- Что такое лидийский лад и где он применяется
- Лидийский лад. Общая информация
- Отличия от обычного мажора
- Как построить лидийский лад
- Аппликатуры лада
- Аккорды от лидийского лада
- Музыка лидийского лада
- Примеры использования в музыке
- Лидийский аккорд — Lydian chord
- Гармоническая функция
- Импровизация в лидийском ладу: звучать, как Стив Вай
- Хотите звучать, как Стив Вай?
- Вариант первый, диатонический.
- Вариант второй: модальная замена.
- Вариант третий, «народный».
- Уроки джаза >Как легко и быстро освоить все семь ладов?
- Стандартный порядок ладов:
- А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:
- Лидийский лад
- Ионийский лад
- Миксолидийский лад
- Дорийский лад
- Эолийский лад
- Фригийский лад
- Локрийский лад
- Упражнения на тренировку ладов
Что такое лидийский лад и где он применяется
Всем привет! Сегодняшняя статья войдет в серию постов о разных гаммах на гитаре. Лады есть на любом музыкальном инструменте, который играет в системе семинотной гармонии. Сегодняшний герой – лидийский лад. Узнаем всю базу, нужную для использования этого приема, и поймем, где его применять.
Лидийский лад. Общая информация
С него начинают знакомство с ладовой системой именно на гитаре, с другими инструментами последовательность несколько иная.
Лидийский лад выстроен почти как классический ионийский, но с повышенной на полтона четвертой ступенью.
На картинке – пример гаммы в этом ладе, построенной от ступени «до».
Отличия от обычного мажора
От обычного ионийского мажора лидийский отличается повышенной четвертой ступенью, а также дополнительной тоникой. Лад находится в сфере действия 2 мажоров, поэтому становится максимально мажорным. Он звучит радостно и приподнято.
Некоторые исследователи говорят, что для слуха человека, привыкшего к современному (последние 300-400 лет) европейскому звучанию, эта гамма приятнее и привычнее стандартной.
Она параллельна дорийскому ладу, минорному.
Как построить лидийский лад
Стандартный лад, ионийский – это мажорная гамма, которую просто узнать на слух.
И если представь схему ионики как «1 2 3 4 5 6 7», то лидийский выглядит как «1 2 3 #4 5 6 7». Знак решетки (диез) обозначает поднятую на полтона ноту.
Если бы вы играли эту гамму на фортепиано, то сыграли бы первые три ноты как обычно («до»-«ре»-«ми»), а четвертую взяли бы черной клавишей, чтобы получить ноту «фа-диез», закончили же как обычно («соль»-«ля»-«си»).
Аппликатуры лада
На картинке красным отмечены тоники. Чтобы сыграть лад, начинайте с ноты, которая помечена красным и двигайтесь дальше по цифрам. Например, если мы начнем со второй тоники, последовательность будет выглядеть так:
- Четвертая струна – 4 («фа»);
- Третья струна – 1-3 («соль-ля»);
- Вторая струна – 1-2-4(«си-диез»-«до»-«ре»);
- Первая струна – 1(«ми»).
Спойлер: возможно, вы догадались, что для того, чтобы сыграть классическую гамму, нужно понизить четвертую ноту на один лад. В разобранном нами варианте, к примеру, сыграть четвертый на третьей струне вместо первого на второй.
Аккорды от лидийского лада
Эти аккорды вы редко встретите, поскольку они специфичные и редко куда-то подходят без «музыкального контекста». Обозначаются они тремя способами:
А обыгрывают maj-аккорды. Поэтому самый близкий ладу аккорд – Fmaj.
Самый простой способ построить лидийский аккорд – заменить обычную субдоминанту повышенной. Например, аккорд F становится аккордом Flyd, когда ноту A заменяют на B. Из изначального F-A-C получается F-B-C.
Но можно составить трезвучие по-другому. Например, заменить доминанту лидийской нотой. В таком случае из F-A-C получается трезвучие F-A-B.
Попрактикуйтесь в самостоятельном составлении аккордов.
Лады народной музыки и примеры их построения. Об этом можно почитать в нашей статье по ссылке.
Музыка лидийского лада
Аккорды, построенные от этого лада, можно назвать «интригующими». Из-за четвертой ступени создается ощущение незавершенности. В определенных сочетаниях мелодии в этой гамме используют для придания этнического колорита, присущего tribal-ансамблям. Эти мелодии создают впечатление сказочности, волшебства. Его любит использовать в соло гитарист-виртуоз Стив Вай.
Примеры использования в музыке
Первым активно его применять начал Джимми Хендрикс. В его время такая гармония не была распространенной, но в 21 в. ее используют более часто. С ней экспериментируют музыканты в жанрах фьюжн, прогрессив.
Среди известных композиций можно назвать:
- Led Zeppelin – Dancing Days;
- главную тему из «Симпсонов»;
- Frank Zappa – Hog Heaven.
Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться в том, как устроен лидийский лад. Вы сможете использовать его в соло и импровизациях. Звучание будет непривычным, но при этом приятным слуху.
Расскажите в комментариях, понравился ли вам этот прием.
Предлагаем посмотреть видеоурок: Лидийский лад
Источник
Лидийский аккорд — Lydian chord
В джазовой музыке , то Lydian аккорд является основным 7 ♯ 11 аккордом , или ♯ 11 аккорда , то аккорд построен на первой степени в Лидийских режиме , резкие одиннадцатый будучи соединением дополненного четвёртым . Этот аккорд, построенный на C, показан ниже.
Это описывается как «красивое» и «современное звучание». Отмечает , которые составляют лидийский аккорд представляют пять из семи нот режима лидийской , и ♯ 11 в верхней части хорды является ♯ 4 (одна октава выше) , что отличает режим лидийского от крупного масштаба .
Основная 7 ♯ 11 может также относиться к Лидийскому дополненному аккорду , в дополненном седьмой аккорд с расширенным четвёртым появляться в лидийском расширенной шкалу .
В хордовой диаграмме обозначение, «Лидийский» указует на большой семейный аккорд с добавлением дополненного одиннадцатым, в том числе maj7 ♯ 11, add9 ♯ 11 и 6 ♯ 11.
Гармоническая функция
Лидийские аккорды могут функционировать в качестве субдоминантов или заменителей для тоника в мажорных тональностях. Шестой интервал используется, хотя он описан после других составных интервалов , и, возможно, также должен быть составным интервалом (например, тринадцатым). Интервал считается составным интервалом (то есть тринадцатым), если он появляется с Maj7th в начальном аккорде.
Доминирующие 7 ♯ 11 или лидийские доминирующие (С 7 ♯ 11 ) включает в себя примечание:
г, 3, (5), ♭ 7, (9), ♯ 11, (13)
Основание этого аккорда на высоте C приводит к высоте тона:
C, E, G, B ♭ , (D), F ♯ , (A)
Также может быть озвучен такой же тип аккорда:
C, E, B ♭ , F ♯ , A, D, F ♯
В этом голосе отсутствует идеальная квинта (G) и повышается мажорная девятка (D) на октаву. Расширенный одиннадцатый (F ♯ ) также играется дважды в двух разных регистрах. Это известно как « удвоение ».
Источник
Импровизация в лидийском ладу: звучать, как Стив Вай
Хотите звучать, как Стив Вай?
Когда я ещё играл на гитаре, Стив Вай (Вэй) был, наверное, самым любимым моим кумиром. Невозможно определённо сказать, почему этот человек такой крутой: такое чувство, что он действительно заключил «сделку с дьяволом», и события фильма «Перекрёсток» только подтверждают это. Не знаю, кто сейчас так же популярен среди молодых гитаристов. В любом случае, Стив Вай — это легенда!
В его индивидуальном композиторско-импровизационном исполнительском стиле есть одна черта, имеющая прямое отношение к нашей теме импровизации. Стив очень любит Лидийский лад. Тем самым я не хочу сказать, что маэстро не использует другие лады, но лидийский лад он использует очень часто.
Как вы уже догадались, сегодня поговорим о Лидийском ладе захватим родственный ему Ионийский лад.
Лидийский считается самым светлым и ярким ладом среди всех. Может, поэтому он частенько хочет захватить власть тоники и возглавляет целую Лидийскую хроматическую концепцию.
Этот лад находится на четвертой ступени натурального мажора (как строить и запоминать лады — тут). Его характерная нота — повышенная IV ступень (#4) по отношению к одноимённому мажору. Это характерная ступень так и называется лидийской ступенью. Давайте в этот раз будем все примеры рассматривать от ноты Соль (G).
К сожалению, хоть этот лад такой замечательный, привести пример композиции целиком построенной в лидийском ладу затруднительно. Послушать, как он звучит изолированно, можно ниже.
Теперь давайте поговорим о его ближайшем родственнике, который добился наибольшей власти в музыке.
Ионийский лад вызывает некоторые подозрения и вызывает споры, потому что очень сильно схож с натуральным мажором. Казалось бы, мы учимся различным музыкальным штукам, отталкиваясь от знания мажорного и минорного ладов, а тут оказывается, они только «похожи» на Ионийский и Эолийский лады. Почему?
Опять же, я бы не хотел грузить никого всякими теоретическими выкладками и спорными определениями (типа «лад», «гамма», «строй»). Поэтому простым языком говоря:
Мажор — это функциональная система, ионийский лад — это лад, имеющий свою «краску».
Ну как-то так. Может, однажды представится случай поговорить об этом подробнее.
Давай последуем алгоритму предыдущих статей про лады и построим аккорды от тоник наших ладов.
О чудо! Это же одинаковые большие мажорные септаккорды! То есть, этими двумя ладами можно обыграть большой мажорный септаккорд.
Ну и напоследок, так как же Стив Вай и другие гении пользуются лидийским ладом? Здесь есть по факту три варианта.
Вариант первый, диатонический.
В прошлый раз мы говорили, что Дорийский лад подходит для II-7, миксолидийский — для V7. Теперь стоит добавить, что Ионийский лад подходит для Ima7. Но в диатонике есть IVma7, что тоже есть большой мажорный септаккорд, и ему как раз соответствует Лидийский лад.
Теперь вы уже можете работать с последовательностью Ima7 — IVma7. Как и в прошлый раз повторюсь. Может показаться, что ноты одинаковые, и вам правильно кажется! Но учить лады надо на каждый аккорд.
Вариант второй: модальная замена.
Это слишком круто для этой статьи, поэтому очень просто сейчас. Там, где должен был появиться Ионийский, заменить его и использовать Лидийский (регармонизация). Хорошим примером в данном случае будет II-7 V7 Ima7.
Вариант третий, «народный».
Как в примере с народной музыкой, центры лидийских гармоний спонтанно перемещаются. На практике обычно требуется время, чтобы звучание лидийской гармонии закрепилось в голове у слушателя, поэтому гармонии длятся не менее четырех тактов.
Вот такая получилась статья. А вообще, если хотите научиться круто имровизировать, то у меня есть курс по импровизации, в котором с нуля пошагово я научу вас импровизировать различными ладами, а том числе и лидийским. Спасибо за внимание!
Источник
Уроки джаза >Как легко и быстро освоить все семь ладов?
Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.
Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.
Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.
Стандартный порядок ладов:
- • ионийский
- • дорийский
- • фригийский
- • лидийский
- • миксолидийский
- • эолийский
- • локрийский
А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:
- • лидийский
- • ионийский
- • миксолидийский
- • дорийский
- • эолийский
- • фригийский
- • локрийский
Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.
Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.
Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:
Красный : тоника данного лада
Черный : ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах
Синий : нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.
Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.
Лидийский лад
Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.
Ионийский лад
Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.
Миксолидийский лад
Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.
Дорийский лад
Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.
Эолийский лад
Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.
Фригийский лад
А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.
Локрийский лад
Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.
Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.
Упражнения на тренировку ладов
Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.
- Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
- Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
- Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
- Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
- Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
- Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.
У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.
Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».
Отличный(как и все остальные)урок!
Я одного не понимаю. Вот включаю я минус в ля мажоре, и играю соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому ладам. Но не все ведь ноты из разных ладов одной тональности подходят, и получается диссонанс. Может я неправильно понял как практиковать ?
все гаммы если сыграны по формуле тонов дорийский фригийский как показано на грифе созвучны тоесть любую тыкай и она будет гармонировать
вот я отвечаю тут написано проиграйте во всех 12 тональностях?какие 12?вы их покажите или вообще не пишите о них.
В музыке существуют 12 обобщенных тональностей. Именно по этим тональностям предлагается проиграть гаммы:
иди-учи матчасть патом бирись за лады
И как мне сыграть на пример от Соль диез мажор? Это где вообще?
Я так понимаю интервал все равно либо тон тон полутон тон тон полутон, либо тон тон тон полутон тон тон полутон
Честно говоря, не понимаю почему именно такая альтернативная последовательность ладов? В стандартной последовательности есть простая логика.
Благодарю за подробный и полезный материал. Теперь я разобралась, что такое лад на гитаре.
Намешано в кучу 7 тональностей,12тональностей, мажор, минор, лады, а как их совмещать не написано, разбирайтесь сами. статья мягко говоря больше вопросов дает чем ответов.
Наоборот все довольно понятно расписано, не то что в учебнике по сольфеджио. Там про лад вообще не пойми как написано.
Дорийским ладом обыгрываются только минорные аккорды. Поэтому когда Владислав обыгрывает им Adur звучит диссонанс .
У меня вопрос, апликатура пеового по вашей программе лидийского лада с какой ноты начинаеться F#?
Первая нота будет зависеть от того, в какой тональности Вы играете. Если Вы выбрали тональность F# мажор, первая нота будет F#.
Соль диез это 4й лад шестой струны
Человеку, который только решил освоить данную тему, ничего не понятно.
Я пианистка, искала материал, как быстро освоить Лады. Материал дан прекрасно! Спасибо. Могу добавить ещё один способ запоминания дорийского: взять мажорную гамму тоном ниже и сыграть ее от заданного тона. Например: нужно сыграть до дорийский: берёте мажорную гамму Bb и играете ее от до : С D Eb F G A Bb C ; кому непонятно, значит вам рано ещё этот материал осваивать, гаммы нужно знать прекрасно, чтобы подойти к Ладам и импровизации.
Лидийский: если знаете порядок появления следующего диеза, то очень просто: к ионийскому ( то есть мажорной вашей гамме) прибавляйте один диез, и в лидийском: D majeur ( F#C#) следущий G# , итак в вашем ре лидийском 3 диеза, или считайте 4 повышенную , тоже не сложно .
Вас прямо спросили, накой эти ваши лады нужны, если для мажорных аккордов подходит только ионийский лад, а для минора — эолийский. При чем только натуральные, а остальное все всирать будет, потому что ступени в аккордах докручивать надо чтобы звучало.
люди-то не знают же совсем основ. вот и объясните сначала откуда гамма берется, что в тональности акккорды тоже не рандомно появляются, потом построение аккордов, аккордовые последовательности, кружочек ваш этот любимый покажите, ато все так просто как будто. Учить — это вам не penis canina.
А просто с нуля — это по CAGED системе.
И тут мы приходим к пониманию, что «золотой таблетки» не существует и для изучения и понимания музыкальной теории нужны жопачасы.
Источник