Что такое нота арфа концерт

Как считать октавы на арфе?

Самая распространенная проблема — лопнула струна, ее нужно заменить.

Вступайте в группу Whatsapp, чтобы не пропустить новые статьи. Никакой лишней информации, только анонсы статей. Myharp Whatsapp

Мой авторский курс Арфа онлайн (обучение)

Как рассказать в магазине, какая струна вам конкретно нужна?

Чего делать не стоит:
— Считать порядковый номер от края арфы без указания названия струны (особенно если у вас кельтская арфа, они бывают разные. Исключение составляют арфы фирмы «Camac»: у них свои струны со специальной нумерацией). Но это работает только в том случае, если вы покупаете струны у них.
— Смотреть в интернете «названия октав» (там описание для фортепиано, у арфы октавы считаются по другому).
— Приходить в магазин с фотографией порванной струны без опознавательных знаков (в магазине не работают арфисты, есть большой шанс ошибки).

А вот что сделать стоит:
— Сохраните порванную струну и возьмите ее с собой.
— Сфотографируйте арфу, возьмите с собой фото.
— Если на арфе играет ваш ребенок, спросите: «какая нота порвалась?» и обязательно запомните название ноты.
— После покупки арфы нарисуйте себе такую схему, как представленные ниже: вам не придется каждый раз к этому возвращаться.

И сразу ответ на самый популярный вопрос:
«Можно ли на кельтскую арфу натягивать струны от классической арфы?»
— Зависит от арфы. Нужно уточнить у продавца, у некоторых арф струны тоньше.
— Даже если нельзя, можно подобрать струну от классической арфы по толщине (они ничем кроме длины и толщины не отличаются, но для этого нужен специальный инструмент (штангельциркуль например).

Читайте также:  Искусство с нотами 6

Октавы на арфе считают сверху вниз (от самых тонких струн к самым толстым).
Это касается как кельтской арфы, так и классической.

Исторически так сложилось, что мы считаем не как все «от до», а от «ми». Да еще и не вверх, а вниз.

«0 октава» — это первые две струны. Только они (соль, фа).

«1 октава» — начиная с ноты ми (ми, ре, до, си, ля, соль, фа).

«2 октава» — также начинается с ноты ми (ми, ре, до, си, ля, соль, фа).

Так как почти все классические арфы одинаковые (арфы отличаются наличием или отсутствием самой нижней толстой струны), я хочу привести «разбор октав». Возможно, что кому-то это поможет. Только учитывайте пожалуйста, октавы на классической и кельтской арфах совпадают по звучанию, но не по толщине струны (за исключением нескольких моделей).

2 струны — 0 октава, 1 октава, 2 октава, 3 октава, 4 октава, 5 октава, 6 октава, 7 октава (2 или 3 струны).

Могу также снять аудио и видео, как звучит «Ми» каждой октавы. Если это нужно, напишите мне на почту: infiniamena@gmail.com или Вконтакте

Пример 34-струнной арфы. Если у вас 34-струнная арфа, возможно, вам это поможет (октавы помеченные одним цветом на классической и кельтской арфах будут звучать одинаково).

На этой арфе самая высокая струна — «ля».

1 октава (ля, соль, фа), 2 октава (ми, ре, до, си, ля, соль, фа) и т. д.

Давайте посмотрим на 26-струнную арфу (они обычно одинаковые, это очень удобно).
Самая верхняя струна — «соль». Самая нижняя — «до».

Если вас все равно не поняли (например, струны продают по номерам), спросите, какая у них самая тонкая струна, сравните со своей арфой и посчитайте с учетом лишних или недостающих струн). Из-за обилия вариантов кельтских арф в струнах путаются все.

Если у вас остались вопросы, пишите: infiniamena@gmail.com или Вконтакте

Автор статьи: Кореневская А. В.
Все права защищены. Любое копирование текста запрещено. ©

Источник

Что такое нота арфа концерт

Курс арфы для «чайников».

Данная статья посвящена тем людям, которые только-только купили арфу и ничего о ней не знают. Я опять же повторяю, что не являюсь преподавателем и что предоставленный мной материал всего лишь попытка помочь начинающему арфисту познакомиться с арфой.

Итак, вы приобрели арфу. Для начала настройте её. Настраивать арфу можно совершенно по-разному, в зависимости от того, что вы хотите играть. На видео, предоставленном ниже, арфа настроена в два бемоля – Ми и Си бемоль. Скажу честно, данная настройка удивила некоторых из наших преподавателей, но она вполне и вполне удобна, во всяком случае, лично мне. Так же можно настроить арфу в чистой ноте, а один из наших уважаемых преподавателей предложил настройку в три бемоля – Ми, Ля и Си бемоль.

Все леверсы во время настройки должны быть опущены вниз, ключ ни в коем случае не должен постоянно торчать в колке, если вы куда-то отлучаетесь от арфы. Правильная настройка арфы заключается в том, что вы настраиваете не всю октаву сразу, а по струне из каждой октавы. Это вроде как До второй и До третьей октавы и далее.

Этот метод тренировки был когда-то предложен мне одним юным арфистом, как передача знаний и опыта и в дальнейшем модернизирован мной. Начнём.

Ставим руки в положение «всё классно» — т. е, большие пальцы обеих рук должны смотреть вверх. Далее руки ставим на низкие струны До и Фа (До — красная, Фа – синяя или чёрная). И начинаем идти вверх, чередуя пальцы. Например, низкая До левой рукой, низкая Фа правой, До повыше левой, Фа выше правой. В итоге мы доходим до самых высоких струн и идём обратно точно так же, чередуя пальцы. Это упражнение не поможет вам правильно поставить руки, но поможет ориентироваться в «цветных» струнах. И повторять это упражнение каждый день по несколько раз.

Так же повторяем такое и с остальными пальцами. НО! Не забываем, что каждый палец (кроме больших пальцев) при игре отыгрывается в ладонь и что мизинец в игре не участвует.

Итак, это наше первое упражнение. А теперь второе.

У нас остаётся просто безумное количество нот, которые мы не затронули. А значит, надо исправляться. Для этого мы будем «дёргать» каждую струну, которая идёт до и после цветных струн. Например, Ре низкое Ми низкое, далее Соль низкое и Си низкое (Ля здесь, к сожалению, не участвует). В таком порядке. На видео это всё показано подробнее. Сначала будем всё это делать двумя большими пальцами, снова их чередуя, а потом и остальными, не забывая о том, что пальцы нужно отыгрывать в ладонь.

В итоге, каждый «чайник» получает возможность запомнить порядок струн и какая как идёт, что позволяет сориентироваться в «местности» и в дальнейшем поможет при обучении.

Возможно, через пару недель Вы сможете сыграть лёгкую импровизацию на тему группы Ария «Осколок Льда». Удачи!

Источник

Что такое нота арфа концерт

Арфа считается символом гармонии, изящества, спокойствия, поэзии. Один из самых красивых и загадочных инструментов, похожий на большое крыло бабочки, веками дарил поэтическое и музыкальное вдохновение своим мягким романтичным звучанием.

Что такое арфа

Музыкальный инструмент, выглядящий как большая рама треугольной формы, на которой закреплены струны, относится к струнной щипковой группе. Этот вид инструментов обязательно участвует в любом симфоническом выступлении, причем арфу используют для создания и сольной, и оркестровой музыки в разных жанрах.

В оркестре звучат обычно одна или две арфы, но случаются и отступления от музыкальных стандартов. Так, в опере русского композитора Римского-Корсакова «Млада» используются 3 инструмента, а в произведении Рихарда Вагнера «Золото Рейна» – 6.

В большинстве случаев арфисты аккомпанируют другим музыкантам, но бывают сольные партии. Солируют арфисты, например, в «Щелкунчике», «Спящей красавице» и «Лебедином озере» Петра Ильича Чайковского.

Как звучит арфа

Звучание арфы роскошное, благородное, глубокое. Есть в нем что-то внеземное, небесное, у слушателя возникают ассоциации с древними богами Греции и Египта.

Звук арфы мягкий, негромкий. Регистры не выражены, тембровое разделение расплывчатое:

  • нижний регистр приглушенный;
  • средний – густой и звучный;
  • высокий – тонкий и легкий;
  • наивысший – короткий, слабый.

В арфовых звуках отмечаются незначительные шумовые оттенки, характерные для щипковой группы. Звуки извлекаются скользящими движениями пальцев обеих рук без использования ногтей.

В арфовой игре нередко применяется эффект глиссандо – быстрого движения пальцев по струнам, благодаря чему извлекается чудесный звуковой каскад.

Тембровые возможности арфы поразительны. Ее тембр позволяет сымитировать гитару, лютню, клавесин. Так, в испанской увертюре Глинки «Арагонская хота» арфист исполняет гитарную партию.

Число октав – 5. Педальное строение позволяет воспроизводить звуки от контроктавы «ре» до 4-ой октавы «фа».

Устройство инструмента

Треугольный инструмент состоит из:

  • резонансной коробки высотой около 1 м, расширяющейся к основанию;
  • плоской деки, чаще всего изготавливаемой из клена;
  • узкой рейки из твердой породы дерева, прикрепленной к середине деки на всю длину, имеющей отверстия для вдевания струн;
  • большого изогнутого грифа в верхней части корпуса;
  • панели с колками на грифе для закрепления и настройки струн;
  • передней колоннообразной стойки, предназначенной для сопротивления колебаниям струн, натянутых меж грифом и резонатором.

Количество струн у разных инструментов неодинаковое. Педальная разновидность 46-струнная, причем 11 струн выполнены из металла, 35 – из синтетического материала. А в небольшой леверсной арфе 20-38 жил.

Арфовые струны диатонические, то есть бемоли и диезы не выделяются. А чтобы понизить или повысить звучание, применяют 7 педалей. Чтобы арфист быстро ориентировался в выборе нужной ноты, делаются разноцветные струны. Жилы, дающие ноту «до», красного цвета, «фа» – синего.

История арфы

Когда появилась арфа, неизвестно, но история ее возникновения уходит в глубокую древность. Считается, что прародитель инструмента – обыкновенный охотничий лук. Возможно, первобытные охотники подметили, что натянутая с разной силой тетива звучит неодинаково. Тогда кто-то из охотников решил вставить в лук много жил, чтобы сравнить их звучание в необычной конструкции.

Каждый древний народ имел инструмент оригинальной формы. Особой любовью арфа пользовалась у египтян, которые называли ее «прекрасная», щедро украшали золотыми и серебряными вставками, драгоценными минералами.

В Европе компактный предок современной арфы появился в VIII веке. Его использовали бродячие артисты. В XVII веке европейская арфа стала выглядеть как тяжелая напольная конструкция. Средневековые монахи и служители храмов использовали инструмент для музыкального сопровождения богослужений.

В дальнейшем над строением инструмента многократно экспериментировали, стараясь расширить диапазон. Изобретенный в 1660 году механизм, позволяющий с помощью натяжения и отпускания струн ключами менять высоту звучания, был неудобен. Тогда в 1720 году немецкий мастер Якоб Хохбрукер создал педальное устройство, в котором педали давили на крюки, натягивающие струны.

В 1810 году во Франции ремесленник Себастьян Эрар запатентовал тип двойной арфы, воспроизводящий все тона. На основе этой разновидности началось создание современных инструментов.

В Россию арфа попала в XVIII веке, почти сразу стала популярной. Первый инструмент смогли привезти в Смольный институт, где был сформирован класс арфисток. А первой в стране арфисткой стала Глафира Алымова, портрет которой написал живописец Левицкий.

Существуют следующие разновидности инструмента:

  1. Андская (или перуанская) – крупная конструкция с объемной декой, делающей зычным басовый регистр. Народный инструмент индейских племен Анд.
  2. Кельтская (она же ирландская) – небольшая конструкция. Играть следует, держа ее на коленях.
  3. Валлийская – трехрядная.
  4. Леверсная – разновидность без педалей. Регулировка осуществляется рычагами на колке.
  5. Педальная – классическая разновидность. Регулировка натянутой струны осуществляется давлением педалей.
  6. Саунг – дуговой инструмент, сделанный мастерами Бирмы и Мьянмы.
  7. Электроарфа – так стала называться разновидность классического изделия со встроенными звукоснимателями.

Интересные факты

Арфа имеет древнее происхождение, за многие века ее существования накопилось множество легенд и интересных фактов:

  1. Кельты считали, что бог огня и благоденствия Дагда меняет один сезон года на другой, играя на арфе.
  2. С XIII века арфа – часть государственной символики Ирландии. Инструмент есть на гербе, флаге, государственной печати и монетах.
  3. Существует инструмент, устроенный так, что на нем могут одновременно в четыре руки исполнять музыку два арфиста.
  4. Самая долгая игра арфистки заняла более 25 часов. Рекордсменка – американка Карла Сита, которой на момент рекорда (2010 год) было 17 лет.
  5. В неофициальной медицине есть направление арфотерапия, приверженцы которого считают звуки струнного инструмента целебными.
  6. Известной арфисткой была крепостная Прасковья Ковалева, в которую влюбился граф Николай Шереметьев, взял ее в жены.
  7. В СССР серийно производить арфы первой начала в 1948 году ленинградская фабрика имени Луначарского.

С античности до нашего времени арфа – волшебный инструмент, ее глубокие и проникновенные звуки очаровывают, завораживают, исцеляют. Ее звучание в оркестре нельзя назвать эмоциональным, сильным и первостепенным, но и в сольном, и в общем исполнении она создает настрой музыкального произведения.

Источник

Тема: Арфа: ноты, пассажи, педали, glissando, etc.

Опции темы
Поиск по теме

Арфа: ноты, пассажи, педали, glissando, etc.

НЕ БУДУЧИ АРФИСТОМ по специальности — сколько ни просматривал готовые ноты, так и не понял правил записи нот для арфы.
— Одни «авторитетно» утверждают, что лиги в нотах для арфы — не ставятся ВООБЩЕ. (хотя просматривая разные печатные ноты — я воочию вижу лиги. )
— Другие требуют указания в нотах всех нажатых/отжатых педалей перед началом пассажей. причем необходимые педали отображать так:
Si, Re, La, Fa# (и прочие бемоли-диезы-бекары, которые просто не знаю, как впечатать в данный текст. ).

Когда арфа — инструмент оркестровый, то часто применяются различные быстрые пассажи типа glissando по какому-либо аккорду.
Оказывается, их также надо как-то «особо» записывать: НЕ ВСЕ ноты писать, но только какие-то «крайние», промежуток же между ними надо заполнять «рисунком» типа волнистых линий, диагоналей и проч. типа стандартного знака «gliss.» и его «художественных модификаций.
Учитывая, что никакого руководства о том, КАК НАДО ПИСАТЬ НОТЫ ДЛЯ АРФЫ — я так и не нашел, приходиться задавать вопрос здесь в надежде на помощь профессионала-арфиста (арфистки), вдобавок, владеющему нотопечатной программой «Finale». Вот все, что «накопал»:

ВОПРОСЫ:
Эти примеры записаны мной:
— НЕ правильно с точки зрения нотации, неуказанных педалей (каких именно) и потому вообще неисполнимы на арфе?
— или эти же пассажи нужно графически изложить иначе, указав «педали инструмента» и заменив точный ритм всякими графическими «волнами» glissando?

Re: Арфа: ноты, пассажи, педали, glissando, etc.

А какой темп в произведении?
Насколько мне известно (хотя я и не арфист) строй арфы — до-бемоль мажор. Ноты дополнительно не понижаются, а повышаться могут дважды — сначала бекар, потом диез. Никаких дубль-бемолей или дубль диезов — нужна энгармоническая замена, с учётом соседних струн.
В Вашем примере — до мажор, это и будет первоначальная позиция педалей. Если какая-то нота меняется — изменяется позиция педали (отжимается или дожимается) вот тут то и надо дописать изменения положения педали. То есть в 39 такте появляется ми бемоль, значит надо дописать это изменение в партию. В 64 такте (2-я строчка) ми бемоля нет, значит надо дописать ми бекар, но появляется фа диез, это тоже отмечается. Глиссандо не прокатывает — Вы используете не все ноты гаммы.
Правда из опыта работы с оркестрами я понял, что исполнители сами прописывают такие вещи, так же как струнники с большего прописывают движения смычка в группе, ударники распределяют по партиям инструменты.
Кстати Андрес может подробнее и, главное профессионально прокомментировать всё по данному вопросу.

Последний раз редактировалось Lemen; 29.07.2015 в 15:51 .

Re: Арфа: ноты, пассажи, педали, glissando, etc.

Спасибо Вам большое за безусловно полезную информацию, сэр!
Правда, (если до конца честно) — я так и не понял: когда и во всех ли случаях надо проставлять те «педали».
Смотрите:
1. «То есть в 39 такте появляется ми бемоль, значит надо дописать это изменение в партию.» — ЗАЧЕМ ставить дополнительное обозначение педали Е, если изначально строй инструмента До-бемоль мажор и уже в «открытом состоянии и без педалей» в звукоряде уже имеются и Ми-бемоль и Ми БЕКАР )он же — Фа-бемоль энгармонически).
2. «В 64 такте (2-я строчка) ми бемоля нет, значит надо дописать ми бекар, но появляется фа диез, это тоже отмечается.» — опять-таки — звук Соль-бемоль (он же — Фа-диез энгармониченски) УЖЕ ЕСТЬ в самом строе арфы.
————————
В настоящее время связался «Скайпом» с Андерсом. Он скурпулезно дает мне разъяснения уже как профессиональный арфист.
СПАСИБО ВАМ.

Re: Арфа: ноты, пассажи, педали, glissando, etc.

Собственно изнчально у Вас был до мажор, поэтому ми бемоль (отсутствующий в до мажоре) надо указать.
Фа диез и соль бемоль на арфе разные струны в первом случае это дважды повышенный фа бемоль, а во втором — струна соль бемоль, уже раз повышенная, занята нотой соль бекар.
Опишите после консультаций, что рассказал Андрес.

Источник

Оцените статью