Что такое общий аккорд при модуляции

S o l F a theory

Модуляция

Модуляция – это переход в другую тональность с закреплением в ней каденцией.

Модуляции делятся на постепенные и внезапные.

Постепенная модуляция происходит чаще всего через общий аккорд и состоит из следующих этапов: показа исходной тональности, общего аккорда (есть и в исходной, и в новой тональности; консонанс), модулирующего аккорда (есть только в новой тональности; диссонанс) и каденции в новой тональности. В общий аккорд возможно отклонение.

У тональностей первой степени родства может быть различное количество общих аккордов: у параллельных тональностей — 6, у тональностей гармонического родства – 2, у всех остальных — 4.

Такая модуляция возможна только в тональность I степени родства. В тональности II-III степени родства можно модулировать через промежуточные тональности I степени.

Возможна также плавная модуляция через отклонение в будущую тональность с дальнейшим закреплением в ней каденцией.

Внезапная модуляция – резкий переход в другую тональность.

Возможны внезапные модуляции следующих видов:

1) модуляция-сопоставление, без подготовки. Чаще всего это означает секвентное повторение материала на другой высоте;

2) энгармоническая модуляция. Это модуляция через общий аккорд, который будет в обеих тональностях только с учетом энгармонической замены. Наиболее распространённые варианты – модуляция через энгармонизм уменьшенного септаккорда и через энгармонизм малого мажорного септаккорда (т.е. через энгармонизм аккордов с увеличенной секстой).

3) модуляция через аккорды мажоро-минорных систем.

Источник

Песни под гитару Модуляция. Главные приемы.

Аккорды песен под гитару, видео

Модуляция. Главные приемы.

МОДУЛЯЦИЯ – изменение тональности любой мелодии, обычно для того, что бы украсить , разнообразить ее и оживить. Например, сначала композиция начинается в одной тональности, а под конец переводится в другую. Бывает, что переход происходит несколько раз за одну мелодию. Это как композитор пожелает. (… «Жираф большой! Ему видней!» :))

Знание и понимание главных приемов модуляций помогает подобрать аккорды «на слух», а также при аранжировке собственных композиций.
Вот собственно эти приемы:

1. Например переход минорной тональности в мажорную и обратно , с такой же тоникой. Допустим, тональность С-Am переведем в две другие:
С-Am => A- F#m, или так С-Am => D#-Cm

2. Переход тональности на квинту вперед или назад, как через мажорную , так и через минорную части разной тональности. Вспомните квинтовый ряд:


Из которого следует, что тональность С-Am возможно перевести в 4 любые ( C => G или F , а также Am => Em или Dm ).

3. Модуляция скачком. В этом методе логику лучше не искать. Здесь все аккорды разом сдвигаются. Ключевую роль играет талант самого композитора, т.к. мелодия при данном методе должна плавно перейти в чужую тонику.

Источник

Урок 10 Модуляция

Для удобства исполнения нужно научиться использовать перенос в другую тональность, который имеет своё название – модуляция. Для удобства воспользуемся таблицей:

Например перенесем такую последовательность:

из тональности Am (ля-минор) в Em (ми-минор). Для этого в находим в левом столбце Am и смотрим каким ступеням относятся аккорды последовательности. Получаем следуещее:

Далее находим в левом столбце Em и смотрим какие аккорды соответствуют этим ступеням получаем:

Вид аккорда на той же ступени должен совпадать. Мажор переходит в мажор, минор в минор, а септаккорд в септаккорд.

Олег, в таблице в основном поле нет ни одного минорного аккорда. Так и должно быть?

да, главное определить по названию какой аккорд на ступени – “до”, “ре”, “ля” и т.д., а мажорный или минорный не имеет значения

штото я непонял как перенестить

Спасибо большое за сайт!

Я, собственно, хотел учиться петь, случайно попал на Ваш сайт и мне все очень понравилось – и как внятно и просто Вы объясняете и выстраиваете уроки, и хорошо отработанная комплексная методика движения по учебному материалу вперед, и тембр Вашего голоса, и как вы интерпретируете песни, и как легко и заботливо Вы обращаетесь с гитарой, как умело вы извлекаете звуки – и я стал тоже учиться играть на гитаре. Я думаю, если у меня все будет получаться со временем, то настанет момент, когда мне надо будет отчитаться о выполненных заданиях и провести исправление ошибок. Предусмотренны ли на этот счет какие-нибудь методы обучения?

Успехов и всех благ

Спасибо за добрые слова, никакой проверки полученных навыков не предполагается, про онлайн консультации не думал, все сами ставят оценки своим успехам

Еще вот вопросики – все последовательности аккордов минорыне, а можно ли так же составить подобные мажорные последовательности и есть ли в этом смысл? И что такое пентатоника или где на сайте можно об этом почитать?

они не полностью минорные, там всегда есть переход в параллельный мажор и возврат, можно с мажора переходить в параллельный минор, но абсолютное большинство русскоязычных песен именно такие, поэтому это привычнее на слух

про пентатонику, руки не дошли, в обучении на соло гитаре дальше должны идти уроки по пентатонике. Если в двух словах, то просто в тональности используются только пять звуков, между которыми нет полутонов, например в до-мажоре (ля-миноре) исключаются си и фа и можно играть оставшиеся пять звуков в любом порядке с любыми аккордами тональности они будут звучать гармонично

Спасибо большое и желаю Вам необходимых свободы и покоя для доработки темы пентатоники. Очень ценный и поучительный музыкальный материал должен получиться, страна и зарубежье ждет, потомки могут не простить промедления.

Успехов и удачи.

Спасибо за учебный материал.Простое и доходчивое изложение.

Большое спасибо Олег за Ваш труд.Уникальный материал для обучения игры на гитаре.Дай Бог Вам крепкого здоровья и вдохновения.

Тут кажется вкралась ошибочка. Наверно надо читать: в левом столбце
из тональности Am (ля-минор) в Em (ми-минор). Для этого в находим в правом столбце Am и смотрим каким ступеням относятся аккорды последовательности.

Источник

Модулирующий аккорд

Модулирующим аккордом называется то созвучие, которое следует за общим (посредст­вующим) аккордом и которое с достаточной определенностью выявляет новую тональность. В качестве моделирующих аккордов более желательны неустойчивые созвучия различных функ­ций (S,II7, DD, DD7, К6/4, D7) и особенно — диссонирующие созвучия с их более ярким стремле­нием к разрешению.

Модуляция в тональности I степени родства.

Процесс модулирования из данной мажорной или минорной тональности в любую мажор­ную или минорную тональность I ст, родства слагается в целом из следующих четырех после­довательных моментов:

1) показ исходной тональности;

2) введение посредствующего аккорда;

3) введение модулирующего аккорда;

4) построение завершающей каденции.

Мелизмы в музыке классиков.

Мелизмами (от греч. melos — песнь, мелодия) называются мелодические опевания, украше­ния мелодии, которые приобрели характер устойчивых оборотов, мелодических «формул».

В нотном тексте они обозначаются определенными знаками или выписываются мелкими нотами, не нарушая метроритмической доли такта. Они относятся к области музыкальной орнаментики, проявляющейся в импровизационной или вотированной мелодической конфигурации и мелодиче­ском варьировании. .

Мелизмы сформировались в процессе исторического развития как в профессиональной му­зыке, так и в народном творчестве и встречаются во всех музыкальных культурах, начиная с самых отдаленных времен.

Основной смысл мелизмов — это подчеркивание отдельных тонов мелодии путем их обыг­рывания и опевания, придающее живость мелодическому движению.

Основные виды мелизмов: форшлаги короткий (неакцентированный) и долгий (акцентиро­ванный), двойной и тройной; мордент, группетто, трель.

Короткий (неакцентированный) форшлаг (нем. Vorschlag, от vor — перед, Schlag — удар) до XIX века изображался мелкой шестнадцатой или тридцать второй нотой, начиная с XIX века записывается восьмой перечеркнутой длительностью. Поэтому получил название перечеркну­того. Это короткий звук, который берется перед основным звуком. В творчестве композиторов добетховенского периода он отнимает часть длительности от основного акцентируемого звука.

Штиль форшлага пишется всегда вверх, независимо от его положения нотном стане. Он соединяется с основным звуком лигой. Короткий форшлаг типичен главным рбразом для инст­рументальной музыки.

Двойной и тройной форшлаги из двух или трех звуков обозначаются мелкими сгруппиро­ванными шестнадцатыми или тридцатью вторыми (штилями вверх) и входят, как правило, в длительность основной акцентируемой ноты:

Они встречаются также в виде мелодического связующего оборота в комбинации с други­ми видами мелизмов (с трелью, группетто) как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Долгий форшлаг (акцентированный) в настоящее время вышел из употребления. Он состо­ит из одного вспомогательного звука, прилегающего к основному на интервал секунды. Равен половине длительности основного звука, перед которым он взят, если последний выражен но­той без точки; если основной звук имеет точку, то долгий форшлаг равен двум третям его длительности:

Изображается долгий форшлаг мелкой неперечеркнутой нотой, соединенной лигой с основным звуком. Штиль его тоже всегда направлен вверх. Форшлаг характерен как для инструментальной, так и для вокальной музыки до конца XVIII века.

Мордент (итал. mordente, букв. — кусающий, острый) состоит из чередования двух одина­ковых по высоте основных звуков и короткого вспомогательного звука, расположенного между

ними. Соответствующий ему графический знак

ставится перед нотой. Исполняется он в пре­делах длительности основного звука. Мордент бывает простой, перечеркнутый, двойной и тройной.

Простой мордент состоит из основного, верхнего вспомогательного и основного звуков. Если над графическим его изображением выставлен знак альтерации, это означает, что послед­ний относится к верхнему вспомогательному звуку.

Перечеркнутый мордент состоит из основного звука, нижнего вспомогательного и основ­ного звука. Знак альтерации ставится под графическим обозначением мордента и относится к нижнему вспомогательному звуку.

Двойной и тройной морденты объединяют в себе два или три простых:

Знак альтерации, стоящий над или под знаком мордента, относится к вспомогательному звуку:

Группетто (итал. gruppetto, уменьшительное от gruppa — группа) представляет собой мело­дический оборот из нескольких коротких звуков, опевающих основной звук: верхнего вспомо­гательного, основного, нижнего вспомогательного и вновь основного. Группетто обозначается знаком . Если знак альтерации стоит над группетто, он относится к верхнему вспомогательному зву­ку, если под ним — то к нижнему вспомогательному звуку.

Группетто может состоять из четырех или пяти звуков.

В произведениях композиторов конца XVII — первой половины XVIII веков (И.С. Бах, Ф.Э. Бах, французские композиторы-клавесинисты) группетто расшифровывается как мелодический оборот из четырех звуков, который начинается с верхнего вспомогательного звука и исполняет­ся за счет основного. Как правило, его обозначение располагается над нотой.

Группетто из пяти звуков получило широкое распространение, начиная со второй половины XVIII века (В.А. Моцарт). Обозначение его располагается обычно между двумя нотами одной и той же или разной высоты и длительности. Оно начинается с первой из них и исполняется за счет ее длительности.

Знаки альтерации, которые могут стоять над или под знаком группетто, относятся, соответственно, к верхнему или нижнему вспомогательным звукам:

Знак группетто иногда встречается в нотном тексте в сочетании с простым мордентом. В этом случае простой мордент переходит в четырехзвуковое группетто; исполняется такой мелизм за счет длительности ноты, над которой расположен двойной знак:

Группетто широко применялось как в инструментальной, так и в вокальной классической музыке.

Трель (итал. trillo, от trillare — дребезжать) — многократное быстрое чередование двух смеж­ных и равных по длительности звуков, из которых первый является основным, а второй верх­ним вспомогательным. Графический знак трели выставляется над основной нотой. Обычно трель начинается в основного звука, но иногда — с верхнего вспомогательного (когда важно его акцентировать).

При необходимости постепенного учащения длительностей трели от доли к доле, ее условное обозначение расшифровывается в нотной записи.

Знак альтерации, выставляемый порой над обозначением трели, относится, как и у мордента и группетто, к вспомогательному звуку. Обычно трель завершается одним из мелизмов, выписываемым мелкими нотами.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)

Источник

Читайте также:  Vst плагины для бас гитар
Оцените статью