Что такое основной тон аккорда

Основной тон

Основной тон (нем. Grundton , англ. root ) интервала и аккорда, в учении Пауля Хиндемита [1] и некоторых позднейших музыкально-теоретических учений (Карла Дальхауза, Ю. Н. Холопова) — сильнейший (вследствие дублирования одного из звуков разностными комбинационными тонами первого и [в меньшей степени] второго порядка) тон созвучия.

В основной форме большого и малого трезвучий основной тон располагается внизу, в его обращениях — перемещается. Подобное явление наблюдается и в интервалах: в квинте основной тон находится внизу, в кварте, являющейся обращением квинты, — наверху.

Содержание

Проблема основного тона

Основной тон малой терции и большой сексты невозможно определить, пользуясь одним только «акустическим обоснованием» [2] созвучий как таковых. В самом деле, в этих интервалах, равно как и в малом («минорном») трезвучии, комбинационные тоны не удваивают (а значит и физически не усиливают) ни один из звуков созвучия, поэтому «по образцу предшествующих им родственников» (т.е. созвучий с акустически обоснованным основным тоном) Хиндемит предлагает условно считать основным тоном малой терции нижний её тон [3] . Таким образом, в отличие от большого (мажорного) трезвучия объяснение малого (минорного) трезвучия даётся с позиций специфически музыкальной логики, неизбежно приводящее к пониманию гармонии как музыкально-логической (а не физико-акустической) системы.

В ряде интервалов (секунды и септимы, тритон) и аккордов (например, в уменьшённом септаккорде, в уменьшённом трезвучии и прочих) также нет основного тона. В таких случаях Хиндемит говорит, что сонантно неустойчивые интервалы (в том числе в составе аккордов) «подчиняются» сонантно устойчивым, мотивированным «законами природы» интервалам — прежде всего, квинте и кварте.

Исторический очерк

Понятию и термину основной тон, которые окончательно сформировались в музыкальной науке XX веке, предшествовал ряд родственных понятий и терминов начиная с XVII века: лат. ima basis (нижнее основание) в трактатах Иоганна Липпия «Disputatio musica tertia» (1610) и «Synopsis musicae novae» (1612), англ. root (корень) в практическом учебнике Томаса Кэмпиона «A new way of making fowre parts in counter-point» (ок. 1614), в трудах Ж.-Ф.Рамо (basse fondamentale) и Г.Римана (Grundton, Hauptton [4] ).

Другие значения термина

Основным тоном также называется нижний тон натурального звукоряда, которому музыкальная теория Нового времени придавала особое значение для объяснения «физической природы» гармонической тональности.

В акустике основным тоном называется звук, который создаёт акустическая система, когда колеблется с низшей возможной для неё частотой. Термин «основной тон» применяют также для обозначения составляющей с наинизшей частотой при разложении сложного периодического колебания в ряд по синусоидальным компонентам.

Примечания

  1. Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz. Teil 1. Mainz, 1937.
  2. У Хиндемита — akustische Bergründung.
  3. (нем.) «Es erscheint vorteilhafter, diese beiden Intervalle nach dem Muster der ihnen vorangehenden Verwandten zu behandeln. Hiernach würde bei der kleinen Terz der untere, bei der großen Sexte der obere Ton als Grundton des Intervalls aufzufassen sein» (Hindemith. Unterweisung, S.93).
  4. Riemann H. Katechismus der Akustik (Musikwissenschaft). Leipzig, 1891, SS. 74, 109 ff.

Литература

  • Cazden N. Hindemith and Nature // Music Review 15 (1954), pp.288-306
  • Landau V. Hindemith the System Builder: a Critique of his Theory of Harmony // Music Review 22 (1961), pp.136-151
  • Холопов Ю. Н. Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита // Музыка и современность. Вып. 1. М.: Музыка, 1962, сс.303-338 PDF
  • Thomson W. Hindemith’s Contribution to Music Theory // Journal of Music Theory 9 (1965), pp.52-71
  • Холопов Ю. Н. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4. М.: Музыка, 1966, сс.216-329 PDF (систематический обзор учения Хиндемита с исчерпывающими нотными и схематическими иллюстрациями этого учения)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Основной тон» в других словарях:

ОСНОВНОЙ ТОН — 1) тон, издаваемый звучащим телом, колеблющимся с наименее возможной для него частотой; первый по порядку звук натурального звукоряда2)] Нижний звук аккорда, взятого в его основном виде3) Главный звук лада (устой) … Большой Энциклопедический словарь

ОСНОВНОЙ ТОН — тон, к рый создаёт акустич. система, когда колеблется с наинизшей возможной для неё частотой. Высота О. т. определяется частотой основного собственного колебания системы, а следовательно, самой природой этой системы. Термин «О. т.» применяют… … Физическая энциклопедия

основной тон — Тон речевого сигнала, частота которого определяется интенсивностью колебаний голосовых связок. См. array , scanning . [Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные технологии. Англо русский толковый словарь справочник. Под редакцией Ю.М. Горностаева.… … Справочник технического переводчика

основной тон — 1) тон, издаваемый звучащим телом, колеблющимся с наименьшей возможной для него частотой; первый по порядку звук натурального звукоряда. 2) Нижний звук аккорда, взятого в его основном виде. 3) Главный звук лада (устой). * * * ОСНОВНОЙ ТОН… … Энциклопедический словарь

основной тон — pagrindinis tonas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. fundamental tone vok. Grundton, m rus. основной тон, m pranc. son fondamental, m … Fizikos terminų žodynas

Основной тон — Тон, который создаёт акустическая система, когда колеблется с наинизшей возможной для неё частотой. Высота О. т. определяется частотой основного собственного колебания (См. Собственные колебания) системы, а следовательно, самой природой… … Большая советская энциклопедия

Основной тон — главенствующий звук в рамках данной группы звуков, один из видов центр. элемента соответствующей звуковой системы. Различают О. т. интервала, аккорда, тональности (тоника мелодич. лада), целой пьесы, а также О. т. натурального звукоряда.… … Музыкальная энциклопедия

ОСНОВНОЙ ТОН — Самый низкий тон в любом составном звуке. Фактически каждое звучащее или вибрирующее тело вибрирует по частям, каждая часть производит чистый тон, зависящий от общей физической структуры тела. Воспринимаемая высота получающегося в результате… … Толковый словарь по психологии

ОСНОВНОЙ ТОН — – так называется в учении о генерал басе тот тон, который, если построить аккорд терциями – окажется самым низким, напр. с в с. е. g или g в g. h. d. f. Если о. т. находится в басу, то такое положение аккорда называется основным (См.… … Музыкальный словарь Римана

Основной тон — самый низкий тон в любом составном звуке (наряду с остальными, парциальными). Именно он может и не восприниматься при акустической дизестезии … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

ОСНОВНОЙ ТОН АККОРДА

Как ясно из вышесказанного (см. § 4 данной главы), проблема основного тона аккорда важна в связи с вопросом об «основном тоне высшего порядка» — тонике, то есть основном тоне тональности. Феномен основного тона коренится в свойствах самого звукового материала, в самом музыкальном звуке, его тембровом спектре (вспом­ним отношения натурального звукоряда, «коренной» тон которого несет на себе многозвучный комплекс обертонов как своих порожде­ний и как бы частей его звучания). Основной тон является в этом смысле символом гармонического порядка звуков, обусловленного самой природой музыки.

Необходимо, однако, различать два понятия, во многом точно совпадающие друг с другом (особенно в более простых по структуре аккордах), но тем не менее не тождественные: основной тон и прима (терцового ряда). Дело не только в том, что существуют нетерцовые аккорды, то есть такие, которые не расположены в виде ряда тер­ций, но и главным образом в том, что «прима» (терцового аккор­да) — это категория из другого ряда, чем понятия «основной тон — подчиненные тоны». «Основной тон» — понятие сущностное, гармонико-логическое, а «прима» — счетно-интервальное, внешне-фор­мальное.

Природные свойства музыкального материала, выявляющие в созвучиях основной тон, это прежде всего взаимодействие звуков в наиболее консонирующих, гармонически сильнейших интервалах (согласно теории П. Хиндемита). По силе звучания основного тона интервалы идут в следующем порядке ( = основной тон, = подчи­ненный тон):

Сила основного тона постепенно убывает по мере движения от квинты к тритону.

Так как аккорд всегда состоит из комбинации интервалов, то основной тон сильнейшего интервала становится основным тоном всего аккорда (аккорды берутся вне тонального контекста):

(Если в аккорде два или несколько равных сильных интервалов, за основу принимается нижний из них.)

Следует обратить внимание на то, что в иных более сложных структурах аккорда происходит полное расхождение между поняти­ями «основного тона» и «примы». Так, в соединениях f-a-c 1 -dis 1 — c-g-c 1 -e 1 и des-as-f l —h l — c-g-e l -c 2 основные тоны первого ак­корда каждой из двух пар расположены в басу — f и des (терции терцовых рядов), что находится в убедительном соответствии со слуховым восприятием. Никто не может слышать главным звуком первого аккорда dis;соединение основных тонов здесь кварто-квин­товое f-с, а не в немыслимо сложном отношении увеличенной се­кунды (!) dis-c.

Но есть созвучия более сильные, чем даже сильнейшие из интер­валов. Это консонирующие трезвучия — мажорное и минорное с их обращениями (квартсекстаккордом и секстаккордом), а также пол­ный и неполный мажорный септаккорд ( = знак основного тона):

В таком случае правило основного тона формулируется иначе: основной тон сильнейшего субаккорда есть основной тон всего ак­корда.

Все примеры были даны вне контекста. В тональном же контек­сте многое меняется под влиянием сквозного функционирования сильнейших интервалов и аккордов. Так, в несомненном C-dur ак­корд G-f 1 1 2 (с разрешением в тонику) имеет основной тон доми­нанты (G). Аккорд f l -a l -d 2 в C-dur звучит мажорно, с основным тоном f; тот же аккорд в d-moll звучит минорно, с основным тоном d. Но подобные различия показывают сложность вопроса об основном тоне аккорда и связь проблем основного тона аккорда и основного тона тональности. (Подробнее это будет объяснено в теме «Теория тональных функций».)

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что такое основной тон аккорда

Основной тон — главенствующий звук в рамках данной группы звуков, один из видов центр. элемента соответствующей звуковой системы. Различают О. т. интервала, аккорда, тональности (тоника мелодич. лада), целой пьесы, а также О. т. натурального звукоряда. О. т. представляет опору, устой, исходный пункт.

О. т. интервала — его главный звук, подчиняющий себе другой тон. По П. Хиндемиту (1937), взаиморасположение разностных комбинационных тонов указывает на следующие О. т. в интервалах:

О. т. аккорда — его главный звук, по к-рому определяется его сущность и значение в ладотональности. По Ж. Ф. Рамо (1722), О. т. терцового аккорда есть его «гармонический центр» (centre harmonique), объединяющий связи между звуками аккорда. В отличие от реально звучащего basse-continue, Рамо выстраивает ещё один — basse-fondamentale, представляющий собой последование О. т. аккордов:

Фундаментальный бас явился первым науч. обоснованием гармонич. тональности. В определении О. т. аккорда типа f-а-с-d в C-dur Рамо выдвинул теорию «двойного применения» (double emploi): если аккорд переходит далее в g-g-h-d, его О. т. — звук d, если в с-g-с-е, то f. Ступенная теория гармонии (Г. Й. Фоглер, 1800; Г. Вебер, 1817; П. И. Чайковский, 1872; Н. А. Римский-Корсаков, 1884-85; Г. Шенкер, 1906, и др.) абсолютизирует терцовый принцип построения аккордов и принимает за О. т. нижний звук аккорда, сведённого к осн. виду — ряду терций; на каждом звуке гаммы как осн. тоне строятся трезвучия и септаккорды (а также нонаккорды). В функциональной теории X. Римана проводится различие между О. т. и примой аккорда (в мажорном аккорде то и другое совпадает, в минорном нет; напр., в а-с-е О. т. — звук а, но прима — е). П. Хиндемит выдвинул новую теорию О. т., к-рый определяется по гармонически наиболее сильному и наиболее определённому для восприятия интервалу (напр., если в аккорде есть квинта, её О. т. становится О. т. всего аккорда; если квинты нет, но есть кварта, функцию общего О. т. выполняет её О. т. и т.д.). Теория О. т. Хиндемита позволяет анализировать и созвучия совр. музыки, недоступные для прежней теории и поэтому даже не считавшиеся аккордами:

Применяемые в 20 в. методы определения О. т. существенно отличаются друг от друга. Напр., в аккорде des-f-as-h (в C-dur, см. пример): согласно наиболее распространённой в школьной гармонии ступенной системе О. т. — звук h; по методу Хиндемита — des (наиболее очевидно для слуха); по функциональной теории Римана — g (хотя и отсутствует в аккорде, оно представляет собой осн. звук доминантовой функции.

О. т. тональности (лада) — главный звук, I ступень ладового звукоряда.

В натуральном звукоряде — нижний тон, в отличие от находящихся выше его призвуков (собственно обертонов).

Литература: Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1872; Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884-85; его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886 (то же, Полн. собр. соч., т. IV, M., 1960); Практический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1934-35; Rameau J.-Ph., Traitй de l’harmonie reduite а ses principes naturels, P., 1722; Weber G., Versuch einer geordneten Theorie der Tonsetzkunst, Bd 1-3, Mainz, 1817-1821; Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, L. — N. Y., (1893) (рус. пер. Риман Г., Упрощённая гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1901); его же, Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (рус. пер. Риман Г., Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах, М. — Лейпциг, 1898, 1929); Hindemith Р., Unterweisung im Tonsatz, TI. 1, Mainz, 1937.

Источник

Оцените статью