Разновидности лютен
Л ютневое семейство отличалось постоянной эволюцией, которая дала повод к возникновению различных типов инструментов. Наши предки XVII-ых и XVIII-ых веков не были единогласными при определении этих различных инструментов и теперь не легко дать точное описание каждого типа. Например, «Китаррон» и «Теорба» названия итальянские, где и были изобретены. Практически это один и тот же инструмент. Архилютня отличается от Теорбы только своим размером и своим строем. Вообще, если говорить проще, то все эти инструменты можно назвать как «производные от лютни».
В ряд ли можно найти инструмент, имеющий такое большое количество себе подобных. В середине 17 в. английский мастер Джон Роуз изобрел лютню с плоской нижней декой, а лады и порожки расположил веером, поставив при этом металлические струны и сохранив традиционный строй. Назвал он этот инструмент «орфарион» (в честь двух античных мифических героев Орфея и Ариона). Плоский корпус и металлические струны употреблялись и раньше (на цитернах, пандорах, китарронах и английских гитарах). Изобретение Дж.Роуза состояло в том, что веерное расположение ладов позволило разместить на одном грифе две мензуры стандартную и более длинную, а инструмент при этом остался достаточно компактным. Металлические струны давали возможность использовать на орфарионе как пальцевую, так и плектрную техники игры.
Самая маленькая лютня мандора с 4 (5,6) струнами была широко распространена во Франции и Италии. Небольшие размеры делали ее удобной в сольном музицировании, а высокий строй позволял использовать в качестве верхнего голоса в ансамблях. В своих концертах для лютни французские и итальянские композиторы (напр., А.Вивальди) часто подразумевали, наряду с традиционными, именно такие маленькие лютни, на которых, в основном, использовалась плектрная техника. (В дальнейшем эти лютни мандоры, или мандолы заменили мандолины).
В 17-18 в.в. наибольшую популярность приобрели большие инструменты. Это лютни с длинной шейкой теорбы, китарроны, архлютни, лютни а теорбато и др. Главным достоинством таких лютен являлась большая длина басовых струн. Применение как хорных, так и одинарных струн облегчало некоторые технические задачи и делало названные инструменты незаменимыми в ансамблях, особенно в группе basso continuo.
Источник
Лютня
Древний струнно-щипковый инструмент, получивший поэтичное название «лютня» многие ошибочно сравнивают с современной гитарой или домрой. Однако он имеет особое строение, звучание и историю, содержащую интересные факты.
Что такое лютня
Лютня – это музыкальный инструмент, относящийся к группе струнных щипковых. В средние века она имела грушевидный корпус и несколько пар струн. Среди арабских народов считалась королевой музыкальных инструментов, а благодаря мягкому звучанию для многих религий она имела символический смысл. Например, у буддистов игра на этом инструменте означала спокойствие и слаженную обстановку в мире людей и богов, а у христиан – небесную красоту и контроль над силами природы.
В прошлом лютня относилась к ряду «светских» инструментов, на которых играли только в привилегированных обществах. Ранее также бытовало мнение, что она является «инструментом всех королей».
Строение
В целом с течением истории инструмент не изменил своего первоначального строения. По-прежнему корпус лютни схож с формой груши и изготавливается из древесины. Для этих целей чаще используется вишня, клен или палисандра.
Дека имеет овальную форму, а также по центру украшается резной розеткой. Гриф не нависает, а располагается в одной плоскости с корпусом. В разных вариациях лютня имеет четыре или пять пар струн. Настраивать ее не просто, потому музыканту приходится проводить много времени в попытках подготовиться к игре.
Как звучит лютня
Звучание лютни во многом схоже с гитарным перебором, однако сравнивая эти два инструмента, можно обнаружить различия. Голос лютни отличается особой мягкостью, которой сложно добиться играя на гитаре. Также профессиональные музыканты отмечают бархатистость тембра инструмента и насыщенность обертонами.
Благодаря нескольким парам струн, звук лютни приобретает более трепетный и романтичный характер. Именно потому ее часто изображали художники в руках молодой девушки или юноши.
История происхождения
История происхождения лютни имеет неоднозначный характер. Первые прототипы современного инструмента активно использовались в Египте, Греции и Болгарии. Также некоторые вариации встречались в Персии, Армении и Византии. Тем не менее, определить личность первого лютье историкам так и не удалось.
Распространяться по миру древняя лютня начала благодаря болгарам, которые сделали ее особо популярной в пределах балканского полуострова. Далее руками мавров инструмент был перенесен в Испанию и Каталонию. А уже в XIV веке он распространился по всей территории Испании и начал переходить в немецкоязычные страны.
За всю историю лютни ее конструкция претерпевала множество изменений. Мастера меняли форму корпуса, строй, количество струн, увеличивали размер. Из-за этого в мире существует немало самостоятельных инструментов, родоначальником которых была лютня. В их числе:
- Ситар (Индия). Имеет два резонирующих корпуса, второй из которых располагается на грифе. Отличительной особенностью ситара является большое количество струн, 7 из которых являются основными. Звук на индийской лютне извлекается с помощью мизраба – особого медиатора.
- Кобза (Украина). По сравнению с родоначальным инструментом, кобза имеет более округлый корпус и короткий гриф, который насчитывается всего 8 ладов.
- Виуэла (Италия). Главное отличие виуэлы заключается в звукоизвлечении. Первоначально для игры на ней использовали не классический медиатор, а смычок. Из-за этого виуэла звучала иначе, чем лютня. Корпус ее приобрел очертания современной гитары, а из-за способа звукоизвлечения ее отнести к классу струнно-смычковых.
- Мандолина. В целом мандолина выглядит очень схоже с лютней, однако ее гриф более короткий и она имеет меньшее количество парных струн. Для игры на данном инструменте используют особую технику – тремоло.
- Саз – подобный мандолине инструмент, распространенный среди народов Закавказья. Саз имеет длинный гриф и меньшее количество струн, нежели прочие струнно-щипковые.
- Дутар – инструмент, широко распространенный среди жителей Центральной и Южной Азии. Шейка дутара длиннее, чем у лютни, потому диапазон извлекаемых звуков намного шире.
Также к видам лютни часто относят русскую домру, т.к. она является прототипом балалайки и мандолины.
Известные лютнисты
С древних времен людей, играющих на лютне, называли лютнистами. Как правило, они являлись не просто музыкантами, но и композиторами. В числе известных композиторов-лютнистов значатся Винцесто Капирола, Роберт де Визе, Иоганн Себастьян Бах и прочие.
В XXI веке актуальность лютни значительно снизилась, однако лютнисты продолжают радовать публику своими выступлениями. В списке современных музыкантов, популяризирующих данный инструмент, значатся В. Вавилов, В. Каминик, П. О’Детт, О. Тимофеев, А. Крылов и другие. Репертуар лютнистов состоит из сотен произведений, переведенных на строй лютни, услышать которые можно не только в сольных пьесах, но и в ансамблях.
Лютня – древний инструмент с загадочной историей. Она послужила прототипом для многих современных струнно-щипковых инструментов, потому ее значимость в мире музыки очень велика. Несмотря на то, что в современном мире лютня пользуется меньшим спросом, музыканты продолжают творить на ней музыку, популяризируя инструмент среди слушателей.
Источник
Все, что нужно знать о лютне
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Лютня – это старинный музыкальный инструмент, относящийся к семейству струнных. Пик ее популярности пришелся на XVI век, но и сегодня можно услышать ее мелодичное звучание. О том, что представляет собой лютня, какова история ее возникновения, а также о многом другом пойдет речь в статье.
Что это такое?
Лютня – это струнный щипковый музыкальный инструмент. Появился он в глубокой древности, а потому его можно смело назвать средневековым.
Кстати, именно изображение этого инструмента считалось у некоторых народностей символом гармонии, молодости и любви.
Визуально лютня выглядит так, что чем-то напоминает балалайку, домру или же японский струнный инструмент под названием сямисэн. Некоторые считают ее близкой родственницей гитары, однако при сравнении разница между этими двумя инструментами очевидна. Лютня – это самостоятельный, оригинальный вид, который обладает рядом своих особенностей и характеристик.
Форма у нее овальная или грушевидная. В целом этот музыкальный инструмент почти полностью мастерят из дерева. Для создания деки используют тонкие пластины, выполненные также из древесины. Сборка корпуса обычно происходит из отдельных частей, выполненных из крепких и твёрдых пород деревьев, таких как, например, клён, вишня, палисандр и другие.
Такая часть этого музыкального инструмента, как гриф, не нависает над декой, а располагается с ней на одном уровне, что значительно отличает лютню от других своих музыкальных сородичей, относящихся к группе струнных щипковых. Шейку же инструмента обычно мастерят из дерева, обладающего небольшим весом.
Что касается количества струн лютни, то во времена Средневековья их было всего 4 или 5 парных, а в эпоху барокко количество струн могло достигать и 19. В настоящее время количество парных струн на данном музыкальном инструменте может быть самым разным – от 5 и до 16, а иногда и до 24.
По размеру лютню довольно сложно назвать большим музыкальным инструментом. Его длина не достигает и метра, составляя всего 80 сантиметров, а вес – не более 500 граммов.
История возникновения
Как уже говорилось, лютня – довольно старый музыкальный инструмент, который появился ещё в период Средневековья. Назвать точную дату её появления, а также конкретное место, к сожалению, нельзя.
За всё время своего существования лютня, конечно же, претерпевала большое количество изменений – менялось количество парных струн, строй, размер, конструкция и не только.
Так, нечто похожее на нашу современную лютню использовали в древние времена в Египте, Греции, Риме, Болгарии, Китае, Киликии и других местах. Помимо этого, в начале VII столетия схожий по виду музыкальный инструмент можно было наблюдать и в Персии, и в Армении, и в Византии, и даже в Арабском халифате.
На Балканском полуострове такой музыкальный инструмент, как лютня с короткой шейкой, получил довольно большое распространение в VI веке вследствие активного его использования болгарами. В VIII столетии благодаря маврам лютня стала очень популярна в Испании и Каталонии.
Скоро об инструменте узнали почти везде. К XIV столетию лютня была распространена по всей территории Италии, затем из Палермо она перебралась в Германию. Так, с XV по XVI века звучание лютни можно было услышать и в Италии, и в Германии, и в Португалии.
В XVI столетии известность этого музыкального инструмента достигла своего пика. В эпоху Возрождения лютня часто изображалась на картинах того периода.
Помимо этого, стало появляться большое количество лютнистов – музыкантов, которые исполняли те или иные мелодии на лютне. Немало было и лютье – именно так называли мастеров по изготовлению данного музыкального инструмента. Впоследствии так стали называть мастеров по изготовлению любых музыкальных инструментов, относящихся к группе струнных. Так, в число лучших лютье того периода считались болонские мастера Л. Малер и Г. Фрей.
Лютня стала основным инструментом как у профессионалов, так и у любителей. Она звучала не только в домах простых людей, но и в королевских дворцах. Лютня настолько полюбилась всем, в том числе и представителям королевских кровей, что её стали называть «инструментом всех королей».
Так, к концу XV в европейских странах было создано более 400 музыкальных композиций для лютни. Считается, что наибольшее значение для этого музыкального инструмента оказали такие люди, как Франческо Спиначино и Джон Дауленд. В целом на лютне исполнялись самые разные музыкальные композиции: и сольные, и ансамблевые, производилась аккомпанировка разным вокалистам, а также хорам. Помимо этого, ее довольно часто включали в состав оркестров.
Особенно распространены и популярны стали такие школы, где учили созданию подобного рода музыкальных инструментов. Самая востребованная из них располагалась в итальянском городе Болонье.
Большое влияние на данный музыкальный инструмент и его распространение оказали и некоторые композиторы, относящиеся к эпохе барокко. К ним можно отнести такие имена, как, например, Иоганн Себастьян Бах, Дени Готье и другие.
Однако в конце XVII столетия популярность лютни стала уменьшаться, причём со стремительной скоростью. К этому периоду появились такие инструменты, как гитара и клавесин, а немного позже и фортепиано. Именно они стали вытеснять лютню из списка самых востребованных музыкальных инструментов.
К XVIII столетию её практически перестали использовать. Однако некоторые разновидности лютни всё-таки ещё котировались в таких странах, как Швеция, Украина, Германия.
Только на рубеже XIX и XX столетий благодаря, в частности, такому британскому инструментальному мастеру, как Арнольд Долмеч, лютней вновь заинтересовались.
К 70-м годам XX столетия данный музыкальный инструмент стал включаться в музыкальную программу концертов разных исполнителей – как одиночных, так и целых коллектив. Так, в число известных композиторов этого периода, которые создавали произведения для игры на лютне, входили такие люди, как Владимир Вавилов, Шандро Каллош, Штефан Лунгренд, а также многие другие.
Звучание
Звук лютни довольно непривычен для современного слушателя, для него он звучит как некая монофония. Отдалённо он напоминает гитарный, однако звучание первого инструмента всё-таки во многом мягче, а тембр обладает некоторой бархатистостью, а также он сполна насыщен обертонами.
Большое влияние на звук, помимо приёма игры, оказывает то, из какого материала сделаны струны этого музыкального инструмента. Если ранее использовались жильные струны, то есть из натуральных материалов, то сейчас в приоритете нейлоновые струны. Разница между звучанием таких струн очень заметна, особенно для профессионального исполнителя.
Что касается диапазона лютни, то он составляет около 3-х октав. Конкретной настройкой лютня не обладает.
Обзор видов
Старинный музыкальный инструмент лютня имеет большое количество разновидностей: сопрано, теорба, барочная лютня, а также рамианская, бандора, кантабиле, теорба, китаррон и многие другие. Рассмотрим самые известные из них.
- Барочная. Такая лютня появилась из-за экспериментов с её настройкой примерно в XVI столетии.
Известными исполнителем, который был мастером игры на данной разновидности, был Сильвиус Леопольд Вайс.
- Теорба. Данная разновидность лютни относится к басовым, она появилась так же, как и вышеупомянутая барочная лютня, ещё в XVI столетии. Инструмент обладает двумя колковыми механизмами, а также двумя резонансными ящиками. Обычно она обладает 14 струнами, но в раннем барокко можно встретить теорбу и с 19 струнами.
- Мандолина. Ещё одна разновидность лютни. Однако мандолина всё-таки несколько меньше самой лютни. Появился этот инструмент в европейских странах, в южных районах. Играют на ней обычно плектром таким приёмом, как тремоло.
В современное время данная разновидность обладает струнами, сделанными из металла.
- Лютня Ренессанса. Данный музыкальный инструмент является традиционным для эпохи ренессанса. Инструмент в зависимости от вида обладает разным количеством струнных пар.
- Лютня Вандерфогель. А эта разновидность родом из Германии. Вандерфогель во многом схож с лютней Ренессанса. Однако обладает большим количеством сходных черт и с привычной нам всем гитарой: у него 6 струн и металлические колки.
Начиная с середины IX столетия данная разновидность пользовалась довольно большой популярностью у музыкальных исполнителей.
- Бандора. Бандора, как и все вышеперечисленные разновидности, относится к семейству лютневых.
Увы, на данный момент эта разновидность практически не используется музыкантами, да и самих инструментов осталось не так уж и много.
Применение
Несмотря на то что лютня появилась довольно давно, её распространённость в сфере музыки всё ещё не уменьшается. Очень часто лицезреть игру на данном музыкальном инструменте и услышать его звучание можно на разного рода концертах и даже некоторых обширных празднествах. Множество известных современных композиторов сочиняли или всё ещё сочиняют достаточно большое количество произведений для лютни.
К таким можно отнести Вавилова, Каллоша, Лундгрена, Сато, Гальвао, Виссемса, Данилевского, Звонарёва, Савчука и многих других.
Источник