Что такое обертоны гитара

Обертон — что это такое в музыкальном понятии

Чтобы разобраться в понятии такого слова, как обертон, сначала надо его послушать или напеть, так как он является дополнительным звуком или призвуком, находящимся выше основного тона, спетого голосом или сыгранного на каком-либо музыкальном инструменте. Музыкальный термин обертон – это своеобразное украшение природного натурального звука.

История классификации обертонов

В Европе на дополнительные звуки, извлекаемые на музыкальных инструментах, раньше особо внимания никто не обращал. Но все прекрасно понимали, что слышат дополнительные звуки. Таким звуком и является обертон, что это и как он обозначается, попробуем разобраться.

В свое время классификацией обертонов занимались профессор Кейзерлинг и его ученик по имени Ральф Роузинг, который даже превзошел своего учителя, усовершенствовав понятие обертонов. При этом он даже написал музыку на основе этого уникального звукоряда.

Гармонические и негармонические обертоны

Наверняка, многие знают, что существуют звуки, вызывающие положительные или отрицательные эмоции. Вот они-то и есть обертоны. Считается, что самые низкие звуки типа гула относятся к «плохим» звукам. А вот обертоны и звуки, находящиеся в верхнем диапазоне, действуют на человека успокаивающе. Тогда рассмотрим обертон — что это за звук, и как он влияет на человека.

Обертоны невозможно представить себе без некоторых дополнительных терминов. Это касается их разновидностей. Значение слова обертон является общим и включает в себя две основные категории, по которым обертоны классифицируются.

Читайте также:  Если звезда упала с аккордами

Существует и такое понятие, как гармонический обертон. Что это, необходимо разобраться. В мире музыки и исследовании звуковых колебаний в физике гармоническими обертонами принято называть дополнительные звуки верхнего диапазона, частота которых кратна частоте основного тона. Совместное звучание в теории музыки называется гармоникой.

В некоторых случаях частота колебаний обертонов может выходить за пределы кратности основному тону. Тут применяется понятие негармонический обертон. Что это такое? По сути, это слишком сильное различие в звучании основного и дополнительного звуков, которое может возникать, к примеру, при колебании массивных струн.

Наиболее востребованными в музыкальном отношении являются гармонические обертоны, кратность которых выражается правильными и неправильными дробями. Второй вариант используется для инструментов без определенного тона, скажем, для барабанов. Здесь же нужно учитывать и амплитуду звучания, которую часто путают с громкостью, и частоту вибрации, и резонансные показатели.

Значение обертонов в музыке

Использование обертонов в музыкальном плане трудно переоценить. Действительно, ведь именно благодаря им можно наблюдать широкие спектры тембров инструментов. Если бы все звуки на музыкальном инструменте не имели бы обертонов, мы бы просто не различали их. Каждый звук был бы похож один на другой. Понятно, что в эмоциональном плане такие звуки никакого морального удовлетворения не вызовут.

Именно с музыкальной точки зрения отвечая на вопрос: обертон, что это, можно привести массу ярких примеров того, как обертоны могут украшать звучание инструмента. Так гитаристы очень часто используют приемы игры, называемые искусственными флажолетами. Более того, если такой звук извлекается на гитаре, использующей эффекты типа Fuzz, Drive или Overdrive, проявление обертонов значительно усиливается. Кроме того разные по высоте обертоны можно получить, если извлекать флажолеты на разных отрезках грифа.

Если взять историю, то обертонам отдавалось особое предпочтение в Древнем Китае. Китайцы относились очень скрупулезно к настройке музыкальных инструментов и звукоизвлечению. В принципе, у них не было понятия обертонов, но они чувствовали возникающую гармонию на чисто интуитивном уровне.

Роль обертонов при настройке инструментов

Тон обертон имеет огромное значение для настройки инструментов. Конечно, можно использовать специальные устройства, называемые тюнерами. Но те же профессиональные настройщики фортепиано никогда их не используют, поскольку привыкли полагаться только на свой уникальный слух. При настройке они на слух воспринимают разницу, с которой звучат несколько струн при ударе молоточком.

В нижних регистрах имеется по две струны на одну клавишу. В верхних октавах – по три. Можно себе только представить, насколько тонким должно быть восприятие звука у настройщика, чтобы услышать малозаметную разницу в амплитуде и звучащих обертонах.

То же самое можно сказать и о профессиональных гитаристах, которые применяют технику строя инструмента, основанную на сравнении натуральных флажолетов, извлекаемых на соседних струнах (как правило, на пятом ладу).

Вокальные обертоны

Обертоны голоса, равно как и обертоны, получаемые на музыкальных инструментах, играют одну из ключевых ролей для передачи всех эмоциональных оттенков вокала. Это и понятно. Ведь человеческий голос является самым интересным инструментов природного происхождения. И настройке он не подлежит. Здесь нужно только научиться его использовать при помощи множества техник пения.

Наверное, многие из нас обращали внимание на сильную вибрацию голоса у оперных певцов. Именно в этот момент и можно услышать дополнительные гармоники-обертоны. Только с вокалом нужно быть очень осторожным, ведь при неправильной постановке голоса может возникнуть ситуация, когда звучать он будет несколько фальшиво. Чтобы этого не произошло, можно использовать достаточно много техник обучения пению. И потратить на это придется не один месяц или год. Зато, когда человек этому научился, слушать его исполнение какой-либо песни станет настоящим удовольствием, от которого дух захватывает.

Источник

Что такое флажолет на гитаре и как его играть?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Одними из интересных приёмов звукоизвлечения на гитаре являются способы получения флажолетов. Кроме того, флажолетные звуки являются уникальными по тембру, а ещё они расширяют стандартный диапазон инструмента.

Что это такое?

Флажолет на гитаре является обертоном (призвуком) той или иной ноты. А сам термин «флажолет» возник из-за сходства получаемого обертона со звучанием флейты, которая в стародавние времена так и называлась – «флажолет» (от старофранцузского flageol). Глуховатый звук флажолета по тембру напоминает именно этот музыкальный духовой инструмент.

Звучание обертона любой ноты всегда выше этой самой ноты. На гитаре для получения флажолетных звуков используются открытые струны. Звуки открытых струн являются, по сути, основными нотами, из которых и извлекают обертоны. А происходит это путём деления длины струн на части лёгким прикосновением пальцев над определёнными порожками грифа:

Разделив, например, открытую 1-ю струну, звучащую при классической настройке нотой «ми» первой октавы (истинное звучание), на 2 части (на XII ладу), получают ту же ноту, но только на октаву выше – «ми» второй октавы. При делении длины открытой струны на 3 части (VII и XIX лады) получают флажолет «си», высота которого на 9,5 тонов выше ноты «ми», извлекаемой из открытой струны. То же самое происходит и на остальных пяти струнах инструмента.

Каким бывает?

Флажолеты по способу извлечения делятся на натуральные и искусственные.

Натуральный

Натуральный флажолет извлекают лишь на открытой струне при участии обеих рук: палец левой руки слегка касается струны в определённых точках грифа с одновременным извлечением звука пальцем правой руки.

И хотя считается, что обертоны можно воспроизвести на любом ладу гитары, натуральные флажолеты получаются явными лишь в нескольких местах.

Наиболее яркие звуки воспроизводятся в месте деления струны пополам (над порожком XII лада) и на 3 части (VII и XIX металлические порожки). Также неплохо они звучат и над порожком V лада (в этом месте струна делится на 4 равных отрезка). Не на всякой гитаре и не на всех струнах можно услышать призвуки над III металлическим порожком (на качественных инструментах слышны лишь обертоны на 4-й, 5-й и 6-й струнах). То же самое и на IX ладу грифа.

Интересно, что на XII ладу натуральный флажолет издаёт точно такую же ноту по высоте, которая получается здесь и при обычном зажатии струны пальцем.

Но звуки отличаются тембровой окраской, поэтому оба способа звукоизвлечения несут самостоятельную функцию и применяются в зависимости от ситуации.

Искусственный

Искусственный флажолет получают из уже зажатой на каком-либо ладу струне. То есть длина струны искусственно сокращается на некоторое число ладов. При этом палец левой руки полностью зажимает струну на этом ладу, обозначив тем самым основной звук, а пальцы правой руки воспроизводят флажолет: один палец касается струны в месте, зависящем от того, где зажата струна и какой высоты требуется конечный призвук, а другой одновременно извлекает звук.

Способ получения искусственных флажолетов сложнее воспроизведения натуральных — требуются мастерство гитариста и знание грифа.

При извлечении натуральных обертонов нужно запомнить, на какой высоте они звучат над XII, VII и V порожках:

А чтобы извлечь искусственный флажолет на октаву выше основного звука, находящегося, скажем, на III ладу, необходимо эти 3 лада прибавить к 12 ладам, так как середина струны, дающая высоту обертону на октаву выше основного звука, перемещается именно на 3 лада выше XII. В результате точка касания пальцем левой руки будет находиться над XV порожком. При этом нужно ещё извлечь другим пальцем этой же руки звук.

Просчитать удобно лишь те искусственные флажолеты, которые на октаву выше основного звука. Обертоны большей высоты, получаемые делением струны на 3 или 4 равные части, нужно соотносить с ладами выше XII, где они ещё могут браться (XIX и XXIV соответственно), и уже к ним прибавлять лад, зажатый левой рукой.

Обозначения натуральных и искусственных флажолетов в нотной литературе не приведены к одному знаменателю, что, конечно, удручает начинающих гитаристов. Вот несколько примеров:

В каких стилях музыки используется?

Нельзя сказать, что флажолеты любого типа используются гитаристами в каком-либо выборочном стиле музыки. Они нашли своё применение и в классическом стиле, и новомодном фингерстайле, и рок-музыке. На акустической гитаре и электрогитаре преобладающее большинство музыкантов пользуются искусственными обертонами, когда как классические гитаристы наравне применяют в своей игре и натуральные, и искусственные их виды. Рок-гитаристы в своих сольных партиях флажолетами подчёркивают кульминационные моменты, особенно в тех случаях, когда нужно перейти от мелодической части композиции к более тяжёлой.

В мелодических пьесах для двух или нескольких гитар флажолетные отрезки произведения хорошо слушаются под аккомпанемент перебором (арпеджио). Многие классические сочинения для гитары заканчиваются флажолетным аккордом или перебором, а иногда и начинаются с них.

Как играть?

На электрогитаре искусственный флажолет выполнить сложнее, нежели на акустической, так как требуется сразу после начала звучания струны отработанным движением пальца либо медиатора заглушить основной тон, но оставить обертон.

Сделать это можно так:

  • зажать струну на нужном ладу пальцем левой руки;
  • указательным пальцем правой руки коснуться этой же струны над соответствующим порожком после XII лада, а другим свободным пальцем (большим или безымянным) одновременно извлечь звук;
  • после звукоизвлечения указательный палец снимается со струны и сразу же снова касается её, чтобы заглушить основной тон;
  • остаётся звучать только обертон, указательный палец вновь убирается со струны.

На акустическом инструменте глушения не требуется, а всё остальное проделывается аналогично. При игре медиатором струны касается средний палец правой руки, так как указательный участвует в удержании медиатора.

При извлечении натурального флажолета струны касается над соответствующим порожком палец левой руки, а звук извлекает правая рука (пальцем либо медиатором).

Стоит заметить, что с помощью флажолетов опытные музыканты настраивают гитары, так как настройка по флажолетам наиболее точная.

Полезные советы

Несколько полезных рекомендаций помогут начинающим овладеть флажолетной техникой.

  1. Начинать учиться извлекать обертоны следует с натуральных их видов на XII, затем VII и V ладах.
  2. Касаться струны над флажолетными порожками следует очень мягко, но плотно.
  3. Касание струны и извлечение звука из неё нужно одновременно.
  4. После начала звучания обертона палец сразу же снимается, иначе звук погаснет.
  5. Касаться струны при извлечении искусственных флажолетов можно медиатором, а извлекать звук — пальцем правой руки.
  6. Правильность звучания обертона можно понять самостоятельно: нота слышится ясно, она яркая и довольно долгая.

преподаватель игры на музыкальных инструментах

Источник

Что такое обертоны гитара

Что такое обертоны?

Обертоны (нем. ober — высокий, Ton — звук) в акустике — призвуки, входящие в спектр звука. Обертоны – высокочастотные призвуки, которые сопровождают любой звук. Высота обертонов выше основного тона, поэтому они и получили такое название.

Кроме основного звука многие слышат дополнительные звуки. Таким звуком и является обертон. Раньше в Европе на дополнительные звуки, сопровождающие игру на музыкальных инструментах или пение, особого внимания не обращали. Изучением и классификацией обертонов занимался профессор Арнольд Кейзерлинг (Австрия) и его ученик Ральф Роузинг.

Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.

Колебания струны (см. рисунок):
1 — колебание по всей длине образует основной тон,
2 — колебание половинок образует первый обертон,
3 — колебание третей — второй обертон и т. д.

Обертоны бывают гармоническими и негармоническими. Частоты гармонических обертонов больше частоты основного тона в 2, 3, 4, 5 и т. д. раз.

Гармонические обертоны вместе с основным тоном называются гармониками и образуют натуральный звукоряд.

Гармоника (лат. harmonica) — дополнительный тон, который по частоте всегда выше основного тона, причём строго кратно числам натурального ряда (то есть, выше по частоте в 2, 3, 4, 5 и более раз). Вместе с основным тоном гармоники образуют натуральный звукоряд. В современном музыкальном строе с семью основными ступенями (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си) каждый восьмой звук повторяет первый, но уже на удвоенной частоте (располагается октавой выше) — и соответственно, является для него первой гармоникой. В этом отличие гармоник от более общего понятия обертонов — всех без исключения призвуков, более высокочастотных по отношению к рассматриваемому базовому звуку.

В реальной жизни частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона — такие обертоны называются «негармоническими». Присутствие негармонических обертонов в колебаниях струн музыкальных инструментов приводит к феномену неточного равенства между рассчитанными частотами равномерно темперированного строя и реальными частотами правильно настроенного фортепиано.

Ввиду исключительной важности для музыки именно гармонических обертонов (и относительной малозначимости негармонических) вместо термина «гармонический обертон» в музыкально-теоретической литературе часто используют термин «обертон» без каких-либо дополнительных уточнений.

Обертон может быть колебанием частей звучащего тела, выраженных как правильными дробями (1/2, 1/3, 1/4 и т. д.), так и неправильными (например, при колебании звучащего элемента ударного инструмента с неопределённой высотой звука, такого как «там-там»).

Количество и характер обертонов влияют на тембр инструмента.

Каждый обертон имеет свой порядковый номер, обозначающий, какая часть струны колеблется. Звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов, называется натуральным (обертоновым) звукорядом. Все обертоны составляют обертонную лестницу.

Начальные 10 обертонов прослушиваются по высоте и сливаются друг с другом в аккорды. Остальные прослушиваются плохо или не прослушиваются вообще.

Обертоны можно услышать на струнных инструментах (гитаре, скрипке и т. п.), приглушив основной тон пальцем. Даже существует такой исполнительский прием игры, который называется флажолет. Для того чтобы услышать четные обертоны (второй, четвертый, шестой и т.д.) нужно в момент извлечения звука прикоснуться (не прижать к грифу) к струне точно в ее середине, приглушив основной тон и нечетные обертоны. На гитаре центр струны располагается точно над 12-м ладом. Если приглушить колебания в точке расположенной на 1/3 длины струны (над 7 ладом гитары), то можно услышать 3-й, 6-й, 9-й и т. д. обертоны.

Обертоны человеческого голоса, как и обертоны, получаемые на музыкальных инструментах, играют одну из ключевых ролей для передачи всех эмоциональных оттенков вокала. Человеческий голос является самым интересным инструментов природного происхождения, нужно лишь научиться правильно его использовать при помощи множества разработанных техник.

Источник

Оцените статью