Что такое отпевать ноты

Опевание устойчивых ступеней в мажоре и миноре

Музыкальные произведения состоят из огромного количества разных по высоте, тембру и длительности звуков, составляющих мелодию и гармоническую вертикаль. Существуют также различные виды мелодических конфигураций, одной из которых является опевание устойчивых ступеней, о котором пойдет речь далее.

Ступени лада

В музыке существуют ладовая и тональная систематизации звуков.

Наверное, все, кто когда-нибудь пробовал петь, пусть даже и не профессионально, знают, что бывает ощущение как бы нехватки определенной ноты, нужной для окончания песни. Подобное чувство возникает после звучания неустойчивой ступени, без дальнейшего ее разрешения в устойчивую.

Опевание устойчивых ступеней производится следующим образом:

  • Седьмая — вторая — первая.
  • Вторая — четвертая — третья.
  • Четвертая — шестая — пятая.

Для того чтобы понять, как правильно сделать опевание устойчивых ступеней, вначале необходимо разобраться с такими понятиями, как «лад» и «тональность».

Что такое лад

Лад — система устойчивых и тяготеющих в них неустойчивых звуков и созвучий, дающая точные сведения о звуковысотном (интервальном) расстоянии между всеми ступенями ладового звукоряда.

Существуют различные виды этнических ладов, сформировавшиеся в разные времена, например ионийский, эолийский, фригийский, дорийский, лидийский, миксолидийский, дважды гармонический, мелодический и т. д.

В классической и современной европейской музыке более всего распространены мажорный и минорный (в основном гармонический) лады.

Мажорный звукоряд представляет собой последовательность следующих интервалов:

  • большая секунда;
  • малая;
  • две большие;
  • малая;
  • малая терция;
  • малая секунда.

Основные ступени лада: T — тоника (1-я ступень), S — субдоминанта (4-я ступень), и D — доминанта (5-я ступень).

Остальные ступени звукоряда называются второстепенными, к ним относятся вторая, третья, шестая и седьмая (вводная).

Также существует понятие «производных» звуков, в октаве их всего пять — это ступени, к которым добавляется знак альтерации (бемоль или диез).

В ладотональной музыкальной системе существует понятие «устойчивости» и «неустойчивости» ступеней.

Устойчивые — первая, третья и пятая ступени лада.

Ступени — звуки, из которых состоит лад. Их всего семь. В нотном письме обозначаются латинскими цифрами — от I до VII.

Существуют две системы обозначения нот — буквенная и слоговая. Они сформировались в эпоху Средневековья. Более известным является слоговое обозначение: do-re-mi-fa-sol-la-si, основанное на первых слогах католического песнопения XI в.

Тональности

Тональность — лад, располагающийся на определенной звуковой высоте (частоте). Все тональности, кроме до-мажора и параллельного ля-минора, имеют определенное количество (от 1 до 7) диезов или бемолей, которые необходимо указывать при ключе. Выявить, какие знаки имеет тональность, можно при помощи кварто-квинтового круга.

Существует также порядок последовательности написания диезов и бемолей:

Именно в таком порядке добавляются знаки по кварто-квинтовому кругу. Можно рассмотреть мажорные тональности квинтового круга (диезные), двигающегося в восходящем порядке: до-мажор — нет знаков, в находящемся квинтой выше соль-мажоре — один фа диез. Еще через пять звуков (квинта) от соль-мажора находится ре-мажор, имеющий уже два знака — фа и до диез и т. д.

По такому же принципу работает и квартовый (бемольный) тональный круг: до-мажор — знаки отсутствуют, находящийся квартой выше фа-мажор — один си бемоль, далее, в си бемоль-мажоре — си и ми бемоли и т. д.

Как сделать опевание устойчивых ступеней неустойчивыми

Все неустойчивые звуки имеют некий «окрас незавершенности», поэтому их необходимо разрешать в устойчивые.

Опевание устойчивых ступеней представляет собой конфигурацию из трех нот. Это поочередное воспроизведение двух неустойчивых звуков, а затем и самого устойчивого, находящегося посредине.

Опевание устойчивых ступеней в соль-мажоре:

  • Фа диез и ля — в соль.
  • Ля и до — в си.
  • До и ми — в ре.

Если необходимо обозначить в нотах устойчивые и неустойчивые звуки, то первые пишутся незакрашенными, а вторые — закрашенными.

В упражнениях по сольфеджио часто используется прием опевания устойчивых ступеней, так как это в значительной мере способствует развитию чувства ладового тяготения и музыкального слуха в целом.

Источник

Отпевание усопшего: порядок и правила

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного — Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью — Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных — лишь начало нового пути. «Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение», — говорил Апостол Павел.

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

  1. младенцев — для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское — для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское — для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека — храм его души, а земная жизнь — лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют «усопшим», потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест — символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб — бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик — предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

  • знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел);
  • убедиться, что покойный был крещен;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить все документы о покойном;
  • предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

  • После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
  • После чего поется седален за упокой.
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (или рабу Твою или раб Твоих), и сего (или сию или сих) всели во дворы Твоя, / якоже есть писано: / презирая яко благ прегрешения его (или ея или их) вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче….
  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:
Вои́стинну суета́ вся́ческая, житие́ же сень и ́, и́бо всу́е мяте́тся всяк земноро́дный, я́коже рече́ Писа́ние: егда́ мiр приобря́щем, тогда́ во гроб всели́мся, идеже́ вку́пе ца́рие и ни́щии. Те́мже, Христе́ Бо́же, преста́вльшагося ра́ба Твоего́ или преста́вльшуюся рабу Твою или преста́вльшихся раб Твоих) упоко́й, я́ко Человеколюбец.

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (или ду́шу рабы́ Твоея́ или ду́ши раб Твои́х), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

и заупокойный икос:

Сам еди́н еси́ безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка: земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже пове́лел еси́, созда́вый мя и реки́й ми: яко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилуия́.
  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:
Прииди́те, после́днее целова́ние дади́м, бра́тие, уме́ршему…

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему — подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́ (или ду́ши рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю (их) во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче…
  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (усо́пшей рабе́ Твоей) имярек, и сотвори́ ему́ (ей) ве́чную па́мять.

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле — посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

  • некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно);
  • иноверцев;
  • богоборцев;
  • отрекшихся от Христа;
  • самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

  • Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.
  • Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении.
  • После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.
  • При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола — кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть — не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

Читайте также:

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник

Читайте также:  Ноты для балалайки альт
Оцените статью