Что такое неустойчивые ноты

Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

Ступени и их тяготение

В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу. Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное. Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению. II, IV, VI и VII – неустойчивые.

Тяготение

А еще есть понятие и ощущение тяготения неустойчивых к устойчивым. Как ребенок тянется к матери, ища поддержки, так и неустои ищут поддержки у устойчивых ступеней. Возможно, слишком поэтично, но зато наглядно. Честно говоря, в начале обучения такого ощущения нет – оно воспитывается на уроках сольфеджио в процессе регулярных слуховых упражнений. Однако очень скоро слышимость этого тяготения действительно возникает и уже становится чем-то самим собой разумеющимся, только так и не иначе. (рис 1.)

Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой. Ну, как буквы в алфавите или цифры. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой. Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т. д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая):

Читайте также:  Какая струна укулеле первая

Устойчивые ступени от ноты До

Ступени и звукоряды

А теперь изберем за начало звукоряда другую ноту. Ну, скажем, ЛЯ. Накладываем звукоряд от ноты ЛЯ и видим, что теперь устойчивые ноты уже другие ЛЯ, ДО, МИ. Устойчивые и неустойчивые ступени в музыке

От МИ поэкспериментируем? Устойчивые ступени от Ми

Вывод

Устойчивые ноты могут быть совершенно разные, но ступени всегда I, III, V. И зависит это от того, от какой ноты мы начинаем наш звукоряд.

Источник

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях – называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника). То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются «побочными».

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах: До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.

Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

  1. Трезвучия побочных ступеней, а именно трезвучия на III и VI ступени, как правило, имеют противоположную окраску (у вас должны были получиться минорные трезвучия в мажорных ладах).
  2. На вводных ступенях (II и VII) строятся два трезвучия – одно также с противоположным ладом, а второе – уменьшенное. В мажоре на II ступени имеем минорное трезвучие, а на VII – уменьшенное. В миноре картина несколько иная, но об этом я расскажу на другом занятии.


То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение. Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент. И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку. Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму – и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды – сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе…

Так же складывается и окраска – уникальная, неповторимая! – любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько – неустойчивых звуков.

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях.

Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области.

В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости». Например, I ступень, тоника – самый устойчивый звук лада. Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности.

II ступень – звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения. Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет «разрешением». И так далее – все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени.

Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:

  • I ступень – самый устойчивый звук, тяготение отсутствует;
  • II ступень очень неустойчива и тяготеет вниз, к тонике;
  • III ступень – устойчивость немного слабее, тяготение почти отсутствует;
  • IV ступень – неустойчивая, тяготеет вниз, с умеренной силой;
  • V ступень – устойчива, тяготение пренебрежимо мало;
  • VI ступень – неустойчива и мягко тяготеет вниз, к V ступени;
  • VII – самый неустойчивый звук, непреодолимо сильно тяготеет вверх, к тонике.

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого.

Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков – устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие – самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?

Процесс сочинения музыки – как ее мелодии, так и гармонии – в принципе сводится к двум началам: вы создаете напряженность (неустойчивость), и вы ее разрешаете. И именно поэтому слушателю становится интересно слушать вашу музыку, и он ищет возможность ее услышать снова и снова…

Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах:

Надеюсь, у вас все получилось, и вы во всей полноте ощутили все нюансы этих произведений

Источник

Устойчивые и неустойчивые ступени в разных тональностях

В музыкальной школе часто в качестве домашнего задания по сольфеджио задают упражнения на опевание устойчивых ступеней. Упражнение это простое, красивое и очень полезное.

Сегодня же наша задача – разобраться, какие звуки в гамме устойчивые, а какие неустойчивые. В качестве примеров вам будут предложены выписанные звукоряды тональностей до пяти знаков включительно, в которых уже отмечены устойчивые и неустойчивые звуки.

В каждом примере даётся сразу две тональности одна мажорная, а другая параллельная её минорная. Так, что сориентируетесь.

Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V) , которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки. Неустойчивые ступеньки – это все остальные, то есть вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II-IV-VI-VII) . В примерах эти нотки закрашены черным цветом. Например:

Устойчивые и неустойчивые ступени в до мажоре и ля миноре

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени. Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Если подзабыли, то можно прочитать об этом здесь. Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Как опевать ступени?

Очень просто: просто поём одну из устойчивых ступенек и затем по очереди переходим на одну из двух соседних неустойчивых: сначала выше, потом ниже или наоборот. То есть, например, в до мажоре у нас устойчивые звуки – до, ми и соль, поэтому опевания будут такие:

1) до-ре-до-си-до – опеваем до;

2) ми-фа-ми-ре-ми – опеваем ми;

3) соль-ля-соль-фа-соль – опеваем соль.

Ну а теперь рассмотрим ступеньки во всех остальных тональностях:

Устойчивые и неустойчивые ступени в соль мажоре и ми миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре мажоре и си миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля мажоре и фа-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми мажоре и до-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си мажоре и соль-диез миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ре-бемоль мажоре и си-бемоль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ля-бемоль мажоре и фа миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в ми-бемоль мажоре и до миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в си-бемоль мажоре и соль миноре

Устойчивые и неустойчивые ступени в фа мажоре и ре миноре

Ну что ж? Желаю успехов в учёбе! Страничку можно сохранить в закладках, так как подобные задания по сольфеджио задают постоянно.

Источник

Устойчивые ступени лада

Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.

Что это такое и вообще для чего это нужно?

Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки.

Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.

Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле.

Именно тональная система строиться на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.

Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.

Теперь проделайте следующий опыт.

Сыграйте гамму до мажор.

Теперь сыграйте аккорд до мажор, но добавьте к нему еще одну любую ноту из лада.

Количество вариантов здесь небольшое.

Это могут быть ноты ре, фа, ля, си или II,IV,VI,VII ступени.

Послушайте, как звучит аккорд с этими ступенями.

Каждая ступень не входящая в аккорд стремится к движению в одну из ступеней трезвучия и это закономерно, так как объясняется физическими законами.

Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними.

Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием — это неустойчивые ступени лада.

Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени.

Существуют и другие системы организации звуков в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые. Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы.

Но основа для изучения звуковых системы это тональность — так как она проста и понятна.

Есть устойчивые звуки можете представить их как радостные, светлые.

Есть неустойчивые — они либо слегка печальные либо совсем мрачные ( как например 7 ступень).

Первый этап развития слуха это умение слышать устойчивые ступени, а затем петь их.

В действительности в современном мире, если вы слушаете музыку с детства, то у вас уже сформированы первичные навыки узнавания устойчивых неустойчивых звуков, поэтому все что нужно это понять как они звучат и запомнить их.

Именно поэтому в сольфеджио этот этап самый простой.

Другое дело если вы захотите заняться сочинением музыки или песен.

Здесь освоение устойчивости и неустойчивости ступеней можем занять гораздо большее количество времени, так как есть очень много деталей и тонкостей.

Но о них мы сегодня не будем говорить.

Посмотрим на базовую схему тяготений в мажорном ладу:

Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.

В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень:

Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант.

Давайте подведем итог:

Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1, 3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво. Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.

Неустойчивость же означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.

Наш слух привыкает к понятию устойчивости и неустойчивости с детства, так как большая часть музыки построена на этом принципе.

Все, что нужно для музыкального понимания этих звуков — это научиться петь и слышать эти звуки.

Если вы не знаете с чего начать, то для вас курс Развитие слуха — Ладотональный слух, которые даст вам все необходимые навыки.

Развитие слуха 103: Ладотональный слух

Пакет Стандарт — Курс и бонусы Пакет VIP также включает в себя курс Интервалы и Гармоническое Ухо

Источник

Оцените статью