Что такое палатетик у гитары

Струны

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: guitar.ru
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 20 марта 2016 г.

Медиатор или плектр?

Каждый гитарист знает, что медиатор для гитары – это такая тонкая заостренная пластина, которой при игре ударяют по струнам. Но откуда появилось это название?

Всё очень просто. Слово «медиатор» произошло от латинского слова mediator, что означает «посредник». Ведь это и вправду посредник – между вашими пальцами и струнами гитары.

Но иногда медиатор для гитары называют странным словом «плектр». На самом деле ничего странного тут нет: это слово произошло от древнегреческого plectron – от plesso, «ударять» (в том числе и по струнам).

В нашей стране больше прижилось слово «медиатор», а вот в английском языке медиатор всегда называют плектром (plectrum). В английской разговорной речи плектры называют еще проще – picks.

Толщина медиатора для гитары

По толщине медиаторы делятся следующим образом:

  • Extra Light – очень тонкие (толщина меньше 0,44 мм)
  • Light – тонкие (толщина 0,45 — 0,69 мм)
  • Medium – средние (толщина 0,70 — 0,84 мм)
  • Heavy – толстые (толщина 0,85 — 1,20 мм)
  • Extra Heavy — очень толстые (толщина больше 1,20 мм)

Чем толще медиатор, тем сильнее будет атака и более мощное звучание гитары. Но это нужно не всегда – например, на акустических гитарах играют «чесом» тонкими медиаторами, чтобы добиться звона струн.

Из чего сделаны медиаторы?

Чаще всего медиаторы для гитары изготавливают из пластмассы.

Под пластмассой подразумевается несколько полимерных материалов. Из нейлона обычно делают медиаторы толщиной до 1 мм. Такие медиаторы отличаются мягкостью и гибкостью, но быстро изнашиваются.

Запатентованные американской химической фирмой DuPont материалы Tortex и Derlex также используются в гитарных медиаторах. Они имеют немного шероховатую на ощупь поверхность и лучше держатся в пальцах. Износ долгий. По толщине имеют диапазон от Light до Heavy.

Еще одна разновидность пластмассы – Ultex. Имеет немного блестящую поверхность, изнашиваются медленно.

Есть и другие полимерные материалы, из которых изготавливают медиаторы – делрин, лексан, акрил и пр. Все они имеют примерно одинаковые эксплуатационные характеристики с минимальной разницей в звучании.

Но существует множество других материалов, находящих определенный спрос у гитаристов. Вот некоторые из них.

Медиатор из панциря черепахи. Многие думают, что такими пользовались еще в начале прошлого века, однако и сегодня такие медиаторы можно найти на ebay – стоят они около 20 долларов и изготавливаются вручную. Изнашиваются быстрее, чем пластмассовые, но у них есть при этом одна особенность – даже очень тонкие костяные медиаторы имеют большую жесткость и не прогибаются.

Металлические медиаторы. Дают звонкое звучание с металлическим оттенком. Струны изнашиваются быстрее. Многие (например, Брайан Мэй) используют не металлический медиатор, а монету.

Керамические медиаторы. При игре выдают звук, похожий на звук при ударе ногтем о струну. По остальным характеристикам похожи на пластмассовые гитарные медиаторы, за исключением того, что не гнутся.

Деревянные медиаторы. При игре таким медиатором звучание теплое, мягкое. Деревянные медиаторы стачиваются довольно быстро, поэтому их изготавливают только из твердых сортов древесины.

Медиаторы из стекла. Если существуют стеклянные слайды, то почему бы не сделать и стеклянные медиаторы? И они существуют! Медиаторы для гитары из стекла тяжелые по весу и, естественно, твердые. Но, может быть, именно это вам и требуется?

Медиаторы из камня. Бывают и такие – вероятно, раньше всех их начали изготавливать пещерные люди. Но каменные медиаторы можно встретить и сегодня. Например, фирма Pick Boy изготавливает их из полудрагоценного агата. Полированные медиаторы получаются очень красивые, с прожилками.

Карбоновые медиаторы. Углепластик – современный и технологичный материал. Медиаторы для гитары из углепластика могут быть очень тонкими, легкими, но при этом сверхтвердыми. Выдают плотное, жесткое звучание. Следует иметь в виду, что после игры на пальцах у вас может остаться угольная пыль.

Надо заметить, что разница в звучании медиаторов, изготовленных из разных материалов, есть, но она совсем небольшая. Гораздо больше на звук влияет толщина и масса медиатора.

Форма медиатора

Чаще всего медиатор для гитары можно изготовить любой формы, особенно из материалов, получаемых литьем. Но среди всего этого медиаторного многообразия все же можно выделить несколько популярных форм.

Стандартная форма. Медиаторы именно такой формы выпускаются больше всех.

Каплевидная форма.

Джаз. Выпускает Dunlop.

Треугольник

Акулий плавник

Что выбрать?

Найти именно «свой» медиатор – задача непростая. У каждого гитариста свои собственные требования к медиатору, его форме и размерам, толщине и материалу. Часто гитаристы используют разные медиаторы, играя на разных гитарах. Так что гитарист сможет осознанно сделать выбор, только поиграв большим количеством самых разнообразных медиаторов.

К счастью для нас медиаторы для гитары стоят не так и дорого, и перепробовать разные варианты может даже гитарист с ограниченным бюджетом. Дерзайте!

Источник

Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

Строение гитары. Общая информация

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

Розетка

Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

Накладка на гриф

Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

Валики колковой механики на классической гитаре

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

Накладка на пятку

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

Струны

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

Источник

Оцените статью