Что такое оцифровка аккордов

Джазовые аккорды, цифровка

Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.

Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть. Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.

Будем учить все от простого к сложному. Для начала определим наши звуки:

  • C-до
  • D-ре
  • E-ми
  • F-фа
  • G-соль
  • A-ля
  • B-си

Эти обозначения следует сразу запомнить!

Бывает путаница с аккордом «си» в советской школе его обозначали как «H»-это си, а B-это си бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать «B» как ноту си, а «Bb» как си бемоль.

Цифровка

В современной музыке, в джазе и не только в нем, очень часто встречается игра по аккордам, так называемая «цифровка». Выглядит она очень просто – обычный нотный лист, разделенный на такты, в каждом такте стоит обозначение аккорда или нескольких аккордов, или тональности, кому как удобнее. Если в такте два или более аккорда то как правило, наверху пишут ноты, точнее ритмический рисунок нотными длительностями. Это нужно для того , чтобы понимать сколько какой аккорд должен играться. Так как иногда бывает, что нужно играть первый аккорд три четверти, а четвертый всего лишь одну. Есть и такое, что нужно в такте сыграть ритмическую фигуру, или выделить синкопу. Как раз в помощь этому и служит ритм сверху цифровки. Получается, гармоническая последовательность, которую может сыграть музыкант особо не заучивая ее. Когда есть определенный опыт чтения джазовых цифровок, то достаточно двух трех репетиций, чтобы пойти и сыграть песню на сцене.

Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой.
До-мажор будет обозначен как «C», ре-мажор – «D» и т.д.

В минорные аккорды добавляется маленькая буква m (реже mi, min).
До-минор – «Cm», ре-минор – «Dm» и т.д.

Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (diminished)

Увеличенный аккорд, обозначается aug (augmented)

Семерка означает малую септиму, maj большую септиму, пятерка — квинту. По сути любая цифра обозначает ступень лада, знак «+» или «-» рядом с цифрой говорит о том, что эта ступень соответственно повышенная или пониженная.

Аккорды очень просто выстраивать по гамме. Для этого нужно хорошо представлять ее аппликатуру. например перед вами аккорд «C7/9». Что мы видим? До-мажор, плюс малая септима и плюс нона, тоесть звук «ре» только желательно где-нибудь в верхних голосах.

  • M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
  • m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
  • °, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
  • Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
  • aug — увеличенный
  • 7, х — малый мажорный (доминантовый)
  • add — добавленная ступень
  • sus — задержание (замена ступени, как правило терции например: Сsus4 — получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 — большая секунда)
  • omit — пропуск ступени
  • — , ♭- понижение ступени аккорда
  • +, ♯ — повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

Обозначения возле основной буквы

Обозначения возле основной буквы аккорда могут появляться рядом выше (верхний индекс), ниже (нижний индекс), частично сверху, частично снизу. В разных школах приняты различные обозначения, что иногда вносит путаницу. Это не должно вас смущать. Не все обозначения употребляются часто. Некоторые достаточно редкие, единичные, вышедшие из употребления и т.д. Однако, кто знает какие ноты попадуться вам? В какой системе будет цифровка ? Никто не знает. Поэтому желательно иметь представление обо всём.
Важно запомнить и понять, что в основе обозначения аккордов лежит миксолидийский лад (или мажорный лад с понженной VII седьмой ступенью). Поэтому если в аккорде написана цифра 7, то в аккорде будет звучать малая септима. Так же, если цифра стоит больше 7, н апример 9 или 11, то, как правило, септима будет в составе аккорда по умолчанию.

Обозначения без дополнительных уточнений

Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.

Трезвучия

  • C — мажорное трезвучие
  • Cm, Cmi, Cmin — минорное трезвучие
  • Cm-5, Cm♭5 (иногда C°, Сdim, как и уменьшённый септаккорд) — уменьшенное трезвучие
  • С+, Caug — увеличенное трезвучие

Септаккорды

Септаккорды — основа джазовой гармонии. Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. (плюс Малый увеличенный и Большой уменьшённый, которые являются, строго говоря, септаккордами нетерцовой структуры) Естественно, что каждый из них обозначается по-разному:

  • Большой мажорный — Cmaj7, Cmaj, CΔ, CM
  • Большой минорный — Cmmaj7, CmΔ, C-Δ7
  • Малый мажорный — C7
  • Малый минорный — Cm7
  • Малый уменьшённый (полууменьшённый) — CmØ, Cm7/-5, Cm7/♭5, Cm5-/7
  • Уменьшенный — C° (иногда обозначает ум. трезвучие), C°7, Cdim7, Cdim , Cverm
  • Большой увеличенный — C5+/maj7, C5♯/maj7, Сaug/maj7, C+Δ7
  • *Малый увеличенный — C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
  • *Большой уменьшённый — СmM7♭5, C-Δ7♭5

Нонаккорды

Нонаккорды — это теже септаккорды с добавленной ноной.

  • C9 — малый мажорный септаккорд + большая нона
  • С-9 — малый мажорный септаккорд + малая нона
  • CM9, Cmaj9 — большой мажорный септаккорд + большая нона
  • Cm9 — малый минорный септаккорд + большая нона
  • C+9, C7/+9 — малый мажорный септаккорд + увеличенная нона

Другие аккорды:

  • C6 — мажорное трезвучие с добавленной секстой
  • Cm6 — миноное трезвучие с добавленной секстой
  • С add9 — мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы!)
  • Csus4 — трезвучие с задержанной квартой (вместо терции берётся кварта)
  • Csus2 — трезвучие с задержанной секундой (вместо терции берётся секунда)
  • C9omit5 — нонаккорд с пропуском квинты

Обращения

  • C/E — мажорное трезвучие «до», в басу «ми» (мажорный секстаккорд)
  • Cm/G — минорное трезвучие «до», в басу «соль» (минорный квартсекстаккорд)
  • C7/G — малый мажорный септаккорд «до», в басу «соль»

С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.

Источник

Аппликатура аккордов для шестиструнной гитары

Что такое аппликатура аккордов для шестиструнной гитары? Это схемы, по которым пальцами зажимаются струны на грифе, чтобы получилось извлекать правильные звуки.

Схема аккордов на гитаре для начинающих

Если вам нужна простая схема аккордов на гитаре для начинающих, то вам подойдут 9 вариантов, которые изображены на картинке слева. Они открытые. Это значит, что вам не придется зажимать баре, когда вы будете их брать. Играть таким образом вам будет намного проще, если использовать именно эти схемы в начале обучения.

Для тех, кто уже освоил гитару, в середине статьи мы приведем таблицу основных аккордов и в конце дадим расширенный вариант таблицы для того, чтобы вы могли добавлять в свои песни дополнительные музыкальные краски.

Таблица аккордов для шестиструнной гитары

На этом рисунке приведены схемы и таблица аккордов для шестиструнной гитары для начинающих гитаристов с не очень большим опытом, которые используются в игре чаще всего.

Если у гитары будет не 6, а 7 струн, тогда схемы будут выглядеть иначе. Это нужно помнить, так как для семиструнного инструмента используется другой строй.

Обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре

Если вы немного учили сольфеджио, то знаете, что в музыке применяются буквенные обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре.

  • Ля – это A;
  • Си – H (или B, можно встретить оба варианта);
  • До – C;
  • Ре – D;
  • Ми – E;
  • Фа – F;
  • Соль – G;

От этих букв получается и общее обозначение, такое как литера А обозначает мажорный аккорд Ля. Две литеры подряд Am – минорный ля.

Если добавить маленькую букву m, после основного символа, обозначающего ноту, получится минорный аккорд, такой как Am. Соответственно запись без дополнительных букв и символов говорит о мажорном звучании.

  • A, B (H), C, D, E, F, G – это мажорные аккорды.
  • Am, Bm (Hm), Cm, Dm, Em, Fm, Gm – это минорные аккорды.
  • A7, B7 (H7), C7, D7, E7, F7, G7 – это септаккорды.

Так же используются различные цифры и знаки бемоль и диез. В популярной и рок музыке вы обычно встретите только диезы #. В этом нет ничего странного, так как на самом деле, если подойти к этому с логической точки зрения, то диез и бемоль дублируют друг друга.

Наверное, вы знакомы с очень популярным сейчас инструментом – укулеле. Так вот – этот гавайский народный инструмент имеет на 2 струны меньше и гораздо проще в обучении. Если вам сложно начать с полноценной «шестиструнки», вы можете для начала освоить гавайский укулеле. Так вам будет проще и удобнее переходить от простых мелодий к более сложным.

Принципы создания музыки

Для любого музыкального инструмента построение мелодии и создание музыки основано на одинаковых принципах. Так что, на вопрос: «Какие бывают аккорды на гитаре» можно ответить – «Точно такие же, как и на других инструментах».

Полная таблица аккордов для шестиструнной гитары показана рисунке. Для акустики и классики таблица будет одинаковой.

На самом деле вариантов бесконечное множество и зная теорию музыки вы сможете легко изобретать и модифицировать их самостоятельно. Почитайте статьи по сольфеджио на нашем сайте и приходите к нам на урок теории.

Скорее всего вам вряд ли понадобятся все обозначенные варианты. Так же стоит помнить, что все комбинации на грифе имеют одинаковые законы построения (Вы же знали, что в музыке все математически точно?).

Вы можете просто передвинуть пальцы вниз по грифу на половину тона (1 лад), зажав баре и получите следующую тональность. Ноты поменяются на всех струнах. Теми же пальцами вы будете извлекать похожие звуки, но в другой тональности.

Для того, чтобы делать это бегло и играть легко, вам нужно будет освоить баре. Освоить баре не сложно, обычно для нулевого уровня нужно около месяца времени, чтобы все стало получаться легко и красиво.

Кстати, именно по причине того, что играть музыку можно в любой тональности, в интернете можно встретить разные варианты аккордных последовательностей для разных песен. В целом, обычно, это просто разные тональности.

В чем трудности у новичков

Для новичков, которые первый раз взяли в руки гитару, сложнее всего настроить правильно все 6 струн. Но самый частый вопрос у новичков – это как читать схемы аккордов на гитаре.

Как читать схемы

Точки на картинке – это места, где нужно зажимать струну, а линии – это порожки на грифе, разделяющие лады. Самая толстая линия обозначает начало первого лада.

А струны настраиваются очень просто по нотам:

  1. Ми;
  2. Си;
  3. Соль;
  4. Ре;
  5. Ля;
  6. Ми.

Просто скачайте на свой телефон программу – тюнер и забудьте о проблеме настройки.

Если у вас возникли вопросы по обозначениям, вы можете написать нам на почту, позвонить по телефону или прийти на пробное бесплатное занятие. Уже на пробном уроке преподаватель сможет объяснить вам с нуля то, что вызывает у вас первоочередные вопросы.

В музыкальной школе Future Music мы проводим занятия для взрослых и детей любого уровня подготовки. Приходите на первый урок игры на гитаре с нуля, и мы расскажем, как зажимать и правильно играть аккорды!

Материалы по теме

Михаил Шуфутинский третье сентября

В честь 3 сентября мы сделали небольшой кавер на одноименную песню Михаила Шуфутинского. Смотрите!

Как играть аккорд Cm

Как играть аккорд Cm на гитаре. Схема четырех вариантов постановки руки.

Как играть аккорд Am

Как играется аккорд Am (Ля минор) на гитаре. Смотрите, как это правильно делать!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Как читать цифровки

Поскольку уже не первый раз возникает путаница с чтением цифровок в статьях про аккордовые последовательности,то считаю нужным уточнить и объединить те принципы которые я использую для обозначения аккордов.

Существует два вида обозначения гармонического движения буквенно-цифровое и римская система счисления

В этой статье расскажу о буквенно-цифровой системе

Это система обозначения аккордов привязанных к конкретной тональности.

Для обозначения используются звуки латинского алфавита начиная от ноты ля.

Ответ на этот вопрос можно найти взглянув на клавиатуру классического фортепиано.

Нота A самая низкая нота применяемая в классической музыке — поэтому ее и взяли в качестве точки отсчета.

Итак двигаясь по буквам латинского алфавита от буквы A — ля мы получим обозначения нот для все диатонической шкалы,то есть B си, С — до и т.д Если выписать ноты от до то получиться CDEFGAB.

Сразу обратите внимание,что нота B это си,а встречающееся обозначение ноты Си,как H считаю анахронизмом и никогда не использую,но знать ее на всякий случай нужно.

Кстати, буква B во времена средневековья использовалась для обозначения ноты Си-бемоль поскольку мажоро-минорной системы не существовало,а от ноты Ля строился фригийский лад.Затем для обозначения ноты Си выбрали следующую букву алфавита то есть H.

Итак, обозначения нот у нас есть.Как обозначить с помощью них аккорды?

Я пользуюсь следующей системой.

Большие буквы обозначают всегда мажорное трезвучие.То есть при написании любой ноты,например F — говорим аккорд F мажор.

Для обозначения минорных трезвучий добавляем букву m — Am, Dm и т.д

Любые видоизменения трезвучий рассматриваем,как альтерированные.Для этого я использую знаки + и — или соответственно # и b

Отсюда следует,что для обозначения уменьшенного трезвучия используем обозначение альтерации 5 ступени минорного аккорда(поскольку уменьшенное трезвучие является по сути минорным с пониженной 5 — с точки зрения эстрадной гармонии) и получаем -5 или b5.Например Cm-5 или Сmb5

Для обозначения увеличенного трезвучия будем использовать повышение 5 ступени.Я не использую обозначени #5 поскольку возникнет обозначение C#5 то есть C# квинта,если же написать С5#, то не понятно к какой ступени относиться диез,так как по правилам написания и чтения цифровок алтерация относиться в следующей за ней ступенью. Например С7#9 . Поэтому для обозначения увеличенного трезвучия используем +5 или сокращение aug(увеличенное).Получаем С+5 или Caug.

Следующий вид аккордов — это трезвучия с секундой и квартой вместо терции.Для их обозначения используются сокращения add — добавленая или sus задержанная.

Я предпочитаю следующий вариант обозначения:

add указывает на добавление ступени к трезвучию или септаккорду без изъятия других ступеней.

То есть например обозначение C add9 — это трезвучие C мажор с 9 ступенью или нотами СEGD.

Если же используется трезвучие СDG тогда используем sus2 поскольку нота D в аккорде и является задержанием к терции аккорда.

Для обозначения аккорда СFG используется просто sus,поскольку задержание 4 ступени является образцовым.Однако иногда можно указывать и sus4.

Если же используется трезвучие с 11 ступенью,то она указывается,как надстройка add11 — при этом нужно помнить о том,что 11 ступень чаще всего используется натуральная — то есть повышенная относительно мажорной гаммы.Аккорды же мы строим относительно их натурального звучания(то есть обертонового). Поэтому следующий аккорд

обозначначается,как С add#11

Нотная запись и обозначения рассмотренных аккордов

Для обозначения большого мажорного септаккорда используется Maj7.Например, Сmaj7. Следовательно все надстройки также будут указываться для базового септаккорда — Cmaj9 — Большой мажорный с ноной. Cmaj7#5 и т.д.

Большой минорный септаккорд обозначается соответственно m(maj7) — как понятно из обозначения maj7 указывает на мажорную септиму,а не на терцую.

Минорные септаккорды обозначаются как m7

Полууменьшенные 7b5 или 7 -5

Малый мажорный септаккорд просто 7

Уменьшенный dim или o — например С#0

Поскольку нонаккорд по умолчанию является доминантовым,то и обозначение надстройки 9 — относится к септаккорду.То есть нет необходимости писать С79 — пишут просто С9. То же касается ундецимаккордов С11 и терцдецимаккордов С13.

Следовательно минорные нонаккорды обозначатся,как Сm9 — здесь все достаточно прозрачно.

Для обозначения трезвучия с секстой используют цифру 6 и называют такие аккорды секстаккордами(не путать с обращениями трезвучий). Например С6 или Am6 — при чем минорный секстаккорд подразумевает мажорную сексту,то есть:

Также существуют секстнонаккорды — которые обозначаются 69 или 6/9

Альтерации в любом аккорде выставляются на общих основаниях — например G7b5#9.

Верхняя надстройка аккорда всегда предполагает наличие терции и септимы.Это следует из предыдущих обозначений.

То есть, аккорды должны включать как минимум 2-3 ноты при игре в ансамбле и четыре при сольной игре — для избежания неоднозначных трактовок.

При возникновении нестандартных или редких сочетаний используются те же правила обозначения.Например если нужно указать на наличие в аккорде сексты,не терцдецимы пишут С7/6 это аккорд СEGABb и обозначение говорит о наличии малой секунды.

Последнее обозначение это многоэтажные аккорды.Дроби используются для обозначения обращений — например С7/Bb и политональных аккордов — A/B.

Иногда сложные аккорды обозначаются,как более простые с другим басом(что может быть в некоторых случаях более удобно) — например Cmaj7#5 — можно обозначить как E/C — что проще для чтения.

Итак — это базовые принципы,которыми пользуюсь я для обозначения аккордов и их последовательностей.

Минус данного метода,что он не позволяет показать схему последовательности и при перенесении ее в другую тональность нужно думать о транспозиции и т.д.

Для более глубоко изучения гармонии используется римская система счисления о которой я расскажу в следующей статье

Источник

Оцените статью