Что такое пауэр аккорд

Что такое пауэр аккорд

Power-аккорды довольно сильно распространены в рок-музыке, а «тяжёлая» музыка без них просто немыслима. Довольно сложно найти музыканта, играющего на электрогитаре и ни разу не опробовавшего power-аккорды.

Итак, давайте рассмотрим, что же такое power-аккорды. Для начала послушайте звуковой пример, чтобы было ясно, о чём речь:

Пример звучания power-аккордов

Рисунок 1. Ритм партия звукового примера.

Что такое терцевая структура аккордов

Скорее всего, вы знакомы с мажорными и минорными трезвучиями, септаккордами (нонаккордами и т.д.). При описании этих аккордов всегда обращается внимание на то, что их звуки могут быть расположены по терциям. По терциям. Это важный момент. Аккорды, звуки которых могут быть расположены по терциям, называют аккордами терцевой структуры.

Структура power-аккорда

Power-аккорд может состоять из двух или трёх нот. Вообще, аккордом называют сочетание трёх или более звуков, а две ноты не составляют аккорда. И несмотря на это, power-аккорд вполне может состоять из двух нот. Эти две ноты составляют интервал квинту. Если быть более точным — чистую квинту (3.5 тона). Взгляните на рисунок:

Рисунок 2. Power-аккорд из двух нот.

Синей скобкой обозначен интервал чистая квинта.

Если аккорд состоит из трёх нот, то третья нота добавляется сверху так, чтобы между крайними звуками образовался интервал октава:

Power-аккорд из трёх нот:

Рисунок 3. Power-аккорд из трёх нот.

Синей скобкой обозначен интервал чистая квинта, а красной — октава.

Обратите внимание — power-аккорд не является аккордом терцевой структуры, поскольку две его ноты не могут быть расположены по терциям:

  • в случае аккорда из двух нот, между звуками — чистая квинта;
  • в случае аккорда из трёх нот, между нижним и средним звуками — чистая квинта, между средним и верхним звуками — чистая кварта, между крайними звуками — октава.
Обозначение power-аккорда

Обозначается power-аккорд цифрой 5. Связано это с тем, что основной интервал, составляющий аккорд (квинта), также обозначается цифрой 5. Примеры обозначений: G5, F#5, E5 и т.д. Как и в обозначениях других аккордов, буква перед цифрой обозначает основу аккорда.

Довольно часто power-аккорды называют «квинтаккордами». Говорят, что исполнитель играет «на квинтах». Опять же, название вытекает из образованного интервала.

Наклонение power-аккорда

Вспомните мажорное и минорное трезвучия: между крайними звуками образован интервал чистая квинта, а средний звук делит чистую квинту на две терции (большую и малую). Именно средний звук трезвучия задаёт наклонение: оно либо мажорное, либо минорное. У power-аккорда нет этого звука (можно сказать, что power-аккорд получен из трезвучия, у которого убрали средний звук), в результате чего наклонение аккорда не определено. Оно либо угадывается (подразумевается) в контексте произведения, либо отсутствующая нота может присутствовать в партии другого инструмента. Оба варианта представлены на рисунке ниже:

Рисунок 4. Наклонение power-аккорда.

Посмотрите на рисунок. Нижняя партия (а-ля ритм) содержит power-аккорды, верхняя — соло. В рамку синего цвета обведена первая доля, в красную рамку — вторая доля, в зелёную — третья и четвёртая доли.

Первая доля. На протяжении первой доли звучит power-аккорд А5, который состоит из двух нот: A и E. Верхняя партия (соло) содержит ноту C (обведена красным кружком). Она и определит наклонение, поскольку « дополняет » power-аккорд до минорного трезвучия (A-C-E). Если быть более точным, в данном случае нота С является аккордовым звуком (загляните в наш словарь).

Вторая доля. Здесь звучит аккорд Е5, который опять же не определяет наклонение. Однако в солирующей партии есть нота G# (обведена красным кружком), которая « дополняет » аккорд Е5 до мажорного трезвучия (E-G#-H). И в этом случае нота G# является аккордовым звуком.

Третья и четвёртая доли. Это концовка нашего музыкального фрагмента. Ритм партия содержит power-аккорд А5, состоящий из трёх нот, не определяющих наклонение. Солирующая партия берёт одну единственную ноту A, которая ни коим образом не определяет наклонения. Тут мы уже «додумываем» минор, поскольку наши уши только что слышали А5 с минорным наклонением на первой доле.

Если есть необходимость, в нашем словаре Вы можете посмотреть, что такое «Наклонение» подробнее.

Обращение power-аккорда

Поскольку power-аккорд состоит только из двух (различных) звуков, он имеет одно обращение. При переносе нижнего звука на октаву вверх, либо верхнего звука на октаву вниз, образуется интервал чистая кварта. Такой вид обращённого аккорда тоже используется в рок-музыке, но гораздо реже необращённого вида.
На рисунке ниже показаны оба способа получения обращения power-аккорда:

Рисунок 5. Обращение power-аккорда, вариант 1.

Вариант 1. Обращение, полученное путём переноса нижнего звука на одну октаву вверх. Синей рамкой обведён power-аккорд, а красной — его обращение.

Рисунок 6. Обращение power-аккорда, вариант 2.

Вариант 2. Обращение, полученное путём переноса верхнего звука на одну октаву вниз. Синей рамкой обведён power-аккорд, а красной — его обращение.

Обращение power-аккорда (квинтаккорда) довольно часто называют квартаккордом (по названию образовавшегося интервала).

Обращение power-аккорда подчиняется правилам обращения интервалов. Вы можете ознакомиться с ними подробнее в статье «Обращение интервалов».

Применение power-аккорда

Обычно квинтаккорды играют на электрогитаре с использованием приборов дополнительной обработки звука: distortion или overdrive. В результате аккорд звучит насыщенно, плотно, мощно, напористо. Аккорд хорошо «читается», т.к. чистая квинта (и чистая кварта, полученная в результате обращения квинтаккорда) являются консонирующими интервалами (совершенный консонанс).

В рамках нашего сайта мы затрагиваем теорию музыки, поэтому мы не будем подробно останавливаться на способах и нюансах игры квинтаккордами. Заметим только, что обычно эти аккорды берут на «басовых» струнах (4-я струна, 5-я струна и 6-я струна), а остальные струны в игре не принимают участия. При взятии power-аккорда часто струны чуть-чуть приглушают ладонью правой руки, что сильно изменяет характер звука.

Итоги

Вы познакомились с популярными в рок-музыке power-аккордами.

Источник

Пауэр-аккорд

Пауэр-аккорд (англ. power-chord ) — аккорд, состоящий из основного и квинтового тонов, обычно играемых на электрогитаре с использованием эффекта «перегруза» [1] . Наиболее часто пауэр-аккорды используются в рок-музыке [2] .

Содержание

История

Не существует единого мнения по поводу того, кто первым использовал пауэр-аккорды в музыкальных произведениях. Наиболее распространена версия Кита Ричардса, по которой пауэр-аккорд был изобретен Линком Рэем, использовавшим этот аккорд в 1958 году на инструментальной композиции «Rumble» [3] .

Тем не менее, пауэр-аккорды также встречаются на более ранних, но менее коммерчески успешных записях. Роберт Палмер утверждал, что блюзовые гитаристы Вилли Джонсон (англ. Willie Johnson ) и Пэт Хэйр (англ. Pat Hare ), работавшие на Sun Records в 1950-е годы, являются подлинными создателями пауэр-аккорда. Доказательством этого может служить игра Джонсона в композиции «How Many More Years», записанной в 1951 году вместе с Хаулин Вульфом (англ. Howlin’ Wolf ), а также партия Хэйра в записанном в 1954 году блюзе Джеймса Коттона (англ. James Cotton ) «Cotton Crop Blues» [4] .

В 1964 году хитом стала песня The Kinks «You Really Got Me», построенная на пауэр-аккордах [5] . Быстрая смена аккордов, встречающаяся в этой песне, в дальнейшем стала типичной для тяжелых хард-роковых риффов.

Окончательной популяризации пауэр-аккордов способствовали хэви-метал группы, такие как Black Sabbath и Deep Purple.

Анализ

При применении эффекта «перегруза» в спектре сигнала появляется большое количество гармоник. Чётные гармоники придают тембру инструмента объём и глубину. Нечётные гармоники также консонируют с основным тоном, однако при игре нескольких нот одновременно они могут диссонировать с другим основным тоном и его гармониками. Более того, вследствие интермодуляции одновременно звучащие ноты при искажении порождают звуки, определяемые разностью их частот.

Обычно аккорды состоят из трёх нот, поэтому при применении эффекта «перегруза» образуются три пары нот, и порождаются три вторичных звука, вносящих диссонанс. Пауэр-аккорд замечателен тем, что как гармоники основных тонов, так и звуки, определяемые разницей частот, находятся в гармонии с основными тонами. Поэтому даже при сильном «перегрузе» пауэр-аккорд звучит чище и мощнее обычных аккордов [6] , что объясняет название аккорда («мощный» — англ. «powerful» )

Звуки, входящие в состав пауэр-аккорда, образуют квинту — один из самых совершенных (после октавы) консонансных интервалов [7] , — поэтому пауэр-аккорд звучит сравнительно мощно даже без применения эффекта «перегруза».

Терминология и классификация

Существуют два основных способа построения пауэр-аккорда: по двум нотам (основному и квинтовому тонам) [8] и по трем нотам (основному тону, квинтовому тону и основному тону через октаву) [9] . Хотя пауэр-аккорд, состоящий из двух звуков, в классической музыке относится не к аккордам, а к интервалам [10] , данный термин получил широкое распространение среди рок-музыкантов и гитаристов.

Пауэр-аккорд относится к аккордам нетерцовой структуры и обозначается цифрой 5 (C5, D5 и т. д.) Построенный по квинтам пауэр-аккорд является квинтаккордом, поэтому соответствующую технику игры на электрогитаре часто называют «игрой квинтами» [11] . Обращение квинтаккорда, образованное перемещением основного тона вверх на октаву, называется квартаккордом, однако данный аккорд не имеет стандартного обозначения и используется довольно редко [12] .

В пауэр-аккордах отсутствует терцовый тон, поэтому они не являются ни мажорными, ни минорными. Ввиду того, что пауэр-аккорды можно использовать как в мажорном, так и в минорном аккомпанементе, их иногда называют универсальными [13] .

Строение аккорда

Так как основной и квинтовый тона в составе пауэр-аккорда могут повторяться через октаву, любой аккорд может быть построен несколькими способами. Можно выделить следующие основные варианты построения пауэр-аккорда (основной и квинтовый тон обозначены соответственно через 1 и 5):

  • 1-5 — чистая квинта (A)
  • 1-5-1 — квинтаккорд (B)
  • 5-1 — чистая кварта (C), которая также является пауэр-аккордом, так как подразумевает пропущенный основной тон
  • 5-1-5 — квартаккорд
  • 1-5-1-5 и 5-1-5-1 — чистая квинта и чистая кварта (D), взятые через октаву

Аккорды в нижнем регистре могут звучать гулко и неясно, а в верхнем — слабо и недостаточно глубоко, поэтому чаще всего пауэр-аккорды берутся в среднем регистре.

Аппликатура

Для воспроизведения пауэр-аккордов на гитаре обычно требуется только одна аппликатура. Пальцы можно двигать вдоль струн, выбирая лад, соответствующий нужному аккорду [14] .

Стандартный строй

Квинтаккорд — 1-5-1 — может браться от шестой струны следующим образом: основной тон берется на любом ладу, квинтовый тон — на пятой струне через два лада, основной тон через октаву — на четвертой струне через два лада. От пятой струны аккорд берется аналогичным образом. От четвертой и от третьей струны аккорд берется таким же образом, но на второй и первой струнах звуки берутся на один лад выше.

Чистая квинта — 1-5 — берется тем же образом, что и квинтаккорд, но верхняя из трех струн не играется.

Чистая кварта — 5-1 — может браться одним пальцем, как, например, в риффе из песни Deep Purple «Smoke on the Water»:

Квартаккорд — 5-1-5 — может браться от шестой и пятой ступени двумя пальцами: нижние две струны берутся одним пальцем, верхняя — другим на два лада выше. При построении квартаккорда от четвертой и третьей струн ноты на первой и второй струнах играются на один лад выше. В качестве основного тона пауэр-аккорда выступает средняя нота квартаккорда, а не нижняя.

Пониженный строй (Dropped D)

В пониженном строе пауэр-аккорды от всех струн, кроме шестой, берутся аналогично стандартному строю.

При пониженном строе гитары (Dropped D) квинтаккорд от шестой струны может играться одним пальцем, при этом аккорд D5 может быть сыгран на трех открытых струнах:

В большинстве случаев пауэр-аккорд играется не более чем на трех струнах. Однако пониженный строй позволяет сыграть пауэр-аккорды на четырех, пяти и даже шести струнах:

Интересные факты

  • В процессе игры с использованием пауэр-аккордов могут образовываться параллельные квинты, являющиеся запрещенным приемом голосоведения [15] .

Примечания

  1. Квинт-аккорды (power-chords). AmDm.ru. Архивировано из первоисточника 11 марта 2012.
  2. FAQ: Музыкальная теория. Guitar.ru. — Как играть аккорды типа D5, G5 и т.п. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012.
  3. История LINK WRAY. ofmusic.ru. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012.
  4. Robert Palmer, «Church of the Sonic Guitar», pp. 13-38 in Anthony DeCurtis, Present Tense, Duke University Press, 1992, pp. 24-27. (англ.)
  5. Robert Walser Running with the Devil: Power, Gender, and Madness in Heavy Metal Music. — Wesleyan University Press, 1993. — ISBN 0-8195-6260-2 (англ.)
  6. Александр АвдуевскийУсиление и перегруз…. Gutars.ru.
  7. Теория музыки. Онлайн-энциклопедия «Кругосвет». — Теория музыки в историческом развитии. Архивировано из первоисточника 11 марта 2012.
  8. Michael MillerThe Complete Idiot’s Guide to Music Theory. — 2nd Edition. — 2005. — С. 122. — 314 с. — ISBN 978-1592574377 (англ.)
  9. Glossary of Guitar Terms (англ.) . Mel Bay Publications, Inc.. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012.
  10. Аккорд. Классическая музыка.ru. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012.
  11. Power chords. Игра квинтами.. MetalTab.ru. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012.
  12. Классификация аккордов. Guitar Studio. — Аккорды нетерцевой структуры. (недоступная ссылка — история)
  13. Марк Филипс, Джон Чаппел Часть III. Усложненная техника исполнения // Гитара для «чайников». — Киев: Диалектика, 2009. — 304 с. — ISBN 978-5-8459-0815-5
  14. Электрогитара для новичков. Урок 5. novmuz.net. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012.
  15. Гармония. Программа для музыкальных ВУЗов по специальности «Пение». Министерство культуры СССР. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012. (PDF)

Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд

Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Пауэр-аккорд» в других словарях:

Аккорд — У этого термина существуют и другие значения, см. Аккорд (значения). Аккорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo согласовываю) созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. Применительно к… … Википедия

Пауэр-метал — Направление: метал Истоки: Спид метал, Хэви метал Место и время возникновения: Середина 1980 х … Википедия

Пауэр-Метал — Направление: метал Истоки: Спид метал, Хэви метал Место и время возникновения: Середина 1980 х, Германия … Википедия

Пауэр-металл — Пауэр метал Направление: метал Истоки: Спид метал, Хэви метал Место и время возникновения: Середина 1980 х, Германия … Википедия

Пауэр метал — Направление: метал Истоки: Спид метал, Хэви метал Место и время возникновения: Середина 1980 х, Германия … Википедия

Прометеев аккорд — Состав аккорда: большая секунда большая секста большая терция малая септима увеличенная кварта прима Прометеев аккорд (прометеевский аккорд, прометеевское … Википедия

Тристан-аккорд — аккорд f h dis1 gis1, выполняющий роль лейтгармонии в опере Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Тристан аккорд визитная карточка гармонического стиля Вагнера и символ позднеромантической гармонии в целом. Содержание 1 Краткая характеристика … Википедия

Кластерный аккорд — (от англ. cluster гроздь) многозвучие, дающее или сплошное заполнение акустического пространства, или образование шума. На фортепиано кластеры получаются с помощью нажатия кулаком, ладонью или локтем на клавиатуру. Кластерные… … Википедия

Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев. Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального… … Википедия

Септаккорд — Септаккорд аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название. С точки зрения классической музыки, добавление… … Википедия

Источник

Оцените статью