Лютневая гитара — Lute guitar
Лютня гитара или немецкий лютня ( немецкий : Gitarrenlaute, Deutsche Laute или Wandervogellaute , реже lutar (современный турецкий ), гуй-лютня или gittar ) струнный музыкальный инструмент , распространенный в Германии от около 1850. Прибор имеет регулярные шесть установка струнной гитары на чаше для лютни, однако существует множество теоретических вариантов с 11 струнами. (см . : Deutsche Basslaute )
Инструмент связан с контркультурным движением Wandervogel в Германии в первой половине 20 века.
Название « немецкая лютня» иногда также используется для обозначения вальдзитра , поскольку оба они приобрели статус национального инструмента в начале 20-го века.
СОДЕРЖАНИЕ
Дизайн
Бабка
Бабка обычно заканчивается в двух стилях, либо головка (изображающие животные или гуманоиды) или кривой (в плоское навершие, вырезанная или без отделки). Реже вместо шестеренок для настройки струн можно использовать деревянные колышки. Подголовники для лютневых гитар тоньше и изогнутее, чем их современные аналоги.
Гриф и гриф
В то время как гриф лютневой гитары очень похож на гриф современной классической гитары , дизайн грифа (или грифа ) часто отличается. Гриф современной гитары простирается вниз по деке до звукового отверстия . Однако гриф гитары с лютней может находиться на том же уровне, что и дека, и останавливаться в нижней части грифа, при этом дополнительные лады продолжаются вниз по деке независимо, подобно ладам лютни. Гриф иногда бывает зубчатым.
Корпус лютневой гитары похож на округлый корпус традиционной лютни . Несколько ребер (или панелей) из гнутого дерева (обычно клена или палисандра) составляют заднюю часть корпуса, приклеенную к деревянной раме снизу. Эти ребра иногда изображают так, чтобы они напоминали традиционное (или стереотипное) восприятие средневекового менестреля или шута. Например, ребра могут быть окрашены в разные цвета (например, белый, зеленый, белый и т. Д.).
У лютневой гитары обычно есть еловая дека с отверстием для звука, которое похоже на отверстие лютни, но намного толще.
Звуковое отверстие и розетка
Современная классическая гитара обычно имеет просто вырезанное звуковое отверстие. Лютневые гитары, однако, могут иметь замысловатый рисунок, вырезанный на деке, например, геометрические узоры или репрезентативные украшения, такие как цветы, замки и свитки. В качестве альтернативы можно вырезать простое отверстие и наклеить предварительно вырезанный деревянный диск на внутреннюю часть деки; в некоторых случаях несколько слоев дисков создают каскадный эффект.
Мост лютни гитары работает таким же образом , как и современный гитарный мост, но также служит в качестве декоративной детали , сделанной в различных формах, размерах и стилях, часто искусно вырезанный, например, заканчиваясь в завитках на каждой стороне.
Источник
Лютня
Древний струнно-щипковый инструмент, получивший поэтичное название «лютня» многие ошибочно сравнивают с современной гитарой или домрой. Однако он имеет особое строение, звучание и историю, содержащую интересные факты.
Что такое лютня
Лютня – это музыкальный инструмент, относящийся к группе струнных щипковых. В средние века она имела грушевидный корпус и несколько пар струн. Среди арабских народов считалась королевой музыкальных инструментов, а благодаря мягкому звучанию для многих религий она имела символический смысл. Например, у буддистов игра на этом инструменте означала спокойствие и слаженную обстановку в мире людей и богов, а у христиан – небесную красоту и контроль над силами природы.
В прошлом лютня относилась к ряду «светских» инструментов, на которых играли только в привилегированных обществах. Ранее также бытовало мнение, что она является «инструментом всех королей».
Строение
В целом с течением истории инструмент не изменил своего первоначального строения. По-прежнему корпус лютни схож с формой груши и изготавливается из древесины. Для этих целей чаще используется вишня, клен или палисандра.
Дека имеет овальную форму, а также по центру украшается резной розеткой. Гриф не нависает, а располагается в одной плоскости с корпусом. В разных вариациях лютня имеет четыре или пять пар струн. Настраивать ее не просто, потому музыканту приходится проводить много времени в попытках подготовиться к игре.
Как звучит лютня
Звучание лютни во многом схоже с гитарным перебором, однако сравнивая эти два инструмента, можно обнаружить различия. Голос лютни отличается особой мягкостью, которой сложно добиться играя на гитаре. Также профессиональные музыканты отмечают бархатистость тембра инструмента и насыщенность обертонами.
Благодаря нескольким парам струн, звук лютни приобретает более трепетный и романтичный характер. Именно потому ее часто изображали художники в руках молодой девушки или юноши.
История происхождения
История происхождения лютни имеет неоднозначный характер. Первые прототипы современного инструмента активно использовались в Египте, Греции и Болгарии. Также некоторые вариации встречались в Персии, Армении и Византии. Тем не менее, определить личность первого лютье историкам так и не удалось.
Распространяться по миру древняя лютня начала благодаря болгарам, которые сделали ее особо популярной в пределах балканского полуострова. Далее руками мавров инструмент был перенесен в Испанию и Каталонию. А уже в XIV веке он распространился по всей территории Испании и начал переходить в немецкоязычные страны.
За всю историю лютни ее конструкция претерпевала множество изменений. Мастера меняли форму корпуса, строй, количество струн, увеличивали размер. Из-за этого в мире существует немало самостоятельных инструментов, родоначальником которых была лютня. В их числе:
- Ситар (Индия). Имеет два резонирующих корпуса, второй из которых располагается на грифе. Отличительной особенностью ситара является большое количество струн, 7 из которых являются основными. Звук на индийской лютне извлекается с помощью мизраба – особого медиатора.
- Кобза (Украина). По сравнению с родоначальным инструментом, кобза имеет более округлый корпус и короткий гриф, который насчитывается всего 8 ладов.
- Виуэла (Италия). Главное отличие виуэлы заключается в звукоизвлечении. Первоначально для игры на ней использовали не классический медиатор, а смычок. Из-за этого виуэла звучала иначе, чем лютня. Корпус ее приобрел очертания современной гитары, а из-за способа звукоизвлечения ее отнести к классу струнно-смычковых.
- Мандолина. В целом мандолина выглядит очень схоже с лютней, однако ее гриф более короткий и она имеет меньшее количество парных струн. Для игры на данном инструменте используют особую технику – тремоло.
- Саз – подобный мандолине инструмент, распространенный среди народов Закавказья. Саз имеет длинный гриф и меньшее количество струн, нежели прочие струнно-щипковые.
- Дутар – инструмент, широко распространенный среди жителей Центральной и Южной Азии. Шейка дутара длиннее, чем у лютни, потому диапазон извлекаемых звуков намного шире.
Также к видам лютни часто относят русскую домру, т.к. она является прототипом балалайки и мандолины.
Известные лютнисты
С древних времен людей, играющих на лютне, называли лютнистами. Как правило, они являлись не просто музыкантами, но и композиторами. В числе известных композиторов-лютнистов значатся Винцесто Капирола, Роберт де Визе, Иоганн Себастьян Бах и прочие.
В XXI веке актуальность лютни значительно снизилась, однако лютнисты продолжают радовать публику своими выступлениями. В списке современных музыкантов, популяризирующих данный инструмент, значатся В. Вавилов, В. Каминик, П. О’Детт, О. Тимофеев, А. Крылов и другие. Репертуар лютнистов состоит из сотен произведений, переведенных на строй лютни, услышать которые можно не только в сольных пьесах, но и в ансамблях.
Лютня – древний инструмент с загадочной историей. Она послужила прототипом для многих современных струнно-щипковых инструментов, потому ее значимость в мире музыки очень велика. Несмотря на то, что в современном мире лютня пользуется меньшим спросом, музыканты продолжают творить на ней музыку, популяризируя инструмент среди слушателей.
Источник
Что такое лютневая гитара
Или просто Уд — один из самых древних инструментов арабского происхождения, предшественник европейской лютни. В Греции известен под именем OUTI, в Иране BARBAT. Первоначально имел 4 хора. В наши дни 5 хоров и 6-ую басовую струну. Играют на нем преимущественно плектром.
Подробнее >>
Барочная лютня Барочные лютни возникли в результате экспериментов с настройкой около 1600 года на основе уже популярной лютни эпохи Возрождения. Мастером этого инструмента был и Сильвиус Леопольд Вайсс. Его музыка представляет также конечную точку многовековой традиции лютней, в которой она описывалась, как самый благородный из всех инструментов. | Торбан, Кобза Самое загадочное и, вместе с тем, удивительное семейство и история украинских старинных музыкальных струнно-щипковых инструментов. Подробнее о кобзе >> |
Теорба, Китаррон Лютневое семейство инструментов было в постоянном развитии. Как казалось итальянским мастерам, обычной лютне Ренессанса не хватает басов, поэтому была изобретена Theorbo, в которой были добавлены басовые струны. Сколько бы не спорили, а Chitarrone — это тот же Theorbe, только с другой настройкой. | Цитра В течение 16-ого столетия цитра была второй по популярности после лютни. Самая простая форма цитры имела 4-е хора по 2 или 3 струны вкаждом. Струны в каждом хоре были настроены в унисон с добавленной октавой в некоторых хорах. Цитра имела много видов и настроек и часто повторно перестраивалась от одной музыкальной пьесы к следующей. Подробнее >> |
Бандора Один из древних инструментов семейства лютневых. Очень мало сохранилось таких инструментов и, к сожалению, очень мало исполнителей на таких инструментах. Но, тем не менее, современные мастера сохраняют традици. Подробнее >> | Орфарион Орфарион — это практически то же самое, что и бандора. Основная разница заключается в более маленьком размере, количестве струн и настройке. |
Лютня кантабиле ( Liuto cantabile ) Это инструмент итальянского происхождения последней четверти Xвека мандолиновой группы. Имеет пять пар металлических струн с квинтовым строем, как у Миланской мандолины. Звук извлекается плектром. Особый интерес представляет грушевидная задняя дека, набранная из 37-ми узких, слегка вогнутых палисандровых пластин Подробнее >> | Лютня Вандерфогель Еще этот инструмент называют «Лютневидная гитара». Чисто немецкий инструмент, который выглядит, как лютня Ренессанса, но имеет шесть струн, как на гитаре, и металлические колки. Много дискуссий было вокруг этого инструмента. Ясно одно, что этот инструмент занимал одно из лидирующих по популярности мест с середины XIX века до начала нашего столетия. |
Мандора (или барочная мандолина) Струнный музыкальный инструмент семейства лютни. Возник, предположительно, в эпоху раннего Возрождения из средневековой гитерны(малой сопрановой лютни). Maндора считается родоначальницей мандолины. В Италии этот инструмент называли мандолой (есть более поздний инструмент, имеющий такое же название из семейства мандолин) Подробнее >> | Мандола [Фото 1] Итальянский струнный щипковый музыкальный инструмент. Упоминания о мандоле встречаются уже в XII—XIII вв. Название «мандола» происходит от древнего pandura (греч. — маленькая лютня). Инструмент, по мнению исследователей, был разработан в процессе изготовления лютни, как более компактный и экономный в создании. Полную последовательность развития и номенклатуру инструмента в настоящее время трудно проследить. Подробнее >> |
Мандолина Инструмент, напоминающий лютню, только гораздо меньших размеров. Происходит из южных стран Европы. Наиболее распространена Неаполетанская мандолина с 4 курсами, строющимися в унисон и имеющими строй скрипки. Миланская мандолина имеет 5 курсов. В отличии от других лютневых инструментов на мандолине играют плектром (медиатором) приемом тремоло. Современная мандолина имеет металлические струны | Виуэла (vihuela) Виуэла — от испанского гитара — струнный щипковый инструмент семейства виол, распространённый в Испании в XV — XVI веках. Первоначально на виуэле играли и смычком (vihuela de arco), с XVI века только щипком (vihuela de mano). Виуэла XVI века похожа на большую гитару, а по настройке (шесть двойных струн, первая струна могла быть одинарной) близка лютне. В XVII веке виуэла была вытеснена гитарой. Подробнее >> |
Барочная гитара Само название этого инструмента говорит за себя. Конечно же, именно этот инструмент явился переходным образцом между лютней и современной классической гитарой. Но вклад этого инструмента в мировую культуру настолько велик, что слово «переходный» отпадает. Подробнее >> | Классическая гитара Гитара — струнный щипковый инструмент из семейства лютневых. В конце XVIII в. испанская гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна (E), сдвоенные струны заменяются одинарными. С этого времени шестиструнная гитара начинает свое триумфальное шествие по странам мира. Об истории инструмента, классиках, в том числе и русских, смотрите Здесь >> |
За несколько веков развития лютневых инструментов возникла некоторая путаница в названиях и классификации этих инструментов. Вероятнее всего, это связано с тем, что эволюция проходила в разных странах и каждая культура накладывала определенный отпечаток. На это влияли различия в языках и медленный обмен информацией.
Довольно трудно разобраться в этих хитросплетениях, порой и невозможно за давностью лет.
Практически одно и тоже:
Бандоро, Бандола (испан. Bandola, Bandolуn), Bandolon Bandura, Мандола
Название же «Мандола» происходит от древнего Pandura, известена также под такими именами как «Мандора» и «Мандоле», «Пандурина» и «Бандурина»
Виуэла — Vihuela, Biguela.
Цитра или Цистра, а может Кифара?
Cittern, Cither (фр. Cistre, итал. Cetra, испан. Cistro, Cedra, Cítola, нем. Cister, Zither) -> получается что это тоже цитра 🙂 см. [Фото]
Источник