Что такое нота дьявола

«Нота дьявола» и хэви-металл

Церковь всегда славилась любовью к всевозможным запретам. Католическое духовенство в своё время забраковало даже музыку, точнее – конкретные ноты. Средневековые руководства по музыке (которая в ту эпоху, конечно же, была только «духовной») запрещали так называемые «ноты дьявола», за исполнение которых композиторы могли понести наказание. Эти «дьявольские ноты» — обычные тритоны, то есть интервалы в три музыкальных тона (или шесть полутонов). Если исполнить одновременно два звука, находящиеся на этом расстоянии друг от друга, получится мрачный диссонанс, который и ассоциируется с чем-то «сатанинским».

Даже когда времена изменились и церковные запреты были сняты, музыканты долгое время игнорировали этот интервал и не желали включать его в композиции. Даже в первой половине ХХ века в популярной музыке, даже западной, эти ноты не используются; а в классической если и фигурировали, то очень редко.

Всё изменилось, когда на британскую сцену вышла группа Black Sabbath. Это был, по сути, первый коллектив, «рискнувший» включить тритоны в свою музыку и сделавший на этом имя и себе, и всей «металлической» музыке в целом. Как вспоминают музыканты, в то время они просто хотели напугать людей: «Мы подумали тогда: очень много людей платят деньги за просмотр фильмов ужасов, а что они скажут про песню ужасов?». Мрачный стиль «саббатов», конечно, был не только коммерческой идеей, но в начале своего пути музыканты действительно искали способ заработать.

На долгие годы вся «тяжёлая» музыка стала ассоциироваться с чем-то мрачным, даже в том случае, если в песне указанного интервала нет; обыватели боялись слушать такую музыку, тем более если они были верующими. Но в музыкальном отношении это было своеобразным прорывом: многим стало ясно, что ничего страшного не произойдёт, если исполнять тритоны, да ещё на перегруженном звуке и на адской громкости, — дьявол не появится из преисподней. Сегодня смотреть или слушать всю музыку можно здесь и не только этой группы или вообще направления хэви-металл.

Сами Black Sabbath в такой музыке пытались выразить дух Бирмингема – в то время довольно скучного промышленного города. Здесь было много металлургических заводов, но кроме работы на них заняться было нечем; жизнь городских обывателей была скучной и мрачной, многие попросту спивались. Те, кто не спивался, играли в местных группах, которых здесь было довольно много. Как бы то ни было, отсюда происходят и другие знаменитые британские группы, в том числе Judas Priest.

Источник

Что такое тритоны в музыке? Тритоны — сольфеджио. Тон, полутон в музыке

Слово «тритон» имеет несколько значений. Это и редкое животное, и древнегреческий Бог, и музыкальный интервал. В средние века это созвучие было под строгим запретом. Его называли «музыкой дьявола». Однако прошло время, жизненный ритм изменился.

В произведениях русских композиторов можно наблюдать широкое их использование. Сочетание мелодических и гармонических тритонов звучит необычно и выразительно.

Значение слова «тритон». Что такое тритоны в музыке

Тритоном в природе называется амфибия из семейства земноводных. Это одно из редких животных на планете Земля, которое обладает уникальной способностью регенерировать потерянные конечности и хвост.

Согласно древнегреческой мифологии, Тритон — это бог. В былые времена его изображали как человека с хвостом дельфина и чертами коня.

Тритоном называется также спутник восьмой планеты от солнца.

Что такое тритоны в музыке? Это такие интервалы, которые равны трем тонам или шести полутонам. Он может представлять собой увеличенную кварту и уменьшенную квинту.

Общие сведения

Ув.4 — это интервал, который охватывает четыре ступени и содержит три тона. В диатоническом звукоряде он выступает в качестве исключения, так как все кварты имеют два с половиной тона и являются чистыми. Наряду с хроматическими интервалами, ув.4 — это также исключение. Все они равны диатоническим, а кварта увеличенная равна уменьшенной квинте.

Ум.5 — это интервал, который охватывает пять ступеней и содержит три тона. Это обращение ув.4. Поэтому все вышесказанное относится и к данному интервалу.

Тритоны в музыке являются диссонантными по звучанию. Входят в состав Д7. Строятся в натуральных и гармонических ладах. Бывают не только увеличенные и уменьшенные. Еще они носят названия субдоминантовых и доминантовых, при построении на соответствующих ступенях.

Тритоны — дьявольское сочетание двух музыкальных звуков

Не все знают, что в средние века под строгим запретом было использование двух звуков, которые содержат три тона. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке — это отнюдь не допустимое явление. Тот, кто использует их в своих композициях, подвергся дьявольскому влиянию или поклоняется ему. Этот интервал не разрешалось употреблять ни в одновременном, ни в последовательном звучании. Если кто-то нарушал установленные церковью законы относительно данного созвучия, то мог попасть в подвалы инквизиции. В лучшем случае с ним велась поучительная и разъяснительная беседа. Бытует мнение, что не только звучание данного интервала «резало» слух противникам. Тритон состоит из шести полутонов, и само число вызывало страх и негодование.

Использование тритонов русскими композиторами

Тритоны в музыке являются чрезвычайно интересными интервалами. Они широко применялись русскими композиторами. Так, например, Николай Андреевич Римский-Корсаков использует их в «Псковитянке» перед сценой веча. Это придает тревожное звучание набатному призыву. В его популярной опере «Ночь перед рождеством» также используется данный интервал. Весь интонационный строй Черта пронизан тритоном. Благодаря этому его образ становится очень ярким и характерным. Александр Порфирьевич Бородин широко использует тритоны в музыке оперы «Князь Игорь». Примечательно и то, что они применяются в разных образных контекстах. Достаточно рассмотреть их на примере сцен с участием Кончака. Когда данное действующее лицо переходит к батальным воспоминаниям, композитор использует в пунктирном маршевом движении секундовые тритоновые сдвиги. Увеличенная кварта и уменьшенная квинта сопровождают речитатив Кончака, что создает тонкий комментарий к его словам. Они словно вскрывают заложенный интонационный подтекст.

Сочетания мелодических и гармонических тритонов

Борис Асафьев тонко подметил интереснейшую роль тритона. Он указывает, что в русской музыке интервал обуславливает соотношение тональных связей и гармонических последовательностей. Информацию об этом можно почерпнуть в исследовании о Глинке советского автора. Он рассматривает в этом плане «Марш Черномора» и ряд других примеров из оперы «Руслан и Людмила». Гармонию тритонового соотношения можно обнаружить в кульминации превосходной элегии Рахманинова.

Многократное повторение нонаккорда на ля сочетается с этим же аккордом на ми-бемоль. Благодаря этому финал первой части поражает эмоциональным взрывом. Скрытое соотношение основных тонов в интервалах тритона наблюдается во вступлении к четвертому действию оперы «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова. Начальные аккорды, совместно с целотоновой и нисходящей хроматической гаммами, создают ощущение «плохого предчувствия». Тесные связи тритоновых отношений в гармонии и хроматизмов в мелодии (мелодико-гармонический рельеф с художественным образом) можно обнаружить в «Снегурочке» Римского-Корсакова.

Увеличенная кварта и уменьшенная квинта в произведениях композиторов современности

Тритоны в музыке творцов 20-21 столетия — достаточно распространенное явление. В Траурной музыке В.Лютославского, которая написана для струнного оркестра, их непревзойденное звучание «приковывает» внимание слушателя и производит ошеломляющий эффект. Сильное ощущение сосредоточенно-скорбной напряженности создается благодаря взаимодействию гармонических и мелодических тритонов. Именно данные интервалы придают музыке композиции необычное звучание и очень впечатляют. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что тритоны — это чрезвычайно интересные интервалы. Их выразительные свойства тесным образом связаны с проблемой вводнотонности и хроматизмом.

Тон, полутон в музыке

Октава включает в себя семь главных ступеней звукоряда. Ниже представлена клавиатура фортепиано.

От звука «с» до «h» будет ровно семь белых клавиш, это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Называется эта последовательность натуральный строй. Между звуками «e-f» и «h-c» получается наименьшее расстояние. Вот что такое полутон. Если посчитать еще и черные клавиши, то получится двенадцать звуков (нот). Это темперированный музыкальный строй. В нем в любом месте звукоряда будет полутон. Целый тон состоит из двух полутонов. Например, ноты «fis» и «gis». Если взглянуть на клавиатуру, то станет ясно, что между ними всегда будет одна клавиша. В данном случае это звук «g».

Диатонические и хроматические тоны и полутоны

Полутон, как и тон в музыке, строится в натуральном и темперированном строе. Диатонический полутон получается между ближайшими ступенями звукоряда: «e-f», «h-c». Или образуется между основной и производной ступенями. Так, например: «c-des», «es-fes», «e-dis» и т. п. Хроматический же получается от соединения основной ступени и ее понижения или, наоборот, повышения. Так, например: «a-as», «f-fis». Бывает, что он образуется между повышением (понижением) основной ступени и ее же двойным повышением (понижением). К примеру: «f-fisis»,» b-bes».

Диатонический тон (целый) получается в результате соединения двух основных ступеней, расположенных по соседству.

Это: «c-d», «d-e», «f-g», «g-a», «a-h». Также он образуется между основной ступенью и производной: «e-fis». Еще его можно получить между двумя производными: «des-es». Тон хроматический получается от соединения основной ступени и ее двойного понижения или повышения, а также между двумя производными той самой ступени.

Таким образом, в музыке существуют тоны и полутоны, без которых не происходит ни одно построение. Они бывают диатонические и хроматические и образуются в натуральном и темперированном строе. Чрезвычайно интересные интервалы, широко используемые русскими и зарубежными композиторами — это тритоны. Сольфеджио — это дисциплина, где они изучаются, строятся и пропеваются.

Источник

Рок импровизация >«Дьявольский» аккорд: R + 6-6-6

Экономика гаммы: Законы уменьшения интервалов

Мы уже знаем, как можно строить аккордовые блоки — гармонические взаимодействия в рамках различных интервальных структур. Но что произойдет, если мы возьмем всего один интервал, который нам особенно нравится, и построим целый аккорд на его основе? Или, например, перевернем схему интервалов какого-либо аккорда зеркально? Экономика.

Экономика — это совокупность переменных. Экономика гаммы — это совокупность переменных в рамках предопределенных систем уже известных переменных. Аккорды представляют собой сбалансированные группы интервалов на основе заданной последовательности интервалов — гаммы. А их совокупность — это и есть музыка, которую вы играете.

Если мы проанализируем схему, приведенную выше, мы заметим, что все эти странные аккорды с пугающими названиями образуются путем простой перестановки интервалов, входящих в базисный аккорд. Таким образом мы можем получать новые типы аккордов.

Если вы знакомы с обращением аккордов (изменение порядка следования нот в аккорде), вы поймете, о чем я — у этих двух явлений много общего.

Типы аккордов — это аккорды, включающие в себя одинаковые интервальные структуры — секунды, малые терции, большие терции, кварты, квинты, сексты, малые сексты, большие септимы, доминантные септимы.

Интервальная структура минорного аккорда — полная противоположность интервальной структуры мажорного аккорда. Но и тот, и другой аккорды строятся на терциях. Есть два типа терций — малые и большие. Есть два типа септим — большие и доминантные. Есть два типа секст — малые и доминантные. Есть два типа кварт — чистые квинты и кварты. Есть два типа квинт — чистые кварты и квинты. Есть два типа секунд — ноны и секунды.

На гитаре мы можем одновременно извлекать максимум шесть нот, поэтому некоторые ноты аккордов более высокого уровня приходится опускать.

В аккорде G13 первая опускаемая нота — это чистая кварта C; вторая нота — квинта D; третья — доминантная нота. Затем опускается терция B. Если мы опустим верные ноты, 13 аккорд превратится в аккорд типа sus. В том случае, если мы опустим I, IV и V ступени. Из группы опущенных нот — I-IV-V — можно образовывать самостоятельные аккорды. Аккорды типа sus. Csus2 = Gsus4 = G-C-D = I-IV-V. Что касается интервалов, мы замечаем следующее:

(C — E — G) = C мажор & (E — C — G) = C/E & (A — C — E) = A минор & (C — E — A) = Amin/C

Мажорное трезвучие = R + (Δ3 + m3) & Минорное трезвучие = R + (m3 + Δ3)

XΔ7 = R + (Δ3 + m3 + Δ3) & Xmin7 = R + (m3 + Δ3 + m3)

R + (Δ3 + m3 + Δ3) = Δ7 аккорд & (Δ3 + Δ3 + m3) = Увеличенный Δ7 аккорд.

Если: (A + C + E + G) = A min7 & X(min7) = R + (m3 + Δ3 + m3) & если: F#min7(b5) = (F# + A + C + E) & Xmin7(b5) = R + (m3 + m3 + Δ3)

Аккорды можно классифицировать таким образом:

  • Область (Domain) аккорда — это сфера его существования: какова музыкальная композиция, прогрессия или структура гаммы?
  • Царство (Kingdom) аккорда — это сфера его доминирования.
  • Группа (Phylum) аккорда — местоположение аккорда: как данный аккорд расположен по отношению к ступеням с I по VII и как он наилучшим образом подчеркивает ступень I?
  • Класс (Class) аккорда имеет отношение к интервалам между нотами — секунды, терции, кварты, квинты, сексты, септимы.
  • Строение/порядок (Order) аккорда — порядок интервалов между нотами: например, сначала большая терция, затем малая терция. Если в аккорд входят и увеличенные, и уменьшенные интервалы, изменение порядка их следования меняет и музыкальную систему.
  • Семья (Family) аккорда — возможные расширения и вариации на основе аккордовой формулы: например, мажорный септаккорд или доминантсептаккорд.
  • Род (Genus) аккорда зависит от его мажорности или минорности: является ли аккорд мажорным или минорным? Ни то, ни другое или и то, и другое?
  • Вид (Species) аккорда определяется его доминантной нотой.

Видим, что за счет добавления новых интервалов мы можем образовывать различные семьи аккордов; меняя порядок нот, мы создаем новые интервалы; разные интервальные структуры образуют разные классы аккордов; изменение порядка класса порождает разные названия аккордов. Одни и те же ноты — разный порядок. Одни и те же интервалы — разный порядок. Одни и те же идеи порождают разный результат. Одни и те же идеи, благодаря разным результатам, порождают сложные, комплексные структуры. Комплексный подход — основа всего.

Дьявольский аккорд: R + (-6-6-6) & R =√±1

Уменьшенный аккорд, или Co7, состоит из целых тонов. Co, без ноты с интервалом в септиму, — это каждая нота целотонной гаммы. Мы добавляем ноту с интервалом в септиму и таким образом уменьшаем этот интервал на один шаг дальше, чем в случае доминантной септимы. Уменьшенная септима в данном случае будет равна сексте, а в полууменьшенном аккорде септима уменьшается наполовину, по сравнению с доминантной септимой.

Полууменьшенный аккорд состоит из тех же нот, что и аккорд minor7(flat 5) — эти обозначения синонимичны.

Он строится на основе целотонной гаммы, но обычно его относят к другим гаммам, например, к мажорной гамме. Вероятно, это единственный аккорд, структура которого аналогична структурам его четырех вариаций.

Уменьшенный септаккорд можно построить как на основе мажора, так и на основе минора. Если мы строим этот аккорд с минорной перспективы, он будет состоять из трех последовательных интервалов в малую терцию.

Если мы строим этот аккорд с мажорной перспективы, он будет состоять из трех последовательных интервалов в большую сексту. В данном конкретном случае (гармонически симметричный аккорд) мажор равен минору. Но как по мне, мажорная перспектива здесь гораздо круче: R + 6-6-6!

Да здравствует рок-н-ролл!


Об авторе:
Дили (Dealey) — гитарист, композитор, звукоинженер и продюсер из Ванкувера, Канада. Он — автор книги «The Relative Nature of Chords: A Street-Smart Field Guide for Guitar» («Относительная природа аккордов: практическое руководство для гитаристов. Опыт «тертого калача»»), которая скоро увидит свет.

Источник

Оцените статью