- MasterGitar.com
- Как увидеть из чего сделана дека гитары
- Материал для гитар и его влияние на звук
- Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?
- Какую древесину используют для производства гитар?
- Породы деревьев для акустических гитар
- Дерево для верхней деки
- Дерево для обечайки и задней деки
- Дерево для грифа, накладки и порожков
- Породы деревьев для электрогитар
- Дерево для корпуса электрогитар
- Дерево для грифа
- Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
- Строение гитары. Общая информация
- Схема строения гитары
- Корпус
- Нижняя дека
- Верхняя дека
- Вырез (катавей)
- Подставка (бридж)
- Канты
- Стреплок
- Обечайка
- Нижний порожек
- Розетка
- Резонаторное отверстие
- Колышки для крепления струн
- Накладка (гольпеадор)
- Накладка на гриф
- Ладовые порожки
- Голова грифа
- Накладка на голову грифа
- Гребень головы
- Колковая механика
- Валики колковой механики на классической гитаре
- Пятка
- Накладка на пятку
- Струны
- Верхний порожек
- Маркеры ладов
- Внутренняя часть
- Система пружин
- Анкерный стержень
- Гайка для регулировки анкера
- Предусилитель
- Звукосниматель
- Разъем типа «Джек»
MasterGitar.com
Когда вы выбираете гитару, то естественное желание узнать из чего она сделана. Если гитара приобретается у гитарного мастера, то проблем быть не должно. Гитарный мастер расскажет из чего сделана каждая часть. Но самое важное, не будет никаких расплывчатых формулировок, массив ли это древесины или фанеровка.
Иная ситуация с гитарами в магазинах. Маркетологи подсказали, что называть фанеру фанерой — это как-то слишком прямолинейно, поэтому решили просто называть её торговым названием древесины, из которой сделан внешний слой фанерованной гитары. Т.е., если вы видите, что в спецификации к гитаре написано, что корпус или обечайки и дно из палисандра(только название дерева без всяких уточнений), то значит, скорее всего у вас в руках гитара со шпоном палисандра на внешнем слое.
В случае с гитарами из массива дерева, т.е. цельного, без всяких фанеровок, те же маркетологи уже подсказали, что информацию эту надо подчеркнуть и с каждым названием древесины использовать слово SOLID или цельная.
Ещё раз на примере. Если в буклете к гитаре написано:
- Top (или Soundboard, что значит дека) — Cedar (кедр), то значит дека этой гитары сделана из некой слоеной конструкции, у которой внешний шпон сделан из кедра.
- Top — Solid Cedar — вот эта строчка означает, что гитара имеет деку из массива кедра. Дополнительное слово Solid.
Для обечаек и дна это уточнение также должно быть, но такая путаница возникает редко, так как гитара из массива это дорогая вещь. Выглядит это по-английски — back&sides — Solid american mahogony или по-русски обечайки и дно из цельного красного дерева.
Как правило, тот факт, что используется цельное дерево делается хорошо заметным, на гитаре налеплены всякие ярлычки с надписями, типа Solid Top. Другими словами, если вы нигде не видите этих надписей, то повод дополнительно убедится из чего сделана гитара.
Конечно, тот факт, что при изготовлении гитары применено настоящее дерево отражается на его цене. И если с декой из массива кедра гитара может стоить только на несколько сотен долларов дороже, то гитара полностью из массива будет стоить дорого и с фанерой это не перепутаешь.
Надо отметить, что существуют техники формирования обечаек гитары из двух типов дерева, снаружи палисандр или сверхплотная порода, а внутри что-то помягче, типа красного дерева. Используется эта техника мастерами, поэтому никаких секретов при покупке быть не должно. Фанеровка такой способ или нет вопрос спорный, так как переклеивается не какая-то техническая древесина, а массив специально подготовленных ценных пород. Не путайте это с фабричным вариантом.
Где-то тут упомним и про фабричные техники фанеровки, которые часто называются словами однокоренными со словом ламинирование. Об этом и речь, что гитара делается из слоеной структуры с ценной породой наружу. Я рекомендую обратить особое внимание на деку гитары и постараться купить инструмент с цельной декой. Как правило, это будет кедр. Испанские фабрики очень хорошо освоили эту технологию.
Конечно, ситуация не выглядит таким образом, что те кто хочет купить массив, будучи обманутыми, покупают фанерованные гитары. Скорее тем, у кого есть деньги только на фанерные гитары, дополнительно не напоминается о том, что за эти деньги они смогут купить только фанеру. Маркетинг — это психология человека, а она очень ранимая. А изготовители очень услужливы.
Как увидеть из чего сделана дека гитары
При выборе гитары вы можете попробовать убедиться из чего сделана дека, посмотрев в торец слоев. Торец слоев должен быть виден у звукового отверстия. Если гитара не новая, то торец может быть виден в иных местах: снят гриф или отломан кант. Часто торец отверстия закрыт каким-то пластиком, это дополнительный повод засомневаться.
На торце дерева вы должны увидеть рисунок слоев, который является продолжением структуры слоев с внешней стороны, это вертикальные или идущие под некоторым углом линии. Если такого рисунка нет, то это хороший повод засомневаться, что дека сделана из массива. Если же вы четко видите бутерброд из трех частей, то будьте уверены у вас фанера. Обратите внимание, что внешний слой очень тонкий, до 1мм.
Итак, фото для иллюстрации описанного выше.
На первом фото ниже мы видим торец деки в звуковом отверстии. Это явная фанеровка. Сверху и снизу тонкий слой ели, в середине что-то неизвестное.
И сразу массив, чтобы стало понятно. На самом первом фото статьи изображен торец звукового отверстия деки из массива ели и ещё одно фото ниже, где можно четко разглядеть вертикальные линии слоев дерева.
Дополнительно ещё несколько фотографий явно фанерованых дек. Был отломан кант и взору явно предстала слоеная структура деки. Четко видно, что слои внешнего слоя никуда не продолжаются. В середине нечто светлое. Это вид деки старой чешской Кремоны, такая же картина и у старых немецких Музим.
Фото, на котором в пазе крепления грифа хорошо видна слоеная структура не только деки, она измеряется линейкой, но и обечаек.
Источник
Материал для гитар и его влияние на звук
При знакомстве с гитарой у начинающих музыкантов возникает масса вопросов. И эти вопросы связаны не только с устройством гитары и нюансами обучения игре, но и с материалами, из которых издревле изготавливают инструмент.
Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины? На что влияет выбор дерева при изготовлении гитары? Гитару из какой древесины лучше предпочесть? На эти и другие вопросы постараемся ответить.
Почему гитары до сих пор изготавливают из древесины?
На протяжении веков с момента появления гитары основным материалом для ее изготовления остается дерево. Это связано вовсе не с довлеющим влиянием традиции, а имеет вполне логичное объяснение и практическое подтверждение. Если взять современную неподключенную электрогитару и дернуть за струну, появится краткий звук без особенностей. Проделав то же самое с акустической гитарой, мы получим насыщенный бархатистый звук с особой продолжительностью. Это достигается благодаря простой схеме: звук попадает в резонаторное «окно» гитары и, резонируя о внутренние стенки корпуса, выходит со значительным усилением.
Деревянный корпус здесь выполняет сразу несколько задач:
- усиливает звук
- придает звуку индивидуальный окрас
- увеличивает продолжительность звучания
Почему среди современных материалов предпочтение отдается традиционному дереву?
- Во-первых, многовековая практика показала, что именно древесина способна создать наиболее многогранный и красивый звук.
- Во-вторых, дерево обладает массой физических свойств, которые важны для формирования звука. Оно плотное, гибкое, имеет небольшой вес, а микропористая структура позволяет создавать особый бархатистый звук, который не сможет воссоздать даже самый лучший пластик.
Какую древесину используют для производства гитар?
Современные производителя часто стали «удешевлять» производство гитар, выпуская дешевые «дворовые» гитары из шпонированного МДФ или даже фанеры. Мы же будем говорить о качественных музыкальных инструментах из массива дерева, так как уважающий себя музыкант все-таки найдет средства купить достойную гитару, способную полностью отразить его мастерство и уникальную манеру игры.
Итак, в гитаростроении за все время производства было использовано огромное количество пород деревьев, но все-таки самое широкое распространение получили несколько пород, о которых поговорим ниже. Дабы правильно подать информацию, рассмотрим каждую группу гитар в отдельности. Это поможет сразу определить, какое дерево лучше выбрать и как оно влияет на конечное звучание инструмента.
Породы деревьев для акустических гитар
Для любой гитары может использоваться как один вид дерева, так и одновременно несколько пород. Это связано с тем, что каждая порода обладает своими особыми свойствами, которые ценны в какой-то одной из составляющих гитары.
Дерево для верхней деки
Для изготовления верхней деки чаще всего используют ситхинскую ель (делает звук ообенно звонким и четким) или ель Энгельмана (звук немного мягче, чем у ситхинской ели). Второй вариант более дорогой и используется для произвдства гитар среднего класса. Но наиболее ценными считаются инструменты из красной ели, довольно редкой породы, которая обладает глубоким, но очень четким звуком.
Также для верхней деки может использоваться кедр, излучающим мягкий завораживающий звук, но не менее звонкий, чем у ели. Кедр не меняет свои свойства на протяжении многих лет, а ель с каждым годом дает все более богатый звук.
Дерево для обечайки и задней деки
Для достижения гармоничного звука задняя дека и обечайка изготавливается из одной и той же породы древесины. Чаще всего эти элементы изготавливают из махагона (красного дерева), способного сбалансировать звук и придать ему четкость и мягкость.
Еще одна, более ценная порода дерева, палисандр, способна преобразить звук на низких частотах. Звук от палисандра будет насыщенным, глубоким и вязким. Другие же породы (орех, клен, коа) будут приближены по свойствам и звучанию к предыдущим породам, но иметь различную стоимость.
Дерево для грифа, накладки и порожков
Выбор породы древесины, из которой делают другие элементы не столь важен. И хоть бытует мнение, что порода влияет на четкость и продолжительность звука, такое влияние совсем незначительно. Чаще можно встретить гриф из клена или махагона, накладку – из более ценного палисандра или очень дорогого черного дерева (в гитарах элит-класса).
Породы деревьев для электрогитар
Так как у электрогитары отсутствует резонаторное «окно», из года в год ведутся споры о целесообразности использования древесины для ее производства. Независимо от споров электрогитары из дерева продолжают свое существование и имеют своих поклонников.
Дерево для корпуса электрогитар
Выбор древесины для изготовления корпуса электрогитары более широкий, чем у акустической. Поэтому разнообразие пород, из которых изготавливают корпус, заставляет задуматься. В основном это:
- Ольха – наиболее доступный, а потому и распространенный материал. Считается универсальным вариантом, так как дает отличный баланс звука на любых частотах.
- Липа – наравне с ольхой считается универсальным материалом, но требует хорошей лаковой защиты. Один из наиболее недорогих вариантов, мало влияющих на звук.
- Агатис — «дешевое красное дерево» из семейства сосновых. Отношение к кмахагону имеет только по схожести внешнего вида и звучания. Используется для бюджетных гитар.
- Махагон (красное дерево) – позволяет добиться плотного четкого звука со смягченными частотами. Предпочтителен для исполнения тяжелых музыкальных стилей.
- Ясень болотный — дает отличный резонанс за счет своей пористости. С ним лучше всего звучат басы и чистые верхи.
- Ясень северный – дает ясное звонкое звучание благодаря высокой плотности и весу. Достаточно сильно увеличивает продолжительность звука.
Также корпус может изготавливаться из лэйсвуда, падука, коа, ореха и прочего, но большого распространения эти породы не имеют.
Дерево для грифа
При выборе электрогитары большое внимание уделяется грифу, вернее материалу, из которого он сделан. Наиболее распространены грифы из клена и красного дерева: клен дает четкий «стеклянный» звук, красное дерево же делает звучание мягким и вязким.
Чтобы понять, какую гитару предпочесть, стоит для начала определиться со стилистикой исполнения. Изучив свойства пород дерева, можно идеально подобрать именно ту гитару, которая будет способна полностью раскрыть звук и передать нужную тональность звучания.
Источник
Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
Строение гитары. Общая информация
В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.
Схема строения гитары
На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.
Корпус
Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.
Нижняя дека
Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.
Верхняя дека
Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.
Вырез (катавей)
Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.
Подставка (бридж)
Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.
Канты
Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.
Стреплок
Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.
Обечайка
Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.
Нижний порожек
Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.
Розетка
Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.
Резонаторное отверстие
Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.
Колышки для крепления струн
Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».
Накладка (гольпеадор)
Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.
Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.
Накладка на гриф
Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.
Ладовые порожки
Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.
Голова грифа
Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.
Накладка на голову грифа
Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».
Гребень головы
Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.
Колковая механика
Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.
Валики колковой механики на классической гитаре
В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».
Пятка
Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.
Накладка на пятку
Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.
Струны
Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.
Верхний порожек
Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.
Маркеры ладов
Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.
Внутренняя часть
Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.
Система пружин
Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.
Анкерный стержень
Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.
Гайка для регулировки анкера
В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.
Предусилитель
Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.
Звукосниматель
Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).
Разъем типа «Джек»
Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.
Источник