Что такое обыграть аккорд

Как обыграть аккорд интересно

Здравствуйте, уважаемые читатели. Давайте посмотрим как обыграть аккорд интересно с использованием арпеджио двух взаимозаменяемых аккордов. Дело в том, что замены аккордов, о которых мы писали в последнее время можно расценивать как способ по-новому обыгрывать аккорд. То есть мы, например можем играть ноты трезвучия одного аккорда на другой. Например, на до-мажор трезвучие ми-минора — ведь эти два аккорда практически одинаковы по звуковому составу. Или на ля-минор семь играть ноты септаккорда (или арпеджио) фа-мэйдж (или большого мажорного септаккорда).

Таким образом, возможность использовать ноты сразу двух арпеджио дает нам много больше простора для обыгрывания аккордов. Да, а если мы просто используем гамму аккорда, как нам её лучше использовать? Во-первых важен метр — или внутренняя пульсация, то есть аккорд обычно звучит как часть гармонии, выполняет в ней свою функцию и звучит в определенном размере, например четыре четверти. Гамма тоже должна звучать ровно в четком ритме, нужно считать про себя, чтобы когда вы хотите звучали восьмые ноты, шестнадцатые. Во-вторых, есть устойчивые и неустойчивые звуки, устойчивые — это главные звуки звучащего аккорда. Главные звуки аккорда — это первая, третья, пятая ступени лада (к которому относится аккорд), когда звучит септаккорд то к списку устойчивых прибавится еще и седьмая ступень.

Остальные ноты гаммы — неустойчивые и они добавляются к основным нотам аккорда. Но мы сейчас говорим о том, как гамму играть. Когда играете ноты гаммы, неустойчивые используйте аккуратно — они выполняют роль проходящих, для добавления к звучащим в аккорде нотам новой какой-то окраски. Проходящие нужно стараться разрешать в устойчивые. Поэтому старайтесь заканчивать ваши музыкальные фразы на 1-ой, 3-ей или 5-ой ступенях.

Читайте также:  Последняя поэма табы с аккордами

Да, в третьих при игре старайтесь и синкопам уделять внимание — это больше к метру относится. В статье что такое синкопа мы рассматривали и виды синкоп и о метре говорили немного.

Итак, давайте для интереса попробуем использовать тот подход, который мы выше в самом начале описали. Вот есть септаккорд D7.

рис. 1

А вот такое будет его арпеджио:

рис. 2

Теперь надо найти какую-нибудь замену нашему доминантсептаккорду D7. Для этого используем принцип описанный нами в статье про аккорд G7. Сначала заменим D7 на Adim вот так:

рис. 3

Затем, помня об особенности уменьшенных аккордов заменяем Adim на Cdim — оба эти созвучия имеют абсолютно одинаковый звуковой состав. И на этот раз уже полученный Cdim заменим на доминантсептаккорд F7 вот так:

рис. 4

Таким образом, вместо D7 можем брать F7. Мы можем заменять эти два аккорда (так как они имеют близкое звучание), а также играть арпеджио одного на другой. То есть фактически вот эту последовательность нот (просто звуковой состав F7 или арпеджио)

рис. 5

можно играть на аккорд D7. Более того давайте объединим оба арпеджио в одну последовательность, получив необычно звучащую гамму звуков, которой также можно пользоваться при обыгрывании доминантсептаккорда D7:

рис. 6

Вот на рисунке 6 изображена наша интересная гамма, она кажется необычной, но если присмотреться, это гамма гармонического ля-минора только с пропущенной нотой до, и её мы с легкостью можем играть на малый мажорный септаккорд D7.

Как пользоваться полученным звукорядом

Теперь — зачем же нам эта последовательность из двух арпеджио как не для того чтобы использовать в импровизации? Как это делать? Нужно выделить в ней аккордовые звуки, то есть звуки того созвучия, которые мы хотим обыграть ей. У наc это Ре-семь, поэтому посмотрим на его примере:

рис. 7

На рисунке мы обвели красным нужные нам устойчивые ступени. Теперь это позволит нам правильно играть эту последовательность на аккорд. Правила использования устойчивых ступеней и неустойчивых мы описывали уже здесь. Но если вкратце все не обведённые ступени выполняют роль неустойчивых и их используют для добавления новых красок, в вашу мелодию, на устойчивые же звуки заканчивают фразы, на них делают акценты. Но давайте послушаем как это на примере блюзовой последовательности: G7 | C7 | G7 D7| G7 и так далее. Мы, изображенный на рисунке 7 звукоряд будем играть на аккорд D7 из блюза, а также на C7 его транспонированную версию — то есть все те же ноты, но сдвинутые на тон вниз: пример использования.

Источник

Игра на гитаре — несколько полезных идей

Привет! В последнее время я начал более осознанно подходить к игре не гитаре чем раньше, когда песни сочинялись просто от балды. У меня появилось несколько идей, которые, возможно, вам также будут полезны.

Первое, что стоит изучить, если вы вдруг еще не сделали этого — это CAGED система. Впервые ее опубликовал Билл Эдвардс в своей книге Fretboard Logic и я считаю ее очень полезной и важной в игре на гитаре. Её суть в том, что все аккорды можно представить в 5 базовых формах: C, A, G, E и D.

Что это вам даёт? Во-первых инверсии аккордов в разных позициях. Зная 5 форм и используя их все, ваша игра уже становится более интересной. Особенно важно уметь обыгрывать аккорды по-разному в группе, где кроме вашей гитары есть и другие инструменты, а тем более вокал, которому нельзя мешать, а надо его дополнить. Я понимаю, что пишу здесь вещи не вполне очевидные и до некоторых нужно дойти опытом и головой, но я надеюсь, что у вас уже есть пару лет игры на инструменте за плечами.

Книжку Fretboard Logic в 3 томах нужно купить — это вообще не обсуждается.

Второе, начав с базовых мажорных трезвучий по системе CAGED, переходите к минорным и септаккордам, уменьшенным аккордам и аккордам с задержанием. Не все формы будут удобны для игры но по крайней мере у вас 100% появится куча свежих идей.

Вот, как выглядят эти формы для обычного натурального мажора:

Итак, начертите себе схемы аккордовых форм на грифе. Теперь потренируйтесь их поменять одну за другой. Попробуйте обыграть часть каждой формы, а не ее полностью. Попробуйте надстройки к каждой из форм.

Вы правильно поняли, каждая форма плавно переходит в следующую. C -> A -> G -> E -> D.

Вроде всё понятно, осталось только поиграть это все и переварить в голове. Ситуация с грифом проясняется 🙂

Третье. Я всегда играл гаммы в разных позициях из расчёта три ноты на струну. Так меня учил мой первый препод по гитаре. Ну так я и играю всю жизнь 🙂 Итак, поливаем сверху вниз, всаживая ноты в пальцы. Сначала в одной позиции сверху вниз и наоборот, потом переходим из одной позиции в другую — поднимаемся по одной, опускаемся по другой. и т.д. Простора для маневров у вас просто море.

Самое главное, что нужно сделать изначально — это нарисовать себе схематические «боксы» — для каждой позиции свой бокс. У вас их получится 7.

Выглядят они вот так:

Чёрным обозначена тоника, в данном случае — нота G. Ничего сложного. Но игры вам здесь на годы вперёд. Я играю эти штуки до сих пор.

Ну а теперь самое вкусное, на что меня недавно пробило 🙂 Меня всегда смущали лады. Учить каждый лад как новую гамму — это просто уныло. Поэтому все мои отношения с ладами были чисто интуитивными до последних пор. И только недавно я допёр, как можно понять, и, главное, объяснить непонимающему человеку, в чём суть всех этих дорийских-лидийских-локрийских штук.

Всё просто, но вместе с тем не очень. Для игры вам понадобится хорошо знать все эти 7 форм или боксов, которые я на картинке привёл выше.

Берем мажорную гамму. Пусть это будет тот самый затёртый до дыр до мажор 🙂 Гармонизируем гамму. (чо-чо? :)))) Ага, только не говорите, что вы не умеете играть гамму аккордами 🙂

До мажор состоит из нот CDEFGAB. Если начать считать с ноты до, получится 7 нот, 7 ступеней.

Попробуйте сыграть гамму аккордами вверх, теперь вниз. Получилось? Ура!

В ступенях это записывается вот так:

Теперь вы знаете, что такое гармонизация мажорной гаммы и какими септаккордами ее можно обыграть. Зашибись. И ступени вы тоже видите. А теперь главый фокус. Те самые 7 боксов, которые я рисовал выше, вы их играли просто так, механически, просто тупо запоминая из на грифе, без понимания, что к чему и почему. Боксов 7. Ступеней сколько? Правильно, тоже 7. Есть подозрение, что каждой из ступеней соответствует свой бокс. Как это я догадался? Корону мне и карету срочно! 🙂

Теперь вдруг стало ясно, что минорный аккорд второй ступени обыгрывается только определенным боксом и никаким другим. А мажорный септаккорд 5 ступени — своим боксом. Ёклмн, где мои 17 лет? 🙂

А причём здесь лады спросите вы меня? А я вам отвечу, что лады строятся таким образом, Миша. На примере до мажора, опять двадцать пять.

I — C мажор натуральный
II — D дорийский
III — E фригийский
IV — F лидийский
V — G миксолидийский
VI — A минор натуральный
VII — B локрийский

То есть, в D дорийском все те же самые ноты, что и в обычном натуральном C мажоре, в F лидийском все те же, что и в C мажоре и так далее. Центральный аккорд для каждого из ладов соответствует аккорду, расположенному соответствующей ступени, как я это рисовал чуть повыше. Этот момент я не просто так упоминаю, это важно. У лада должен быть свой характер иначе вы скатитесь в до мажор и характер потеряется. Чтобы было понятнее, центральный аккорд в D дорийском — Dm. То есть, в него всё должно в итоге разрешаться.

Крутой способ понять характер лада — засемплировать на любом семплере, типа BOSS RC3, BOSS DD7 или любой другой педали со встроенным семплером основной тон или тонику, как это принято говорить в приличном обществе. И наверх уже поиграть гамму. Перевожу с албанского — взяли ноту F и обыграли ее до мажорной гаммой, получили F лидийский. Запомнили характер, прониклись, заставили домашних себя уважать. А что вы думали, кто не покачает головой с пониманием, когда вы скажете что играли только что в проникновенном лидийском ладу? То-то же!

Этот способ понимания ладов куда круче и проще, чем изучать все эти дебильные надстройки и смещенные ступени. Типа ля миксолидийский — это то же самое, что ля мажор натуральный, только у него 4 ступень понижена на полтона. Да ладно, какого хрена? еще 7 боксов разучивать? А это всего лишь один из ладов.

Ну, я надеюсь, у вас еще не совсем крыша закипела 🙂 Как всё это богатство применить на практике? А вот как. Например вы сегодня хотите сочинить песню и так себе думаете, задолбал меня этот натуральный минор, уже столько в нём песен написано, ничего нового. Хочу в миксолидийском ладу сочинить что-нибудь. Отлично. Ля миксолидийский хочу! Ну, пожалуйте, вот вам схемка, барин.

A миксолидийский — это 5 ступень какой гаммы? Я надеюсь, считать до 7 вас мама с папой научили 🙂 Это гамма D мажор. Как я так быстро посчитал? Ну во-первых я знаю базовую 1-октавную мажорную гамму. В ступенях она рисуется вот так:

Зная, какой ступени какой лад соответствует, вы можете за 2 секунды понять, какой гаммой вы будете его обыгрывать, какие боксы использовать, какие аккорды будут у вас в этом ладу встречаться и из каких аккордов вы собственно можете построить вашу новую песню.

Для каждого из аккордов (каждой из ступеней), как вы уже запомнили, свой бокс.

Вот и всё. в этом коротком уроке сконцентрировано лет 10 бестолкового хождения по преподам, самостоятельных занятий без понимания зачем и что откуда растёт. Если вы эту информацию переварите, ее вам хватит на всю жизнь как гитариста как минимум. Есть еще один вопрос который меня интересует сейчас — это модуляции, но я уже близко к тому чтобы и его раскусить.

Да, не забывайте что есть еще мелодический минор, гармонический минор и соответствующие им аккорды в системе CAGED и свои боксы. Но к ним обычно подходят очень избирательно.

Будут вопросы — задавайте. Я еще пока не успел эту систему объяснить достаточному числу людей, чтобы всё доходило максимально понятно.

Я не объяснил какой ступени какой бокс соответствует, но я думаю, вы сами разберетесь, если хотя бы дочитали эту статью до конца и даже сели с гитарой подумать о вечном.

Помните, что бокс — это всего лишь маленький кусочек грифа в одной позиции. Смешивая систему CAGED и паттерны «3 ноты на струне» вы получаете что? Весь гриф!

Источник

Обыгрывание аккордов минорного класса

6 комментарий (-ев) к статье «Обыгрывание аккордов минорного класса»

а где же звуковой файл, чтобы послушать? желательно для каждого примера отдельно.

Блин,забыл выложить:) Сделаю

Весьма полезно! Но почему в некоторых местах руки тянутся сыграть немножко другие ноты? В 9 примере на аккорд Cm вместо C Bb D G странным образом кажется (может именно мне только) интереснее C B D F#.

А на мой взгляд в этой пользы мало. Ну, проиграйте гамму от второй ступени мажорного лада по клавишам самого мажорного лада. Ну, судьба у этой гаммы такая, быть ей дорийской. Это же не вы ее сделали такой? И совсем не напряжетесь, обыгрывая аккорд второй ступени такими нотами, так как они естественны для тональности песни. В целом ведь просто использованы звуки основного тонического лада, а такая интерпретация только все усложняет.
Будучи отнюдь не противником теории в практической музыке, все-таки такой взгляд на построение мелодии, находящейся естественно в определенной тональности, на некоторый аккорд, гармонизирующий эту мелодию, это скорее просто факт, который замечает грамотный музыкант, владеющий дорийскими, миксолидийскими… ладами. На практике же разве что очень одаренный композитор будет сидеть и тупить, сочиняя мелодию, вспоминая, какими же мне ладами рекомендовали обыгрывать в сегодняшнем блюзе минор второй ступени в мажоре, учитывая что я отклонился туда из минора… сделать осознанный выбор, выдавить таки 3-5 нот мелодии и перейти к следующему аккорду. При таком подходе вряд ли выйдет хит, даже при условии соблюдения всех теорий. Скорее всего человек чувствует звучащее у него внутри настроение джаза… и генерирует мелодию лишь меньшей отчасти осознанно. А вот при обратном инжиниринге мы как раз и узнаём все озвученные раскладки. Они окажутся просто естественным складом стиля, а не задумкой автора. Другой вопрос, что такое ощущение музыки, стилей и умение применять это, генерировать мелодии естественным путем достигается, конечно же, широкими теоретическими знаниями и опытом слушания, исполнения, анализа….
Если цель статьи разложить жизнь по полочкам? То она имеет право на жизнь. Если цель — помощь композитору? То как-то сомнительно.

Вы не первый попали в большое заблуждение,которое пытаетесь выдать за истину.Если бы композиторы не искали гаммы и не применяли эти знания на практике,то не было бы вообще никакого развития.Большинство композиторов рождали свой стиль исключительно из теоретических предпосылок.Например,лады Мессиана не могли появиться естественным образом — это результат работы вдохновения и ума.То же самое и с импровизацией.Тот кто думает,что не надо знать гаммы и способы обыгрывания аккордов чаще всего обыгрывает все одно гаммой в результате чего импровизацию уже невозможно слушать через 8 тактов.Послушайте любого известного импровизатора и Вы услышите использование не 10-15 способов обыгрывания,а гораздо большее их количество.Развитие идет только через работу и постоянный поиск,который является теоретическим — практически большую часть невозможно найти.Можете посмотреть любую школу и любой учебник.Ну а лучшее доказательство — это конечно импровизации мастеров и музыка гениев)

Источник

Оцените статью