- Метал >Гармонизация партий соло-гитары в тяжелой музыке
- РИС. 1 Мелодическая (первая) линия
- РИС. 2 Первая гармония (вторая линия) — на терцию выше мелодической линии
- РИС. 3 Вторая гармония (третья линия) — на квинту выше мелодической линии
- Соло на гитаре: виды и особенности техники
- Что такое соло на гитаре?
- Из чего состоит сольная партия?
- Как научиться технике игры на соло-гитаре?
- Подготовка
- Изучение боксов, гамм, аккордов
- Отработка навыков
- Список простых песен, с которых стоит начать учить сольную партию
- Как научиться играть любую гитарную партию (соло или рифф)?
- 1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)
- 2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)
- 3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)
- 4. Отработка фрагментов под оригинальный трек (промежуточная посадка фрагментов)
- 5. Отработка гитарной партии под минусовку
- Заключение
Метал >Гармонизация партий соло-гитары в тяжелой музыке
Без гармонизованных партий соло-гитары в тяжелой музыке не обойтись.
Внимательно послушайте любую известную песню Judas Priest, Iron Maiden, Metallica, Megadeth и многих других подобных групп. Вы сразу поймете, что я имею в виду.
Начинающие гитаристы часто спрашивают меня, как создавать многослойные гитарные гармонии и какие ноты лучше выбирать. В качестве ответа на этот вопрос я покажу вам сегодня простой и эффективный способ построения классической для тяжелой музыки гармонизованной гитарной партии в трех частях.
Первое, с чем нужно определиться, это гамма. Чаще всего металлисты предпочитают минорные гаммы, а именно, натуральный минор (также известный как эолийский лад). Интервальная структура натурального минора выглядит так: 1 2 b3 4 5 b6 b7. Вот соответствующие ноты в тональности Е минор: E F# G A B C D. Этой гаммой мы и воспользуемся сегодня. Так же про гармонизацию минорной гаммы можно почитать здесь.
На РИС. 1 изображена мелодическая, или первая, линия, которую я написал специально для этого урока. Открытую шестую струну мы используем в качестве педального тона — лучше, если вы будете глушить ее ладонью правой руки. Мелодическая линия играется в ритме восьмых нот (время от времени добавляется четвертная нота). Открывающий рисунок (такт 1) повторяется в тактах 3 и 5 и играет роль темы. Сыграйте эту мелодию несколько раз, чтобы хорошо запомнить ее.
РИС. 1 Мелодическая (первая) линия
*во всех примерах следует глушить открытую шестую струну ладонью
Теперь добавим гармоническую, или вторую, линию. Чтобы ее создать, проще всего взять ноты на терцию выше, чем сама мелодическая линия, оставаясь при этом в диатонических рамках соответствующей гаммы (то есть не выходя за ее пределы). На РИС. 2 вы видите первую гармонию. После повторения педального тона (нота Е — открытая шестая струна) играем первую зажатую ноту — это нота G (вторая доля первого такта). Она на терцию выше ноты Е (первой ноты мелодической линии).
РИС. 2 Первая гармония (вторая линия) — на терцию выше мелодической линии
Чтобы определить ноты, лежащие на терцию выше, можно просто подняться от исходной ноты на две ступени вверх по гамме. Например, после ноты Е в гамме Е минор идут ноты F# и G. Поэтому получается, что нота G находится как раз на две ступени выше ноты Е. Берем ее. С четырехнотной фразой на третьей и четвертой доле такта 1 на РИС. 1 поступаем точно так же. Она начинается с ноты G, значит, гармоническая линия начнется с ноты В — на две ступени выше (см. РИС. 2). И так далее.
Теперь добавим вторую гармоническую линию. Принцип тот же. Начинаем с первой ноты первой гармонии. Это нота G. Отступаем на терцию вверх и получаем ноту В. Полученная вторая гармоническая линия представлена на РИС. 3 . Все ее ноты на терцию выше первой (см. РИС. 2) и они входят в состав гаммы Е натуральный минор. Между мелодической линией и второй гармонической линией интервал в квинту. Если сыграть все три части одновременно, получится отличная гармония.
РИС. 3 Вторая гармония (третья линия) — на квинту выше мелодической линии
А сейчас предлагаю вам поэкспериментировать с мелодиями в разных гаммах. Возможностей очень много. Главное — начать!
Спасибо за классный урок для гитары, соло под такой рифф будет звучать великолепно!
Раньше не понимала, что такое соло и что такое рифф на гитаре. Теперь все понятно.
Источник
Соло на гитаре: виды и особенности техники
Существует много способов сделать композицию ярче, насыщеннее, выразительнее. Гитарное соло – один из наиболее часто встречающихся. Сделать акцент, усилить звук, рассказать историю способен гитарист, взяв сольную партию. Жанр не самый легкий. Обучение занимает время, требует усидчивости, упорства.
Что такое соло на гитаре?
Сольная партия исполняется отдельно на основе текущей композиции. Один из инструментов отходит от базовых ритмов, переходя на непродолжительное индивидуальное исполнение. Место – обычно после второго куплета, перед третьим. Многие музыканты полагают, что соло – главная часть песни. Мнение не лишено смысла. Небольшое по времени, оно усиливает эмоцию – композиция становится более грустной, мелодичной или, наоборот, живой, динамичной.
Количество на одно произведение не ограничено. В разновидностях рока встречаются несколько переборов подряд, а в тяжелых направлениях могут отсутствовать. Итог зависит от фантазии, предпочтений, настроения музыкантов.
Считается, что видов сольного исполнения так же много, как исполнителей. Некоторое обобщение позволяет выделить несколько основных типов:
- Пассаж – типичен для жанра рок, исполнения в акустическом стиле. Не ограничен определенным нотным рисунком, музыкант получает полную свободу выражения чувств через инструмент. Пример можно прослушать в композициях групп Metallika, Pink Floyd (Dogs).
- Атональный – характерен для треш-стилей (Grindcore, блэк-метал). Назначение – усилить агрессию, свирепость, «резать» слух. Хорошо слышно в песнях Pig Destroyer, Juno Bloodlust.
- Мелодичный – партия строится на основании песни, несколько изменяется стиль звучания. Встречается в некоторых композициях «Кино».
Из чего состоит сольная партия?
В теории музыки нет четкого описания структуры сольного гитарного выступления. Просто не может быть. Исполнение партии предполагает выражение чувств, эмоций посредством гитары. Игра должна идти «от сердца», а не от сухой формальности. Поэтому правил по гитарным соло не существует. Некоторые композиции начинаются с такой части, продолжаясь три и более минут, не заканчиваясь с вступлением голоса. Придумывать собственные варианты – допускается и приветствуется.
Как научиться технике игры на соло-гитаре?
Выступать с сольной частью можно практически на любом инструменте – бас-гитара, акустика. Большинство композиций оказывались более мелодичными в акустическом варианте (Led Zeppelin, Panopticon).
Главное – четко знать, что и как передать слушателю, уметь чувствовать мелодию, ритм, передавать эмоции через музыку.
Подготовка
Научиться воспроизводить соло на гитаре можно самостоятельно в домашних условиях. Важная часть – подготовка. В первую очередь касается техники работы правой, левой руки, положения тела. Базовые принципы игры на гитаре необходимо освоить до начала обучения сольному мастерству. Большую часть информации можно получить из интернет-ресурсов. Важно смотреть и слушать, отработка движений строится на систематическом повторении. Разбор песен на схемы поможет скорее разобраться в технике игры. Многие известные соло-гитаристы были самоучками.
Несколько уроков стоит взять у профессионального преподавателя. Главное – постановка рук. Если в самом начале не освоить правильное положение, о многих виртуозных упражнениях придется забыть (пассажи, свипы, другое) – выполнение станет физически невозможным.
Играют при помощи пальцев или медиатора. С медиатором звучание становится более звонким, но требуется сноровка. Рекомендуют начинать обучение с работы пальцами.
Необходимо определиться, как играть – будет соло исполняться на бас-гитаре или акустической.
Изучение боксов, гамм, аккордов
Гамма – это сочетание семи нот, дают тональность или необходимый лад. Разделяются на боксы, аккорды, музыкальные интервалы. Впоследствии из последовательности нот получается мелодия.
Начинающему соло-гитаристу в первую очередь рекомендуется осваивать боксы, гаммы. Подробные схемы, таблицы можно взять из специальной литературы, интернета.
Внимание! Изучать информацию, воспринимать схематические изображения музыкальных композиций невозможно без базовых знаний о нотах, обозначениях. Запомнить будет просто на практике, первоначально следует, как минимум, ознакомиться с теоретической частью (символика, цифры струн, ладов, нот).
Табулатуры – нотная грамота гитаристов. Научиться пониманию табулатуры (табов) необходимо до начала обучения. Большая часть уроков, композиций, примеров записаны посредством табулатурных обозначений. Написание новых песен также потребует знания табов.
После освоения боксов переходят к практике на аккордах. Профессионалы рекомендуют закольцованные соло-композиции – One-Chord Backing Tracks. Небольшие аудио-дорожки с последовательно записанными аккордами разной тональности. Включив их на компьютере, можно пробовать играть на инструменте. Получится аккомпанемент, под который гитарист начинает солировать. Интернет содержит множество вариантов.
Отработка навыков
Развивать уровень игры простого соло на гитаре несложно:
- четыре пальца (кроме большого) фиксируют лады на одной струне;
- поочередно ставятся пальцы неспешным темпом;
- после освоения быстрого темпа на первой струне переходят ко второй и так далее.
Играть соло на любой гитаре начинают с упражнений в предложенном варианте, затем переходят к обратному порядку. Так тренируется техника, прорабатываются движения. Отработка требует длительного времени. Переходить к сложным техникам можно только после обретения полной уверенности в базе. Нельзя забывать про правильное положение рук.
Правая рука – основная. Левой необходимо научиться бегло переводить пальцами по грифу. От скорости, четкости движений зависит темп игры, общее звучание, сложность проигрываемых мелодий. Немаловажную роль играет разминка – профессиональные гитаристы советуют уделять не менее двадцати минут, лучше – час. Разминочными могут быть самые простые упражнения.
Главный совет профессиональных музыкантов, как научиться играть соло на гитаре – разучивание большего количества соло-композиций.
Внимание! Нужно постоянно выучивать новые сольные мелодии, техники игры, стили.
Рекомендация поможет накопить запас музыкальных оборотов. Впоследствии выражать собственные чувства, мысли станет проще. Появится возможность сочинять новые соло.
Список простых песен, с которых стоит начать учить сольную партию
Новичкам подойдут простые по мелодичности песни. Подобрать подходящую по интересу будет просто. Например:
- Сектор Газа «Сказочная тайга»;
- популярная композиция от группы Сплин «Орбит без сахара»;
- всеми любимая «Там за туманами» (Любэ);
- Вячеслав Бутусов «Девушка по городу»;
- «Спокойная ночь» (группа Кино).
Песни, звучание которых известно, играются легко.
Обучение сольным партиям – процесс немногим более сложный, чем освоение начальных вещей. Постоянная практика, настойчивость, усидчивость приведут к значительному уровню мастерства.
Источник
Как научиться играть любую гитарную партию (соло или рифф)?
В современном мире, насквозь пронизанном всемирной паутиной, одной из наиболее актуальных проблем у гитаристов начинающего и среднего уровней является неумение работать с учебным материалом, а не отсутствие такового. Существует огромное количество как специализированных на обучении игре на электрогитаре ресурсов, так и множество локальных видеоразборов различных гитарных произведений или упражнений частными преподавателями или же самими авторами. Любой желающий, если не поленится, загуглит и найдет для себя учебный материал на любой вкус.
Однако возникают следующие вопросы: что делать дальше с этим материалом? Пользоваться ли табулатурами? Если разучивать соло или риффы, то маленькими фразами или большими кусками? В какой момент надо начинать играть под метроном? Какой начальный темп выбрать? В данной статье я постараюсь ответить на эти и другие вопросы, возникающие на этот счет.
Для начала необходимо разобраться, что подразумевается под «разучиванием гитарной партии». Для этого разделим процесс работы с учебным материалом на 5 этапов:
1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)
2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)
3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)
4. Отработка фрагментов под оригинальный трек
5. Отработка гитарной партии под минусовку
Под фразой понимается короткая последовательность из 4 нот и более в зависимости от их длительностей. Размер каждой фразы должен выбираться для каждого человека индивидуально по принципу логической завершенности и возможности ее базовой посадки. Фрагмент содержит в себе несколько подряд идущих фраз продолжительностью от 5 секунд и более. Соответственно, гитарная партия представляет собой последовательность фрагментов.
Итак, рассмотрим каждый этап более подробно.
1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)
Для тех, кто учится играть на электрогитаре с помощью преподавателя, пофразовый разбор гитарной партии должен осуществляться во время проведения занятия. Преподаватель обязан наиподробнейшим образом продемонстрировать и разъяснить все особенности всех фраз в разучиваемой гитарной партии, а именно: какие технические элементы используются, в каком контексте, взаимодействие технических элементов друг с другом, расположение фразы в ритме, механизм глушения лишних струн, динамичность и импульсивность звукоизвлечения, оптимальность движения рук, синхронизация и т.д.
Людям, осваивающим электрогитару самостоятельно, придется пройти данный этап в одиночку. Чтобы облегчить эту задачу, рекомендую ознакомиться с общими принципами игры на электрогитаре.
2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)
Базовая посадка фразы в руки также должна выполняться в присутствии преподавателя, который производит оценку уровня восприятия материала студентом и качество выполнения фраз. Иными словами, во время базовой посадки преподаватель обязан убедиться в том, что студент понял фразу и без проблем сможет самостоятельно ее сыграть дома, выполняя следующие этапы данного алгоритма.
Для тех, кто находится в свободном плавании, делать выводы относительно результатов базовой посадки опять-таки придется самому. Следует отметить, что в связи высоким уровнем сложности разбираемой гитарной партии начало базовой посадки может происходить и без метронома.
3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)
Для того чтобы понять, как располагается фраза в ритме, можно попытаться проговорить ритмический риснок под клик метронома, а затем постараться его воспроизвести. Однако, лучше всего воспользоваться игрой под табулатуру Guitar Pro. Преимущество данного метода заключается в возможности точной локализации необходимой фразы (в т.ч. убавлении сторонних инструментов), регулировки темпа воспроизведения, а также зацикливании. Если табулатуры отсутствуют, рекомендую не лениться и набить их самостоятельно. Своим студентам я предлагаю табулатуры собственного авторства. Актуальность табулатур, выложенных в интернете, необходимо тщательно проверять (подавляющее большинство из них абсолютно некорректны). Если же набивать табулатуры возможности нет, то пользуйтесь метрономом.
Обращаю внимание на то, что табулатуры нужны именно для формирования представления о расположении фразы в ритме, а не для «игры с листа», как считают многие. В случае добросовестного выполнения 1-го и 2-го этапов текст фраз, впрочем, как и их звучание, выучатся наизусть, и напоминания в виде табулатур будут ни к чему. Кроме того, необходимо понимать, что отработка фраз под Guitar Pro не отменяет игру под метроном, которая в свою очередь представляет собой обязательный компонент алгоритма посадки материала в руки.
При работе под метроном самое главное — найти актуальный темп (темп, при котором фраза сыграна идеально, т.е. выполняются все принципы звукоизвлечения). Как только данное обязательное условие будет выполнено, можно считать, что 70% работы позади — далее остается только финишная прямая в виде постепенного наращивания темпа. Прирост темпа должен составлять, как правило, 2-5 ударов в минуту и осуществляться только при наличии положительной тенденции (разучиваемая фраза должна быть сыграна идеально не менее 3 раз подряд (1 раз — случайность, 2 раза — совпадение, 3 раза — тенденция). Чем это число больше, тем лучше. К примеру, Steve Vai добивается идеального повторения фразы 11 раз подряд.
4. Отработка фрагментов под оригинальный трек (промежуточная посадка фрагментов)
Когда из отработанных под Guitar Pro и метроном фраз можно будет составить фрагмент, следует приступать к работе с оригинальным треком. Для этого понадобится программа Amazing SlowDowner (Roni Music), которая позволяет изменять темп воспроизведения трека, а также его тональность независимо друг от друга. Кроме того, в ней имеется возможность с точностью до фрейма выбрать начало и конец фрагмента, воспроизведение которого будет осуществляться циклично.
Данные преимущества дают возможность отрабатывать фрагмент под оригинальный трек. Необходимо выставить комфортный темп воспроизведения исходя из условий полного выполнения принципов ритмичности, динамичности, импульсивности, чистоты, оптимальности и синхронизации. При таком режиме работы уровень громкости своей гитары необходимо выставить немного выше, чем громкость трека. В случае идеального совпадения двух партий плотность звука не изменится, в случае хотя бы малейшего рассинхрона — наоборот, звук замутнится. Когда произойдет идеальное слияние двух партий, следует увеличить темп на 2-5%. Именно такой прирост темпа проходит наименее «болезненно» для мозга, что позволяет сохранить выполнение большей части принципов на новом рубеже. Затем выполнение данного этапа повторяется вплоть до достижения 100% темпа.
Бывают ситуации, когда нужно пренебречь некоторыми принципами и отрабатывать материал в более высоком темпе. Дело в том, что если руки гитариста «не знакомы» с определенной скоростью игры, то христоматийно отрабатывая фрагмент с выполнением всех принципов игры на электрогитаре, можно надолго зависнуть на одном темпе. В таких случаях допускается повышение скорости в ущерб чистоте, оптимальности или синхронизации. Поиграв некоторое время на несвойственных для себя скоростях, мышцы «знакомятся» с новым для себя режимом работы. Далее необходимо вернуться в исходный темп и продолжить отработку фрагмента. После таких манипуляций проблемный барьер будет пройден.
Указанный способ эффективен только после 3-го этапа, т.к. играя именно под метроном, отрабатывается большинство параметров звукоизвлечения, необходимых для игры под оригинальный трек в общем миксе.
5. Отработка гитарной партии под минусовку
Отработка гитарной партии под минус является завершающим и неотъемлемым этапом данного алгоритма. Именно игра под минус погружает гитариста в максимально боевую обстановку. Рассмотренные выше 4 этапа фактически являются подготовкой к работе с минусовкой.
Однако не стоит забывать про разные ощущения от игры под плюс и под минус. Зачастую студенты, научившиеся играть материал под плюс, испытывают трудности при игре под минус. Не стоит этому удивляться. Играя под плюс, гитарист пользуется «ориентирами» оригинальной партии, на «помощь» которых он рассчитывает. В минусовке же единственным ориентиром является партия ударных с синхронизированным с ним басом, и гитарист вынужден ориентироваться только на нее.
Заключение
Эффективность данного алгоритма проверена годами. Конечно же, неопытным гитаристам будет нелегко без помощи преподавателя на 1-м и 2-м этапах. Но, как известно, не боги горшки обжигают. Если гитарист честен перед самим собой относительно своего звукоизвлечения и выполнения общих принципов игры на электрогитаре, то у него все получится.
В дополнении следует отметить, что научиться круто играть на электрогитаре без регулярных сессий звукозаписи и анализа своего звука (как слухового, так и визуального), практически невозможно. Дело в том, что при игре на электрогитаре (особенно при разучивании новых риффов или соло) львиная доля мозга занята звукоизвлечением. Прослушивая себя в записи, все внимание можно сконцентрировать на анализе собственной игры и сделать наиболее объективные выводы относительно ее качества.
Источник