классный час «НОТ школьника»
классный час на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
not_shkolnika.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС « НОТ ШКОЛЬНИКА».
Цель: Познакомить учащихся с правилами умственного труда; определить их влияние на успех учения.
Форма: Беседа учителя, совместная деятельность.
1. Итоги прошлого классного часа по режиму дня
2. Беседа учителя:
а) уроки в школе;
3.Опыты на себе. Рекомендации учащимся.
1. Подводятся итоги работы учащихся по режиму дня.
(ребята рассказывают о своих впечатлениях и успехах, классный руководитель анализирует мини – сочинения)
2. Сегодня тема нашего классного часа «НОТ школьника», изучив ее, мы поймем уже и некоторые научные основы режимных моментов дня.
- А что такое НОТ? (научная организация труда)
- Что означает организовать свой труд научно?
Следовать тем правилам, которые предлагают люди (ученые). Это опыт их исследований, собственный опыт, который помог им в жизни. Разберем несколько ситуаций.
а) УРОКИ В ШКОЛЕ.
— На уроке вас часто спрашивают об изученном. А почему? Кому это нужно?
Мы все нуждаемся в контроле. Чем чаще спрашивают, тем лучше учимся.
— Любите ли вы отвечать у доски? Почему?
Ответ у доски — единственная возможность говорить серьёзно, связно, логично, точно и
кратко. На уроке математики мы говорим математическим языком, на химии — химическим.
Не освоишь языка науки — не узнаешь и науки.
В то время, когда отвечаешь у доски, идёт общение с классом . Отвечать — не значит
вспоминать учебник. Отвечать – значит, сию минуту создавать, творить рассказ из тех данных, которые есть . Будет гораздо интереснее и легче отвечать, если вы будете отвечать классу, а не только учителю. Рассказывать нечто важное, что никто не знает. Будьте профессионалами в своём ученическом деле! Научитесь удивлять и учителя и ребят своими знаниями, тогда вам все будет по плечу.
— А если контрольная работа?
Говорят, что очень помогает, если вы перед контрольной работой умоетесь, глубоко подышите, уже этим вы активизируете себя.
Всеми правдами и неправдами избавьтесь от страха во время контрольной работы. Представьте, что уже решаете задачу, вспомните все случаи, когда удалось решить задачу, держите успех в голове, а не провал, и это представление успеха наверняка приведёт к реальному успеху.
— Кто знает правила подготовки домашних заданий?. С чего надо начинать?
- Приступая к работе, надо навести порядок на столе, чтобы ничего не отвлекало. На столе должно быть уютно.
- Сразу приготовить и положить перед собой стопкой все учебники и тетрадки, необходимые для работы.
- Стол готов, и мы готовы сесть за уроки; но готова ли наша голова? Это значит: не устала ли она?
— Как вы думаете, какая работа тяжелее умственная или физическая?
— Что вы понимаете под физической работой? Умственной работой? Приведите примеры.
Умственная работа тяжелее физической, так как она утомительнее. Надо тщательно следить за своей умственной деятельностью.
Умственная работоспособность человека не одинакова в течение суток. С двух часов дня она понижается. К 4 -5 часам вновь повышается, а в 7-8 часов вечера все показатели стремительно падают вниз. Таким образом, самое не выгодное для себя – это делать уроки после 7 часов вечера. У четвероклассника занятия продуктивны два – два с половиной часа. После этого времени сидеть за столом фактически бесполезно.
— Назовите самое продуктивное время для уроков (17.00 – 19.00) и запишите его в Дневник здоровья.
— Назовите дни, которые для вас являются трудными для учебы. Почему?
Оказывается, самая низкая трудоспособность — в субботу, а максимальная – во вторник и
— А с какого предмета необходимо начинать готовить домашнее задание?
Для получения высшего эффекта, необходимо начинать с изучения самого трудного
предмета, затем изучать менее трудный и заканчивать лёгким , сначала надо повторить
или выучить правила, а только затем выполнять письменные задания.
Итак, вы приготовили стол, и голова свежая — помните все правила работы. Теперь надо настроить на работу чувства, т. е. мобилизовать все душевные и физические силы. Попробуем потереть руки и улыбнуться, сказать себе: сейчас я займусь литературой, и буду делать её с удовольствием! Убедите себя в том, что занятие, которое вы делаете, необходимо для вас, а не для учителя. Во время занятий не думайте о занятии более интересном, чем вы делаете. Стремитесь выполнить задание тщательно, до самого конца, не допускайте неряшливости!
— Назовите книги, которые вы сейчас читаете? Что вас в них привлекает?
— Попробуйте мне доказать важность чтения.
« Ни дня без строчки», — сказал древний писатель. «Ни дня без странички» — скажем мы. Окончить школу и не прочитать к этому времени основных классических книг, значит, обмануть себя и окружающих. Образования без чтения классических книг не бывает. Для тех, кто читать не любит, надо найти первую интересную книгу. Поставьте себе цель читать ежедневно хоть полчаса. Учитесь делать выписки из книг. Заведите общую тетрадь для выписок. Постарайтесь определить, что вас больше всего интересует, и прочитайте все доступные книги на эту тему.
У каждого есть друзья, которые не очень любят читать. Постарайтесь хоть одного человека приобщить к чтению. Появится друг, с которым можно обмениваться книгами и разговаривать о них.
На этой неделе мы постараемся понаблюдать за собой и записать в тетрадь здоровья что у вас получилось, что принесло вам удовольствие.
- Первый опыт — когда вызовут к доске. Попроситесь ответить у доски. Отвечайте классу и помните, что сегодня вы не просто отвечаете урок, вы догадались рассказать ребятам о том, чего нет в учебнике, о том, что вы прочитали в дополнительной литературе
Второй опыт – с отметками. В течение двух – трёх недель будем ставить себе отметки следующим образом: какую бы отметку не поставил учитель, вы себе ставите на балл ниже. Вот наши истинные отметки. И будем стараться улучшать их. До каких пор? – Пока учитель не поставит 5 с плюсом.
- Третий опыт. Присмотримся, о чём мы разговариваем с друзьями на перемене? Можно договориться с друзьями, что каждый приносит в школу что-то интересное, чтобы постепенно пошли умные и деловые разговоры.
- Опыт четвёртый . Попробуем выучить все заданные уроки до одного! Независимо от того, должны вас вызвать или нет. На это потребуется совсем не много сил, зато, когда придёте в школу, то обнаружите, что хочется петь.
Если идёшь в школу с выученными уроками, всегда почему-то хочется петь!
Источник
НОТ школьника
НОТ – это научная организация труда. Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов. НОТ предусматривает прежде всего правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы. НОТ – это хорошая организация труда, преодоление разгильдяйства и расхлябанности. НОТ требует, чтобы человек ясно представил себе цель работы, ее смысл, умел среди многих дел выделить главное, умел установить план и порядок выполнения работы. Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно и приятно работать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
not_shkolnika.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка «Как выполнять домашние задания»
- Проветри свою комнату до начала выполнения домашних заданий.
- Выполняй задания в одно и то же время.
- Если тебе это необходимо, включи тихую музыку.
- Посмотри записи в дневнике. Определи, какие задания ты должен выполнить на следующий день.
- Приготовь все принадлежности, которые необходимы тебе для выполнения домашних заданий.
- Подумай, какое задание ты будешь выполнять первым. Начни с самого трудного, более легким заверши свою работу.
- Отмечай в своем школьном дневнике карандашом выполненное задание.
- Делай десяти минутный перерыв между каждым выполненным домашним заданием.
- После подготовки уроков сложи книги и тетради в свой портфель.
- Проверь, все ли ты положил в портфель для следующего дня.
Памятка «Как читать рассказ».
- Внимательно прочти весь рассказ.
- Отметь в свой памяти, как называется рассказ, кто его автор.
- Ответь с помощью текста на вопросы в конце рассказа.
- Составь план пересказа текста.
- При подготовке пересказа обрати внимание на следующие пункты:
— кто главный герой рассказа;
— где происходит действие;
— как ведут с6ебя герои рассказа;
— кто тебе нравиться и почему;
— кто тебе не нравиться и почему;
— какие чувства вызвал у тебя этот рассказ.
Найди в словаре слова, которые при чтении вызвали у тебя затруднение.
Памятка «Как списывать текст»
- Прочти весь текст от начала до конца.
- Прочти первое предложение, повтори его про себя и проговори его вслух.
- Прочти еще раз и обрати внимание на написание слов
- Пиши предложения, диктуя себе по слогам.
- Прочти, что ты написал.
- Сравни написанное в тетради с книгой.
Памятка «Как писать сочинение»
- Прочти название темы сочинения и определи, о чем говорится в названии темы.
- Определи основные мысли, связанные с темой сочинения.
- Отметь их на черновике.
- Составь план своего сочинения.
- Излагай свои мысли по плану.
- Прочти, что у тебя получилось в каждом пункте плана.
- Зачеркни лишнее и допиши то, что ты пропустил.
- Перепиши сочинение в тетрадь.
Памятка «Как подготовиться к изложению по учебнику»
- Внимательно прочитай текст.
- Найди непонятные для тебя слова и определи их значение.
- Определи основную мысль текста и предложения, которые передают основное содержание текста.
- Раздели текст на части и озаглавь их.
- Уясни для себя постановку знаков препинания.
- Перечитай текст еще раз.
Памятка «Как выполнять задание по математике»
- Внимательно прочти задание.
- Вспомни правило, которое относится к данной задаче или примеру.
- Делай чертеж, если он поможет тебе с решением.
- Делай вычисления на черновике.
- Проверь свои вычисления и еще раз сравни их с содержанием текста задания.
Памятка «Учись читать правильно»
- Следи за словами на строчке, не переставляй их.
- Старайся понять то, о чем читаешь.
- При чтении будь внимательным к каждому слову.
- Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
- Старайся при чтении про себя не шептать, не шевелить губами.
Памятка «Учись читать выразительно»
- Помни, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаешь его.
- Старайся представить себе то, о чем читаешь.
- Определи свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайся при чтении передать его интонацией.
- Определи свою основную задачу чтения (что ты хочешь передать)
- Читай, четко произнося слова, соблюдай паузу в конце предложения, между абзацами и частями текста.
- Выделяй голосом важные мысли.
НОТ – это научная организация труда. Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов. НОТ предусматривает прежде всего правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы. НОТ – это хорошая организация труда, преодоление разгильдяйства и расхлябанности. НОТ требует, чтобы человек ясно представил себе цель работы, ее смысл, умел среди многих дел выделить главное, умел установить план и порядок выполнения работы. Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно и приятно работать.
Учиться учиться – вот в чем важная задача школьника.
Правильным режимом называется рациональное распределение всех видов деятельности и отдыха в течение суток. От режима во многом зависит состояние здоровья и физическое развитие, бодрое настроение и продуктивность занятий в школе и дома.
Соблюдение режима хорошо дисциплинирует, приучает к аккуратности и вырабатывает привычку целесообразно распределять и беречь свое время.
При построении режима дня младших школьников прежде всего учитывается:
— продолжительность школьных и внешкольных занятий;
— обеспечение достаточного отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
— регулярное и полноценное питание;
При этом важно установить время пробуждения и продолжительность сна, время завтрака, обеда и ужина, время приготовления домашних заданий, а также время пребывания на свежем воздухе.
Особенно важно, чтобы все элементы режима проводились в одно и то же время.
Тот, кто систематически соблюдает режим дня, быстрее втягивается в работу, успешнее выполняет домашние задания, быстрее засыпает.
Правильное чередование учебного труда, отдыха, питания, физических упражнений, закаливания и пребывания на свежем воздухе повышает работоспособность организма к различным заболеваниям, благоприятно влияет на физическое развитие.
В каникулы и выходные дни режим немного меняется, однако время, отведенное на сон, прием пищи, самообслуживание, утреннюю гимнастику, остается тем же, что и в дни занятий.
Перегружаться развлечениями нельзя, т. к. это утомляет и нарушает отдых. Ежедневно необходимо отводить до 4-х часов на чтение художественной литературы и на творческую деятельность.
Без внимания невозможен успех в умственной работе.
1.Сядь прямо, соберись, приготовься слушать.
2.Убеди себя, что слушать необходимо.
3.Следя за рассказом учителя, старайся только понять, да получше.
4.Слушая объяснение учителя, работай мысленно сам, думай:
— задавай себе вопрос: «Почему так?» и ищи ответ;
— мысленно в уме дели рассказ на части.
1.Научись создавать вокруг себя наилучшие условия для работы. Убери все, что может отвлечь от работы.
2.Выключи радио и телевизор, удобнее сядь за столом, расстегни тесный воротничок рубашки.
3.Принимаясь за уроки, собери все силы на первые минуты работы – вскоре появится внимание.
4.Помни – не отвлекаться.
5.Почувствовав усталость, сделай переменку, но недолгую.
6.Тренируй внимание разными способами: играми и упражнениями.
7.Учись быть внимательным к собеседнику.
Как быть внимательным.
Цель: — научить учащихся организовать свой труд посредством развития внимания;
— воспитывать внимательное отношение к окружающим людям;
— воспитывать у учащихся желание стать лучше, работать рациональнее.
Опасным врагом школьников является невнимательность. Невнимательный ученик не может быстро сосредоточиться и долго работать, пропускает важное, забывает выполнить что-то нужное, многое не знает. Такой ученик не только в учении, но и в работе, и в жизни становится беспомощным, жалким.
Как, например, хорошо вам известный герой стихотворения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный».(вспомнить стих)
Теперь проверим, внимательны ли вы? (игры на внимательность)
Внимание недостаточно хорошее, значит, нужно развивать, учиться быть внимательным, особенно необходимо оно на уроке.
Но что же происходит на уроке? На уроке порой – беда. Беда еще и в том, что даже в самом тихом классе перед нами много интересного:
— в окно видно, как работает трактор,
— соседка что-то чертит в тетради,
— муха ползет по парте,
— солнечный зайчик мелькает.
Да и в голове у нас всякие мысли: вчерашний фильм, новый диск, планы на вечер и т.д. но как сосредоточиться именно на рассказе учителя, а не на мухе, не на соседке. В армии, когда командир отдает приказ, подчиненные становятся по стойке «Смирно!». Отчего это?
Не могли бы люди выслушать приказ, развалившись, засунув руки в карманы? Почему надо обязательно вытягивать руки по швам?
Оказывается: подобран человек не двигается, напряжен- и внимание его само собой обостряется.
Вывод: Если мы хотим быть внимательными на уроке, сделаем сначала то простое, чему нас учили с 1 класса: сядем прямо, соберемся, настроимся слушать… И нам гораздо легче будет направит внимание на рассказ учителя.
Выберем самый скучный урок, (как тебе кажется урок) на нем и попробуем быть внимательным.
Один ученик поднимал- поднимал руку, чтобы ответить, а учитель не спросил его. У него пропал весь интерес к уроку. Он не слушал, тогда какое может быть внимание?
Вывод: значит, чтобы быть внимательным, мало сидеть прямо — надо еще убедить себя, что урок действительно нужен тебе.
Быть внимательным, слушать с интересом — это значит думать о том, что рассказывают, а думать, значит задавать себе вопросы: почему так?
Слово «думать» означает только одно: искать вопросы, потом искать ответы на них.
Умей работать при любых обстоятельствах и при шуме тоже. Это полезно для развития внимания.
Лучший способ развить внимание – научить себя быть внимательным к людям.
Каждая встреча с другом, со знакомым с малознакомым, случайным человеком, каждая встреча, пусть самая мимолетная, заставляет тебя обратить все свое внимание на этого человека. Не разговаривать рассеянно, никому не относиться пренебрежительно. Полностью сосредоточиться на том, с кем мы разговариваем, заметить его состояние, постараться понять его. Это, значит, отвлечься от себя, от своих собственных мыслей и мыслей о самом себе.
Источник