальцы со струны. Гитаристы такой приём игры называют «Pull Off» и обозначают «P».

Смешанное легато

Данный вид легато содержит в себе оба направления музыкального движения: восходящее и нисходящее. Иногда такой вид легато называют комбинированным.

Смешанное легато

Рисунок 4. Пример смешанного легато

Легато на разных струнах

В этом случае направление музыкального движения не важно. Правая рука извлекает первый звук, а остальные звуки извлекает левая рука, с силой опускаясь на другую струну.

Источник

Оцените статью