Что такое мажор что такое минор гитара

Дэвид Брэйд >Понятия мажор и минор

Доброго времени суток, ученики Гитаршколы. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о двух системах звукоряда — мажорном и минорном.

Разберёмся на примерах:

Для начала построим мажорный звукоряд — то есть мажорную гамму. За основу — тонику- возьмём ноту До (C). Тоника — это устойчивая ступень. Почитать о ступенях в музыке Вы можете в прошлом уроке.

До Ре Ми Фа Соль Ля Си
Т Т 1/2Т Т Т Т 1/2Т

Более подробно читайте в уроке мажорные тональности.

Под нотой указан тон или полутон. То есть между нотами до и ре тон, ре и ми — тон, а между ми и фа — полутон, и так далее…. Отсюда следует, что нужно запомнить формулу натурального мажора:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Если немного изменить структуру мажорного звукоряда, получим минорную гамму:

До Ре Ми(бемоль) Фа Соль Ля(бемоль) Си(бемоль)
Т 1/2Т Т Т 1/2Т Т Т

Более подробно читайте в уроке минорные тональности.

Получаем формулу натурального минора:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Если Вы только учитесь играть на гитаре и действительно хотите научиться играть на гитаре, подпишитесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы. Вы ежедневно будете получать уроки гитары или интересные статьи окологитарной тематики. Поверьте, учиться играть на гитаре — очень занимательное дело, которое в итоге принесет успех!

Спасибо, что очень доступно объясняете в своих статьях. У меня учится играть на гитаре сын, и многое черпаем с вашего сайта.

Очень интересно и наглядно всё показано. Вспомнила и Мажор и Минор. Как будто не прошло 12 лет с тех пор как я училась играть на гитаре!

Как все оказывается просто и понятно. Учусь игре на гитаре, очень помогают ваши уроки. Многие могут показать, как играть, а вот объяснить бывает сложно.

Источник

Разница между мажором и минором

Наслаждаясь звуками музыки, мы испытываем различные эмоции, печальные или радостные. Неудивительно, что бодрая или, напротив, сумрачная мелодия способна влиять на наше настроение. Большую роль в этом играют наиболее распространенные музыкальные лады – мажор и минор. Чем они отличаются друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение

Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.

Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

Сравнение

Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.

Источник

Теория 7 : Гаммы и лады (часть 1)

Добрый день. Сегодня опять про надоедливую теорию поговорим.

И затронем такие понятия как гаммы и игра гамм на гитаре ! Но начнем мы с такого понятия в музыке как лад! По науке лад — это взаимосвязь музыкальных звуков, одни из которых (неустойчивые) тяготеют к другим (устойчивым). Каждый лад имеет самый устойчивый звук, к которому тяготеют остальные. Это нота, вокруг которой строится музыкальное произведение, обычно с нее начинается и заканчивается песня. Называется она тоникой лада (не путать с тоникой аккорда). Звуки, отстоящие от тоники на интервал терции и квинты, относительно устойчивы. Вместе эти три звука образуют тоническое трезвучие! Остальные звуки лада неустойчивы.

По виду тонического трезвучия и высоте основного тона определяют тональность музыкального произведения.

Что же такое тональность? Мы частенько слышим такие термины как «до мажор», «ля минор». И на вопрос, что же такое минор и мажор, ответим примерно так: «Мажор — это веселая, светлая музыка, а минор — грустная, трагическая, траурная». Но не всегда! Представьте себе русскую народную песню: «Степь да степь кругом, путь далек, лежит, в той степи глухой замерзал ямщик». Далеко не веселая песня, однако написана в мажоре! Или известная песня Тухманова: «Мой адрес — Советский Союз» — достаточно оптимистичная песня, а написана в миноре. В забугорной музыке яркими примерами являются — негритянские блюзы: часто трагические по содержанию, они очень редко исполняются в миноре.

Повторюсь по высоте основного тона и виду тонического трезвучия определяют тональность музыкального произведения. Например, основной тон — ФА и тоническое трезвучие — мажорное, следовательно, тональность — фа мажор (сокращенно Fdur). Или основной тон — СИ, тоническое трезвучие — минорное, тональность — си минор (Bmoll).

Мажор и минор относятся к понятию лада. Если сыграть все звуки лада от тоники до ее октавного повторения, то получится гамма! Обычно гамма и лад — это синонимы.

Лады могут состоять из разного количества звуков: пять (пентатоника), шесть (целотонный), семь (мажор, минор), двенадцать (хроматический). Количество ладов огромно, но для начала мы рассмотрим мажор и минор! А также рассмотрим игру гамм на гитаре.

1. Мажор

Тоническое трезвучие — мажорное, состоит из семи звуков. Строение натурального мажора, допустим до-мажор, таково:

Лад имеет радостное, светлое звучание. Кружком отмечена тоника лада. Поиграйте и послушайте звучание мажора.

2. Минор

Тоническое трезвучие — минорное, состоит из семи звуков. Строение натурального ля-минора таково:

Заметим, что в этих гаммах одни и те же звуки, отличаются только точки отсчета — разные тоники. Говорят что гаммы в данном случае — параллельные. Тоника мажорной гаммы выше тоники параллельной минорной на малую терцию. То есть, выучив одну гамму, допустим, ре-мажор, мы сразу знаем две: ре-мажор и си-минор!

Для начала достаточно про гаммы трепаться! Решил разбить статью на пару частей. Попробуйте построить минорную и мажорные гаммы от других нот, попробуйте играть гаммы на гитаре , найдите другие аппликатуры на гитарном грифе! Будет очень полезно. В следующей части рассмотрим еще несколько гамм, используемых гитаристами! Обязательно подпишитесь на обновления блога.

Всего хорошего!

Источник

Музыкальные лады: мажор и минор

Можно долго смотреть в словарь, но так ничего и не понять. Мы постарались объяснить сложные термины простыми словами. Сегодня разберемся в сложных понятиях, чем они отличаются друг от друга, и как определить, что к чему относится. А в конце вы узнаете, как строить тональности по специальным формулам, которые легко запомнить.

Основы

Лад – это согласованные звуки, среди них есть устойчивые и неустойчивые. Чтобы создать музыку, используют оба вида, они должны дополнять и чередоваться друг с другом.

Так из обычного звукоряда получается красивая и гармоничная мелодия, которая имеет начало и конец, развивается и приходит к своему завершению.

Устойчивые звуки не зря так называются, они выступают основой, расставляют акценты, привносят покой, вносят равновесие.

Вторые – развивают мелодию, постоянно отходят от устойчивых и обратно возвращаются к ним, создают динамику и движение. Они всегда стремятся к устойчивым, и как незавершённая мысль, находятся в движении, и только когда достигают того, к чему стремились, музыкальная мысль завершается. Все произведения заканчивают устойчивыми звуками, как бы ставят точку, это называется разрешение.

Какие звуки можно считать устойчивыми, а какие нет? В ладу семь звуков. Обычно, их представляют в виде рисунка – семь ступеней. I, II и III из них устойчивые.

Ступень I самая главная, её называют тоникой.

Виды лада

Пришло время разобраться, чем отличается мажор от минора.

Мажор – происходит от латинского «major», что означает больший. Это потому, что аккорд, на котором он строится, начинается с большой терции. Обозначается как «dur».

Минор – от латинского «minor», означающего меньший. Здесь аккорд строится на малой терции. Обозначается как «moll»

Их легко отличить на слух даже тем, кто не сильно разбирается в музыке.

Мажорный и минорный лад нужны для того, чтобы передать настроение и характер, с помощью них композитор выражает эмоции, переживания и вектора движения всего произведения. Если нужно передать радость, торжество, что-то светлое и игривое, произведение пишут в мажоре. Для того, чтобы показать скорбь, тревогу, печаль используют минор.

Но это не значит, что мажорная музыка не способна отразить тревогу и переживания, а минорная – радость, или что они не могут встретиться в одном произведении.

Например, «Цыганочка», несмотря на игривость, написана в миноре, а некоторые представители лиричного американского блюза – в мажоре.

Виды мажора и минора бывают разные, в статье мы рассматриваем натуральные виды. Они встречаются и используются чаще всего.

Также есть гармонический мажор (идет понижение шестой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени понижаются). Гармонический минор (идет повышение седьмой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени повышаются).

Как их определить? Чтобы отличить мажор это или минора, нужно внимательно слушать произведение, разница именно в окраске звучания, мелодии, настроении.

Тональность и гамма

Тональность — это определение лада, у которого есть тоника.

У всех них есть название. Оно состоит из двух частей – тоники и лада. Например, До мажор это название тональности, которая строится на тонике До.

Гамма – звуки, расположенные по порядку. Она всегда начинается с тоники и заканчивается ею. Гамма C-dur известна всем, её дают в школьной программе. Если вы вспомните её, то согласитесь, что тоникой всё начинается и заканчивается.

Но если посмотреть на другие гаммы, то можно увидеть, что появляются бемоли и диезы. Что это такое и зачем нужны?

Бемоль понижает звук на полутон.

Полутон – это самое короткое расстояние между звуками.

Представьте раскладку клавиш на фортепиано, если вы пройдетесь по ним, ни одну не пропуская, то от одной клавиши до другой, вы будете проходить расстояние в один полутон.

Как используются знаки рассмотрим на примерах.

Мажор

Есть общее правило, по которому выстраивается звукоряд, выглядит оно так: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон (2-1/2-3-1/2)

Давайте проверим это правило на гамме C-dur. Для удобства представьте перед собой фортепианную клавиатуру, можете даже нарисовать, это облегчит понимание.

До-Ре разделяет одна черная клавиша – это один тон, Ре-Ми тоже. Дальше идет Ми-Фа, между этими звуками один полутон, их ничего не разделяет. От Фа до Си три тона. Завершает звукоряд Си-До.

Всё согласно правилу. Но здесь нет знаков. Давайте попробует сделать то же самое от Фа.

Сначала выстроить звукоряд. Теперь необходимо привести то, что получилось к общему правилу.

Две первые пары складываются из Фа-Соль, Соль-Ля. Дальше, следуя правилу, идет полутон, но между Ля и Си расстояние больше, понижаем Си, для этого добавляем бемоль. Три следующих тона выглядят так: Си бемоль-До, До-Ре, Ре-Ми. Последняя пара Ми-Фа. Мы пришли к тонике.

Это правило действует от любой ноты.

Минор

Минор отличается только последовательностью построения: 1-1/2-2-1/2-2. Давайте посмотрим, как будет выглядеть C-moll.

Итак, у нас есть звуковой ряд. В начале идет один тон – До-Ре, затем полутон. Но расстояние от Ре до Ми больше, поэтому нужно понизить Ми. Получаем До-Ре-Ми бемоль. Дальше идут два полных тона. От Ми бемоль до Фа, от Фа до Соль. У нас выстраивается ряд: До-Ре-Ми бемоль-Фа-Соль. Следующий на очереди полутон, чтобы выстроить его от Соль, нужно понизить Ля. Полный тон от Ля бемоль – это Си бемоль, а от него – До. Это тоника, значит мы закончили. Получается, что в C-moll три бемоля.

Чтобы лучше запомнить строение мажорных и минорных тональностей, потренируйтесь строить их самостоятельно от разных тоник. На практике информация запоминается лучше. Главное помнить, что залог любого результата – регулярность. Сначала всё может показаться сложным и непонятным, но чем больше времени вы будете уделять практике и тренировкам, тем легче вам будет становиться.

Источник

Оцените статью