- Натуральный звукоряд
- Смотреть что такое «Натуральный звукоряд» в других словарях:
- Натуральный звукоряд: описание понятия, порядок построения
- Определение
- Что за частичные тона?
- Вопрос построения
- Построение от нот
- Работа от «Ре»
- Работа от «Фа»
- О натуральных интервалах
- О знаках изменения тона
- Музыкальная практика
- Музыкальный звукоряд
- Музыкальный звукоряд диатонический
- Музыкальный звукоряд хроматический
Натуральный звукоряд
В. А. Вахромеев.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Смотреть что такое «Натуральный звукоряд» в других словарях:
НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД — в музыкальной акустике ряд звуков, состоящий из основного тона и гармонических призвуков (обертонов). Отношения частот колебаний звуков натурального звукоряда образуют натуральный ряд чисел 1 : 2 : 3 : 4 : 5 и т. д. Некоторые обертоны несколько… … Большой Энциклопедический словарь
Натуральный звукоряд — (от лат. natura природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов. Содержание 1 Характеристика … Википедия
натуральный звукоряд — в музыкальной акустике ряд звуков, состоящий из основного тона и гармонических призвуков (обертонов). Отношения частот колебаний звуков натурального звукоряда образуют натуральный ряд чисел 1:2:3:4:5 и т. д. Некоторые обертоны несколько выше тех … Энциклопедический словарь
Натуральный звукоряд — в музыкальной акустике ряд расположенных в восходящем порядке Обертонов или частичных тонов, т. е. призвуков основного тона. Соотношение частоты колебаний обертонов выражается рядом простых чисел; для того чтобы эти числа соответствовали… … Большая советская энциклопедия
Звукоряд — Звукоряд (лат. vocum ordo, нем. Tonreihe или Tonleiter, англ. scale, франц. échelle, итал. scala) в теории музыки последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Отдельные звуки в таком ряду в теории… … Википедия
Звукоряд — последовательность основных ступеней музыкальной системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на каком либо музыкальном инструменте или содержащихся в каком либо музыкальном произведении, мелодии, расположенных в… … Большая советская энциклопедия
Звукоряд — 1) Последовательность звуков или осн. ступеней муз. или звуковой системы, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. 2) Поступенная последовательность звуков лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке; обычно… … Музыкальная энциклопедия
звукоряд — а; м. Муз. Несколько звуков разной высоты, следующих друг за другом в определённой последовательности. Гармонический з. Натуральный з. * * * звукоряд совокупность музыкальных тонов какой либо звуковой системы (лада, строя), выстроенных в… … Энциклопедический словарь
звукоряд — а; м.; муз. Несколько звуков разной высоты, следующих друг за другом в определённой последовательности. Гармонический звукоря/д. Натуральный звукоря/д … Словарь многих выражений
ЗВУКОРЯД — 1) ряд звуков, построенных в известном порядке; от гаммы (См.) отличается тем, что гамма предполагает преимущественно последовательный ряд звуков и октавное построение, тогда как понятие з а не ограничено этими признаками. Оттого, например,… … Музыкальный словарь Римана
Источник
Натуральный звукоряд: описание понятия, порядок построения
Сегодняшняя музыкальная практика основана на системе, представляющей собой ряд звуков. Между ними есть определенные высотные взаимоотношения. Их нахождение по высоте принято называть звукорядом. Каждый звук в нем является ступенью. В полном звукоряде этой системы есть порядка ста звуков. Их частоты сильно варьируются и сосредоточены в диапазоне 15–6000 колебаний в сек. Эти звуки различимы человеческим ухом. А точное определение их высоты зависит от степени развития музыкального слуха.
Главные ступени звукоряда – это названия основных нот, от «До» до «Си». А чем же тогда является натуральный звукоряд? И каковы отношения звуков в нем? И какую роль в нем играют частичные тона?
Определение
Натуральный звукоряд – это звуковой ряд, в который входят основной тон и гармонические призвуки (их другое название – обертоны).
Частоты колебания звуков здесь взаимодействуют так, что получается натуральный числовой ряд: 1, 2, 3, 4… Из-за наличия обертонов данный звукоряд именуют натуральным обертоновым звукорядом.
Какие-то обертоны превосходят основные звуки по высоте, а другие обертоны, наоборот, им в этом плане уступают.
Что за частичные тона?
Натуральный звукоряд также характеризуется и наличием частичных тонов. Их число в разных октавах и от каждой ноты различно:
Обозначения: A – ля; D – ре; E – ми, F – фа, G – соль, B – си; # — диез.
У звуковой волны очень сложная конфигурация. Причина тому такова (на примере струны гитары): колеблющийся элемент (струна) вибрирует, создается преломление звука в равных пропорциях. Они производят самостоятельные колебания в совокупной вибрации тела. Создаются еще одни волны, идентичные их длине. И они генерируют частичные тона.
Указанные тона могут варьироваться по высоте. Ведь динамика колебаний волн, образовавших их, имеет разные параметры.
Если бы струна образовывала лишь основной тон, то ее волна имела бы простую овальную форму.
Второй частичный тон возникает от половины начальной звуковой волны струны. Длина его волны вдвое уступает волне основного тона. А по частоте колебаний он вдвое превосходит основной тон.
Волновые потоки от третьего звука получаются уже в три раза динамичнее волн начального звука. От четвертого — в четыре раза, от пятого — в пять и т.д.
Начальный звук (основной тон), точнее, количество его колебаний, можно отобразить как единицу. То количество колебаний возникающих тонов можно выразить простыми числами. Тогда получается простой арифметический ряд: 1,2, 3, 4, 5…. Это уже натуральный звукоряд. Остается разобраться с его построением.
Вопрос построения
Как построить натуральный звукоряд? Для ответа на данный вопрос предложен наиболее простой пример.
Основным тоном здесь является нота «До», расположенная в большой октаве. От нее организуется построение звукового ряда, имеющего частоты согласно обозначенной закономерности.
Получается такой результат данного построения:
Такое сложное строение натурального звукоряда от одной струны человек не воспринимает сознательно. И здесь фигурируют такие причины:
1. Похожую структуру имеют многие звуки.
2. Амплитуды призвуков значительно проигрывают амплитуде главной частоты, исходящей от струны.
Построение от нот
Выстроить натуральный звуковой ряд можно от любой ноты. При этом важно учитывать и тональность. Она может быть минорной или мажорной. Для первой схема построения такова:
Т – П – Т – Т –П– Т – Т
Схема для второй следующая:
Т – Т – П – Т – Т – Т – П
Обозначения здесь: Т – тон, П – полутон.
Таким образом, при построении от «Ля» в миноре получается такая картина:
A – B – C – D – E – F – G — A
Тот же ряд, но в мажорном раскладе, выглядит так:
A – B – C# — D – E – F# – G# – A
Нота, от которой строится ряд, называется тоникой.
Далее предложены примеры построения от «Ре» и «Фа».
Работа от «Ре»
Натуральный звукоряд от «Ре» строится также в зависимости от тональности. В минорном строительстве получается следующий результат:
D — E — F — G — A — A# — C – D
В нотной тетради это записывается так:
В мажорном раскладе ситуация такая:
D – E – F# — G – A – B – C# — D
А в нотную тетрадь (или программу «Гитар про») запись заносится следующим образом:
Но есть и еще нюансы. Это же звукоряд может существовать в гармонической модификации. В ней перед тоникой возникает дополнительный полутон.
В минорном примере картина получается такой: D – E – F – G – A — A# — C — C#. Звучание получается с восточным оттенком.
Работа от «Фа»
Натуральный звукоряд от «Фа», выстроенный по мажорной схеме, имеет те же знаки, что и минорный ряд от «Ре». Это две параллельные тональности.
И мажорная структура натурального звукоряда, выстроенного от «Фа», такова:
F – G – A — A# — C – D – E – F
Записи на нотных линейках получаются следующими:
Картина минорного построения:
F – G – G# — A# – C – C# — D# — F
На нотных линейках получаются следующие обозначения:
Здесь знаки те же, но обозначены бемолями: Ля — бемоль = G#. Си-бемоль = A#. Ре-бемоль = C#. Ми-бемоль = D#.
О натуральных интервалах
На главных ступенях натуральных структур есть лишь соответствующие интервалы. К ним относится и увеличенная кварта и уменьшенная квинта.
Совокупное число интервалов с равным ступеневым параметром всегда идентично числу основных ступеней. И на различной ступени выстраивается любой такой интервал.
В параллельных тональностях группа интервалов всегда неизменна. Но ступени, на которых они возводятся, варьируются.
Для отображения этих принципов приводится следующая таблица:
Их основные виды
Ступени с их наличием
Обозначения в таблице:
Б – большая. М – малая. Ч – чистая. Ув – увеличенная. Ум – уменьшенная.
О знаках изменения тона
Таковыми знаками являются диезы (обозначаются символом #, означают повышение на полтона) и бемоли b (обозначаются символом b, говорят о понижении на полтона). В натуральном интервале они не выставляются одновременно.
Здесь есть важный нюанс: у ноты «Ля» отсутствует диез, являющийся пятым по порядку.
Этот нюанс свидетельствует о том, что в тональности, где есть минимум 5 диезов, этот интервал не появляется.
Тогда большая секста (б.6) от «Ля» ( A – F#) обнаруживается лишь в мажорах и минорах, в которых максимум 4 диеза.
Под такой критерий попадают такие тональности:
- Мажорные: G, D, A и E.
- Минорные: Em, Bm, F#m, C#m
Работая с интервалами без знаков повышения или понижения тона, нужно вычислить, какой звук здесь первым образуется с таким знаком. Дальше работа строится по указанному принципу.
Пример: идет поиск тональности с малой терцией E – G. Можно последовать по квинтовой окружности по направлению к диезам. Тогда знак должен возникать у ноты «Соль». Но он на этой позиции не фигурирует. Тогда структуры, имеющие минимум 3 #, данную терцию не содержат.
Можно пойти по такому же кругу, но уже к бемолям. Тогда бемоль должен образовываться около «Ми». Однако его нет. Тогда обозначенный интервал не появляется в структурах, где минимум 2 бемоля.
В результате поиска малая терция E – G есть в таких минорных и мажорных структурах, где:
- нет знаков при ключе;
- есть 1-2 диеза;
- есть 1 бемоль.
Далее конкретизируются тональности по наименованиям и ступени, на которых возводится этот интервал.
В этом поможет такой принцип: в ладе 7 основных ступеней. И здесь есть 7 секунд, столько же терций и прочих интервалов. Они могут отличаться тоновым значением. Этот фактор обуславливается построением от определенной ступени.
Пример: есть мажорная и минорная структуры. Здесь малая секунда появляется дважды. В первом случае на 3 и 4 ступенях. Во втором — на 2 и 4 ступенях.
Тогда на других пяти ступенях выстраиваются только большие секунды.
Музыкальная практика
Есть такие инструменты, которые отличаются тем, что на них извлекается только натуральный звукоряд. Речь идет о:
- Горне и фанфаре.
- Всех разновидностях рожка.
- Трубе.
- Валторне.
- Флейте обертонового типа, например русской калюке.
То есть в основном это представители духовой инструментальной категории. И натуральный звукоряд духовых инструментов из этого перечня часто воспринимают как чистый строй. Это ошибка.
Так в чистом строе м.7 (малая квинта) образуется сложением ч.5 и ч.м. 3 (складываются чистые: квинта и малая терция). Частотный параметр ее звучания — 1017,6 ц. А в натуральной септиме он достигает 968,8 ц.
Обозначенный звукоряд нередко задействуются в этническом пении. Примеры:
- Индийская рага.
- Горловое тувинское пение.
- Пение африканского племени Коса (ударение на первый слог).
Академическая музыка знает редкие примеры использования натурального звукоряда. Наиболее ярким из них считаются первая и заключительная части «Серенады» Бриттена. Там играется соло на валторне.
Источник
Музыкальный звукоряд
Музыкальный звукоряд диатонический и хроматический. Ой, целых два ряда? Или все-таки музыкальный звукоряд один? Давайте разберемся.
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 4
Музыкальный звукоряд диатонический
Октава состоящая только из 7 основных ступеней называется диатонической. Диатоника в переводе с греческого обозначает особенность структуры звукоряда — наличие широких интервалов между нотами.
Действительно, если присмотреться, на рисунке видно, что расстояние между нотами диатонического звукоряда разные — между нотами си и до, а также между ми и фа расстояние в два раза меньше чем между остальными нотами, где интервалы настолько широкие, что в них можно вставить дополнительные ноты. На рисунке ниже это ещё заметнее:
Диатонический звукоряд довольно прост. Это его достоинство. С него начинают освоение игры на разных музыкальных инструментах. На клавиатуре фортепиано диатонический звукоряд расположен исключительно на белых клавишах — легко запомнить. Однако диатонический звукоряд позволяет исполнять ограниченное число мелодий. И это его недостаток, который пришлось устранить.
Музыкальный звукоряд хроматический
Со временем мастерство музыкантов и мастеров, изготавливающих музыкальные инструменты возросло настолько, что дополнительные ноты в звукоряд все-таки были добавлены. Для этого звукоряд разделили на 12 равных ступеней — полутонов. При этом, основные ступени остались на своих ступенях и были добавлены новые ступени. На рисунке звукоряд разделен на 12 равных ступеней, новые ступени показаны без названий:
Учитывая не совсем удачный опыт добавления нового буквенного названия (помните названия нот A, H, C, D, E, F, G ?), а также то, что названия основных ступеней (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) замечательно прижились, решили новым ступеням самостоятельных названий не присваивать, а обойтись уже имеющимися с добавлением специальных знаков.
Это специальные знаки альтерации. Альтерация значит изменения. В звукоряде используют два знака альтерации — бемоль и диез. Каждый из этих знаков изменяет ноту, к которой относится на полтона. Диез повышает ноту на полтона, бемоль понижает. Такими на полтона измененными звуками заполнены оставшиеся ступени звукоряда. Звуки находящиеся на этих ступенях называются по близлежащим нотам с добавлением специальных знаков альтерации — диеза и бемоля.
Такой красивый звукоряд с одинаковыми ступенями, ноты которого позволяют играть любые, самые сложные мелодии назвали хроматическим. От слова «хрома» — с греческого украшать.
Источник