Песни под гитару Модуляция. Главные приемы.
Аккорды песен под гитару, видео
Модуляция. Главные приемы.
МОДУЛЯЦИЯ – изменение тональности любой мелодии, обычно для того, что бы украсить , разнообразить ее и оживить. Например, сначала композиция начинается в одной тональности, а под конец переводится в другую. Бывает, что переход происходит несколько раз за одну мелодию. Это как композитор пожелает. (… «Жираф большой! Ему видней!» :))
Знание и понимание главных приемов модуляций помогает подобрать аккорды «на слух», а также при аранжировке собственных композиций.
Вот собственно эти приемы:
1. Например переход минорной тональности в мажорную и обратно , с такой же тоникой. Допустим, тональность С-Am переведем в две другие:
С-Am => A- F#m, или так С-Am => D#-Cm
2. Переход тональности на квинту вперед или назад, как через мажорную , так и через минорную части разной тональности. Вспомните квинтовый ряд:
Из которого следует, что тональность С-Am возможно перевести в 4 любые ( C => G или F , а также Am => Em или Dm ).
3. Модуляция скачком. В этом методе логику лучше не искать. Здесь все аккорды разом сдвигаются. Ключевую роль играет талант самого композитора, т.к. мелодия при данном методе должна плавно перейти в чужую тонику.
Источник
Урок 10 Модуляция
Для удобства исполнения нужно научиться использовать перенос в другую тональность, который имеет своё название – модуляция. Для удобства воспользуемся таблицей:
Например перенесем такую последовательность:
из тональности Am (ля-минор) в Em (ми-минор). Для этого в находим в левом столбце Am и смотрим каким ступеням относятся аккорды последовательности. Получаем следуещее:
Далее находим в левом столбце Em и смотрим какие аккорды соответствуют этим ступеням получаем:
Вид аккорда на той же ступени должен совпадать. Мажор переходит в мажор, минор в минор, а септаккорд в септаккорд.
Олег, в таблице в основном поле нет ни одного минорного аккорда. Так и должно быть?
да, главное определить по названию какой аккорд на ступени – “до”, “ре”, “ля” и т.д., а мажорный или минорный не имеет значения
штото я непонял как перенестить
Спасибо большое за сайт!
Я, собственно, хотел учиться петь, случайно попал на Ваш сайт и мне все очень понравилось – и как внятно и просто Вы объясняете и выстраиваете уроки, и хорошо отработанная комплексная методика движения по учебному материалу вперед, и тембр Вашего голоса, и как вы интерпретируете песни, и как легко и заботливо Вы обращаетесь с гитарой, как умело вы извлекаете звуки – и я стал тоже учиться играть на гитаре. Я думаю, если у меня все будет получаться со временем, то настанет момент, когда мне надо будет отчитаться о выполненных заданиях и провести исправление ошибок. Предусмотренны ли на этот счет какие-нибудь методы обучения?
Успехов и всех благ
Спасибо за добрые слова, никакой проверки полученных навыков не предполагается, про онлайн консультации не думал, все сами ставят оценки своим успехам
Еще вот вопросики – все последовательности аккордов минорыне, а можно ли так же составить подобные мажорные последовательности и есть ли в этом смысл? И что такое пентатоника или где на сайте можно об этом почитать?
они не полностью минорные, там всегда есть переход в параллельный мажор и возврат, можно с мажора переходить в параллельный минор, но абсолютное большинство русскоязычных песен именно такие, поэтому это привычнее на слух
про пентатонику, руки не дошли, в обучении на соло гитаре дальше должны идти уроки по пентатонике. Если в двух словах, то просто в тональности используются только пять звуков, между которыми нет полутонов, например в до-мажоре (ля-миноре) исключаются си и фа и можно играть оставшиеся пять звуков в любом порядке с любыми аккордами тональности они будут звучать гармонично
Спасибо большое и желаю Вам необходимых свободы и покоя для доработки темы пентатоники. Очень ценный и поучительный музыкальный материал должен получиться, страна и зарубежье ждет, потомки могут не простить промедления.
Успехов и удачи.
Спасибо за учебный материал.Простое и доходчивое изложение.
Большое спасибо Олег за Ваш труд.Уникальный материал для обучения игры на гитаре.Дай Бог Вам крепкого здоровья и вдохновения.
Тут кажется вкралась ошибочка. Наверно надо читать: в левом столбце
из тональности Am (ля-минор) в Em (ми-минор). Для этого в находим в правом столбце Am и смотрим каким ступеням относятся аккорды последовательности.
Источник
Гитара
Модуляция или отклонение
Очень часто в песенной композиции происходит переход в новый тональный центр, после чего возможно возвращение в первоначальную тонику.
Модуляция — это отклонение во время исполнения композиции в другую тональность. Учение о модуляции является одним из важнейших разделов гармонии. О наступлении отклонение в другую тональность можно судить по появлению недиатонических (не присущих данному ладу) аккордов на соответствующих ступенях. Ступени лада Вы уже должны были выучить ранее в этом разделе.
Напоминаем, что в До мажоре ступени будут следующими: | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ступень | I | II | III | IV | V | VI | VII |
Аккорд | С7+ | Dm7 | Em7 | F7+ | G7 | Am7 | Bm5-7 |
Например, смена качества с доминантового типа на минорный на V ступени лада, то есть появление, например в до мажоре аккорда Gm7 вместо G7 свидетельствует о возможном отклонение в тональности:
Тон | Фа мажор | Ми бемоль мажор | Си бемоль мажор | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Аккорды | Gm7 | C7 | F7+ | Gm7 | G b m7 | Fm7 | B b 7 | E b 7+ | Gm7 | Cm7 | F7 | B b 7+ |
Ступени | II | V | I | III | b III | II | V | I | VI | II | V | I |
При анализе гармонических последовательностей с модуляциями можно воспользоваться таблицей. В таблице в верхней строке идет качество аккордом M — мажорные (7+), m — минорные (m7), x — доминантсептаккорды (7), o — полууменьшенные (m5-7), u — уменьшенные (m5-6). В левой колонке идут название аккордов, выделены жирным шрифтом.
M (7+) | m (m7) | x (7) | o (m5-7) | u (m5-6) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тон | I | IV | II | III | VI | V | b III | VII |
C | C | G | B b | A b | E b | F | A | D b |
D b | D b | A b | B | A | E | G b | B b | D |
D | D | A | C | B b | F | G | B | E b |
E b | E b | B b | D b | B | G b | A b | C | E |
E | E | B | D | C | G | A | D b | F |
F | F | C | E b | D b | A b | B b | D | G b |
G b | G b | D b | E | D | A | B | E b | G |
G | G | D | F | E b | B b | C | E | A b |
A b | A b | E b | G b | E | B | D b | F | A |
A | A | E | G | F | C | D | G b | B b |
B b | B b | F | A b | G b | D b | E b | G | B |
B | B | G b | A | G | D | E | A b | C |
Пользуясь таблицей можно определить функцию любого диатонического аккорда гармонической модели.
Например определим, пользуясь таблицей возможные функции аккорда Dm7.
Для чего найдем пересечение строки с названием аккорда D (столбец — Тон) с вертикальными строками качества m7. Таковых значений три. Видим буквы C, B b , F. Это означает, что аккорд Dm7 является II ступенью в тональности До мажор, III — в Си бемоль мажоре, и VI — в Фа мажоре.
Что нам это дает? Дает понимание, что через этот аккорд можно безболезненно для композиции перейти в совершенно новый тональный центр, потом возможно вернуться в первоначальную тонику.
То есть, например тональность До мажор. Как только мы достигаем в этой тональности аккорда Dm7 у нас появляется возможность уйти из До мажора в тональность Си бемоль мажор, или Фа мажор. Чтобы перейти в эти тональности нам надо посмотреть правила диатонических, хроматических или квинтовых моделей, и согласно им сделать скачок в новый тональный центр. Попробуйте сделать это самостоятельно. Так же, попробуйте вернуться в исходный тональный центр.
Рассмотрим родство аккордов I и II степени. Разные тональности имеют одни и те же аккорды. Для простоты понимания в последней колонке таблицы указаны аккорды по До мажору и тут же указано в каких тональностях есть такие же аккорды.
- Первая строка: здесь идет сопоставление I и IV ступеней (До и Фа). Они имеют одинаковые аккорды Dm7, F7+, Am7.
- Вторая строка: I и V ступени (До и Соль). Общие аккорды этих тональностей: C7+, Em7, Am7.
- Третья строка: I и II ступени (До и Ре). Общий аккорд этих тональностей: Em7.
- Четвертая строка: I и b VII ступени (До и B b ). Общий аккорд: Dm7.
Тональности | Общие аккорды | По До мажору | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I: IV: | II VI | IV I | VI III | C: F: | II III | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I: V: | I IV | III VI | VI II | C: G: | I III | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I: II: | III II | C: D: | III II | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I: b VII: | II III | C: B b : | II Раз тональности имеют одинаковые аккорды, значит, из одной в другую можно переходить вполне безболезненно, а, затем возвращаться в первоначальную. Ниже представлена таблица возможных переходов по тональностям. В пересечениях даны аккорды, по достижении которых в той или иной тональности, можно совершить прыжок в другую тональность. Возьмем, к примеру, тональность F:
Итак, с любой тональностью. Ищем пересечения аккордов и знаем, что можем переходить в новый тональный центр, то есть на пересечении лежат аккорды, которые есть в пересекаемых тональностях.
Но, из таблицы видно, что не в любую тональность можно совершать переходы. В нашей таблице много пустых клеток. Например, из тональности C можно прыгать в тональности D, F, G, B b . Но как же совершить скачок в другие тональности? Итак, чтобы из тональности C мажор совершить переход в тональность E b мажор придется изменять качество аккордов. А, именно: F7+ на Fm7; G7 на Gm7; C7+ на Cm7; Dm7 на Dm5-6, так как Fm7, Gm7, Cm7, Dm5-6 — есть ступени тональности E b мажор. Рассмотрим изменения в составе аккордов при смене качества, то есть при переходе септаккордов из одного класса в другой, схематически это можно представить так, где:
Схема альтерирования аккордов На рисунке схематически отражены два круга. По наружному двигаться надо по часовой стрелке, по внутреннему против. Тогда между аккордами видно сколько и какие ноты надо изменить для перехода в другое качество аккорда.
В таблице мы расписали сколько звуков надо менять в аккорде, для перехода его в другое качество. Чтобы из мажорного перейти, например, в m7-5 надо уменьшать на пол тона три звука: b 7, b 3, b 5. Для того, чтобы переход из одной тональности в другую был плавным при смене качества аккордов, альтерируется минимальное число звуков аккорда. Например, из рисунка видно, что при переходе из G7 в Gm7 альтерируется один звук b 3, а из G7 в Gm6-5 — три звука: b 3, b 5, b 7. Очевидно, что такое решение звучит намного резче первого и, естественно, менее предпочтительно для перехода из одной тональности в другую с использованием смены качества аккордов. Теперь заполним таблицы, их две, они не проходят по ширине, поэтому вторая — это продолжение первой. Кому интересно, можно Посмотреть таблицу полностью. Кроме этого, аккорд «m7-5» обозначен как «o». Вы видите, что в таблице заполнены все клетки, то есть из любой тональности можно теперь «прыгать» в любую. Более того, мы добавили все минорные тональности, так как, они есть суть пересекаемых мажорных тональностей. Ячейку мысленно делим из левого верхнего угла к правому нижнему, и, получаем какие аккорды надо альтерировать для перехода в другую тональность. Кроме этого, в ячейках стоят цифры, например 2 — это количество звуков для замены, чем их меньше, тем плавнее можно сделать переход из тональности в тональность. Например, перейдем из тональности С в тональность D b — по достижении в До мажоре F7+ вместо него ставим Fm7, после этого можно переходить в B b ( 2 звука меняется в основном аккорде). C —> Dm7 —> Em7 —> Fm7 —> B b —> Cm7 —> Dm7. Источник |