- Что такое лидийский лад и где он применяется
- Лидийский лад. Общая информация
- Отличия от обычного мажора
- Как построить лидийский лад
- Аппликатуры лада
- Аккорды от лидийского лада
- Музыка лидийского лада
- Примеры использования в музыке
- Лидийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке
- Лидийский лад. Общая информация
- Отличия от обычного мажора
- Как построить лидийский лад
- Аппликатуры лада
- Аккорды от лидийского лада
- Музыка лидийского лада
- Примеры использования в музыке
- Лидийский лад
- Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?
- Кое-что из истории старинных ладов
- Что же это за старинные лады такие?
- Лады мажорного наклонения
- Лады минорного наклонения
- Важное правило оформления!
- Интересная особенность №1
- Интересная особенность №2
Что такое лидийский лад и где он применяется
Всем привет! Сегодняшняя статья войдет в серию постов о разных гаммах на гитаре. Лады есть на любом музыкальном инструменте, который играет в системе семинотной гармонии. Сегодняшний герой – лидийский лад. Узнаем всю базу, нужную для использования этого приема, и поймем, где его применять.
Лидийский лад. Общая информация
С него начинают знакомство с ладовой системой именно на гитаре, с другими инструментами последовательность несколько иная.
Лидийский лад выстроен почти как классический ионийский, но с повышенной на полтона четвертой ступенью.
На картинке – пример гаммы в этом ладе, построенной от ступени «до».
Отличия от обычного мажора
От обычного ионийского мажора лидийский отличается повышенной четвертой ступенью, а также дополнительной тоникой. Лад находится в сфере действия 2 мажоров, поэтому становится максимально мажорным. Он звучит радостно и приподнято.
Некоторые исследователи говорят, что для слуха человека, привыкшего к современному (последние 300-400 лет) европейскому звучанию, эта гамма приятнее и привычнее стандартной.
Она параллельна дорийскому ладу, минорному.
Как построить лидийский лад
Стандартный лад, ионийский – это мажорная гамма, которую просто узнать на слух.
И если представь схему ионики как «1 2 3 4 5 6 7», то лидийский выглядит как «1 2 3 #4 5 6 7». Знак решетки (диез) обозначает поднятую на полтона ноту.
Если бы вы играли эту гамму на фортепиано, то сыграли бы первые три ноты как обычно («до»-«ре»-«ми»), а четвертую взяли бы черной клавишей, чтобы получить ноту «фа-диез», закончили же как обычно («соль»-«ля»-«си»).
Аппликатуры лада
На картинке красным отмечены тоники. Чтобы сыграть лад, начинайте с ноты, которая помечена красным и двигайтесь дальше по цифрам. Например, если мы начнем со второй тоники, последовательность будет выглядеть так:
- Четвертая струна – 4 («фа»);
- Третья струна – 1-3 («соль-ля»);
- Вторая струна – 1-2-4(«си-диез»-«до»-«ре»);
- Первая струна – 1(«ми»).
Спойлер: возможно, вы догадались, что для того, чтобы сыграть классическую гамму, нужно понизить четвертую ноту на один лад. В разобранном нами варианте, к примеру, сыграть четвертый на третьей струне вместо первого на второй.
Аккорды от лидийского лада
Эти аккорды вы редко встретите, поскольку они специфичные и редко куда-то подходят без «музыкального контекста». Обозначаются они тремя способами:
А обыгрывают maj-аккорды. Поэтому самый близкий ладу аккорд – Fmaj.
Самый простой способ построить лидийский аккорд – заменить обычную субдоминанту повышенной. Например, аккорд F становится аккордом Flyd, когда ноту A заменяют на B. Из изначального F-A-C получается F-B-C.
Но можно составить трезвучие по-другому. Например, заменить доминанту лидийской нотой. В таком случае из F-A-C получается трезвучие F-A-B.
Попрактикуйтесь в самостоятельном составлении аккордов.
Лады народной музыки и примеры их построения. Об этом можно почитать в нашей статье по ссылке.
Музыка лидийского лада
Аккорды, построенные от этого лада, можно назвать «интригующими». Из-за четвертой ступени создается ощущение незавершенности. В определенных сочетаниях мелодии в этой гамме используют для придания этнического колорита, присущего tribal-ансамблям. Эти мелодии создают впечатление сказочности, волшебства. Его любит использовать в соло гитарист-виртуоз Стив Вай.
Примеры использования в музыке
Первым активно его применять начал Джимми Хендрикс. В его время такая гармония не была распространенной, но в 21 в. ее используют более часто. С ней экспериментируют музыканты в жанрах фьюжн, прогрессив.
Среди известных композиций можно назвать:
- Led Zeppelin – Dancing Days;
- главную тему из «Симпсонов»;
- Frank Zappa – Hog Heaven.
Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться в том, как устроен лидийский лад. Вы сможете использовать его в соло и импровизациях. Звучание будет непривычным, но при этом приятным слуху.
Расскажите в комментариях, понравился ли вам этот прием.
Предлагаем посмотреть видеоурок: Лидийский лад
Источник
Лидийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке
Лидийский лад. Общая информация
Лидийский лад – натуральный звукоряд, отличающийся от стандартной гаммы поднятой четвертой ступенью. Он имеет мажорное наклонение и в целом выстраивается именно от этой гаммы. Любой музыкант должен выучить лидийский лад для расширения своего диапазона музыкальных фраз и возможностей для аранжировки композиций. В данной статье мы подробно расскажем про него, его специфику, построение и использование в музыке.
Отличия от обычного мажора
Во-первых, лидийский лад отличается наличием повышенной четвертой ступени, в отличие от обычного мажорного звукоряда. Кроме этого, именно данная гамма считается самой радостной, «сверхмажорной». В то же время, для слушателя она может ощущаться незавершенной из-за особенностей тяготения четвертой ступени. Кроме этого, лидийский лад считается параллельным дорийскому.
Как построить лидийский лад
Как уже было сказано выше, за основу лидийского лада берется натуральная мажорная гамма. Разберем построение на примере гаммы Фа-мажор :
F – G – A – Bb – C – D – E
Нас интересует нота Bb, или A#. Нам нужно повысить ее на полтона, и тогда мы получим лидийскую гамму:
F – G – A – B – C – D – E
Аппликатуры лада
Лидийский лад на гитаре выстраивается по той же самой схеме, что и любая мажорная гамма, но с повышенной четвертой ступенью.
Мы дадим вам пример ее построения от первого лада – в тональности Фа-мажор. Для того чтобы найти лидийскую гамму в любой другой тональности, просто сыграйте тот же самый бокс от нужной вам тоники. Лидийский фа-мажор выглядит так:
Четвертая: 0 – 2 — 3
Зная принцип построения этой гаммы, вы сможете легко найти на гитаре любой лидийский мажор.
Аккорды от лидийского лада
Лидийские аккорды – одни из самых редких среди всех трезвучий от ладов народной музыки . Они могут обозначаться как add#4 или add#11, или же, гораздо реже, просто lyd. Главная особенность этих аккордов – повышенная четвертая ступень. Существует несколько вариантов построения лидийских аккордов
Первый – по схеме I – IV# — V.
Это более классический вариант, в котором мы убираем стандартную субдоминанту и подменяем ее четвертой повышенной. Разберем на примере аккорда Фа-мажор. Его стандартная форма выглядит вот так:
Трезвучие же Flyd будет иметь вот такой вид:
Однако, это не единственный вариант лидийского трезвучия. Некоторые источники предлагают следующую схему:
То есть, вместо субдоминанты мы меняем доминанту на лидийскую ноту. Таким образом, Flyd будет выглядеть вот так:
Музыка лидийского лада
Сам по себе лидийский лад обладает очень возвышенным, радостным звучанием. Его очень любят различные фьюжн и прогрессив-музыканты. Известный гитарист Стив Вай очень часто играет lyd-аккорды. Кроме этого, лидийский лад можно услышать в следующих композициях:
- King Crimson – Dinosaur
- The Simpsons Theme
- Frank Zappa – Hog Heaven
- Pearl Jam — Oceans
Примеры использования в музыке
Если говорить об использовании аккордов лидийского лада в музыке, то лучше всего они звучат на четвертой ступени, поскольку именно к ней относится характерная «лидийская нота». То есть, в обозначенном примере, самым правильным и удачным будет следующий паттерн:
По аналогии с этим примером можно подобрать и другие паттерны. В данном случае очень важно, чтобы лидийским аккордом был тот, который находится на четвертой ступени гаммы.
Однако еще один способ – это ставить lyd-аккорд не там, где он должен быть. Например:
Это значительно обострит звучание той самой лидийской ноты, и сделает звучание паттерна более насыщенным и характерным.
Кроме этого, лидийский лад можно по-разному комбинировать с другими ладами, например, пентатоникой на гитаре . В данном случае помогут только ваши собственные уши и эксперименты с инструментом.
Источник
Лидийский лад
Лидийский лад является ладом мажорного наклонения и состоит из двух тетрахордов. Первый тетрахорд можно назвать целотоновым — его формула б2+б2+б2.
Второй тетрахорд аналогичен верхнему в мажоре б2+б2+м2.
Этот лад можно получить, сыграв мажор от 4 ступени, либо повысив в натуральном мажоре 4 ступень. Лидийский является параллельным для дорийского лада
Лидийский лад является самым мажорным по звучанию поскольку находится в сфере двух мажоров тонического и доминантового.
Формула лада — Т- Т-Т-ПТ-Т-Т-ПТ
Звучание лидийского лада очень светлое, но в тоже время неразрешенное и ярко модальное, поскольку слух воспринимает 4 ступень как вводную. В современной музыке лидийский лад активное используют различные фьюжн ансамбли и конечно же Steve Vai очень любит этот лад.
Однако одним из первых в роке его начал использовать Hendrix.
Фрагмент соло построенного в лидийском ладу
Характерные интервалы лидийского лада это увеличенная кварта на первой ступени и уменьшенная квинта на IV. Вообще, как и для любого другого лада, для лидийского характерно заострение ступени, отличной от натурального мажора. Такие интервалы, как большая терция на II ступени или квинта на 7 несомненно создают лидийское звучание.
Гармония лидийского лада
В основных аккордах лидийский лад отличается субдоминантой, которая является уменьшенным трезвучием, что позволяет использовать ее для создания необходимой гармонической окраски. Кроме того, мажорное трезвучие II ступени и минорное VII при разрешении их в тонику создают лидийское звучание.
Если построить на I ступени лада maj7♯11 или ♯11
то получим так называемый лидийский аккорд. В джазе так называют аккорд, в котором присутствует 11# ступень. Его описывают, как «красивый и очень современный».
Также О. Мессиан упоминал о том, что лидийская кварта более естественна для слуха, поскольку является обертоном, а обычная четвертая ступень нет. Поэтому в музыке эпохи барокко иногда встречалось дублирование в ундециму. Такие аккорды, как m9 на III ступени или maj на 5 очень часто используются в современной музыке, как гармонический подклад для лидийской мелодии.
Импровизация
В плане импровизации лидийский это уникальный лад, так как он лег в основу так называемой целого метода модальной импровизации. Он называется Лидийская Хроматическая Концепция (автор Джордж Рассел ).
Это довольно громоздкая система, которая однако возможно будет интересная для изучения темы ладов и аккордов с необычной стороны.
Если изложить очень кратко, то она основана на различных изменениях одного лада и работы с ним для обыгрывания разных аккордов и создания модального звучания. Это конечно тема целой книги, возможно позже сделаю на нее обзор. В основном же лидийский лад используется для обыгрывания maj аккордов
Использование в композиции
Очень часто в современной музыке лидийский лад используют для создания секвенции, которые повторяются много раз. Такой подход использован, например, в этой песне (найдите в каком фрагменте самостоятельно)
Лидийский лад можно использовать для создания сказочного, волшебного звучания. Очень хорошо он звучит на статичные аккорды. Также, при определённых условиях (инструментовка, гармония), он может создавать этническое звучание.
Послушать: Главная тема из Simpson
Источник
Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?
Как-то в одной из статей, посвящённых музыкальному ладу, уже было сказано о том, что ладов в музыке – ну просто море. Их действительно множество, и самые распространённые лады классической европейской музыки – это мажор и минор, которые тоже имеют не одну разновидность.
Кое-что из истории старинных ладов
Но до появления собственно мажора и минора и окончательного их закрепления с утверждением гомофонно-гармонического склада в светской музыке, в профессиональной европейской музыке бытовали совершенно другие лады – их сейчас называют старинными церковными ладами (ещё иногда их называют натуральными ладами). Дело в том, что их активное употребление пришлось как раз на пору Средневековья, когда профессиональная музыка была по преимуществу церковной.
Хотя на самом деле те же самые так называемые церковные лады, правда, в несколько ином виде, были не только известны, но и очень интересно характеризовались некоторыми философами ещё в античной музыкальной теории. И названия этих ладов заимствованы от древнегреческих музыкальных ладов.
Эти старинные лады имеют некоторые особенности ладовой организации и образования, о которых, впрочем, вам, школьникам, необязательно знать. Знайте только то, что они использовались и в одноголосной, и в многоголосной хоровой музыке. Ваша задача – научиться строить лады и различать их между собой.
Что же это за старинные лады такие?
Внимайте: старинных ладов всего семь, в каждом из них по семь ступеней, эти лады не являются в современном смысле ни полноценным мажором, ни полноценным минором, но в учебной практике закрепился и успешно работает метод сравнения этих ладов именно с натуральным мажором и натуральным минором, точнее с их звукорядами. На основе такой практики чисто в учебных целях выделяют две группы ладов:
- лады мажорного наклонения;
- лады минорного наклонения.
Лады мажорного наклонения
Здесь те лады, которые можно сравнить с натуральным мажором. Их вам потребуется запомнить три штуки: ионийский, лидийский и миксолидийский.
Ионийский лад – это лад, звукоряд которого совпадает со звукорядом натурального мажора. Вот примеры ионийского лада от разных нот:
Лидийский лад – это такой лад, который по сравнению с натуральным мажором имеет в своём составе четвертую высокую ступень. Примеры:
Миксолидийский лад – это лад, который по сравнению со звукорядом натурального мажора имеет в своём составе седьмую низкую ступень. Примеры такие:
Давайте обобщим сказанное небольшой схемкой:
Лады минорного наклонения
Это те лады, которые можно сравнить с натуральным минором. Их можно запомнить четыре: эолийский, дорийский, фригийский + локрийский.
Эолийский лад – ничего особенного – его звукоряд совпадает со звукорядом натурального минора (мажорный аналог – вы помните, да? – ионийский). Примерчики разных таких эолийский ладиков:
Дорийский – такой лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора шестую высокую ступень. Вот примеры:
Фригийский – этот лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора низкую вторую ступень. Смотрите:
Локрийский – этот лад по сравнению с натуральным минором имеет различие сразу в двух ступенях: второй и пятой, которые у него низкие. Вот вам примеры:
И теперь можно снова обобщить вышесказанное одной схемой. Сведём всё сюда:
Важное правило оформления!
Для данных ладов действует специальное правило, относящееся к оформлению. Когда мы записываем нотами любой из названных ладов – ионийский ли, эолийский, миксолидийский или фригийский, дорийский или лидийский, да хоть бы и локрийский, а также тогда, когда мы записываем музыку в данных ладах – тогда в начале нотного стана либо вообще не выставляется никаких знаков, либо знаки выставляются сразу с учётом необычных ступеней (высоких и низких).
То есть, например, если нам нужен миксолидийский от ре, то мы, сравнивая его с ре мажором, не пишем пониженную ступеньку до-бекар в тексте, не выставляем до-диез или до-бекар при ключе, а вовсе обходимся без бекаров и лишних диезов, оставив у ключа лишь один фа диез. Получается этакий ре мажор без до-диеза, иначе говоря, миксолидийский ре мажор.
Интересная особенность №1
Посмотрите, что получится, если построить звукоряды из семи ступеней от белых клавиш фортепиано:
Любопытно? Возьмите на заметку!
Интересная особенность №2
Среди мажорных и минорных тональностей мы с вами выделяем параллельные – это такие тональности, в которых разные ладовые наклонения, но одинаковый состав звуков. В старинных ладах тоже наблюдается нечто подобное. Ловите:
Ухватили? Ещё одна заметка!
Ну вот, пожалуй, и всё. Особенно тут разглагольствовать нечего. Должно быть всё понятно. Чтобы построить любой из таких ладов, просто строим в уме исходный мажор или минор, а потом легко и просто изменяем там нужные ступеньки. Приятного сольфеджирования!
Источник