Уроки guitar.ru
      Автор: Rig Raizon       Дата публикации: 09 апреля 2012 г. |
Пентатоника – потрясающий музыкальный инструментарий, как для импровизации, так и для построения своих собственных соло. С одной стороны, она лишена следующих друг за другом малых секунд, что позволяет двум гитаристам играть одновременно, не боясь создать диссонанс. С другой стороны, ее бокс крайне удобно расположился на грифе электрогитары. По две ноты на каждой струне – вот и все, что необходимо выучить для того, чтобы начать осваивать пентатонику. Именно поэтому эта гамма так привлекательна для новичков.
К сожалению, многие застревают на данном этапе развития. Они не знают, что еще они могут сделать для того, чтобы улучшить свое владение пентатоникой. А иные и вообще не ищут путей развития, им нравится тот этап «однобоксового» шредера, на котором они застопорились. Но как бы не была проста пентатоника с первого взгляда, на самом деле она гораздо сложнее и интереснее.
Во-первых, ни для кого не секрет, что если добавить в пентатонику пятую пониженную ступень, то получится блюзовая гамма. Пентатонику также можно разбавлять второй и шестой минорными ступенями, чтобы сделать более мелодичной. Кроме того ее можно разбавлять ступенями из других гамм – дорийской и фригийской – для придания соответствующей атмосферы. В конце концов, можно использовать и вовсе хроматические ходы, звучат они довольно мощно. А можно и саму пентатонику (а точнее, фразу, сыгранную в ней) хроматически сдвигать вниз либо вверх по грифу. Так же не забывайте о том, что пентатоника – это ПЯТЬ боксов, расположенных на грифе следующим образом:
Не зная их, вы вряд ли сможете применить тэппинг в своем пентатоническом стиле. К чему я вел все это время? Все просто – вам нужно изучать как можно больше ликов, пассажей, паттернов, ходов и всевозможных музыкальных идей в пентатонике, чтобы изучать ее возможности и использовать их в своей дальнейшей игре.
Итак. Лик №1. Простой для изучения и довольно распространенный. Сыграй его в темпе 160-170 ударов в минуту.
Лик №2. Еще одна идея со смещением акцентов. Темп тот же.
Лик №3. А вот кардинально иной подход к пентатонике, о котором я говорил выше. Хроматический сдвиг. Его можно использовать, например, в конце скоростного соло, начав четырьмя ладами ниже и быстро вернувшись в основную пентатонику. Эффект будет потрясающий.
Лик №4. А вот уже диатонический сдвиг вдоль грифа. Т.е. здесь использованы ноты исключительно пентатоники.
Лик №5. Ну и, конечно же, в разговоре о пентатонике нельзя было обойтись без тэппинга. Ниже вы видите довольно экспрессивный лик со сдвигом акцентов во втором такте. Попробуйте сыграть его в темпе 120 ударов в минуту.
Надеюсь, мне удалось натолкнуть вас на мысли относительно того, как можно использовать пентатонику при игре на электрогитаре. Разумеется, в рамках пяти ликов невозможно раскрыть все ее возможности. Играйте и рано или поздно вы приблизитесь к тому, чтобы постигнуть эту удивительную гамму. Удачи!
Источник
Пентатоника: фразы, пассажи, лики
Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 26.02.2015 · Обновлено 21.09.2017
Ни для кого не секрет, что гитариста в первую очередь определяет его багаж знаний, полученный в ходе всей его «музыкальной» жизни. Играя различную музыку и стили, музыкант заимствует часть чужих, музыкальных идей и развивает их в своём направлении. Другими словами, если вы хотите разнообразить свою игру, то вам нужно разучить как можно больше ликов, фраз, пассажей, ходов и различных музыкальных идей. Сегодня на примере пентатоники мы и разучим несколько прикольных ликов, которые разнообразят вашу игру.
Примеры
В примере 1.1. группы триолей переворачиваются поочерёдно:
В пример 1.2 переворачиваются только в последнем такте:
В пример 1.3 используется мотив нисходящих четвёртых нот:
В примере 1.4 группы по четыре ноты по очереди переворачиваются:
В примере 1.5 нисходящий мотив состоит из групп по шесть нот:
Такое наложение шестёрок на четвёрки даёт интересный ритмический эффект.
В примере 1.6 возвращаемся к триолям:
Используя группы по шесть нот, группы по очереди меняют направление между нисходящими и восходящими.
В примере 1.7 используется принцип «поднимаемся на две, спускаемся на одну»:
В примере 1.8 наоборот «поднимаемся на одну, спускаемся на две»
В примере 1.9 «поднимаемся на три, спускаемся на одну»
Сложно добиться того, чтобы ноты звучали раздельно, но важно не забывать, что подобные приёмы позволяют создавать замечательные лики.
В примете 1.10 мы добавляем бэнды:
Чтобы добиться наилучшего результата, попытайтесь исполнять бэнды как можно ритмичнее.
Источник
25 блюз-роковых фраз, которые вы должны знать. Часть 1
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Довольно сложно точно назвать 25 гитарных фраз, которые бы охватывали всю блюз-роковую вселенную. Если каждый из нас попробует это сделать, то у нас будут разные результаты. Поэтому тут у нас просто набор ликов, которые могут сформировать отличный фразовый арсенал. Если вы только начинаете, то этот набор бросит вас сразу в гущу схватки, а если вы играете уже многие годы, он поможет пополнить ваш поношенный и истощившийся колчан стрел.
Для любого музыканта важно знать и понимать историю и эволюцию музыкального стиля, и то как характерные особенности того или иного влиятельного музыканта из каждой эпохи связаны между собой. Ну например, как You Need Love Maddy Waters’а связано с Jimmy Page’ем?
Это знание даёт на понимание того, как наш любимый гитарист использовал эти воздействия в своей собственной игре. Вообще, в современной музыке очень немного действительно оригинальных голосов, и лишь несколько из них – это гитаристы. В блюзе и роке гармония и ритм, обычно, довольно незамысловаты. Но это-то и удивительно. Удивительно но, как великие гитаристы в течении десятилетий умело обращались с этим относительно простым музыкальным языком и разговаривали на нём на свой собственный лад.
Мы сделали обзор наиболее интересных и популярных составляющих блюз-рока, которые постоянно появляются в ликах гитаристов с 40х годов до наших дней – будь то гармония, ритм или интересная артикуляция. Этот урок включает в себя 25 фраз, пронумерованных по убыванию. Каждый элемент этого списка был «позаимствован» от от одного или нескольких великих гитаристов.
Этот урок можно использовать двумя различными способами. Первый – это просто отработать все лики, чтобы играть все 25 без ошибок, что позволит вам поработать над выносливостью и точностью исполнения. С другой стороны, вы можете использовать каждый лик, как точку отсчета для своих собственных идей.
Работайте над тем, чтобы проникнуть в каждый элемент глубже, затем придумывайте своё, используя ваших любимых гитаристов для вдохновения, и, конечно, сочетайте это со своим собственным творческим началом.
Ну и почему бы вам не взять некоторые из этих элементов, выписать их на 12 тактов, а потом используя только их сделать из них музыку, чтобы они звучали натурально и гармонично, а не просто как надуманный набор связанных между собой фраз. Именно такой творческой практикой занимаются профи. Ловите кайф и удачи!
25. Мажорный мотив Ferddie King
Повторяющаяся мажорная пентатоника – это основа игры Freddie King. Он использовал группировку триолей, тогда как «жук» George Harrison применил интересную идею смещения ритма 16ми в Hard Days Hight.
Эта же идея видная также в потрясном соло Paul Kossofв Free’s All Night Now. Если говорить про кантри, то примерно тоже самое мы модем услышать у Kenny Rorers в Take You Love To Town.
24. От минорной к мажорной пентатонике
Блюз-рокеры довольно часто играют поверх доминант-аккорда, как мажорную, так и минорную пентатонику в том же ключе (в нашем примере – это A). Обычно это делают той же «распальцовкой», что и для А-минора (на 5м ладу), затем перемещаются на 3 лада в низ, чтобы получился A-мажор (на 2м ладу).
В использовании этого приема замечены разные гитаристы, в том числе Angus Young и Paul Gilbert.
23. Фрагмент арпеджио минор 7
Этот лик – это отличный пример того, можно украсить такой стерильный музыкальный прием, как арпеджио. Этим приемом отлично владеют три гитариста: Mark Knopfler, Peter Green и Eric Clapton, по крайней мере эта троица сразу же приходит на ум.
В нашем примере мы украшаем арпеджио D mior (D-F-A) и minor 7 (D-F-A-C). Арпеджио – это короткий путь, чтобы попасть «в цель аккорда» и они всегда звучат отлично!
22. Органные лики
На многих гитаристов, среди которых Danny Gatton, Robben Ford и Stevie Ray Voghn, оказали влияние органисты, например, Jimmy Smith. В результате мы увидели интересные дабл-стопы и трели.
Попробуйте играть, как пальцами, так и медиатором, чтобы получить сбалансированную динамику.
21. Рок-н-рольные пул-оффы
Задолго до рокеров 70х быстрые и огненные пул-оффы популяризировали такие люди, как Scotty Moor (гитарист Элвиса), Eddie Cochran и Cliff Gallup, который играл в команде Gene Vincent. В общем, еще в 50х уже вовсю пользовались этим приемом.
Идея была была позаимствована у самого Les Paul, но в итоге лик стал рокабильным штампом (привет Brian Setzer). Его также стал использовать Jeff Beck (кстати, большой фаната Cliff Gallup и Les Paul).
20. Педальный (органный пункт) лик
Идеи органного пункта использовал не только Yngwie Malmsteen и другие, подверженные влияние классики, гитаристы.
Тут у нас распространенная блюзовая вариация, где тоника D используется, как педаль, против нисходящих голосов (A-Ab-G) или (5-b5-4).
Источник
Придумываем гитарные лики вместе с Paul Gilbert
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
На Ютубе наткнулся на хороший урок от Пола нашего Гилберта (Paul Gilbert). Он тут сначала придумывает вокальную партию, а затем снимает ее и играет на гитаре. В общем, таким образом придумываются лики.
Cмотрим видео.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на ритм. Пол всегда находится в ритме. Его правая рука постоянно «отсчитывает» доли. И благодаря этому все звучит очень круто.
Тоже очень круто получается, как он использует для обыгрывания не сложной, на самом деле, мелодии различные приемы: стаккато, легато, бэнды. Забавно смотрится, когда он с постной миной играет мелодию без этих приемов.
В общем, все выглядит довольно просто и легко, но, скажу по секрету, за этой простой скрыты многие жопочасы, проведенные за гитарой.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
25 блюз-роковых фраз, которые вы должны знать. Часть 5
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Сегодня мы рассмотрим последние 4е блюзовых лика. Посмотрим на одну из фишек, характерных для Клэптона. Послушаем, как делает бэнды Чак Берри. Узнаем, какую пентатонику предпочитал Би Би Кинг и вернемся к самым истокам во временя Джона Ли Хукера и Мадди Уотерса.
4. Лик из повторяющихся триолей
Поддерживая блюзовые традиции лик из трёх нот в стиле Клэптона играется триолями. Чтобы закончить мысль, мы украсили лик 16ми для контраста а-ля Hawlin Wolf.
Этот лик схож с одной из всенародно любимых композиций Эрика.
3. Повторяющийся бэндовая фигура Чака Берри
Второй повторяющийся мотив – это классическая фигура Чака Берри, которая является базовой в этом стиле, и которую использовали практически все, начиная от Кита Ричардся и Джорджа Харрисона и заканчивая Ангусом Янгом.
2. Мажорно-минорный боксовый паттерн Би Би Кинга
Несмотря на то, что в начале своей карьеры Би Би Кинг частенько использовал привычную 1ю и 2ю формы минорной пентатоники, в последние десятилетия он стал использовать эту свою собственную «боксовую» форму.
Питер Грин мастерски применил эту форму в классическом для Fleetwood Mac Need You Love So Bad, позже Джон Майер тоже применял подобную форму в своем современном шедевре блюза Gravity.
1. Ми-минорная пентатоника в открытой позиции
Именно этот лик мы решили сделать номером 1 в нашем списке.
Он есть в музыкальном словаре практически каждого блюзового или рокового гитариста. Его начинали использовать ещё такие «отцы» блюза, как Роберт Джонсон, Джон Ли Хукер и Мадди Уотерс, а также Хендрикс (Hey Joe, Voodoo Chile), Дэвид Гилмор (Wish You Were Here), SRV (Scuttle Buttin), Slash (Civil War) и многие-многие другие.
Источник