Что такое модулятор для гитары

Песни под гитару Модуляция. Главные приемы.

Аккорды песен под гитару, видео

Модуляция. Главные приемы.

МОДУЛЯЦИЯ – изменение тональности любой мелодии, обычно для того, что бы украсить , разнообразить ее и оживить. Например, сначала композиция начинается в одной тональности, а под конец переводится в другую. Бывает, что переход происходит несколько раз за одну мелодию. Это как композитор пожелает. (… «Жираф большой! Ему видней!» :))

Знание и понимание главных приемов модуляций помогает подобрать аккорды «на слух», а также при аранжировке собственных композиций.
Вот собственно эти приемы:

1. Например переход минорной тональности в мажорную и обратно , с такой же тоникой. Допустим, тональность С-Am переведем в две другие:
С-Am => A- F#m, или так С-Am => D#-Cm

2. Переход тональности на квинту вперед или назад, как через мажорную , так и через минорную части разной тональности. Вспомните квинтовый ряд:


Из которого следует, что тональность С-Am возможно перевести в 4 любые ( C => G или F , а также Am => Em или Dm ).

3. Модуляция скачком. В этом методе логику лучше не искать. Здесь все аккорды разом сдвигаются. Ключевую роль играет талант самого композитора, т.к. мелодия при данном методе должна плавно перейти в чужую тонику.

Источник

Урок 10 Модуляция

Для удобства исполнения нужно научиться использовать перенос в другую тональность, который имеет своё название – модуляция. Для удобства воспользуемся таблицей:

Например перенесем такую последовательность:

из тональности Am (ля-минор) в Em (ми-минор). Для этого в находим в левом столбце Am и смотрим каким ступеням относятся аккорды последовательности. Получаем следуещее:

Далее находим в левом столбце Em и смотрим какие аккорды соответствуют этим ступеням получаем:

Вид аккорда на той же ступени должен совпадать. Мажор переходит в мажор, минор в минор, а септаккорд в септаккорд.

Олег, в таблице в основном поле нет ни одного минорного аккорда. Так и должно быть?

да, главное определить по названию какой аккорд на ступени – “до”, “ре”, “ля” и т.д., а мажорный или минорный не имеет значения

штото я непонял как перенестить

Спасибо большое за сайт!

Я, собственно, хотел учиться петь, случайно попал на Ваш сайт и мне все очень понравилось – и как внятно и просто Вы объясняете и выстраиваете уроки, и хорошо отработанная комплексная методика движения по учебному материалу вперед, и тембр Вашего голоса, и как вы интерпретируете песни, и как легко и заботливо Вы обращаетесь с гитарой, как умело вы извлекаете звуки – и я стал тоже учиться играть на гитаре. Я думаю, если у меня все будет получаться со временем, то настанет момент, когда мне надо будет отчитаться о выполненных заданиях и провести исправление ошибок. Предусмотренны ли на этот счет какие-нибудь методы обучения?

Успехов и всех благ

Спасибо за добрые слова, никакой проверки полученных навыков не предполагается, про онлайн консультации не думал, все сами ставят оценки своим успехам

Еще вот вопросики – все последовательности аккордов минорыне, а можно ли так же составить подобные мажорные последовательности и есть ли в этом смысл? И что такое пентатоника или где на сайте можно об этом почитать?

они не полностью минорные, там всегда есть переход в параллельный мажор и возврат, можно с мажора переходить в параллельный минор, но абсолютное большинство русскоязычных песен именно такие, поэтому это привычнее на слух

про пентатонику, руки не дошли, в обучении на соло гитаре дальше должны идти уроки по пентатонике. Если в двух словах, то просто в тональности используются только пять звуков, между которыми нет полутонов, например в до-мажоре (ля-миноре) исключаются си и фа и можно играть оставшиеся пять звуков в любом порядке с любыми аккордами тональности они будут звучать гармонично

Спасибо большое и желаю Вам необходимых свободы и покоя для доработки темы пентатоники. Очень ценный и поучительный музыкальный материал должен получиться, страна и зарубежье ждет, потомки могут не простить промедления.

Успехов и удачи.

Спасибо за учебный материал.Простое и доходчивое изложение.

Большое спасибо Олег за Ваш труд.Уникальный материал для обучения игры на гитаре.Дай Бог Вам крепкого здоровья и вдохновения.

Тут кажется вкралась ошибочка. Наверно надо читать: в левом столбце
из тональности Am (ля-минор) в Em (ми-минор). Для этого в находим в правом столбце Am и смотрим каким ступеням относятся аккорды последовательности.

Источник

Гитара


Модуляция или отклонение

Очень часто в песенной композиции происходит переход в новый тональный центр, после чего возможно возвращение в первоначальную тонику.

Модуляция — это отклонение во время исполнения композиции в другую тональность. Учение о модуляции является одним из важнейших разделов гармонии. О наступлении отклонение в другую тональность можно судить по появлению недиатонических (не присущих данному ладу) аккордов на соответствующих ступенях. Ступени лада Вы уже должны были выучить ранее в этом разделе.

Напоминаем, что в До мажоре ступени будут следующими:
Ступень I II III IV V VI VII
Аккорд С7+ Dm7 Em7 F7+ G7 Am7 Bm5-7

Например, смена качества с доминантового типа на минорный на V ступени лада, то есть появление, например в до мажоре аккорда Gm7 вместо G7 свидетельствует о возможном отклонение в тональности:

Тон Фа мажор Ми бемоль мажор Си бемоль мажор
Аккорды Gm7 C7 F7+ Gm7 G b m7 Fm7 B b 7 E b 7+ Gm7 Cm7 F7 B b 7+
Ступени II V I III b III II V I VI II V I

При анализе гармонических последовательностей с модуляциями можно воспользоваться таблицей. В таблице в верхней строке идет качество аккордом M — мажорные (7+), m — минорные (m7), x — доминантсептаккорды (7), o — полууменьшенные (m5-7), u — уменьшенные (m5-6). В левой колонке идут название аккордов, выделены жирным шрифтом.

M (7+) m (m7) x (7) o (m5-7) u (m5-6)
Тон I IV II III VI V b III VII
C C G B b A b E b F A D b
D b D b A b B A E G b B b D
D D A C B b F G B E b
E b E b B b D b B G b A b C E
E E B D C G A D b F
F F C E b D b A b B b D G b
G b G b D b E D A B E b G
G G D F E b B b C E A b
A b A b E b G b E B D b F A
A A E G F C D G b B b
B b B b F A b G b D b E b G B
B B G b A G D E A b C

Пользуясь таблицей можно определить функцию любого диатонического аккорда гармонической модели.

Например определим, пользуясь таблицей возможные функции аккорда Dm7.

Для чего найдем пересечение строки с названием аккорда D (столбец — Тон) с вертикальными строками качества m7. Таковых значений три. Видим буквы C, B b , F. Это означает, что аккорд Dm7 является II ступенью в тональности До мажор, III — в Си бемоль мажоре, и VI — в Фа мажоре.

Что нам это дает? Дает понимание, что через этот аккорд можно безболезненно для композиции перейти в совершенно новый тональный центр, потом возможно вернуться в первоначальную тонику.

То есть, например тональность До мажор. Как только мы достигаем в этой тональности аккорда Dm7 у нас появляется возможность уйти из До мажора в тональность Си бемоль мажор, или Фа мажор. Чтобы перейти в эти тональности нам надо посмотреть правила диатонических, хроматических или квинтовых моделей, и согласно им сделать скачок в новый тональный центр. Попробуйте сделать это самостоятельно. Так же, попробуйте вернуться в исходный тональный центр.

Рассмотрим родство аккордов I и II степени. Разные тональности имеют одни и те же аккорды. Для простоты понимания в последней колонке таблицы указаны аккорды по До мажору и тут же указано в каких тональностях есть такие же аккорды.

  • Первая строка: здесь идет сопоставление I и IV ступеней (До и Фа). Они имеют одинаковые аккорды Dm7, F7+, Am7.
  • Вторая строка: I и V ступени (До и Соль). Общие аккорды этих тональностей: C7+, Em7, Am7.
  • Третья строка: I и II ступени (До и Ре). Общий аккорд этих тональностей: Em7.
  • Четвертая строка: I и b VII ступени (До и B b ). Общий аккорд: Dm7.
Тональности Общие аккорды По До мажору
I:
IV:
II
VI
IV
I
VI
III
C:
F:
II

III

I:
V:
I
IV
III
VI
VI
II
C:
G:
I

III

I:
II:
III
II
C:
D:
III

II

I:
b VII:
II
III
C:
B b :
II

Раз тональности имеют одинаковые аккорды, значит, из одной в другую можно переходить вполне безболезненно, а, затем возвращаться в первоначальную. Ниже представлена таблица возможных переходов по тональностям. В пересечениях даны аккорды, по достижении которых в той или иной тональности, можно совершить прыжок в другую тональность.

Возьмем, к примеру, тональность F:

  • по достижении в ней аккордов Dm7 или Am7, можно «прыгнуть» в новую тональность C
  • при достижении в ней аккорда Gm7, можно «прыгнуть» в E b
  • при достижении Am7, можно «прыгнуть» в G
  • при достижении Gm7 или Dm7, можно «прыгнуть» в B b

Итак, с любой тональностью. Ищем пересечения аккордов и знаем, что можем переходить в новый тональный центр, то есть на пересечении лежат аккорды, которые есть в пересекаемых тональностях.

Тон Тон C D b D E b E F G b G A b A B b B
C Em7 Dm7 Am7 Em7 Am7 Dm7
D b Fm7 E b m7 B b m7 Fm7 B b m7 E b m7
D Em7 G b m7 Em7 Bm7 G b m7 Bm7
E b Fm7 Gm7 Fm7 Cm7 Gm7 Cm7
E G b m7 A b m7 G b m7 D b m7 A b m7 D b m7
F Dm7 Am7 Gm7 Am7 Gm7 Dm7
G b b m7 B b m7 A b m7 B b m7 A b m7 E b m7
G Em7 Am7 Em7 Bm7 Am7 Bm7
A b Fm7 B b m7 Fm7 Cm7 B b m7 Cm7
A G b m7 Bm7 G b m7 D b m7 Bm7 D b m7
B b Dm7 Gm7 Cm7 Gm7 Dm7 Cm7
B E b m7 A b m7 D b m7 A b m7 E b m7 D b m7

Но, из таблицы видно, что не в любую тональность можно совершать переходы. В нашей таблице много пустых клеток. Например, из тональности C можно прыгать в тональности D, F, G, B b . Но как же совершить скачок в другие тональности?

Итак, чтобы из тональности C мажор совершить переход в тональность E b мажор придется изменять качество аккордов. А, именно: F7+ на Fm7; G7 на Gm7; C7+ на Cm7; Dm7 на Dm5-6, так как Fm7, Gm7, Cm7, Dm5-6 — есть ступени тональности E b мажор.

Рассмотрим изменения в составе аккордов при смене качества, то есть при переходе септаккордов из одного класса в другой, схематически это можно представить так, где:

  • 7+ — большой мажорный аккорд
  • 7 — доминантсептаккорд
  • m7 — минорный аккорд
  • m7-5 — полууменьшенный аккорд
  • m6-5 — уменьшенный аккорд

Схема альтерирования аккордов

На рисунке схематически отражены два круга. По наружному двигаться надо по часовой стрелке, по внутреннему против. Тогда между аккордами видно сколько и какие ноты надо изменить для перехода в другое качество аккорда.

Переход Измененные звуки
7+ —> 7 b 7
7+ —> m7 b 7, b 3
7+ —> m7-5 b 7, b 3, b 5
7 —> m7 b 3
7 —> m7-5 b 3, b 5
m7 —> m7-5 b 5

В таблице мы расписали сколько звуков надо менять в аккорде, для перехода его в другое качество. Чтобы из мажорного перейти, например, в m7-5 надо уменьшать на пол тона три звука: b 7, b 3, b 5.

Для того, чтобы переход из одной тональности в другую был плавным при смене качества аккордов, альтерируется минимальное число звуков аккорда. Например, из рисунка видно, что при переходе из G7 в Gm7 альтерируется один звук b 3, а из G7 в Gm6-5 — три звука: b 3, b 5, b 7. Очевидно, что такое решение звучит намного резче первого и, естественно, менее предпочтительно для перехода из одной тональности в другую с использованием смены качества аккордов.

Теперь заполним таблицы, их две, они не проходят по ширине, поэтому вторая — это продолжение первой. Кому интересно, можно Посмотреть таблицу полностью. Кроме этого, аккорд «m7-5» обозначен как «o». Вы видите, что в таблице заполнены все клетки, то есть из любой тональности можно теперь «прыгать» в любую. Более того, мы добавили все минорные тональности, так как, они есть суть пересекаемых мажорных тональностей. Ячейку мысленно делим из левого верхнего угла к правому нижнему, и, получаем какие аккорды надо альтерировать для перехода в другую тональность. Кроме этого, в ячейках стоят цифры, например 2 — это количество звуков для замены, чем их меньше, тем плавнее можно сделать переход из тональности в тональность.

Например, перейдем из тональности С в тональность D b — по достижении в До мажоре F7+ вместо него ставим Fm7, после этого можно переходить в B b ( 2 звука меняется в основном аккорде).

C —> Dm7 —> Em7 —> Fm7 —> B b —> Cm7 —> Dm7.

Источник

Читайте также:  Петр дранго его ноты
Оцените статью