- Строй гитары: описание и особенности
- Строй гитары — что это такое?
- Стандартный строй гитары (таблица)
- Пониженный строй (таблица)
- Строй Drop D (Дроп Д)
- Строй Drop C
- Двойной Drop-D
- DADGAD
- Открытые строи гитары (таблица)
- Open D
- Open G
- Open C
- Повышенные строи
- Безопасное повышение строя каподастром
- Что следует знать при смене строя на гитаре?
- Бас-гитара
- Строй шестиструнной гитары
- Строй семиструнной гитары
- Строй гитары Open G
- Особенности
- Какой размер струн лучше?
- Варианты настройки на гитаре
- По камертону (другому музыкальному инструменту)
- По слуху «под себя»
- По тюнеру
- Как играть в строе?
Строй гитары: описание и особенности
Перед началом игры на гитаре необходимо правильно подготовить инструмент. Строй гитары позволяет получить уникальное звучание композиции благодаря разным методам.
Строй гитары — что это такое?
Это способ настройки частоты звучания струн. Существует стандартный и альтернативный вариант. Каждый вид имеет особенности и преимущества, а также свою схему.
Для создания применяется принцип записи аккордов. Каждой ноте присваивается буква латинского алфавита. Имеет также значение регистр букв. Он означает верхнюю и нижнюю октаву. Запомнить расположение удобнее будет начиная с самой тонкой струны.
- E — нота «ми» настраивается на первой струне;
- B — нота «си» извлекается второй по счету;
- G — нота «соль» при не зажатой третьей струне;
- F — нота «фа» используется при открытом строе;
- D — нота «ре» воспроизводят четвертой;
- A — нота «ля» на свободной пятой струне;
- E — нота «ми» верхней октавы последняя;
- C — нота «до» применяется в drop стиле;
- # — символ означает повышение ноты на один полутон.
Латинские буквы, обозначенные маленьким прописным шрифтом — малая октава (e), заглавной — большая (E).
Стандартный строй гитары (таблица)
Стандартный строй гитары основан на классической испанской настройке.
Струна | Нота | Октавы |
1 | e | первая |
2 | b | малая |
3 | g | малая |
4 | d | малая |
5 | A | большая |
6 | D | большая |
К данному виду относятся также все варианты, разработанные по схеме: EBGDAE. Начинающему гитаристу лучше начинать со стандартного вида.
Пониженный строй (таблица)
Схож с классическим вариантом. Отличие состоит в том, что шестая нота подстраивается на основе 5 квинты и 4 в октаву. Благодаря этому, зажимать аккорды становится проще. Стиль способен создать живые композиции. В основном используется для металла.
Струна | Нота | Октавы |
1 | d | первая |
2 | b | малая |
3 | g | малая |
4 | d | малая |
5 | A | большая |
6 | D | большая |
Строй Drop D (Дроп Д)
Базовая разновидность, основанная на понижении тона шестой струны — строй drop d. Играют по схеме: DADGBE
Строй Drop C
Настраивание путем понижения тональности — строй drop c. Схема: CGCFAD. Для игры перебором удобнее будет настроить двойной drop.
Двойной Drop-D
Система схожа с Drop D. Различие — понижение на тон («ми» на «ре»).
DADGAD
Строй, который популярен в фольклорной музыке. Схема: DAGDAD.
Открытые строи гитары (таблица)
Основаны на чистом звучании. Разновидность распространена в народной музыке. Можно удобно проигрывать аккорды с зажатием.
Струна | Нота | Октавы |
1 | d | первая |
2 | a | малая |
3 | f # | малая |
4 | d | малая |
5 | A | большая |
6 | D | большая |
Open D
Получается на открытых струнах «ре мажор». Схема: DADF♯ AD.
Open G
Строй open g будет звучать как «соль мажор». Схема: DGDGBD. Данную технику используют для исполнения шансона.
Open C
При такой настройке получается аккорд «до». Построение: CGCGCE.
Повышенные строи
Отличаются повышением настройки на несколько полутонов.
- Квартовый вариант. Основан на повышении звучания на 5 полутонов. Схема: EADGCF. Разновидность используют в джаз музыке. Плюсом является неизменность аппликатуры аккорда при сдвиге, но играть при помощи полновесных аккордов затруднительно. Для него подойдут сжатые варианты.
- Квинтовая вариация. Отличается тем, что настройку производят на 7 полутонов выше. Оптимальной считается схема: CGDAEB. Начинают с ноты «си».
Повышенные строи считаются опасными для струн и инструмента.
Существует другая схема квинтовой вариации: FCGDAE. Первая «ми» настраивается по стандарту, а шестая должна быть ниже на октаву.
Безопасное повышение строя каподастром
Каподастр — специальный зажим, который устанавливается на грифе. При его помощи можно добиться эффекта повышения тональности.
Внимание! Часто проводить эксперименты с гитарой не рекомендуется, т. к. оборудование изнашивается.
На начальном этапе, чтобы подобрать звучание, понадобится дополнительный комплект расходных материалов.
Что следует знать при смене строя на гитаре?
При выборе следует учитывать особенности гитары. Толщина влияет на звучание и воспроизведение нот. Для пониженного строя потребуются струны больше, чем для стандартного решения. Изделия 10-46 смогут выдержать достаточное натяжение.
После смены настроек важно обратить внимание на положение анкерного болта. Неправильный изгиб грифа приведет к некачественному звучанию и порчи механизмов. Параметр следует исправить при отклонении от стандартных значений.
Чтобы настроить гитару, потребуются дополнительные приспособления. Камертон представляет собой приспособление, которое воспроизводит идеальное звучание нот. На основе этого звука подстраивают струны гитары.
- Механическое устройство напоминает вилку. Звучать он может в тихом и громком режиме. В первом случае приспособление подносят к уху, а во втором — прикасаются к гитаре. Звук относится к ноте «ля». Первую струну нужно зажать на 5 ладу, звучание должно совпадать. Остальные ноты настраивают относительно эталона. Надежное и эффективное устройство.
- Духовой камертон имеет 6 разных отверстий. Настраивают каждую ноту по отдельности. Эталонное звучание можно услышать, если дунуть в каждое отверстие. Звук относится к открытым струнам. Изделие не отличается долговечностью и имеет погрешность.
- Электронное приспособление позволяет извлекать звуки различной сложности. Настроить правильно гитару таким способом несложно.
Найти приспособления можно в музыкальных магазинах.
Бас-гитара
Гитара басового диапазона применяется в качестве аккомпанемента совместно с другими инструментами. Для сольных композиций ее используют редко. Бас-инструмент обычно имеет 4 или 5 струн. Бывают и другие модификации. Звучание на октаву ниже стандартной гитары. Конструкция имеет увеличенные размеры и мензуру. Схема классического строя бас-гитары: EADG. Настройку необходимо проводить с первой по счету.
- DADG — все настроено по стандарту, кроме 4 струны;
- CGCF — 4 нота понижается на 2 тона, а остальные на один;
- DGCF — все струны необходимо опустить на 1 тон;
- HEADG — эталонный вариант для классической гитары;
- ADGCF — стиль основан на понижении 1 тона.
Бас-гитара при правильной настройке придает ритмичность композиции. Музыкант своей игрой способен усилить аккорд классических инструментов. Для создания уникальной гаммы применяют усредненный вариант — баритон-гитару. Система настройки аналогичная. Схема: DGCFAD или ADGCEA.
Строй шестиструнной гитары
Характерно использование классической испанской схемы. Построение: EBGDAE. В зависимости от типа композиции, следует выбирать разный строй шестиструнной гитары. Также для необычного исполнения музыканты индивидуально настраивают инструмент и пробуют новые решения.
Drop используются для тяжелого звука. Для перенастройки выбирают тон меньше предыдущего варианта. Понадобятся специальные струны, которые выдержат напряжение. Для повышения строя гитару перенастраивают равномерно.
Строй семиструнной гитары
Смешанным типом инструмента является семиструнная гитара. Ее используют для исполнения романсов, народных композиций. Настройка обычная, но с некоторыми особенностями. Принцип строя семиструнной гитары заключается в сравнении высоты звучания соседних струн. Начинать следует с первой струны. Последовательность определяется с ноты «ре» первой октавы.
- BEADGBE — эталонный вариант подготовки инструмента;
- AEADGBE — снижается каждая струна на 1 тон;
- DHGDCGD — принцип Булата Окуджавы близок музыкантам;
- GDGCFAD — вариант на тон ниже классического drop стиля;
- AEADGBE — используется в джаз композициях.
Проверить настройку необходимо следующим образом. «Ля» должно быть созвучно с камертоном. Звучание второй струны должно быть в зажатом виде. Остальные должны быть настроены по принципу стандартного строя 6-струнной гитары. Семиструнная электрогитара по мощности и диапазону звука намного выше классических акустических инструментов, но учиться на ней сложно. Дополнительная струна позволяет получить интересные решения.
Каждый музыкант индивидуально выбирает гитарный строй своего инструмента. Для качественного звучания важно подобрать способ настройки правильно. Начинающим гитаристам важно научиться правильно держать инструмент, а для настройки лучше отдавать предпочтение классическому методу. Более опытные музыканты останавливаются на альтернативных вариантах. Они позволяют добиться уникального звучания нот и оригинальности композиции.
Источник
Строй гитары Open G
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Гитара — удивительный музыкальный инструмент, завоевавший практически весь мир. Поражает в нём и тот факт, что его легко можно подстроить под любой голос или другой музыкальный инструмент, за считанные секунды изменив строй. Шестиструнная гитара насчитывает не менее двадцати разных строев, пользующихся популярностью среди гитаристов разных стилей игры. Одним из таких настроек является строй Open G, который особенно популярен среди исполнителей шансона. Об особенностях этого варианта гитарного строя и игре в нём рассказывается далее.
Особенности
Сейчас никто наверняка сказать не сможет, кто придумал понизить первую, пятую и шестую струны на стандартной шестиструнной гитаре на 1 тон, чтобы получить открытый гитарный строй соль мажор. Но это и не столь важно, так как более важен результат. А в результате получился строй, при котором все шесть открытых струн (то есть без зажатия на ладах) инструмента звучат аккордом соль мажор (G).
Вот реальное звучание каждой струны на шестиструнке, настроенной в соль мажор:
- первая — ре первой октавы (обозначается D4);
- вторая — си малой октавы (B3);
- третья — соль малой октавы (G3);
- четвертая — ре малой октавы (D3);
- пятая — соль большой октавы (G2);
- шестая — ре большой октавы (D2).
Нотную запись для гитары принято вести на октаву выше её реального звучания, чтобы не перегружать текст дополнительными линейками в нижней части нотоносца, которые усложняют восприятие музыканта при чтении нот с листа. В этом случае звуки открытых струн гитары, настроенной на строй Open G, в нотном виде отображаются следующим образом (в сравнении со стандартным классическим строем):
Если внимательно сравнить строй Open G со строем стандартной классической гитары, то можно заметить, что в открытом соль мажорном строе три струны — вторая, третья и четвёртая (выделены на рисунке выше красным цветом) — остались в той же настройке, что и у классического инструмента. При этом оставшиеся струны — первая, пятая и шестая — в точности соответствуют строю первой, шестой и седьмой струн русской 7-струнной гитары.
В результате получился этакий гибрид, правда, больше походящий всё-таки на семиструнку (без одной струны).
Какой размер струн лучше?
Для открытого строя соль мажор обычных акустических гитар со стандартной мензурой вполне сгодятся металлические струны калибра от 10 до 11 с шестой струной калибров 49-54. Обычно считается, что понижение звука на полутон-тон вполне допустимо для тех струн, которые установлены изначально на гитарах стандартного — испанского — строя. В случаях же, когда диапазон снижения высоты превышает 1 тон, нужно устанавливать более толстый комплект, чтобы избежать биения чересчур ослабленных струн о порожки грифа.
В нашем случае три струны понижены ровно на один тон, так что, вроде бы, беспокойства особого не должно быть. Однако есть мнение, что только при изменении высоты всех струн одновременно на один и тот же интервал можно не заботиться о смене комплекта на более толстый калибр. Поэтому будет правильней всё-таки сменить комплект на 10 или 11 калибр, если изначально на акустической или электрической гитаре будут стоять струны калибра 8 или 9, прежде чем настраиваться на Open G. Выше 11 калибра не следует забираться на акустике, а на рок-гитаре можно попробовать, если есть желание получить ещё более мощный звук от баса.
Но рекомендации, приведённые выше, не следует считать правилами. На каких струнах играть, решает сам музыкант, ориентируясь на свои предпочтения и ощущения. Можно считать этот вопрос сугубо личным делом каждого гитариста.
Варианты настройки на гитаре
Любую гитару (обычную акустику, электрогитару ритм, соло или бас) можно настроить на желаемый строй, в том числе и открытый строй G, несколькими способами:
- по слуху с помощью камертона или другого настроенного музыкального инструмента;
- по слуху «под себя», не используя при этом ни камертон, ни какие-либо музыкальные инструменты;
- используя электронный тюнер (лучше хроматический, который подойдёт для настройки гитарных струн на любые звуки).
С опытом, конечно, придут навыки настройки гитары всеми указанными методами, а новичкам пока что будет доступен лишь один из них — с помощью электронного тюнера. Тем же гитаристам, которые владеют игрой на обычной шестиструнке с классической настройкой, умеющим настраивать струны на ми минорный лад, нетрудно будет немного переквалифицироваться на открытый строй. Им нужно всего лишь со стандартного строя понизить три необходимые струны на тон ниже обычного.
Рассмотрим подробней каждый из указанных выше методов настройки шестиструнного инструмента в соль мажорный открытый строй.
По камертону (другому музыкальному инструменту)
По камертону, имеющему звук ля первой октавы, следует настроить первую струну (самую тонкую). Для этого необходимо зажать её на VII ладу, на котором и расположен идентичный звук. В этом случае открытая первая струна будет звучать нотой ре первой октавы, чего нам и следовало добиться.
После этого камертон можно отложить в сторону, так как получен собственный ориентир — настроенная первая струна. Именно она и обеспечит дальнейшую правильную настройку инструмента.
Первую открытую струну можно и без прижатия привести в нужный тон, если имеется другой правильно настроенный музыкальный инструмент. На этом «другом» инструменте берётся нота ре первой октавы, в унисон которой и нужно подтянуть или ослабить первую открытую струну.
А далее будет удобнее продолжить настройку по приведённому ниже порядку.
- Вторая струна, прижатая на III ладу, должна звучать в унисон с открытой первой. Тогда в свободном (открытом) состоянии она будет звучать нотой си малой октавы.
- Третья струна зажимается на IV ладу, настраиваясь в таком положении на созвучность с открытой второй. Если это получится, то в открытом состоянии она издаст ноту соль малой октавы, как того и требует описываемый строй G.
- Струна №4 зажимается на V ладу и приводится в унисон к звуку третьей открытой. Таким образом, можно будет считать, что открытая она будет звучать нотой ре малой октавы.
- Пятую струну нужно будет прижать на VII ладу, чтобы после её настройки по открытой четвертой она в свободном положении звучала нотой соль большой октавы.
- Шестая струна будет звучать звуком ре большой октавы, если её прижать на V ладу и настроить по пятой открытой.
В помощь к данному алгоритму — рисунок ниже, изображающий настройку схематически:
По слуху «под себя»
Этот вариант отличается от первого только тем, что нужно настроить первую струну чисто по слуху, если есть такой опыт. Если же опыта нет, то натянуть её до такого состояния, чтобы она не болталась, но и не была излишне жёсткой, перетянутой. А уже после этого настройку выполнить по первому методу — каждую следующую струну по предыдущей.
По тюнеру
Самый простой и быстрый вариант. Нужно перевести тюнер или соответствующую программу-настройщик на ПК или смартфоне в автоматический режим и, извлекая звуки из струн, подтягивать показания индикатора до нужных латинских буквенных обозначений звуков, соответствующих строю G, то есть по струнам от первой: D4-B3-G3-D3-G2-D2.
Как играть в строе?
Обучение игре на гитаре в открытом строе G мало чем отличается от каких-либо других строев. Так же всё начинается с переборов (арпеджио) на открытых струнах, изучения способов звукоизвлечения, присоединяется левая рука, затем изучаются аккорды, играются хроматические построения и гаммы.
Но есть и свои особенности.
Например, в такой настройке гитары удобнее играть аккомпанемент под песни, легче брать баррэ (часто лишь одним указательным пальцем).
Всё это способствует быстрому продвижению в части ритма, позволяет раньше овладеть разнообразными видами гитарного боя. Бас при таком строе звучит более мощно, звучно, что, конечно, мотивирует музыканта на дальнейшие успехи.
Приведём примеры нескольких аккордов для гитары в строе G, которых вполне хватит для начала:
Эти аккорды нужно сгруппировать в так называемые боксы, состоящие из связанных между собой гармоний, логично расположенных и имеющих законченную музыкальную фразу.
Например, возьмём такие связки аккордов:
Играя эти боксы в разном ритме и бое, можно хорошо отработать смену аккордов, научиться играть разные виды ритма, изучить гриф гитары.
Кроме того, необходимо научиться понимать табулатурные и нотные записи партий гитары (табы и ноты). Например, разбираться в такой записи:
Это втрое увеличит шансы стать хорошим гитаристом.
Источник