Что такое ноты знают все ребята

Интегрированное музыкальное занятие «Весёлые нотки» в подготовительной к школе группе

Валентина Подгорбунских
Интегрированное музыкальное занятие «Весёлые нотки» в подготовительной к школе группе

Цель: формирование основ музыкальной нотной записи в единстве с другими видами художественного творчества.

Задачи:

• дать представление о традиционной нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, названия нот, их высотное положение);

• закрепить знания о музыкальной нотной записи в художественной деятельности;

• закреплять музыкально-ритмические движения в соответствии с характером музыки (подскоки, змейка);

• продолжать учить танцевальным движениям в соответствии с характером музыки, согласовывать движения с текстом;

• петь знакомые песни полным голосом, согласованно.

• развивать чувство ритма во время игры на музыкальных инструментах;

• развивать воображение, творческую фантазию.

Оборудование: Музыкальные инструменты: колокольчики, маракасы, бубен, кастаньеты, барабан, дудочка; дидактическое пособие «Музыкальный кубик»; дидактическое пособие «Веселый ветерок»; крупа «Фасоль»; наглядное пособие: нотный стан со скрипичным ключом и нотами; ноты; иллюстрация Чебурашки; «Музыкальный букварь»; фетровые кружочки разного диаметра (по 5 шт на каждого ребенка); листы с нотным станом на каждого ребенка; шаблоны для нот (7 цветов на каждого ребенка); ножницы, клей ПВА, кисти, салфетки, магнитофон, аудиозапись.

Дети входят парами в зал под музыку и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: Доброе утро, ребята. Мне пришла срочная телеграмма от Чебурашки. Вот, что он пишет: «Здравствуйте, дети! Я очень хочу научиться играть на гармошке, но я совсем не знаю нот. Помогите мне, пожалуйста. Чебурашка». Ребята, поможем Чебурашке?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете, что такое нота?

Дети: Нет.

Музыкальный руководитель: Семь всего лишь нот на свете:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти,

Ноты живут в домиках так же, как люди. Но у нот дом необыкновенный, он волшебный, музыкальный:

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали – нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Мы расставим по местам

Чтобы в домик нам попасть,

Нужно ключик отыскать.

Завитой, красивый знак

Это ключ отличный,

Это ключ – Скрипичный.

Где же наши нотки-крошки

Мы поищем их немножко,

Разбежались кто куда

Мы пойдем искать их?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Ребята, нам нужно собрать все семь нот. Путешествие будет опасным и нам нужно будет выполнить семь заданий. Вы готовы к трудностям?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Давайте возьмемся за руки и пойдем.

Звучит музыка идут парами по кругу.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, тут что-то лежит (м. р. поднимает с пола ноту).

Это первая нота и зовут ее нота «ДО».

Есть у каждой ноты дом.

Где живешь ты, нота ДО?

Здесь, на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

Давайте встанем в круг и поиграем.

Дети встают в круг. Двигательная игра «Мороз» М. Картушина

Музыкальный руководитель: Давайте продолжим наш путь. Дорога у нас извилистая. (Дети идут змейкой)

А вот что-то еще лежит? (м. р. поднимает с пола ноту).

Дети: Нота.

Музыкальный руководитель: Разгадайте-ка загадку:

Она гуляет во двоРЕ

И встает на заРЕ!

Подпевайте мне друзья

Отказать никак нельзя!

Что это за нота?

Дети: Нота «РЕ».

Музыкальный руководитель: Чтобы нота «Ре» зазвучала, мы споем маленькую песенку «Буду летчиком» (Н. Ветлугина «Музыкальный букварь»)

Дети и музыкальный руководитель разучивают распевку «Буду летчиком»

• проговорить, прохлопать ритм

• определить сильную и слабую доли

• выкладывание на нотном стане ритмический рисунок из фетровых кружочков.

Музыкальный руководитель: Мы собрали только две ноты, а их целых семь. Нам пора в путь. На нашем пути подул веселый ветерок. Давайте выполним.

Дыхательное упражнение «Веселый ветерок»

(для развития плавного длительного выдоха)

Музыкальный руководитель: Посмотрите, что тут лежит!

Нота «Ми» третье место занимает

Нотный стан так обожает!

Ничего милее нет,

Музыкальный шлет привет!

Исполняют песню «Ты не бойся, мама!» Сл. Е. Шкловского, муз. М. Протасова

Музыкальный руководитель: Хорошая у нас получилась песня и вы ребята очень дружные. Давайте пойдем дальше. Ой, на нашем пути появились кочки. Давайте их перепрыгнем.

Дети перепрыгивают через кочки.

Музыкальный руководитель: Ребята смотрите, что это лежит?

Дети: Фасоль.

Музыкальный руководитель: Из каких двух нот состоит слово «фасоль»?

Дети: Нота «Фа» и нота «Соль»

Музыкальный руководитель: Какая интересная фасоль и растет на чудесной поляне. Музыкальной.

Игра «Музыкальный кубик».

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

На кубике изображены музыкальные инструменты. Дети передают кубик в разных направлениях во время звучания музыки. Когда музыка заканчивается, дети смотрят, какой нарисован инструмент. Берут инструмент на столе и аккомпанируют музыкальному руководителю.

Музыкальный руководитель

Ля! Прекрасный, чистый звук

Ля! Высокий, нежный звук

Ля! Меняет, к удивлению

Нотой душу веселя!

Исполнение танца «Казачок» (Т. И. Суворова «Танцевальная ритмика»)

Музыкальный руководитель:

У кого ты ни спроси,

Гамму завершает «Си»!

«Си» – седьмая нота есть.

Без нее нот будет шесть,

Семь – счастливое число!

Вам, ребята, повезло!

И язык их не хитер!

Хороводная игра «Снеговик» И. Артемьева

Музыкальный руководитель.

Быстренько их повтори,

Начинаем: раз, два, три!

Петь готовы на заре!

Звуки в музыке – слова!

Наконец-то нота «Си» –

Ее спеть ты попроси!

Исполнение песни «Песенка о песенке» М. Ю. Васильевой

Музыкальный руководитель предлагает вырезать ноты разных цветов и приклеить на нотный стан гамму.

Музыкальный руководитель обращается к детям: «Ребята, давайте отправим нашу чудесную поляну Чебурашке, чтобы он поскорее узнал ноты и научился играть на гармошке».

Музыкальный руководитель:

Будем с нотами дружить

Песни новые учить

Музыкальный мир чудесен

Много в нем прекрасных песен.

Сценарий праздника 8 Марта в старшей и подготовительной группах «Весёлые нотки» ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ. Сценарий праздника 8 Марта в старшей и подготовительной группах. Дети под музыку заходят в зал, останавливаются полукругом.

Интегрированное занятие по математике в подготовительной к школе группе «На поиски сокровищ» Интегрированное занятие по математике в подготовительной к школе группе «На поиски сокровищ» Подготовила: Полюхович Л. М. МБДОУ «ДС ОВ.

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи» Конспект занятия «Юные экологи». Программное содержание: Расширить знания детей о науке экология, о живой и неживой природе, способствовать.

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Путешествие по волшебной тропинке к школе» (6–7 лет) Цель: Сформировать позитивное отношение к школе. Задачи: Обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные.

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Мир в моем окне» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Мир в моём окне» Составила воспитатель МБ ДОУ д/с.

Музыкальное занятие «Путешествие в волшебный мир музыки» в подготовительной к школе группе Видео Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного.

Открытое интегрированное занятие по физической культуре в подготовительной к школе группе «Мы — юные циркачи» Цель: Совершенствование умений и навыков с помощью различных физических упражнений. Задачи: — закреплять умение прыгать из обруча в обруч.

Конспект музыкального развлечения в старшей группе «Весёлые нотки» Весёлые нотки. Дети входят в зал под музыку «Я хочу услышать музыку» Г. Струве. Становятся в круг. Музыкальный руководитель: Здравствуйте.

Интегрированное занятие по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «В гостях у мастериц. Гжель» Интегрированное занятие по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе на тему: «Гжель. В гостях у мастериц. Автор: Кнышева.

Источник

Простейшая нотная грамота для дошкольников

На первом занятии педагогу необходимо научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Наглядно показать на иллюстрациях или карточках изображение шумовых звуков, постепенно подвести обучающихся к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. Обучающимся предлагают выучить стихи В.Д. Королевой:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые.
Только есть ещё другие;
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки.

Три регистра в музыке

Дети дошкольного возраста мыслят образно, поэтому у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно связано с глубоким погружением в мир сказок и игрушек, любимый ими всей душой. Нельзя прерывать этой связи полностью, когда ребёнок переступит порог класса. Любимая игрушка способна оживить урок, помочь в усвоении нового материала, например, при изучении регистров. Разница между высокими, средними и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.

При изучении темы педагог показывает, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого, среднего и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого «тонкого» – со струной тонкой. Следовательно, ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. И наоборот, звуки становятся ниже «толще», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

Движение мелодии вверх и вниз

Педагог исполняет правой рукой звукоряд поочерёдно вверх и вниз (можно использовать звукоряд, короткие мотивы, отдельные звуки). Левая рука, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам, или поднимаясь, или опускаясь. Педагог может играть звукоряд, а ученик в это время с помощью игрушки показывает направление движения звуков. При повторении этой темы педагог играет звукоряд без игрушки. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку идет машина, с нижней веточки наверх, или наоборот летит попугай.

Длинные и короткие звуки

Объяснение этой темы происходит в форме игры, поэтому усваивается детьми легко и быстро. Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки получится короткий звук. На что похож этот звук? Он похож на звук падающих капель дождя, стук копыт – другие примеры дети додумают сами. При изучении длинных звуков, разводим ладоши медленно в стороны, как бы «натягиваем резиночку» и одновременно тянем звук. Как только дыхание закончилось, звук прекратился – значит, «резиночка порвалась», ладоши резко хлопают. Они вернулись к короткому звуку.

Нота и нотоносец

Понятия: нотоносец, ноты и скрипичный ключ связанные между собой. Поэтому педагог может объяснять их ребенку поэтапно. Ноты представляются как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Педагог ставит цель показать ученикам, как выглядят знаки-ноты, и где они пишутся: на линейках, между линейками, над ними и под ними. Понятие «нотоносец» следует дополнить другим названием – «нотный стан», т.е. линейки, куда «становятся» ноты. Нотные линейки считаются снизу вверх, так, как мы считаем этажи у дома.

Скрипичный ключ

Педагог должен объяснить детям, что ключ называют скрипичным потому, что он как бы ведает теми нотами, у которых звучание такое же высокое, как у скрипки. Скрипичный ключ пишется вначале каждой нотной строчки. Обучающиеся у доски осваивают написание скрипичного ключа. Параллельно педагог рассказывает сказку «О добром волшебнике Скрипичном ключе»: У скрипичного ключа в музыкальном городке все ноты знали свои места. Только одна нота была невнимательная. Из-за своих ошибок она много плакала, от слез стала соленой. Ей дали имя «соль», а чтобы она не забыла свое место на нотном стане, скрипичный ключ зацепился хвостиком за вторую линеечку. В последующем обучающиеся учат по одной нотке на каждом занятии, закрепляя эти знания выкладыванием нот на индивидуальных карточках с изображением нотного стана, на фланеллеграфе. Разучивается стихотворение о звукоряде и нотах:

Семь ступенек есть на свете
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ты запомни их названье
И в тетрадку занеси.
Если ноты спеть подряд
Это будет з в у к о р я д..

Штрихи, нюансы (динамические оттенки)

Каждая песня может исполняться с разной силой звучности или, как говорят музыканты, с разными динамическими оттенками: тихо, громко, не очень громко и т.д. Динамические оттенки помогают лучше раскрыть содержание произведения. Педагог показывает детям две иллюстрации: одна черно-белая, другая ярко раскрашенная и предлагает детям назвать самую красивую. Дети называют яркую картинку. Педагог говорит, что в музыке тоже есть свои краски. К ним относятся: регистр, ключ, темп и динамика. Динамические оттенки обозначаются итальянскими словами. Слово «фортепиано» состоит из двух частей: форте – громко, пиано – тихо. Благодаря оттенкам любая музыка звучит выразительно. Существуют знаки для обозначения отрывистых звуков (стаккато) и знаки для обозначения протяжных звуков (легато). Акценты – это способы выделения отдельных нот в звучании музыки.

Мажорный и минорный лад

Эта тема сложна для объяснения дошкольникам. Сказка «Два брата» («Музыка в сказках» Е.А. Королевой) облегчает ее восприятие. У русского народа много пословиц и поговорок, связанных со словом «лад». Например: сядем рядком, да поговорим ладком, с кем мир да лад, так тот мне брат. Про певцов хорошего хора часто говорят: как они ладно поют. Слово «лад» означает согласие, порядок, мир. В музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков, звуки находятся в согласии друг с другом. Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются мажорный и минорный. Характер мажорного лада – светлый, уверенный, твердый. Характер минорного лада – мягкий, с оттенком грусти.

Мажор и горюшка не знает.
Минор все время унывает.

Длительности

В объяснении этой сложной темы неоценимую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры, фланеллеграф, карточки, настольное музыкальное лото и др. Красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик, который помогает лучше запомнить тему. Использование карточек и фланеллеграфа помогает закрепить теоретические знания наглядно с помощью картинок. Одновременно дети могут учить стихи (не больше двух четверостиший). Дети любят сказки, поэтому возможно использовать музыкальные сказки во всех темах теоретического раздела.

Например: Одна девочка любила слушать звуки, в соседней квартире жила семья и девочка узнавала по шагам, кто идёт:

медленно – старый дедушка:
Если нота белая – это нота целая.
(Карточка с рисунком валенок);

размеренно – уставший отец с работы:
Разделим ноту целую на половинки белые
Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих
(Карточка с папиными сапогами);

Чётко – мама с покупками:
В каждой ноте половинки
По две чёрных четвертинки
(Карточка с туфлями на каблуках);

Быстро – мальчик из школы:
В каждой четвертушке
По две восьмушки
Палочки и точки,
На палочках крючочки.
(Карточка с ботинками.)

Источник

Читайте также:  Гитар риг пресет чистой гитары
Оцените статью