- Что такое малый вводный аккорд
- Строение, обращение, разрешение вводного септаккорда (МVII7, УмVII7).
- Уменьшённый вводный септаккорд
- Малый вводный септаккорд
- Обращение вводных септаккордов
- Разрешение вводных септаккордов
- Проверка:
- Тестовое занятие
- Вводный септаккорд
- Содержание
- Общая информация
- Виды вводного септаккорда
- Малый вводный септаккорд
- Уменьшенный вводный септаккорд
- Разрешение
- Примечания
- Смотреть что такое «Вводный септаккорд» в других словарях:
- Что такое малый вводный аккорд
- Уменьшенные вводные септаккорды
- Разрешение уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени
- Буквенная запись
- Разрешение обращений
- Разрешение в аккорды доминантовой группы
- Малый вводный септаккорд
- Буквенная запись
- Разрешение
- ум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях
- Прошлые записи по теме
Что такое малый вводный аккорд
Уфа, Степана Кувыкина, 17
- Знать строение МVII7, УмVII7.
- Знать два вида разрешений.
Строение, обращение, разрешение вводного септаккорда (МVII7, УмVII7).
Вводные септаккорды — септаккорды, строящиеся на VII ступени мажора и минора. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D — DVII7.
Довольно распространены септаккорды, построенные от VII ступени натурального мажора, гармонического мажора и гармонического минора. Мы помним, что VII ступень тяготеет к I ступени (тонике). Из-за этого тяготения септаккорды, построенные на VII ступени, называются вводными.
Рассмотрим вводные септаккорды для каждого из трёх ладов.
Уменьшённый вводный септаккорд
Рассмотрим гармонические мажор и минор. Вводный септаккорд в этих ладах представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена малая терция. В итоге получается: м.3, м.3, м.3.
Интервал между крайними звуками — уменьшенная септима, из-за чего аккорд называется уменьшённым вводным септаккордом.
Малый вводный септаккорд
Рассмотрим натуральный мажор. Здесь вводный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена большая терция: м.3, м.3, б.3. Крайние звуки этого аккорда образуют малую септиму, из-за чего аккорд называют малым вводным.
Обозначаются вводные септаккорды следующим образом: VII 7 (построен от VII ступени, далее цифра 7, обозначающая септиму).
На рисунке вводные септаккорды для D-dur и H-moll:
Взгляните на этот нотный пример:
Обращение вводных септаккордов
Вводные септаккорды, как и доминантсептаккорды, имеют три обращения. Тут всё по аналогии с доминантсептаккордом, поэтому задерживаться на этом не будем. Заметим только, что одинаково часто используются как сами вводные септаккорды, так и их обращения.
В первом такте изображён большой мажорный септаккорд, во втором — его первое обращение, в третьем такте — его второе обращение, в четвёртом — третье обращение. Последовательно перенося нижние звуки на октаву вверх, мы получили все обращения септаккорда.
Разрешение вводных септаккордов
Септаккорды разрешаются так же в тонические трезвучия.
Существует два варианта разрешения вводных септаккордов. Первый — сразу в тонику. Второй — через доминантовый септаккорд в тонику.
Первый способ заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику.
Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут-то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные. Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности, огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.
Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.
Этот вариант показывает разрешение сразу в тонику.
Второй способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.
Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко.
Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.
Вариант разрешение через доминантсептаккорд.
Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса». По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.
Остальные вводные септаккорды (МVII7) записываются аналогично примерам, изображенным выше.
Проверка:
Сколько обращений у VII7?
Ответ:
Сколько разрешений у VII7?
Ответ:
2: через D7 и сразу в тонику.
В каком виде будут звучать УмVII7?
Ответ:
В гармоническом мажоре и миноре.
Найдите ошибку в каждом примере?
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Урок №13 (ТЕМА №1.13 Строение, обращение, разрешение DII7 в мажоре и миноре.) >>
Тестовое занятие
Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заходите в наши аккаунты в социальных сетях
Источник
Вводный септаккорд
Вводный септаккорд (или септаккорд VII ступени) — септаккорд, строится на VII ступени лада. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D — DVII7 [1] .
Содержание
Общая информация
В септаккорд VII ступени входят все неустойчивые ступени тональности.
Вводный септаккорд и доминантсептаккорд имеют три общих звука, поэтому для получения звучности диссонирующей доминанты необходимо септиму вводного септаккорда повести на секунду вниз.
Виды вводного септаккорда
В зависимости от лада вводный септаккорд может быть малым уменьшенным (в натуральном мажоре) или уменьшенным (в гармоническом мажоре или миноре). В натуральном миноре септаккорд VII ступени не применяется, вместо него образуется доминантсептаккорд параллельного мажора.
Малый вводный септаккорд
Малый вводный септаккорд, построенный на VII ступени натурального мажорного лада, состоит из уменьшённого трезвучия и малой септимы, или из двух малых терций и большой терции [2] — это малый септаккорд с уменьшенной квинтой (полууменьшенный). В состав аккорда входит доминантовый тритон тональности.
Уменьшенный вводный септаккорд
Уменьшенный вводный септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора или минора, состоит из уменьшённого трезвучия и уменьшенной септимы, или из трёх малых терций — это уменьшенный септаккорд. В состав аккорда входят обе уменьшенные квинты тональности.
Разрешение
Во избежание нежелательного параллельного движения квинтами II ступень лада, являющаяся терцовым тоном вводного септаккорда, при разрешении в тонику переходит в III ступень, а не в I. В итоге септаккорд VII cтупени разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоением терцового тона.
Примечания
- ↑Н. А. Далматов Часть вторая // Музыкальная грамота и сольфеджио / Редактор К. Соловьёва. — М .: Музыка, 1965. — С. 100. — 248 с.
- ↑Г. Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1962. — С. 277. — ISBN 5-7140-0592-7
- Добавить иллюстрации.
- Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
- Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд
Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Вводный септаккорд» в других словарях:
Септаккорд — четырёхзвучие, в осн. виде к рого звуки расположены по терциям, т. е. трезвучие с прибавленной сверху терцией. Характерной особенностью С. является интервал септимы между крайними звуками аккорда, к рая, вместе с трезвучием, входящим в… … Музыкальная энциклопедия
Уменьшенный септаккорд — ― септаккорд, содержащий в сжатом расположении (т. е. будучи расположен по терциям) уменьшенное трезвучие в основании и уменьшенную септиму между крайними звуками (например: си―ре―фа―ля♭), или, иначе, три малых терции, две уменьшенных квинты, два … Википедия
Доминантсептаккорд — Состав аккорда: малая септима чистая квинта большая терция прима Доминантсептаккорд (септаккорд V ступени, главный септаккорд) малый мажорный септаккорд, строя … Википедия
Обозначения в табулатуре — Содержание 1 Специальные обозначения [1] [2] [3] 1.1 Структура мелодии [1] … Википедия
Септаккорды — Септаккорд[1] аккорд из 4 нот, расположенных по терциям (Аккорд это три или более звуков, которых можно расположить по терциям). Название аккорда вне тональности определяется нижним трезвучием и крайней септой между звуками. 4 вида септаккордов:… … Википедия
Гармония — У этого термина существуют и другие значения, см. Гармония (значения). Гармония (др. греч. ἁρμονία связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе … Википедия
Русская песня — Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как Р. народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев. Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального… … Википедия
Источник
Что такое малый вводный аккорд
Септаккорды , построенные на седьмой вводной ступени лада , называются вводными
Два нижних звука аккорда относятся к области доминанты (гармонической доминанты), два верхних — к области субдоминанты (гармонической субдоминанты). Как следствие, это противоречивый и один из самых напряженных (из простых с точки зрения современной музыки) аккордов доминантовой группы. *От автора: если опираться на джазовый опыт в слуховой идентификации аккордов, в созвучиях, состоящих из нескольких аккордов в вертикали, — определяющим является нижний аккорд. Поэтому это аккорд доминантовой группы. И с точки зрения обычной теории это тоже логично, т.к. чем ниже звук, тем богаче (и длиннее) его обертоновый ряд.
* Вводной ступенью, считается ступень, вводящая (разрешаемая) в тонику, т.е. VII или II ступень лада. Однако, вводным принято считать только септаккорд, построенный на VII ступени. Название вводный септаккорд — в музыкальной терминологии является по факту нарицательным (собственным именем аккорда). Отсюда отчасти берут начало некоторые разногласия в его точном (полном) названии и записи. Часто номер ступени при устном обозначении данного аккорда не озвучивается (т.к. слово «вводный» как бы уже подразумевает «на седьмой ступени»), но чаще всего записывается при буквенном обозначении аккорда арабской цифрой VII в середине записи, римская 7 тоже всегда записывается нижним индексом в конце (как атрибут записи любого септаккорда в классической цифровке). Сам по себе вводный септаккорд как общее название не обозначается, обозначаются два его вида (уменьшенный и малый вводные септаккорды), и они наследуют данные разногласия в названии, а уменьшенный вводный еще и наследует разногласия в буквенном обозначении (цифровке).
Уменьшенные вводные септаккорды
Септаккорды, построенные на седьмой ступени гармонического лада называются уменьшенными вводными
Строятся и в мажоре и в миноре.
Разрешение уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени
Это один из первых аккордов, при разрешении которого в тонику ученики сталкиваются с законным нарушением классического правила. Правило гласит: удваивать терцовый тон трезвучия запрещено. Для избежания параллельных квинт терция септаккорда движется в терцию тонического трезвучия (куда также разрешается квинта септаккорда). Поэтому вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией. Принцип удвоения терции наследуется и при разрешении обращений вводных септаккордов в тонику.
Буквенная запись
Подробно и правильно аккорд лучше записывать так: ум.VII7 (г)
Разночтения при буквенной записи аккорда
1) ум.ВВ7 — так аккорд может быть записан (и записывался), т.к. имеет имя собственное «уменьшенный вводный септаккорд«
2) VII7 (г) — так аккорд может быть записан (но никогда не было принято), т.к. это септаккорд гармонического лада
3) ум.VII7 — так аккорд может быть записан (записывался и записывается сейчас), т.к. уменьшенный септаккорд на седьмой ступени возможен исключительно в гармоническом ладу
*Примечательно, что все выше приведенные по номерам записи аккорда трактуют этот аккорд именно так, а не иначе, т.е. по факту являются правильными. Но знание предмета подразумевает знание точной терминологии, и лучше записывать аккорд так как принято.
Запись ум.VII7 (г) — это наиболее точный вариант записи на сегодняшний день. Записав аккорд таким образом, учащийся (студент) дает понять, что полностью понимает суть предмета.
Обращения уменьшенного вводного септаккорда
Как и любой септаккорд, уменьшенный вводный помимо основного вида имеет три вида обращений:
1) ум.VII65 — уменьшенный вводный квинтсекстаккорд
2) ум.VII43 — уменьшенный вводный терцквартаккорд
3) ум.VII2 — уменьшенный вводный секундаккорд
Правило удвоения терцового тона при разрешении в тоническое трезвучие сохраняется как и в случае разрешения основного вида уменьшенного вводного септаккорда.
Разрешение обращений
1) Разрешение уменьшенного вводного квинтсекстаккорда в До — мажоре и миноре:
2) Разрешение уменьшенного вводного терцквартаккорда в До — мажоре и миноре:
3) Разрешение уменьшенного вводного секундаккорда в До — мажоре и миноре:
Разрешение в аккорды доминантовой группы
Что еще нужно знать, группа вводных септаккордов может разрешаться в тонику опосредованно через аккорды доминанты
Малый вводный септаккорд
Септаккорд, построенный на седьмой ступени натурального мажора, называется малым вводным
Для курса сольфеджио нужно знать, что данный аккорд строится только в мажоре.*
В сравнении с уменьшенным вводным он звучит чуть менее напряженно (и в ладу и сам по себе).
Буквенная запись
Записывается малый вводный септаккорд так: М.VII7, соответственно записываются и три его обращения:
1) М.VII65 — малый вводный квинтсекстаккорд
2) М.VII43 — малый вводный терцквартаккорд
3) М.VII2 — малый вводный секундаккорд
Из разночтений в записи малого вводного септаккорда можно обозначить:
1) М.ВВ7 — можно встретить сейчас и использовалось ранее (благодаря наличию у аккорда имени собственного)
2) VII7 — встречается крайне редко (и официально не использовалось ранее), но по факту правильно и без иносказаний обозначает аккорд в цифровке.
Разрешение
Малый вводный септаккорд седьмой ступени разрешается в тонической трезвучие с удвоенной терцией (первый такт ниже изложенного примера). Терция удваивается (как и в случаях с уменьшенным вводным септаккордом) для избежания параллельных квинт. Также он может разрешаться в тонику посредством доминантового квинтсекстаккорда (второй такт примера).
*Можно также встретить и более длинный его вариант разрешения в тонику:
М.VII7 — ум.VII7 — V65 — I53
При разрешении обращений малого вводного септаккорда седьмой ступени в тоническое трезвучие правило удвоения терцового тона наследуется. Данный вид практики на занятиях с учащимися не проводится, поэтому во избежания подачи лишней информации графический пример не даем.
*За рамками курса официальной теории
Малый вводный септаккорд может быть построен и в мелодическом миноре (не только в натуральном мажоре). Очевидно, в миноре его разрешение в тоническое трезвучие на момент написания доктрины показалось теоретикам несколько неубедительным, либо они решили не усложнять и без того тернистую жизнь учеников, отказавшись от него. Скорее всего, отчаявшись в поисках примера из архивов классической музыки, и московская, и питерская школы пришли к такому утверждению. Вариантов употребления данного аккорда в джазе достаточно. Самым ярким можно было бы назвать начало из «Колыбельной Клары» оперы «Порги и Бесс» Джоржа Гершвина. Теория выводится из наблюдений и анализа практики. Так что делаем выводы. Фрагмент яркий, звучащий, убедительный.
Пример в джазовой фактуре:
Запись примера в адаптированном для данной темы виде:
ум.VII7(г) и М.VII7 в аккордовых последовательностях
Как аккорды доминантовой группы вводные септаккорды уместны в любых контекстах после любых аккордов тонической, субдоминантовой и даже доминантовой группы (т.е. всегда). Если нет нарушений правил голосоведения, логика музыкального развития позволяет гармонизовать участок мелодии вводным септаккордом после любого из аккордов любой группы (T, S, D). Главным будет правильно его разрешить.
*В четырёхголосной фактуре расположение аккорда определяется по нижнему голосу (басу), как для всех других аккордов в четырехголосии.
Для слуховой тренировки на определение вводный септаккордов рекомендуется воспользоваться ниже представленным приложением. Демо видео представлено (кликните на изображение)
Аккордовые последовательности. 6 класс Версия:1.1 |
Аккордовые последовательности 6-й класс. Слуховой анализ
Дальнейшая разработка КараокеДжаз приложений по слуховому анализу аккордовых последовательностей в курсе сольфеджио по материалам шестого класса ДМШ, ДШИ. Обучает, закрепляет, проигрывает диктанты, ставит оценки, проводит работу над ошибками, приучает к правильной записи аккордов в цифровке. Незаменимый помощник учителю родителям и ученику с функциями встроенного родительского контроля.
Демо видео-ролик (как работает на телефоне)
для активации требуется регистрация
Вводные септаккорды в рамках учебного процесса
Первое знакомство с данным видом аккордов учащиеся получают в 6-7 классах. Теоретики, пианисты и струнники проходят данную тему несколько глубже чем учащиеся остальных отделений ДМШ. В рамках начального трёхголосия это наряду с V7, K64 и II7 — четырехголосные аккорды, которые подготавливают почву для изучения гармонии в классическом четырёхголосии уже в старших классах, муз. училищах и вузах.
Для подробной информации, с какими боле простыми (ранее изучаемыми) аккордами вводные септаккорды встречаются в цифровках и в каких классах ДМШ начинают изучаться, перейдите по данной ссылке
Прошлые записи по теме
Септаккорды, построенные на седьмой ступени мажора и седьмой гармонической ступени минора будут называться вводными (если в миноре строить септаккорд на седьмой натуральной ступени, то получится всем известный доминантсептаккорд параллельного мажора, который будет проявлять себя на слух именно как доминантсептаккорд параллельной тональности). Существуют два вида вводных септаккордов: малый вводный и уменьшенный вводный септаккорд. Они относятся к аккордам доминантовой группы, хотя одно из обращений малого вводного — М.VII65 можно отнести и к субдоминантовой группе, записав его, допустим, для До мажора, как Dm6.
Малый вводный септаккорд характерен для мажора, хотя употребляется и уменьшенный вводный в гармоническом варианте мажора (с пониженной секстой), либо проявляется в проходящем обороте шестая — шестая пониженная — пятая ступень. Для минора более характерен уменьшенный вводный септаккорд, что сразу говорит о гармоническом характере минора. Малый вводный строится в мелодическом миноре (с дорийской секстой)
Разрешаются вводные септаккорды следующим образом.
Оба вводных септаккорда разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенной терцией (на основе простейшего тяготения неустойчивых звуков, в том числе двустороннего разрешения тритонов и нормального ведения верхнего звука интервала септимы на секунду вниз), это один из редчайших случаев в классической гармонии, где допускается удвоение терции, т.к. акустически в простом контексте это не лучший вариант для исполнения (полученного звучания).
Как и все другие септаккорды, уменьшенные также имеют три обращения.
Общее звучание вводных септаккордов диссонантное и в то же время минорное (грустное).
Уменьшенный септаккорд может быть разрешен во все 24 тональности. Обращения уменьшенного вводного септаккорда — во всех случаях это энгармонический вариант уменьшенного вводного по факту. Делаем выводы. Аккорд живет во всех тональностях!
Источник