Что такое нулевой аккорд

Некоторые особенности гитарной «аккордики». Кода.

Уважаемые гитаристы! Надеюсь, что заметки, посвященные гитарным аккордам, принесут Вам пользу. Прошу прощения за подробную детализацию отдельных моментов. Но, тем не менее, как я много раз убеждался на практике, именно эти детали порой являются очень важными в практике гитарного аккомпанемента. Одной из таких деталей является обозначение аккордов. Не хочу банально повторять большинство из того, что подробно описано в гитарной литературе. Остановлюсь лишь на тех моментах, которые действительно могут создавать определенные трудности.

Гитарные аккорды имеют свои буквенные и цифровые обозначения, которые знакомы, надеюсь, практически всем. Обозначение лишь одной ноты звукоряда, а именно «си», вызывает иногда разночтения. Гитарист должен это знать и применять правильно на практике. А именно: в американской литературе чистая нота «си» всегда обозначается латинской буквой «H», а в европейской – «B». В американской литературе нота «си-бемоль» обозначается «B», в европейской – «Bb». Поэтому, прежде чем играть, обратите на это обстоятельство внимание. В советской эстрадной и джазовой литературе, особенно выпущенной до 80-х годов прошлого века, понижение и повышение ступеней может быть обозначено как «is» — диез и «es» — бемоль. Например: «Fis» — фа-диез; «Ees» — ми-бемоль. Нота «си» и «си-бемоль» — «H» и «Hb» соответственно. Если обращать внимание на то, с какой партитурой вы столкнулись, то сделать соответствующие поправки не составит труда. При обозначении альтераций до сих пор используются как диезы и бемоли, так «плюсы» и «минусы» (чаще всего в отечественной литературе). Обозначение большого мажорного септаккорда имеет три разновидности: «+7», «maj 7», иногда – треугольник справа (чаще в американских старых партитурах). Очень редко можно встретить «#7». В предыдущей главе я говорил о том, что основные ступени мажорных и минорных трезвучий в обозначении аккорда не прописываются, если они не подвергаются изменениям. Это касается терции и квинты. Но, опять же, в старых партитурах встречаются обозначения мажорных аккордов «+3» и минорных «-3». Современного гитариста это может сбить с толку и он «бросится» повышать или понижать уже готовую терцию в аккорде. Этого делать не нужно. Просто играйте мажорный или минорный аккорд. Справедливости ради хочу сказать, что иногда от «безграмотности» некоторых композиторов, пишущих цифрованную партию гитары, происходят курьёзы. Так много раз было, когда в партитуре стоит аккорд, обозначенный приставкой «+3», а на самом деле композитор имел в виду аккорд «sus 4», т.е. кварта должна заместить терцию. В таких случаях уточняйте это у дирижера. Наличие приставки «m» или ее отсутствие в обозначении аккорда должны быть для вас определяющими – минорный это аккорд или мажорный.

Читайте также:  Готовые ноты для fl studio

Чтобы подчеркнуть в партии гитары линию шагающего баса, в обозначение гитарных аккордов нередко вводятся дроби. Например: Em/G. Нижняя тоника такого аккорда будет заменена на ноту «соль», терция и квинта – без изменений.

Аппликатура аккордов, в состав которых входят интервалы выше октавы, тоже имеет свои особенности. Следует иметь в виду, что в пределах второй октавы, следующей за основным тоном, такие аккорды просто не берутся (не позволяет строй и растяжка пальцев). Поэтому они берутся с интервалами, обращенными на октаву ниже. Рассмотрим случай, когда ядро аккорда расположено на 4-ой (тоника), 3-ей (терция) и 2-ой (квинта) струнах. Ноны (9) берутся легко на первой струне. Ундецима (11) и терцдецима (13) остаются вне зоны досягаемости. Заметим, что выше октавы в обозначении аккордов прописываются только 9-е, 11-е и 13-е ступени. Так вот, чтобы взять 11-ю ступень, волей-неволей придется понизить ее на октаву, а это не что иное, как кварта (4) основной октавы, в которой расположено ядро аккорда. Загадка в таком обозначении решается просто – тоника такого аккорда располагается еще октавой ниже – т.е. на 6-струне, а ядро аккорда и ундецима – октавой выше. Например: Am 7/11. От нижнего звука – «ля» на шестой струне на 5-ом ладу (тоника), «соль» на четвертой струне на 5-ом ладу (септима), «до» на третьей струне на 5-ом ладу (малая терция) и «ре» на второй струне на 3-ем ладу (ундецима, она же — кварта). Иногда встречается повышенная ундецима (#11). Если вы сыграете b5 – то не ошибетесь. Терцдецима (13) всегда берется на октаву ниже, она же – шестая ступень, которая никогда не подвергается альтерации.

Читайте также:  Антифоны рождества богородицы ноты

Если внимательно посмотреть на таблицы №1 и №2, у вас может возникнуть законный вопрос: «А почему бы не располагать основные трезвучия «тупо» по терциям в пределах одной октавы? Ведь это возможно». Отвечаю – не удобно (раз), практически отсутствует возможность играть альтерированные аккорды (два). Попробуйте сами. Мизинец держит тонику, указательный палец (с растяжкой) – квинту, средний или безымянный пальцы – терции (большую или малую). До каких тут альтераций? В крайнем случае, вам удастся сыграть «кривой» нонаккорд. Уточняю – тоники этих аккордов расположены на 5-ой или 6-ой струнах. Словом – везде свои «заморочки».

Напомню также, что приставка «sus» к обозначению аккорда говорит о замещении терции на соответствующую ступень, например: «sus 2»,«sus 4», «sus 6», «sus 7», «sus 9». Двойка – она же девятка через октаву (встречается крайне редко). Приставка «add» говорит об отсутствии в аккорде седьмой ступени. Можно встретить обозначения «maj 6», «maj 9», «maj 11», «maj 13». В этих аккордах сознательно не прописывается цифра 7, чтобы не перегружать чтение. Т.е. большая септима присутствует, а остальные ступени добавляются.

До какой же степени можно усложнять гитарные аккорды? Чисто теоретически – до пяти ступеней, учитывая, что в аккорде можно заменить все, кроме терции (чтобы не поменять мажор на минор или наоборот). На практике – до двух ступеней в септаккордах и до трех – в обычных. Это больше касается композиторов, предельно гармонизирующих мелодию. Практическим гитаристам нужно быстро прочитать партию гитары в аккомпанементе и также быстро и уверенно ее сыграть. Вот цель, которую мы перед собой ставим в этих заметках.

Чтобы добиться поставленной задачи, попробуйте поиграть аккорды с движениями по одной струне (в пределах вашей растяжки), удерживая при этом основное трезвучие («квинтовую» струну тоже можно двигать безболезненно). Посмотрите, как они будут при этом называться. Эти нехитрые практические упражнения придадут вам уверенности в «боевой» обстановке. Затем посмотрите, какие ступени вы можете еще «зацепить» на других струнах. Это и будет являться вашим аккордовым арсеналом.

Читайте также:  Новости кредитных нот банка траст 2020г

В заключении приведу две классификации септаккордов: по В.Манилову и по И.Бойко (лучшему ученику Манилова).

Классификация гитарных септаккордов В. Манилова:

1 класс – большой мажорный ( maj 7 )
2 класс – минорный ( m7 )
3 класс – доминантовый ( 7 )
4 класс – полууменьшенный ( m7b5 ), иногда – «ноль перечеркнутый»
5 класс – уменьшенный ( о ), иногда — dim

Классификация гитарных аккордов И. Бойко:

1 группа мажорных аккордов: G, Gmaj7, G6, G6/9, Gmaj7#5, Gmaj7/9.
2 группа минорных аккордов: Gm, Gm6, Gm6/9, Gm7, Gm+7, Gm add9, Gm7/9, Gm7/11.
3 группа доминантовых аккордов: G7, G7/9, G13, G7#11.
4 группа альтерированных доминантовых аккордов: G7b9, G7#9, G7b5b9, G7#5#9, G7#5b9, G7b5#9, G9b5, G9#5, G13b9, G13#9, G7#5.
5 группа – полууменьшенные аккорды: Gm7b5, или G (ноль перечеркнутый).
6 группа – уменьшенные аккорды: Gm6b5, или Gdim7, или Go.
7 группа – аккорды с задержанием: Gsus7, Gsus9.

Как видно из этой классификации, И.Бойко не стал отдельно выделять септаккорды, а показал все возможные альтерации, разбив аккорды по группам. Нота «соль» (G), стоящая в начале обозначений просто случайна (вместо неё может быть любая нота).
Тема гитарной «аккордики» настолько обширна и содержит столько нюансов, что в одной работе невозможно «объять необъятное». Я буду очень рад, если мои заметки помогут гитаристам в практической работе и позволят при необходимости найти и уверенно сыграть любой, пусть даже самый «навороченный» аккорд. Спасибо всем, кто нашел время с ними познакомится. Желаю всем удачи, хорошего настроения и творчества во всем!

Источник

Как устроен нулевой лад и что с ним делать

Нулевой лад — гораздо менее интересная штука, чем думается людям (если судить по тому, как часто меня о нем спрашивают). Поэтому ответ на вопрос из заголовка будет коротким.

Какая задача у стандартного верхнего порожка, который без нулевого лада? На самом деле, их две:
1) держать струны на некоторой высоте над накладкой;
2) держать струны на некотором расстоянии друг от друга и от краев грифа.

Гитара с нулевым ладом вместо одного элемента для достижения этих целей использует два разных — по одному на каждую задачу. Собственно нулевой лад определяет высоту струн, а верхний порожек, стоящий чуть ближе к колкам, распределяет струны по ширине грифа.

(я намеренно ничего не написал о расположении порожка по мензуре — этот параметр можно вынести за скобки при сравнении)

Я не вижу ситуаций, когда система «нулевой лад + порожек» лучше простого верхнего порожка. Должно быть, потому нулевой лад и вымер, оставшись только на псевдовинтажных инструментах.

Вопреки распространенному мнению, верхний порожек при нулевом ладу требует примерно столько же возни, что и самостоятельный верхний порожек. А нулевой лад, в свою очередь, в идеальном случае должен быть чуть выше остальных ладов и поэтому требует отдельного внимания. Таким образом, никакого выигрыша по трудозатратам эта система также не дает. При условии, конечно, что вы все делаете на совесть.

Единственный сценарий, в котором нулевой лад полезнее, чем отсутствие такового — гитара с топ-локом. Регулировать топ-лок по высоте сложно, а по радиусу практически невозможно. Нулевой лад решает обе эти проблемы, однако я не знаю ни одной серийной гитары с топ-локом и нулевым ладом одновременно.

Я ставлю лады на гриф с нулевым ладом. Какого размера должен быть нулевой лад относительно остальных?
— Поставьте либо следующий по высоте размер (например, вместо 2,5*1,2 поставьте 2,8*1,4, если мы говорим о модельном ряде Sintoms), либо такой же — но тогда придется чуть-чуть пошлифовать остальные лады, даже если они идеально сели и не требуют выравнивания. Нулевой лад должен получиться чуть выше.

А дальше с ним что делать?
— После того, как все лады, кроме нулевого, вышлифованы вровень друг с другом, надо взять лекальную линеечку и погонять ее по нулевому и второму ладу, следя за зазором над первым. При необходимости доведите нулевой лад напильником до нужной высоты. Зазор выставляется примерно такой же, какой вы бы выставили на обычном верхнем порожке. Далее все лады закатываются и полируются стандартным образом.

— Есть ли смысл ставить нулевой лад из особо прочного сплава?
— Это хорошая идея. Нейзильберовый нулевой лад нередко протирается сильнее, чем лады в целом, особенно если гитара оснащена тремоло. Поэтому есть смысл ставить что-то посерьезнее. Бронза не всегда подходит из-за желтого оттенка. Остается нержавейка.

Хочу нулевой лад на гитару, потому что звукзвукзвук.
— Прочтите текст о металлических верхних порожках. Если желание не пропало, давайте поставим вам латунный или бронзовый порожек, а не нулевой лад. Это проще, дешевле и меньше портит гитару.

— Почему нулевой лад из нейзильбера изнашивается, а латунный порожек вы описываете как «вечный»? Сплавы ведь похожи.
— Потому что на порожке струна опирается на несколько миллиметров его ширины. А на нулевом ладу она опирается на точку. Удельное давление выше, износ больше. В идеальном случае это не совсем так (см. картинку), но идеала от серийной гитары не дождешься.

А вот на стюмаке продается «ZerO Glide» — верхний порожек, объединенный с нулевым ладом. Что скажете?

— Скажу, что цельнометаллический верхний порожек всегда будет лучше. Во-первых, удельное давление на кромку лада гораздо выше, чем на нормальный порог. Во-вторых, стюмак рекламирует «зероглайд» как простое решение с постоянной высотой струн над грифом(making a traditional nut is tricky: it means cutting six string slots, each to a perfect depth. The ZerO Glide is so much easier: the built-in zero fret sets all the string heights at once, uniformly). Однако на идеальном нулевом ладу, как и на идеальном верхнем порожке, тонкие струны стоят чуть пониже, а толстые — чуть повыше. Таким образом, при штатной установке зероглайда струны стоят не оптимально, а нештатная требует массу усилий: подпилить и закатать лад, вплотную к которому стоит порожек, довольно сложно. Уже по этим причинам zero glide не нужен.

Нулевой лад на моей гитаре износился, под струнами ямки. Что делать?
— Если открытые струны не звенят, а гитара строит по ладам, можно не делать ничего. В противном случае придется его заменить, это несложно и недорого.

Гитара с нулевым ладом плохо строит на первых позициях, в чем может быть причина?
— Что-то из следующего, в порядке убывания вероятности:
нулевой лад слишком высокий;
струна проходит над нулевым ладом;
старая или бракованная струна;
нулевой лад стоит не по мензуре;
нулевой лад истрепался настолько, что точка перегиба струны существенно сместилась вперед или назад.

Нужно ли смазывать нулевой лад?
— Не нужно, потому что пятно контакта очень маленькое и вряд ли там задержится хоть какая-то смазка. Кроме того, выступившая на «мензурную» часть струны смазка ощутимо глушит струну, а контролировать это на нулевом ладу сложно. Если очень хочется, пройдитесь по нему мягким карандашом, прежде чем ставить струны. А вот верхний порожек за нулевым ладом лучше смазать.

Главная рекомендация по поводу нулевого лада: не мешайте ему вымирать.

UPDATE: небесполезное обсуждение поста состоялось на вконтакте.

Источник

Нулевой лад. Зачем он нужен?

Привет, читатель! В этой статье мы вместе разберемся зачем нужен нулевой лад на гитарах, какие преимущества и недостатки он несет с собой.

Что такое нулевой лад?

Нулевой лад — это лад, который устанавливается в нулевой позиции на струнном инструменте.

Нулевая позиция — это точка на струне, от которой начинается отсчет мензуры инструмента. Обычно эту роль выполняет порожек, поэтому установка нулевого лада постфактум в качестве «доработки» вызовет определенные трудности (об этом ниже). Более подробно о мензуре вы можете почитать в моей статье.

Какая роль у нулевого лада?

Нулевой лад имеет две роли. Первая — обозначает начало мензуры, а вторая — устанавливает «action» струны, т.е. расстояние от высшей точки первого лада до нижней точки струны. В этом месте должен быть небольшой зазор, чтоб гитара не издавала лишних призвуков во время игры (Ex. 1).

Ex. 1 — Схема расположения нулевого лада и action

Историческая справка

Вообще, концепция нулевого лада известна очень давно, еще со времен старинных струнных инструментов. Более того, некоторые инструменты того времени не имели порожка, а были оснащены только нулевым ладом, что вынуждало исполнителя играть очень и очень аккуратно. Дело в том, что без порожка струны не имеют фиксированного расстояния между собой и ничто не сдерживает их от смещения. А смещения ведут к неправильной интонации (нестроевичу).

Достоинства нулевого лада

Сперва рассмотрим коротко все преимущества:

  1. Автоматически задан правильный action;
  2. Конечная цена гитары для потребителя ниже;
  3. Можно легко экспериментировать с калибром струн;
  4. Тон открытой струны равен тону прижатой на первом ладу;

Если нулевой лад установлен правильно он даст правильный action с минимальными усилиями мастера. Представьте гриф без нулевого лада. Мастеру нужно индивидуально подобрать глубину канавки для каждой струны, чтобы добиться правильной высоты струн над грифом. С нулевым ладом это достигается автоматически, независимо от количества струн. Следовательно, мастер тратит меньше времени на производство и гитара стоит дешевле.

Из этого вытекает второй плюс для конечного потребителя — цена инструмента. При массовом производстве экономится время и общая стоимость гитары при прочих равных должна быть ниже. То же самое можно сказать и о болтовом соединении грифа и корпуса. Это было сделано для ускорения (читай удешевления) производства.

Третье преимущество касается непосредственно владельца инструмента. С установленным нулевым ладом вы можете экспериментировать с калибром струн сколько вам хочется. Представьте ситуацию, вы захотели попробовать более толстые струны, но точно не уверены, что они вам 100% подойдут. Без нулевого лада, чтобы получить правильное представление о новых струнах, понадобится подгонять каждую канавку на порожке с помощью специальных надфилей. Если вы не гитарный мастер, то я бы не рекомендовал производить эту работу самостоятельно без достаточного опыта. Если же струны вам не понравились, то вам придется поменять весь порожек, чтобы «вернуть все в зад». С нулевым ладом эти манипуляции не нужны от слова совсем. Вы свободны в выборе любого калибра струн.

Четвертое преимущество заключается в том, что тон открытой струны с нулевым ладом максимально идентичен тону прижатой струны на первом ладу. При игре иногда это очень заметно.

Недостатки

При долгой игре на гитаре на нулевом ладу появляются достаточно глубокие канавки, которые со временем полностью нивелируют преимущество номер 1. Давление струн на лад очень велико и струна действует как надфиль в точке контакта. Если вы например делаете много бэндов (инфа для гитаристов), то струна может также выскакивать из этих углублений и издавать очень нежелательные призвуки во время игры.

Ex.2 — Канавки на нулевом ладу бас гитары

Стоит отметить, что данный эффект наблюдается на ладах из дешевых материалов таких как нейзильбер (nickel-silver). Решением будет установка нулевого лада из более твердых металлов, например нержавейки (stainless still). Не обязательно чтобы все лады на грифе были из нержавейки, это особенно важно только для первого лада.

Установка нулевого лада на новой гитаре на много легче, чем переделка гитары без нулевого лада. При переделке вам нужно установить лад прямо на порожке, потому что передняя плоскость порожка уже находится в нулевой позиции. Т.е. Вам нужно сточить часть порожка чтобы не нарушить строй гитары. Решением этой проблемы может быть установка Zero Glide — специальное комбо порожка и нулевого лада, китайцы все сделали за вас.

Последний недостаток больше относится к гитарным мастерам. Для опытного мастера сделать канавки правильной глубины и ширины на порожке не составит сложности. Поэтому многие избегают нулевой лад, поскольку он не дает им нужной гибкости настройки.

На этом у меня все. Если статья понравилась прошу вас оставить комментарий на сайте ниже. Пока!

Источник

Оцените статью