- Как настроить пианино
- Инструменты для настройки пианино
- Как часто нужно настраивать пианино
- Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй
- Как слушать струны и откуда начинать настройку
- Ищете настройщика пианино своей мечты!? Поздравляю, Вы нашли его!
- Дмитрий Иванов
- 8-965-434-01-01
- Как настройщики пианино дурят головы своим клиентам.
- «М олодой человек! Мы, русские, не обманываем друг друга.»
- Не бойтесь ошибиться с выбором настройщика. Самое неприятное, что может случится- это вы заплатите за то, что не будет сделано, так сказать за красивые глазки и очумелые ручки.
- Это происходит из за того, что большинство владельцев фортепиано, пианистов не разбираются в устройстве и принципах работы механизмов и узлов пианино и роялей. И этим пользуются некоторые нерадивые коллеги. Они не выполняют основных элементарных базисных требований. Оставляют заниженный уровень строя фортепиано, не закрепляют, не регулируют механику. Зато с апломбом и пафосом рассуждают о преимуществах того или иного метода настройки, кичатся своими дипломами, образованием и нахваливают себя любимого.
- Вот пример обслуживания пианино «Аккорд» «ассоциальным представителем»;
- Если ваш инструмент не девятнадцатого века, не имеет конструктив механики верхнего демпфера, с упорной чугунной рамой, колки держат строй, нет явных повреждений вирбельбанка, нет трещин в чугунной раме, то такое пианино должно настраиваться в камертон 440Гц.
- А вот как хохмят настройщики в регионах «Красный Фёрстер». Остап Бендер, отдыхает.
Как настроить пианино
В этой статье мы поделимся опытом, который мы получили, изучая инструменты для настройки фортепиано и роялей. Вы узнаете, какой инструмент используют для настройки пианино, какие вообще существуют инструменты для фортепиано, в чем их назначение, особенности и отличия. Так же мы расскажем об основных принципах настройки, руководствуясь советами опытных настройщиков.
Итак, фортепиано, как и рояль, является акустическим инструментом. Это сложный механизм, придуманный столетия назад, и с тех самых пор принципиальных отличий в его строении не появилось. Мы можем понять, что фортепиано настроено, если каждая нота соответствует своему строю, и все вместе, во время игры, они звучат гармонично.
Состояние струн инструмента, как физических объектов, подвержено различным воздействиям окружающей среды. На стабильность их натяжения влияет и состояние крепежных элементов конструкции инструмента, и влажность, и усталостные изменения в самих струнах. Влияет даже винтовое искривление металлического стержня, к которому крепится струна, но об этом мы расскажем далее в статье. Другими словами – знание множества факторов, которые необходимо учесть настройщику для успешного приведения инструмента в строй, отличает хорошего настройщика от плохого, и содержит в себе все мастерство этого ремесла.
Для успешной настройки вам понадобятся специальные инструменты. Взгляните.
Инструменты для настройки пианино
Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.
Количество граней ключа
Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.
Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).
6-, 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.
Какие бывают диаметры отверстия ключа
В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.
Сменные головки и рукоять
Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.
Рукояти могут быть Г-, или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.
Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).
Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.
Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.
Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.
Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.
Как часто нужно настраивать пианино
Настройка любого фортепиано, будь то пианино или рояль, необходима для любого инструмента. Даже если вы приобрели новое пианино с фабрики, то в первый год игры инструмент нужно настроить дважды.
Если вы купили бывшее в употреблении фортепиано, то после транспортировки обязательно нужно вызвать мастера и провести полную настройку инструмента.
Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй
Настройке пианино невозможно научиться, прочитав лишь инструкцию. Это, по большей части, мышечная память, которая приходит со временем и практикой. Даже инструкции, порой, противоречат друг другу. Различные мастера используют свои собственные техники, считая их самыми лучшими. Если этот полный ответ на вопрос: как настроить пианино самостоятельно дома вас не устроил, то берем инструмент для настройки пианино и читаем дальше.
Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной, или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Эта характеристика имеет несколько другую природу, чем общая стабильность строя инструмента, которая меняется со временем под воздействием релаксации струн, и их смежных компонентов, изменений температуры и влажности, от плотности посадки вирбелей в вирбельбанк (место крепления колков пианино) и т. д. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неправильно, и уже после нескольких ударов по клавише её строй изменится.
На стабильность струны прежде всего влияет упругость всей системы, в которой она находится. Струну можно разделить на три части:
- Нерабочая часть струны между вирбелем и аграфом (порожек крепления струны).
- Рабочая часть струны, которая колеблется от ударов молоточка.
- Нерабочая часть, которая идет ниже, между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы.
Из-за трения в местах отсечек рабочей части струны, наматываясь на вирбель, она натягивается неравномерно. Сначала натяжение происходит в первой нерабочей части струны, затем более слабое натяжение появляется в рабочей части, и еще более слабое натяжение в третьей нерабочей части струны. Если не делать специальных манипуляций, то, настроив струну, после первых же ударов молоточка по ней, натяжение равномерно распределится, сначала кратковременно повысив её строй, а затем понизив.
Чтобы преодолеть это явление, струну рекомендуют слегка перетягивать, и, во время перетяжки, сильно ударять по клавише, чтобы распределить натяжение по всей длине струны.
Кроме того, следует учитывать упругость самого вирбеля. Металлический вирбель вбит в деревянное основание вирбельбанка. При настройке струны, зафиксированная в вирбельбанке часть вирбеля будет вращаться медленнее, чем его крайняя часть, на которую наматывается струна. Такое явление называется винтовое искривление.
Поэтому, при тонкой настройке, вращение вирбеля вообще не осуществляют, оказывая, по большей части, давление на него. Так же, для стабильности струны важно окончательное положение вирбеля. Рекомендуют устанавливать вирбель так, чтобы по окончанию настройки он был слегка наклонен вниз. Это поможет ему сохранить свое положение при сильных ударах по клавишам во время игры, которые неизбежно будут создавать избыточное напряжение струны.
Вирбель можно вращать, оказывать на него давление, а так же изгибать. Если первые два метода мы уже рассмотрели, то изгиб вирбеля все еще считается спорным способом настройки. Многие зарубежные специалисты считают такой метод допустимым, позволяющим быстро и очень точно, вплоть до нескольких микрон, изменять натяжение струны. Настройщик слегка отгибает вирбель ключом, ударяя по клавише и слушая биение струны. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить крепление. Конечное положение изогнутого вирбеля в идеале должно быть таким, чтобы он, своим изгибом, компенсировал натяжение струны от сильных ударов по клавише, возвращая её в исходное положение.
Каждое действие настройщика должно контролироваться прослушиванием текущего состояния струны, вращение или другие воздействия на вирбель без этого бессмысленны.
Как слушать струны и откуда начинать настройку
Большинство отдельных нот фортепиано звучат благодаря нескольким струнам, которые настроены в унисон. Басовые ноты используют одну или две струны, более высокие ноты используют по три струны на каждую ноту. Созвучие трёх струн в пианино называется «хор». Каждая струна в хоре должна быть отстроена по отношению к другим струнам в своем хоре, и в интервалах по отношению к другим хорам.
Фортепиано имеет 280 струн, и, как ни странно, просто настроить каждую из них в нужную ноту не получится. Дело в том, что если настроить каждую ноту слишком чисто, то некоторые интервалы в звучании фортепиано будут звучать не гармонично. Для пианино строй темперируют – то есть настраивают ноты чуть шире от чистого звучания, чтобы получить эти самые благоприятные созвучия в интервалах.
Каждый из вас замечал, что при настройке двух, звучащих в унисон струн, при малейшем отклонении от идеального звучания возникает эффект вибрато. Эти волнения в звучании называют биениями. Биения во время звучания двух источников звука возникают тогда, когда их звучание отличается. Чем медленнее интервалы биения, тем ближе объекты звучат друг к другу.
Настройку принято начинать с ноты «ля» первой октавы. Настройщик выбирает струну в хоре, у которой самое маленькое нерабочее расстояние и самое большое рабочее. Такая струна менее подвержена искажениям и её проще настроить. В пианино это чаще всего самая правая струна в хоре.
Выбрав струну для настройки, необходимо заглушить остальные струны хора. Для этого нам потребуются клинки, о которых мы говорили ранее. Клинки вставляются между теми струнами, звучание которых нам необходимо заглушить. Минимальное количество клинков для настройки интервала равняется двум. Чтобы постоянно не переставлять клинки во время настройки интервала, некоторые специалисты используют суконную ленту, или ленту для темперирования строя. Её закладывают между теми струнами, которые нужно заглушить, оставляя свободными струны для настройки.
Так или иначе, после заглушения лишних струн, свободная струна настраивается по камертону, исключая биения. Интервал биения для струны Ля первой октавы по отношению к камертону должен быть больше 10 секунд.
Далее, от этой струны, специалист «темперирует» интервалы в пределах первой октавы. У каждого интервала определено свое количество биений в секунду, которые слушает настройщик. Затем, вынимая заглушки, отстраиваются остальные струны центральной октавы, выстраивая унисоны. Когда центральная октава настроена, от нее настраивают по октавам остальные ноты инструмента, сначала вверх, потом вниз от центра.
Чаще всего используется схема равномерно темперированного строя, но существуют и другие схемы темперации. Новичкам специалисты рекомендуют освоить в совершенстве равномерно темперированный строй, а так же кварто-квинтовую темперацию.
Как вы уже могли понять, настройка фортепиано это интересный, но чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя огромное количество деталей, которые нужно учитывать. Надолго согласовать между собой все ноты пианино, при этом не повредив его конструкцию, под силу только профессионалам своего дела.
Источник
Ищете настройщика пианино своей мечты!? Поздравляю, Вы нашли его!
Дмитрий Иванов
8-965-434-01-01
- Главная
- Контакты
- Услуги
- Настройка пианино
- Как правильно выбрать настройщика пианино
- Как правильно проверить качество настройки
- Как правильно перевезти фортепиано
- Как избежать хохмачек от нерадивых настройщиков
- Главная
- Контакты
- Услуги
- Настройка пианино
- Как правильно выбрать настройщика пианино
- Как правильно проверить качество настройки
- Как правильно перевезти фортепиано
- Как избежать хохмачек от нерадивых настройщиков
Как настройщики пианино дурят головы своим клиентам.
«М олодой человек! Мы, русские, не обманываем друг друга.»
К великому сожалению, профессия настройщика фортепиано постепенно деградирует с каждым десятилетием. Все больше в профессию попадают случайные люди, которые решили, что «путь настройщика» усыпан розами и рог изобилия позволит беззаботно и праздно жить поживать и добро наживать.
Но, не так все просто в мире чистого и гармоничного звука.
«Путь Настройщика»- это пыль грязь, эмоционально-физическое напряжение, и высокая ответственностью за выполненную работу.
Специалисты таких профессий как; печатник, печник, слесарь, сантехник электрик имеют доходы по более, чем настройщики фортепиано.
С развалом фабрик по производству пианино и роялей, с исчезновением реставрационных мастерских советского периода, кузница кадров настройщиков переживает тяжелые времена. Старые мастера уходят из жизни.(Орешников В.И. Талызин А.А., Берников А.А., Алексеев В.П, Иванов В.Д. и другие достойные мастера посвятившие ремеслу фортепианных дел всю свою жизнь)
На их место приходят люди, которые имеют о профессии отдаленное и скудное представление. Люди, которые не хотят, не умеют или не знают элементарного. Которые, не желают развиваться в профессии. Их отношение к выполняемой работе происходит по принципу; «народ и так хавает», зачем тратить свои эмоциональные и физические силы.
На сегодня остались единичные курсы «взлет-посадки». Самой известной школой является «Квинта-2», которая дает в основном теоретический багаж знаний. Но для овладения навыков в профессии этого багажа Архи мало! Курсы такого толка, лишь входной билет в профессию и не более. Так сказать бумажка, а без бумажки ты.
На сегодня появилась нездоровая тенденция, что не настройщик то «пидагог» и пытается создать центр обучения по настройке фортепиано и набрать побольше учеников и дать им путевку в жизнь. Ребята, чему Вы можете научить, когда сами «неалё» в ремесле?!
И начинают чудить «птенцы интервалов» не по детски на просторах музыкальной России. А может и мне открыть мастер класс?! Надо подумать(копнул лопатой и ты богатый).
В далекие девяностые, меня самого делегировало руководство музыкального училища на подтверждение квалификации в «Квинту»
Стал ли я лучше настраивать после курсов?! НЕТ! Пригодился ли теоретический багаж знаний?! ДА!
Но не всё так плохо. И не надо опасаться настройщика с ключом!
Естественный капиталистический отбор оставляет в тренде, только лучших специалистов, фанатов своей профессии. Может я и не прав; время покажет. Хотя, что-то мне подсказывает, что я глубоко ошибаюсь.
Не бойтесь ошибиться с выбором настройщика. Самое неприятное, что может случится- это вы заплатите за то, что не будет сделано, так сказать за красивые глазки и очумелые ручки.
Это происходит из за того, что большинство владельцев фортепиано, пианистов не разбираются в устройстве и принципах работы механизмов и узлов пианино и роялей. И этим пользуются некоторые нерадивые коллеги. Они не выполняют основных элементарных базисных требований. Оставляют заниженный уровень строя фортепиано, не закрепляют, не регулируют механику. Зато с апломбом и пафосом рассуждают о преимуществах того или иного метода настройки, кичатся своими дипломами, образованием и нахваливают себя любимого.
Необходимо с осторожностью относится к настройщикам, которые в основу своего профессионального преимущества указывают, только то, что они выпускники высших музыкальных учреждений (джазисты пианисты аккордеонисты) Как правило, эти люди приходят в профессию по остаточному принципу. Той Музе, которой посвящены лучшие годы своей жизни, личный опыт и знания; обществом не востребованы! Что делать, как жить!?
Ах да, я в настройщики пойду, пусть меня научат. А учить то и не кому. И основным педагогом становится «старик Яндекс».
Так же, надо держать ухо в остро с дипломированными специалистами различных ассоциаций. Члены ассоциации настройщиков напоминают церковных сектантов . Обвешаются дипломами , как на иконостасе и ходят по миру , а граждане, только успевают лапшу с ушей снимать. ))
Вот пример обслуживания пианино «Аккорд» «ассоциальным представителем»;
Данному персонажу, так хотелось застолбить клиента для повторного вызова, что он приклеил свою «визитку» размером А4. Да так приклеил, что теперь убрать её возможно, только со шпоном. Интересно, а к «C Bechstein» стоимостью в 1.500.000руб. такой же подход?
Можно по разному выполнять работы. У кого то получается лучше, у кого то хуже.
Можно закрыть глаза на не отрегулированную механику, не шлифованные молотки, заниженный уровень строя.
Но не заменить оборванные струны в «зоне темперации». Как то уж совсем, «тухло».
Верхом цинизма является не то, что данный член ассоциации оборванные струны не заменил! А то, что в своей визитке указал отсутствующие струны и поставил знак «Вопроса».
Простите за мой французский. Какой НАФИК вопрос, необходимо ставить новые струны. Или на ваших сектационных семинарах этому не обучали?
Не уважаете клиента, не уважаете себя! Уважайте ремесло, которое вас кормит!
Почему у некоторых настройщиков такое отношению к профессии!?
Потому, что отсутствует элементарная культура ремесла. А бескультурье, ни каким дипломом не прикроешь.
Если у вышеуказанных специалистов отсутствует длительный практический опыт настройки пианино и роялей(в несколько лет).
Если они не работали в реставрационных мастерских, на конвейере фабрик по производству фортепиано, не перенимали опыт у именитых фортепианных дел мастеров. а оно вам надо?
Владельцу фортепиано надо ответить всего на один простой вопрос. Кого он вызывает и кто лучше справится с поставленной задачей, выпускник музыкального учреждения или профессиональный настройщик?
А вот хохмачка от коллеги на все времена; «Текущая настройка на основе 440Гц не гармонирует ни на одном уровне и не соответствует космическому движению, ритму или естественной вибрации.
Музыка на основе 432Гц обладает благотворной целительной энергией, потому что это чистый тон математической основы природы.
Частота 432Гц является альтернативной настройкой, которая находится в соответствии с гармониками Мироздания.
Частота 440Гц является неестественным стандартом настройки, и музыка в частоте 440Гц конфликтует с энергетическими чакрами человека. Так и хочется спросить; «Квалифицированная психиатрическая помощь не требуется?»
А вот еще одна завлекаловка на просторах Яндекса; Аффтор Жжот. «Восстановление заводской настройки фортепиано прямо у Вас дома. Настроенные таким образом инструменты резонируют с телом человека на клеточном уровне» (-у меня что-то резонирует во время игры.-всё в порядке. это ваши клетки)
К великому счастью остались и реставрационные мастерские и настройщики, которые сохранили в это не легкое время лучшие традиции советских мастеров фортепианных дел.
Советы владельцам фортепиано, которые помогут избежать «непрофессиональных хохмачек» от нерадивых настройщиков пианино и роялей;
-Подробно обсуждайте ценовую составляющую услуги. Если настройщик говорит, что основную стоимость его услуг он может озвучить только после осмотра фортепиано, готовьтесь к тому, что счет к оплате вас «огорчит до невозможности»
-Не гонитесь за дешевизной. Если заявленная стоимость услуги настройщика самая низкая относительно остальных предложений, готовьтесь к тому, что счет к оплате будет выше средней «цены по больнице»! К тому же, вам выполнят объём работ на «один рубль»
— Не позволяйте настройщику значительно повышать ранее озвученную стоимость услуги. (В начале говорили о 1600руб. а к оплате надо достать из кошелька 5000руб.) Небольшие корректировки по цене в «несколько копеек» допускаются.
—Требуйте, чтобы настройка производилась, только в камертон 440Гц! Особенно, если Ваш ребенок делает первые шаги в мир музыки.
-И не попадайтесь на «развод» настройщика из серии; ваше фортепиано не настраивалось десятилетиями и оно просело на тон ниже камертона и поднимать в 440Гц чревато поломкой чугунной рамы, обрывом струн. Это основная байка лентяев и недобросовестных настройщиков!
Если ваш инструмент не девятнадцатого века, не имеет конструктив механики верхнего демпфера, с упорной чугунной рамой, колки держат строй, нет явных повреждений вирбельбанка, нет трещин в чугунной раме, то такое пианино должно настраиваться в камертон 440Гц.
— Почему настройщики не любят «тянуть в камертон»!? Да потому, что на процесс настройки с поднятием в 440Гц. требуется потратить больше времени и сил, чем «пробежаться по верхам» без изменения общего строя пианино!
Возможен обрыв и басовых и гладких струн! А при обрыве надо, или менять струны, или «вязать» басовые, или заказывать изготовление новых басовых струн. А многие настройщики этого; или не умеют, или не знают, или не хотят устранять возникшие неполадки.
Фортепиано, на котором производилась настройка с подъемом строя в камертон 440Гц. быстрее расстраивается. А выслушивать жалобы клиентов, о том, что очень рано наступила пора повторной настройки, не особо хочется.
Раньше, в среде настройщиков, таких нерадивых коллег называли «Хомутами»
— Рекомендую скачайть на свой смартфон «электронный камертон» Для того, что бы слушать классический камертон надо иметь определённый опыт. Лучше воспользоваться электронной версией, точность которой является эталонной.
После того, как настройщик сказал, что фортепиано настроено. Проверьте уровень «Ля» первой октавы.
Если ваше пианино поднималось на полтона, то в идеале приборчик должен показывать 443-445Гц. Чуть выше эталона делается для того, что бы, строй не просел слишком в низ. Для того что бы к следующей повторной настройке строй зафиксировался на уровне 440Гц., но не ниже.
-По электронному тюнеру(камертону) нельзя настраивать и нельзя проверять качество настройки фортепиано. По нему можно проверить уровень «Ля» первой октавы 440Гц.
-После требования настройки в 440Гц, желание схалтурить уменьшается в разы.
-Некоторые настройщики по телефону просят проиграть на пианино и по услышанному определяют объем предполагаемых работ и озвучивают ценник. Жаль что по телефону нельзя настраивать, пока нельзя.
-Некоторые настройщики, как только узнают, что у заказчика «Лира», «Заря», или «Аккорд», предлагают его сдать в утиль. А купить у проверенного барыги самое лучшее фортепиано на планете Земля из поднебесной.
-Есть особая каста настройщиков. Это настройщики-перевозчики. Они и перевозят и настраивают. У каждого такого специалиста в машине припасено пианино неописуемого звучания и за дешево.
-Есть коллеги, которые разбивают процесс настройки на несколько дней. И настраивают, этак дня три. И берут денег с клиента за каждый свой визит.
А вот как хохмят настройщики в регионах «Красный Фёрстер». Остап Бендер, отдыхает.
6 марта 2016 года «Фонограф-Джаз-Квартет» приехал в Самару с программой «Посвящение Оскару Питерсону». Если кто-то ее не слышал: это серьезный фортепианный концерт, состоящий из 6 сольных произведений и 10 ансамблевых. Такая программа требует соответствующей подготовки как пианиста, так и площадки: то есть должен быть как минимум хороший (а лучше отличный) рояль, на котором можно проявить свои пианистические навыки (мне вроде бы есть, что проявлять).
Когда я собирался в Самару, то, по привычке, уточнил, какой будет инструмент: «Steinway»? В Самарской филармонии стоит именно такой рояль, превосходный для работы. Но в этот раз мы ехали в Дом офицеров Самарского гарнизона, и там на сцене ждал меня «August Förster». Я, конечно, слегка расстроился: этот инструмент обладает более резким звуком, чем «Steinway», на нем сложнее добиваться пиано, а, с другой стороны, чуть разойдешься – он уже «кричит» форте. Но, что делать, пока ехал, вспоминал, о чем стоит не забывать при работе с «August Förster».
И вот мы в Самаре, приезжаем на репетицию в зал: действительно, стоит рояль и на нем написано «August Förster». Вот только какой-то он странный с виду… Решил, что это из-за приглушенного концертного освещения. Начинаю его пробовать – действительно что-то не то. Знаете, сейчас делают такие высококачественные пластмассовые клавиши, которые полностью имитируют дорогую слоновую кость. Так вот это был совершенно противоположный случай: ядреная пластмасса без намека на качество. Дальше – больше! Начинаю разыгрываться и понимаю, что он абсолютно неровный: то есть для того, чтобы качественно сыграть какой-нибудь пассаж, нужно постоянно нажимать с разной силой. Правая педаль шумит, левая вообще не работает. Приподнимаюсь: он еще и подозрительно короткий… Решил заглянуть вовнутрь – и да, это никакой не «August Förster», а повидавший жизнь… «Красный Октябрь». Говорю администратору: «Это не тот инструмент!» Мне в ответ: «Ну, как же, видите, написано – «August Förster». Да, надпись есть, даже с бликами при освещении. Я, недолго думая, трогаю ее и…отклеиваю. Под ней, как уже, наверное, стало понятно, родное имя инструмента – «Красный Октябрь».
Окончательно расстроенные оба – рояль и я – думаем, как изменить ситуацию. Спрашиваю администратора: «А настройщик-то есть?» – «Есть». С ужасом понимаю, что до начала концерта 1,5 часа, и он не успеет его настроить – может, хотя бы педаль сделает. Пробую играть кусочки произведений – местами что-то получается. Начали колдовать над звуком вместе со звукорежиссером, чтобы вышло хоть что-то вразумительное.
Пока все это происходит, настройщик Леонид Сердобов стоит за моей спиной и пристально смотрит – смотрит и молчит. Думаю: не видел что ли, как на рояле играют? Потом с усмешкой говорит: «Ну, как, Сергей? Разобрались с этим аппаратом?» Я ему: «Каким аппаратом?! Его сжигать надо, а не разбираться с ним!». Он похихикал в ответ, мол, передам-передам, и снова: «Ну, что?» Я: «Что? Может, сделаете хоть часть из того, что жизненно необходимо для работы на этом инструменте!» Он умолк. И раз – тайком забирает с рояля злополучную наклейку «August Förster». Вот только не повезло ему, что я это заметил. Говорю: «Подождите, что вы делаете? Положите на место!». Он мне в ответ: «Что положить? Ничего не было!» – «Положите на место то, что Вы забрали». Внезапно диалог перешел на повышенные тона и мне решили показать, «кто в доме хозяин»: «Я ничего класть не буду! Вы вообще не имеете права! Вы не должны были это трогать и отрывать! Приезжают тут, пальцы загибают. Я музыкант в четвертом поколении! Занимайтесь своим делом, учите партитуры!» Тут уже не выдержал я, говорю: «Положите то, что взяли, на место. Что Вы тут вообще устроили?!» Казалось, большего шока уже быть не может, и тут слышу: «Ну, подумаешь, похохмили?!»… Я в бешенстве: «Вы меня обмануть или проверить хотели? Вы что, с ума сошли вообще? Я же не могу начать концерт!» – «А мне плевать на Ваш концерт!» На этой «оптимистической» ноте он удалился.
Спустя час, перед началом концерта, мы встретились с начальником Дома офицеров Назаренко Александром Александровичем. Он извинился за некорректное и, как он выразился, хамское поведение приглашенного для обслуживания концерта настройщика роялей. По его совам настройщик этот, Леонид Михайлович Сердобов, взялся отремонтировать рояль «Красный Октябрь», принадлежащий Дому офицеров, еще в октябре 2015 года: перебирал его, настраивал, пригласил мастера по ремонту и окраске корпуса рояля, при этом нарушил оговоренные сроки, но, в конце концов, перед концертом «Фонограф-Джаз-Квартета» сказал, что все окончательно сделано. Однако работа и покраска, как оказалось на самом деле, была сделана некачественно – даже красили его кое-как (из баллончика, видимо), потому что инструмент был весь в подтеках и засохших каплях. Но сам Леонид Сердобов был своей работой настолько удовлетворен, что решил самовольно переименовать инструмент. Вот так всего за каких-то 60 тысяч рублей, которые были выделены на ремонт «Красного Октября» и выплачены Сердобову, рояль стал носить гордое имя «August Förster», при этом администрация Дома офицеров была уверена, что на сцене ОДО последние 20 лет стоит все тот же «Красный Октябрь», только отремонтированный и хорошо настроенный! Тут невольно вспоминаются слова М.Ю.Лермонтова: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».
Надеюсь, что все те, кто захочет воспользоваться услугами Леонида Михайловича Сердобова, «прогуглят» отзывы о настройщике и увидят эту историю, чтобы избежать того недоразумения, которое произошло с роялем Дома офицеров.
Вы теперь, конечно, можете представить, с каким «воодушевленным» настроем «Фонограф-Джаз-Квартет» вышел в тот вечер на сцену. Но концерт все же удался и единственное, что порадовало нас – это очень теплый, благодарный прием зрителей, который, безусловно, окупает любые казусы и неприятности. А мне в заключение остается только пожелать, чтобы никто и никогда не сталкивался с подобными «сюрпризами»!
Источник