Что такое микротональная гитара

Национальная
Академия Гитары

GuitarForum.ru

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Микротоновая музыка и «Теллур» для гитары Мюрая

Страница 1 из 1 [ Сообщений: 10 ]
Для печати Пред. тема | След. тема
Автор Сообщение
Илья Кулаков
Студент Академии

Зарегистрирован: 12.03.05 22:05
Сообщения: 44
Откуда: Колпино

Микротоновая музыка — это музыка, использующая микротоны, или, как
выразился Чарльз Айвз, «ноты между клавишами» фортепиано. К микротоновой
музыке относится любая музыка, в которой октава делится на конечное
число нот, но не на 12, как в традиционной западной музыке.

Шумерский гимн (музыка, ноты), самая древняя
музыка на земле, запись которой сохранилась, вероятнее всего (расшифровка
его записи спорная) был микротоновым. Из вавилонских клинописных
табличек известно, что в нём использовано то, что сегодня называют
[url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Пифагорейский_строй]пифагорейским строем[/url].

Эллины тоже оставили запись своей музыки. Они делили октаву на два
тетрахорда (по четыре звука в каждом). Расположение основных тонов
определялось семью нотами греческого строя в октаве. Греки выделили три
рода тетрахордов: энгармонический, хроматический и диатонический,— каждый
из них задействовал разные высоты внутри октавы. Хроматический и
диатонический тетрахорды звучат схоже с ладом из семи звуков, используемым
сегодня. Энгармонический же использует приблизительные четверти тонов, и
потому может быть отнесён к микротоновой музыке.

Вплоть до позднего средневековья музыка обладала микротоновым
колоритом, проявлявшимся, например, в таком явлении, как [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Волчья_квинта]»волчья квинта»[/url], с которой в XVII веке
боролись использованием клавиатур с 19, 31, 36 звуками в октаве,
а в XVIII веке — введением [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Равномерно_темперированный_строй]равномерно темперированного строя[/url], на сегодня
являющимся стандартом.

В 1895 году Джулиан Каррильо показал возможность извлекать 1/16 тонов из
скрипки, т.е., к примеру, извлекать 16 различных звуков на промежутке от
соль до ля; разработал способ записи музыки, использующей какое бы ни
было число звуков в октаве, и изобрёл микротоновые музыкальные инструменты.

В 10-х, 20-х годах XX века возможность использовать 24, а не 12
логарифмически равноотдалённых по высоте звуков в октаве заинтересовала
композиторов Чарльза Айвза, Джулиана Каррильо, Алоиса Габа, Ивана
Вышнеградского и Милдреда Купера, создавших ряд сочинений, использующих
четверти тонов на ряду с полутонами.
В последующих годах XX века композиторы, обращавшиеся к микротоновой
музыке сочиняли или композиции лишь изредка использущие микротоны или
целиком состоящие из микротонов композиции.
Список композиторов XX век хоть раз использовавших микротоны огромен,
редко современный композитор их игнорирует. Кроме того, вся неевропейская
народная музыка микротоновая.

Примеры:
— A La Recherche De L’Autre Эрнста Фламмера для микротонового фортепиано Каррильо
— Четвертьтоновая пьеса для двух фортепиано Чарльза Айвза (1924)
— Четвертьтоновая прелюдия для двух фортепиано Ивана Вышнеградского (1934)
— Этюды на древнегреческие лады Гарри Партча (1950)
— Stargazing Мэтью Розенблюма (1989)

Гитарная микротоновая музыка

В 1970-х Ивор Даррег создаёт гитары с разным расположением порожков
ладов на грифе. Музыка, исполняемая на этих гитарах, использует равномерно
темперированный строй с 13-22, 24 и 31 звуками в октаве. В гитарной рок-
музыке микротоны используются для создания активно диссонирующих созвучий
или выражения неуверенности в музыке. Микротоновые сочинения для
ансамблей электрогитар создавали Глен Бранка, Йон и Брад Катлеры. Лютнист
Юрий Ландман создал микротоновый инструмент moodswinger.
Можно создать и с обычными инструментами микротоновый дуэт, настроив одну гитару по ноте ля, а другую — по ля 1/2бемоля.

Теллур

Тристан Мюрай — один из ведущих современных композиторов Франции,
который работает в области спектральной музыки, сотрудник студии IRCAM.
Прежде чем создавать что-либо Мюрай детально изучает звуковой спектр
своего будущего сочинения. Подробнее про приёмы спектральнной музыки:
http://forumclassicmusic.kiev.ua/printv . 74&start=0

В «Теллуре», несмотря на его продолжительность, есть непрерывность,
из-за которой я, слушая эту музыку, нахожусь в постоянном состоянии
ожидания большего, ожидания завершения затянувшегося изложения. В итоге,
«Теллур» слушается на одном дыхании. Соченение было написано в 1977 году,
видеозапись ниже — это первое исполнение Рафаэлем Андиа:

Первую страницу нот мужно увидеть на http://www.guitargallerymusic.com

Теллур — это такое хрупкое серебристо-белое вещество с металлическим
блеском: http://geo.web.ru/druza/m-Te_14-1.JPG .

Serpey
Студент Академии

Зарегистрирован: 14.07.04 13:24
Сообщения: 367
Откуда: Москва

большое вам спасибо за интресное сообщение

у меня есть некоторые уточнения:

Илья Кулаков
Студент Академии

Зарегистрирован: 12.03.05 22:05
Сообщения: 44
Откуда: Колпино

И вам спасибо за поправки. Вник в них.

О гиперэнгармоническом тетрахорде я, увы, не забыл — я его не знаю.
Что подразумевается под этим понятием?
Вот гиперэнгармоническая гармония:
| 1/4 | 1/4 | 2 | 1/4 | 1/4 | 2 | 1 |
Гиперэнгармонический тетрахорд спрятан где-то здесь?

Разве то, что с XVI века стало называться натуральным строем, появилось не в V веке до н.э?
Греки не признали терцию натурального строя с I=5/4 и продолжали использовать пифагорейскую с I=[(3/2)^4]/[2^2]?

Serpey
Студент Академии

Зарегистрирован: 14.07.04 13:24
Сообщения: 367
Откуда: Москва

нэ знаю .
Я не знаю что такое «гармония» и как будет видно из дальнейшего не понимаю почему она гиперэнгармоническая.

Одна из современных классификаций тетрахордов такая:
Выбирается максимальный (внутри тетрахорда) интервал.
если его интервальный коэффициент
больше 425 центов то это гиперэнгармонический;
больше 375 и меньше 425 — энгармонический;
больше 250 и меньше 375 — хроматический;
большее 166 и меньше 250 — диатонический.
У греков была своя более тонкая классификаци и вышеприведенная
соответствует ей только приблизительно.

500 центов (октава — 1200)
в том ряду, который вы выписали можно найти три тертахорда
| 50 | 50 | 400 |
|———-| 400 | 50 | 50 |
|——————| 50 | 50 | 400|
(скорее всего тут третий строится от последней ноты первого: обычные семь нот это два тетрахорда — один от тоники вверх , другой от октавы вниз)
по данной классификации они все энгармонические так что.
у авторов данной гармонии была какая-то своя третья классификация тетрахордов
Вообще, вся эта наука о тетрахордах какая-то метафизическая (в смысле понять это нельзя )

да
наверное я погорячился
но, в XVI веке натуральный строй представлял интерес потому что в нем можно составить 6 чистых трезвучий: три мажорных, три минорных (с одной добавленной нотой).
То есть, он интересен в первую очередь для исполнения полифонической музыки.
Сами понимаете, у греков никакой полифинии не было.

То что большая терция была найдена Пифагором я конечно знаю, но он ее отнес к созвучиям неприятным для слуха (вместе с малой терцией 6/5 и т.д.).
Приятные созвучия это были кварта, квинта и октава.
Официально большая терция была признана благозвучным интервалом гораздо позже.

Serpey
Студент Академии

Зарегистрирован: 14.07.04 13:24
Сообщения: 367
Откуда: Москва

Илья Кулаков
Студент Академии

Зарегистрирован: 12.03.05 22:05
Сообщения: 44
Откуда: Колпино

Слово «гармония» мне нужно было написать в кавычках, как здесь: http://www.psylib.ukrweb.net/books/lose005/txt45.htm
Действительно метафизика.

Что касается натурального строя — убедили.

Что ж, сумеречная возня тараканов — тоже ассоциация. Зато это вас позабавило.
Значит не зря эта музыка писалась.

Я на сервер выложил пример гитарной микротоновой музыки Глена Бранки,
но, боюсь, он вызовет схожие ассоциации, т.к. это далеко от классики.

UPD. Уже удалил Бранку.

Serpey
Студент Академии

Зарегистрирован: 14.07.04 13:24
Сообщения: 367
Откуда: Москва

спасибо за ссылку
надо будет изучить детально.

все равно послушаю
В принципе я воспринимаю любую музыку (включая индийскую или арабскую), но тут мне кажется, что люди (композиторы и исполнители) хотят усиленно убедить себя и других (слушателей) в том что это все таки музыка.

Или лучше так сказать: это область какого-то непрерывного поиска.
Причем, я так понимаю, ищут все и сразу: строй, мелодию, гармонию, способ записи партитуры, инструменты и т.д.
Найдут или нет вообщем то не понятно, но пока не нашли, лучше бы они это и не показывали никому.

Vasiliy

Зарегистрирован: 13.10.07 9:59
Сообщения: 2
Откуда: Ukr

Илья Кулаков
Студент Академии

Зарегистрирован: 12.03.05 22:05
Сообщения: 44
Откуда: Колпино

Vasiliy

Зарегистрирован: 13.10.07 9:59
Сообщения: 2
Откуда: Ukr

[quote=»Илья Кулаков»]Да, согласен, исправил.
Дали бы эту книжку почитать, а?
Или рассказали бы что-нибудь интересное оттуда?[/quote]

Я бы с удовольствием, но книга защищена авторским правом, автор не разрешает сканировать и распространять в сети его книгу до тех пор, пока не продаст весь тираж и рассчитается со спонсорами. Это он так ответил мне ( в книге есть его e-mail — gennadiy@kievweb.com.ua ).

Страница 1 из 1 [ Сообщений: 10 ]

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Источник

Оцените статью