Что такое основной вид аккорда

Основные аккорды для начинающих гитаристов

Вводная информация

Любой человек, который пытается учиться играть на гитаре, первым делом хочет выучить песни своих любимых исполнителей. Подавляющее большинство популярных композиций на акустической гитаре составлена из популярных аккордов, сыгранных в разной последовательности и ритмических рисунках. Поэтому, если выучить и освоить их, то вам под силу будет сыграть практически любую песню из репертуара российских и зарубежных исполнителей. В этой статье представлены все существующие аккорды для начинающих, а также подробный разбор каждого из них.

Что такое аккорд?

В первую очередь нужно понять – чем же вообще является аккорд? Этот термин общий для всей теории музыки – и проще всего его можно объяснить, как нотное трезвучие. По сути, это одновременное звучание трех нот, выстроенных между собой определенным образом. При этом важно, чтобы они играли одновременно и не были последовательностью тонов – именно при этом условии из трех нот образуется аккорд.

Конечно, помимо простых аккордов существует еще масса других, которые представляют из себя четыре, пять и больше звуков, однако эта статья не будет их касаться. Аккорды для начинающих – это трезвучие и ничего больше.

Каждое трезвучие состоит из двух музыкальных интервалов – большой и малой терции, идущих в разном порядке для минорного и мажорного аккорда. На гитаре, к счастью, эта система значительно упрощается за счет наличия аккордных форм и аппликатуры, поэтому начинающему гитаристу для того, чтобы сыграть свои любимые произведения, не надо углубляться в данный вопрос.

Мы сняли Бесплатный видео курс игры на гитаре! Все 45 видео уроков скоро появятся на нашем сайте Pereborom.ru в отдельном разделе. Перейти к бесплатному курсу

Какие аккорды бывают?

Трезвучия разделяются на два типа: минорные и мажорные. На письме первый тип обозначается с буквой m на конце – например, Am, Em, а второй тип – без нее, например, A или E. Отличаются они между собой по характеру звучания – минорные аккорды звучат печально, грустно, и характерны для грустных и лиричных песен перебором, в то время как мажорные – торжественно и помпезно, и характерны для веселых шутливых композиций.

Как прочитать аппликатуру аккорда?

Как уже было сказано выше, для игры аккордами не требуется знание и понимание того, как они построены, а также не надо искать их на грифе – все уже давно сделано и записано в виде особых схем – аппликатур. Зайдя на любой ресурс с подобранными композициями, под названиями аккордов можно увидеть картинку сеткой и точками на разных местах. Это и есть схема аккорда. Для начала, разберемся, что это за сетка.

По сути, это нарисованные четыре лада гитарного грифа. Шесть вертикальных линий обозначают шесть струн, а горизонтальные линии отделяют лады друг от друга. Таким образом, в базовой аппликатуре представлены четыре лада – плюс «нулевой», открытый – а также шесть струн. Точки обозначают лады и струну, которая зажимается в аккорде.

Кроме того, многие точки пронумерованы между собой, и эти цифры соответствуют пальцам, которыми надо зажимать струну.

1 – Указательный палец;
2 – Средний палец;
3 – Безымянный палец;
4 – Мизинец.

Открытая струна либо никак не обозначается, либо же отмечается крестиком или цифрой 0.

Как брать аккорды?

Для правильного взятия аккордов важна правильная постановка рук. Расслабьте левую руку и вложите в нее гриф гитары так, чтобы его задняя часть опиралась на большой палец, а пальцы находились напротив струн. Не надо обхватывать гриф и сжимать его – старайтесь, чтобы левая рука всегда была расслаблена.

Согните пальцы и их подушечками зажмите любой аккорд. Если вы делаете это впервые – то, скорее всего, правильно поджать струны у вас не получится. Давите на струны до тех пор, пока не получите четкий звук без какого-то дребезжания, но не перестарайтесь, и не прижимайте их сильно к накладке грифа – иначе звук сильно исказится. Скорее всего, подушечки начнут болеть – и это нормально, просто продолжайте ставить аккорды, пока на пальцах не появятся мозоли, и они не привыкнут к тому, что сталь их режет и трет. Не ставьте пальцы на порожки ладов – иначе будет возникать противное дребезжание.

Когда вы научитесь менять аккорды и уверенно играть песни – попробуйте на некоторых трезвучиях немного обхватить гриф рукой, перекинув большой палец над грифом. Это позволит обрести больше контроля над игрой, а также приглушит нижнюю басовую струну – для чистого звучания аккордов типа D или Am. Помните лишь одно – в процессе игр все руки должны быть расслаблены и не перенапрягаться.

Список аккордов для начинающих

И вот мы подошли к самой важной части статьи – списку и разбору аккордов для начинающих. Всего их восемь, и для их игры не требуется никаких других навыков кроме зажатия струн. Они без проблем играются на первых трех ладах, и именно из них состоит большая часть популярных песен.

Аккорд Am – Ля минор

Это трезвучие состоит из трех нот – Ля, До и Ми. Этот аккорд присутствует в огромном количестве песен, и каждый гитарист начинал именно с него.

Палец Струна Лад
Указательный 2 1
Средний4 4 2
Безымянный 3 2
Мизинец

Аккорд A – Ля мажор

Менее популярный аккорд, который, тем не менее, присутствует в огромном количестве знакомых всем песен. Он состоит из нот Ля, Ми и До Диез.

Палец Струна Лад
Указательный 4 2
Средний 3 2
Безымянный 2 2
Мизинец

Аккорд D – Ре Мажор

Этот аккорд состоит из нот Ре, Фа Диез и Ля.

Палец Струна Лад
Указательный 3 2
Средний 1 2
Безымянный 2 3
Мизинец

Важно отметить, что для чистого звучания этого трезвучия нужно бить по струнам начиная с четвертой – как со струны-тоники. Остальные при этом в идеале звучать не должны.

Аккорд Dm – Ре Минор

Это трезвучие похоже по своему составу на предыдущее, лишь с одним изменением – оно состоит из нот Ре, Фа и Ля.

Палец Струна Лад
Указательный 1 1
Средний 3 2
Безымянный 2 3
Мизинец

Как и в случае с предыдущим аккордом, для чистого звучания требуется бить только по первым четырем струнам.

Аккорд E – Ми Мажор

Один из самых популярных аккордов даже в метал музыке – поскольку хорошо звучит на электрогитаре. Состоит из нот Ми, Си, Соль Диез.

Палец Струна Лад
Указательный 3 1
Средний 5 2
Безымянный 4 2
Мизинец

Аккорд Em – Ми Минор

Еще один популярный аккорд для начинающих, который по частоте использования может соперничать с Am. Состоит из нот Ми, Си, Соль.

Палец Струна Лад
Указательный 5 2
Средний 4 2
Безымянный
Мизинец

Это трезвучие также относится к так называемым «пауэр-аккордам», если в нем играть только на последних трех струнах.

Аккорд C – До Мажор

Более сложный аккорд, особенно в комбинации с некоторыми, однако стоит немного потренироваться и поделать упражнения – и он окажется таким же простым, как и остальные. Состоит из нот До, Ми и Соль.

Палец Струна Лад
Указательный 2 1
Средний 4 2
Безымянный 5 3
Мизинец

Аккорд G – Соль Мажор

Состоит из нот Соль, Си, Ре.

Палец Струна Лад
Указательный 5 2
Средний 6 3
Безымянный
Мизинец 1 3

Популярные песни с простыми аккордами

Лучшим закреплением данной темы будет разучивание песен, где используются указанные трезвучия. Ниже представлен список композиций, которые полностью состоят из данных аккордов, сыгранных в разной последовательности и ритме.

  • Кино (В.Цой) — Когда твоя девушка больна
  • Кино (В.Цой) — Пачка сигарет
  • Кино (В.Цой) — Звезда по имени солнце
  • Король и Шут — Ели мясо мужики
  • Сектор Газа — Лирика
  • Сектор газа — Казачья
  • Алиса — Небо славян
  • Ляпис Трубецкой — Я верю
  • Земфира — Прости меня моя любовь
  • Чайф — Не со мной
  • Сплин — Выхода нет
  • Руки Вверх — Чужие губы

Источник

Аккорды в музыке. Виды и типы аккордов

Понятие аккорда в современной музыке является знаковым и процесс обучения теории музыки и гармонии, а также любая практическая деятельность невозможны без понимания принципов того, что такое аккорд, как он устроен и какую роль играет в современной музыке.
Понятия аккорда является, возможно, одним из самых популярных в музыке, так как даже немузыкантам известно, что есть какие-то аккорды типа «аэм, цеэм» и некоторые даже пробовали брать эти аккорды на гитаре или фортепиано. Несмотря на это, мало кто из начинающих музыкантов правильно понимает теоретические аспекты образования аккордов и может логично и внятно объяснить сущность этого явления мелодического языка.
Есть ли в жизни явления близкие аккорду в музыке и какую пользу нам может принести это понимание?
Разбираемся в этой статье.

Для понимания исторических аспектов появления понятия аккорд важно знать одну деталь. Само определение аккорда начало использоваться в качестве термина относительно недавно: в XVIII веке, когда зародилась наука гармония. До этого для обозначения явления использовали разные термины.

Итак, что же такое аккорд?

Название происходит от позднелатинского слова согласовывать и подразумевает согласование нескольких звуков между собой. При этом изначально этот термин применялся только к консонирующим созвучиям, то есть такому сочетанию звуков, которое звучит приятно на слух. Таким образом, если выделить первичную основу определения, то получится, что аккорд это созвучие, то есть одновременное звучание звуков, которые согласуются между собой.
Все остальные уточнения данного понятия зависят от стиля и эпохи. Единственным важным условием является наличие не менее трех таких звуков для согласования, что позволяет нам отличить аккорд от собственно интервала.
Далее само понятие согласованность можно трактовать очень широко, в результате чего аккорды разделяются на консонансные и дисонансные, что уже вызывает некую нестабильность в определении аккорда, так как диссонантность, по сути, есть несогласованность.
Для более тонкого понимания явления одновременного звучания тонов в музыке используются еще несколько определений.

  1. Созвучие — название любого совместного звучания тонов от двух и до бесконечности
    2) Сочетание — это соединение аккорда и неаккордовых звуков
    3) Вертикаль — одновременное звучание всех голосов в данный момент времени.

В связи с большими различиями в трактовке понятия аккорда выделим несколько групп

Первая — классические терцовые аккорды
Вторая — псевдотерцовые
Третья — квартовые и квинтовые аккорды
Четвертая — произвольные аккорды (трихорды и т.д)

Первый вид аккордов это терцовые аккорды, то есть созвучия, основа которых это расстояние через ступень (малая и большая, а также уменьшенные и увеличенные терции).

Здесь существует всего 5 типов аккордов, большая часть из них именуется по интервалу между крайними звуками
3 звука — трезвучия
4 звука — септаккорды и секстаккорды или аккорды с секстой
5 звуков — нонаккорд и секстнонаккорды
6 звуков — ундецимаккорд
7 звуков — терцдецимаккорд

Внутри каждой группы мы можем выделить различные подгруппы аккордов, которые определяются типом терций. Здесь можно провести аналогию с интервалами. По количеству ступеней мы называем интервал, например, терцией, а по качеству уже делим ее на малую и большую. Также по количеству звуков, которые расположены по терциям мы называем аккорд например трезвучием, а затем смотрим на слагаемые этого трезвучия. Что дает нам:

б3+б3 — увеличенное трезвучие
м3+м3 — уменьшенное
б3+м3 — мажорное
м3+б3 минорное

Других вариантов трезвучий быть не может.

В классической музыке трезвучия обозначаются с помощью цифр 5 и 3, то есть квинта и терция и дополнительных букв, а в современной буквено-цифровой системе с помощью латинских букв и терминов. Сравните:

Мажорное трезвучие — Б53 или большая латинская буква (C на примере до мажора)

Минорное трезвучие М53 или буква с добавлением m (Сm)

Уменьшенное трезвучие Ум53 или Cdim

Увеличенное Ув53 или Caug

Используя терцовую формулу вы можете построить любое трезвучие от любой ноты.

Следующая группа аккордов, которые удобно изучать сразу после трезвучий это псевдотрезвучия или аккорды с задержаниями. Изначально эти аккорды возникли в музыке именно как видоизменения трезвучий и обязательно переходили в свой родитель. Сегодня же они используются независимо от своего прародителя и обозначаются с помощью указания sus и ступени, которая используется вместо терции аккорда. Таких аккорда 4

Например, для аккорда от примы С

так как в этих аккордах нет терции, то в обозначении не указывается буква m

Септаккорды

Сочетание 3х терций дает больше количество разновидностей септаккордов. Основной принцип названия здесь формируется на основе трезвучия, лежащего в основе септаккорда, а также по качеству септимы. Формулы септаккордов

б3+б3+б3 не дает септаккорда, так как большая терция от G# это нота B# и получается увеличенное трезвучие с удвоенной примой

б3+б3+м3 — здесь в основе увеличенное трезвучие и большая септима. Такой аккорд называется большой мажорный септаккорд с повышенной пятой или очень сложно увеличенный большой мажорный. Обозначается как maj7#5

б3+м3+б3 здесь в основе мажорное трезвучие и большая септима. Такой аккорд называется большой мажорный септаккорд. Обозначается как maj7

м3 +б3+б3 в основе минорное трезвучие и большая септима. Называется большой минорный и обозначается как m(maj)7

б3+м3+м3 в основе мажор и малая септима. Называется малый мажорный или доминантсептаккорд. Этот септаккорд является базовым по историческим причинам и обозначается просто цифрой 7

м3+б3+м3 в основе минорное трезвучие и малая септима. Малый минорный. Обозначаем как м7

м3+м3+б3 в основе уменьшенное трезвучие и малая септима. Малый вводный или полууменьшенный. Обозначается как m7b5

м3+м3+м3 — все уменьшенное и септаккорд называется также уменьшенным.

Также возможны варианты септаккордов с уменьшенными терциями. Например:

б3+ум3+б3 — септаккорд с пониженной 5 или 7b5

Но запоминать формулу таких септаккордов проще через альтерации ступеней.

Сложные аккорды

Как вы понимаете, сочетание 4, 5, 6 терций дает еще большее количество вариантов аккордов, но на практике для нонаккордов используются только следующие виды:

доминантнонаккорд или 9

альтерированный с повышенной или пониженной 9 и 5

ундецимаккорд практически всегда мажорный и используется в двух видах, с большой квартой или с малой

Терцдецимаккорд практически всегда используется только в одном виде на основе доминантсептаккорда.

Нетерцовые аккорды

К нетерцовым аккордам относим прежде всего аккорды с секстой и ноной, которые бывают мажорными и минорными. Пример от ноты C:

Квартаккорды не имеют общепринятых обозначений и могут включать в себя 3-4 и гораздно реже большее количество кварт.

Квинтаккорды строятся по аналогичному принципу и не имеют названий:

Еще одна интересная группа аккордов — трихорды. Сочетание трех звуков от 12 нот дает нам 3 в 12 степени, что очень не мало! Часть из этих аккордов будет дублировать известные, а большая часть может дать интересные варианты звучания. Например:

Разновидность нетерцовых аккордов — кластеры. Это аккорды состоящие из малых или больших секунд. По сути, это не аккорды, а музыкальные пятна, так как скученность обертонов не позволяет говорить о какой-либо согласованности звуков в кластере. Он никуда не тяготеет и ничего к себе не притягивает.

Терцовые аккорды и иерархия звуков

Внутри классического аккорда каждый звук или сочетания звуков выполняют свою роль или, если сказать по другому, то они имеют функции. Самая первая функция это функция главного тона или основного. Он дает название аккорду и простом виде представляет собой его маркер. Движение основных тонов аккордов последовательности позволяют получить профиль движения гармонии, основу гармонического движения.

Аккордовые консонансы — терция и квинта аккорда и его консонантная основа, при этом терция сохраняется во всех видах трезвучий, а квинта меняется на увеличенную или уменьшенную в зависимости от аккорда. Таким образом, мажорное и минорное трезвучия получаются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное нет.

Аккордовые диссонансы — септимы, ноны, сексты. Это звуки появившиеся как задержания и оставшиеся в составе аккорда, к ним мы также относим любые альтерации.

Побочные тона — звуки нарушающие терцовую структуру аккорда и близкие по своей природе аккордовым диссонансам. Например, секста может быть диссонансом в составе аккорда 13, а может быть побочным тонов в аккорде 6.

Отдельный вид аккордов дают их обращения, о которых мы поговорим в следующей статье.

Источник

Оцените статью